Памятка

Популярные статьи

Разбор дорожных ситуаций

Интернет-магазин автомобильной литературы

Это может быть интересно

Главная » Вопрос - Ответ

Разворот на дороге вне перекрестка через обочину

Разворот на дороге вне перекрестка через обочину

Вопрос читателя, касающийся разворота вне перекрестка на дороге, имеющей четыре полосы движения.

Ситуация. Дорога, четыре полосы для движения, по две в каждую сторону. При развороте с левой полосы придется заехать на обочину. Выезд на обочину разрешен только для остановки. Правила разрешают выполнить разворот с правой полосы (обочины), но это мне представляется опасней. Никто на легковых автомобилях с правой полосы не разворачивается в такой ситуации. Можно ли развернуться с левой полосы с заездом на обочину?

Но в ПДД есть прямое указание о заезде на обочину для остановки (пункт 12.1); есть допустимость заезда на обочину, правую в момент начала разворота (пункт 8.8); запрет движение по обочине (пункт 9.9). Гужевые повозки и прочее не рассматриваем.

Если при развороте заехать на обочину, которая с левой стороны по ходу движения в момент начала разворота, тогда не будет ли это трактоваться, как движение по обочине (пункт.9.9)?

Ответ.

Теме разворотов вне перекрестка посвящена статья Выполнение разворота. Часть1, и данный ответ можно счесть как дополнение к той статье.

На дороге в четыре полосы встречные потоки разделяются разметкой 1.3 (двойная сплошная), пересекать которую запрещено. Разворот на таких дорогах выполняется на перекрестках и в отведенных для этого местах, обозначенных знаками 6.3.1 «Место для разворота» и 6.3.2 «Зона для разворота» или разметкой 1.11 (сплошная линия вместе с прерывистой).

Поскольку в вопросе не указано наличие разметки на дороге, предположим, что разметка имеется, и разворот осуществляется в разрешенном для этого месте.

Подъезжаете к месту разворота по левой полосе, заблаговременно включаете левый «поворотник» и с соблюдением приоритета (пункт 8.8) начинаете разворот. Если вы при этом не вписались в проезжую часть, а заехали на обочину, то целесообразно остановиться, и только после остановки, пропустив уже теперь попутный транспорт, начать движение с левым указателем поворота от обочины.

Заезд на обочину, остановка на ней (ниже по тексту) и выезд с обочины в процессе разворота не трактуется как «движение по обочине», т.е. нарушением не является, поскольку обочина предназначена для остановки ТС (пункт 12.1), а для этого требуется на нее заехать.

Если, выполняя разворот вне перекрестка, вы упретесь в бордюр (например, вместо обочины будет бордюрный камень либо еще что-то), тогда, чтобы закончить разворот, придется немного сдать назад-вправо (как в упражнении Разворот в три приема). В этом случае, во время движения назад, необходимо включить правый указатель поворота. Движение задним ходом в этой ситуации не запрещено, поскольку действие происходит вне перекрестка и в разрешенном для разворота месте (пункт 8.12). Таким же образом можно развернуться не заезжая на обочину. Но при таком способе разворота нужно понимать следующее:

Когда автомобиль располагается под углом к дороге, то не всегда удается правильно оценить обстановку сзади автомобиля (еще многое зависит от конструкции, типа ТС, у кого-то на машине затемненные задние стекла, грязь на них и пр.), а движущийся задним ходом автомобиль в случае ЧП находится в более проигрышной ситуации по отношению к другим ТС (пункт 8.12).

Для чего следует сделать остановку на обочине, если дуга разворота не вписалась в проезжую часть? Важность остановки после заезда на обочину при выполнении разворота объясняется двумя причинами:

1 – это запрет на движение по обочине (пункт 9.9);

2 – чтобы убедиться в безопасности начала движения с обочины (пропустить вперед попутный транспорт, т.е. уступить ему дорогу).

Как еще можно обеспечить себе дополнительное пространство для разворота?

Понятие «крайнее левое положение» предполагает, что нужно сместить автомобиль на проезжей части влево в пределах левой полосы. Т.е. необходимо «прижаться» к сплошной линии, разделяющей встречные потоки, левым бортом автомобиля, и это будет крайнее положение.

Если предположить, что дорога относительно свободна и ничто не мешает маневру (встречных машин нет и справа никто не теснит), то начать разворот можно не из крайнего левого положения (т.е. не прижимаясь к двойной сплошной), а из середины или от правого края левой полосы вашего направления.

Когда из-за крупных габаритов не хватает места для разворота вне перекрестка, то Правила не запрещают, т.е. допускают, осуществить сей маневр от правого края проезжей части (с правой обочины) (пункт 8.8). Но в таком случае разворот, естественно, не должен противоречить пункту 8.11 ПДД, и следует уступить дорогу не только встречным машинам, а еще и попутному транспорту. В случае ДТП виновным будет признан разворачивающийся автомобиль – нарушение правил маневрирования.

Бывают ситуации, когда нет уверенности, что маневр не будет противоречить ПДД. Это может быть любой маневр, а не только разворот. Тогда остается два варианта: первое – все-таки рискнуть и второе – воздержаться от маневра или поискать для него другое место. Многое, в общем, зависит от ситуации, но целесообразно использовать второй вариант.

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.