Противоречивый перекресток


12 комментариев

Тема данной статьи — проезд сложного нерегулируемого перекрестка, одна из дорог которого имеет газон, расположенный посередине.

Бывает так, что газоны имеются на обеих дорогах, образующих перекресток. Своим расположением газоны разделяют транспортные потоки встречных направлений.

Газоны бывают разной ширины, и в результате пересечения таких дорог образуется перекресток с двумя, и реже, с четырьмя пересечениями проезжих частей.

В этих случаях газон посередине дороги играет роль выполненной конструктивно разделительной полосы.

Следовательно, чем шире газон, тем длиннее участок дороги между условными пересечениями проезжих частей, и тем больше размеры самого перекрестка.

Поскольку мы рассматриваем перекресток неравнозначных дорог, то одна дорога определяется знаками приоритета как главная, вторая, соответственно, второстепенная.

Подъезжающий к перекрестку по главной дороге пользуется преимущественным правом проезда перед теми ТС, которые подъехали по второстепенной дороге (пункт 13.9 ПДД).

Сложность проезда перекрестков, образованных дорогами с газоном посередине, состоит в том, что из-за отсутствия уточняющих знаков приоритета, порядок предоставления приоритета иногда становится непонятным.

Дело в том, что взаимное расположение главной и второстепенной дорог может быть в двух вариантах.

Первый вариант: главной дорогой перекрестка является дорога с газоном посередине; тогда схема приоритетов на обеих дорогах подчиняется требованиям пунктов 13.9 и 13.12 ПДД.

Второй вариант: главной дорогой перекрестка является дорога без газона, которая пересекает второстепенную дорогу, имеющую газон посередине.

Во втором варианте соблюдение требования пункта 13.12 в процессе разъезда машин, подъехавших по второстепенной дороге (с газоном посередине), может привести к ДТП.

В этом варианте возникает вопрос: а как же, все-таки, правильно соблюсти приоритет, чтобы и ПДД не нарушить, и в ДТП не попасть.

Ниже по тексту эта ситуация будет подробно рассмотрена.

Два и четыре пересечения

Предположим, вы подъезжаете с перекрестку по второстепенной дороге (вдоль газона), и вам нужно повернуть налево, на пересекаемую главную дорогу.

В этом моменте возникает несколько вопросов:

1)  Повернув из-под знака 2.4 «Уступите дорогу» налево, в направлении главной дороги, и заехав в пространство между газонами, можно ли считать манёвр поворота завершённым?

2)  После того, как вы повернули в разрыв газона, но еще не выехали на второе пересечение, двигаетесь ли вы теперь по главной дороге?

3)  Должны ли вы уступить транспортному средству, выезжающему с встречной второстепенной проезжей части (расположенной по другую сторону газона), как требует пункт 13.12?

 

Нам интересен именно тот случай, когда второстепенной дорогой является дорога с широкой разделительной полосой (газоном) посередине, потому что именно в этом случае возникает противоречие между пунктами 13.12 и 13.9 ПДД.

Уступать или не уступать

В этой ситуации пункт 13.12 ПДД обязывает вас уступить дорогу выезжающим машинам с встречной второстепенной проезжей части (располагающейся по другую сторону газона) в направлении прямо и направо.

Но в таком случае ваш автомобиль, поскольку после поворота он уже расположится в направлении главной дороги, затормозит движение ТС, подъезжающих по главной дороге.

А ведь, у тех ТС, которые движутся по главной дороге, имеется преимущество, согласно пункту 13.9 ПДД. И они будут вынуждены остановиться, и ждать, пока ваш автомобиль не освободит проезд.

Расположение автомобиля в направлении главной дороги после поворота на перекрестке юридически не дает права считать, что автомобиль уже находится на главной дороге.

Этот участок перекрестка, включая тот, который расположен между газонами, одинаково принадлежит и главной дороге и второстепенной дороге перекрестка.

И отсюда возникают основные вопросы приоритета: кто из водителей, выезжающих на перекресток с второстепенных дорог, обязан уступить первоочередное право проезда? Ответ ниже.

Въезжая на перекресток этого типа (когда у второстепенной дороги широкий газон посередине, и этот газон имеет «прямой срез») с второстепенной дороги, целесообразно «забыть» о существовании пункта 13.12.

Другими словами, нужно уступить дорогу любому транспортному средству, которое уже движется по главной дороге или только повернуло на главную.

Ниже в тексте — об этом подробнее.

 

Посмотрим на эту ситуацию с той стороны, когда встречный по отношению к вам автомобиль, с второстепенной дороги поворачивает налево (рисунок ниже, красный авто).

Этот автомобиль заехал на перекресток, повернул, и теперь располагается слева от вас. Уступить ему дорогу или не уступать?

Вы подъехали к пересечению (ваш автомобиль — белого цвета). Пересекаемая дорога — это главная дорога.

Когда другой автомобиль по отношению к вам подъезжает справа, по главной дороге (черный авто справа), то вы в любом случае обязаны ему уступить (пункт 13.9 ПДД).

А вот с теми автомобилистами, которые подъезжают с левой стороны, в пространстве между газонами, часто возникают «недопонимания».

На рисунке красный автомобиль, повернул с встречной проезжей части второстепенной дороги, и подъехал ко второму пересечению (перед которым находится ваш авто).

В соответствии с пунктом 13.12 ПДД этот красный авто должен уступить вам дорогу. НО! вслед за ним (за красным автомобилем) на перекресток заезжает черный автомобиль, и у него преимущество!

Ведь, если бы по этой дороге ехал только черный автомобиль слева, то ему в любом случае вы обязаны уступить, потому что он движется по главной дороге.

Поэтому, целесообразно уступить также и красному автомобилю, который повернул с второстепенной дороги. Если этого не сделать, то возникает аварийная ситуация.

Чтобы в этой ситуации избежать разногласий, нужно понять следующее:

Перед вами расположен знак 2.4 «Уступите дорогу». Вы видите автомобиль слева, и вы по разным причинам можете не знать, по какой дороге он заехал на перекресток: с главной или с встречной второстепенной.

В данный момент он уже едет по направлению главной дороги. Поэтому целесообразно уступить ему дорогу.

Уступить дорогу

Даже если тот автомобиль (на рисунке — красный) после своего поворота налево остановится, чтобы уступить дорогу вам, целесообразно, по ситуации, махнуть ему рукой, мол, проезжай, не задерживай других, которые едут по главной.

Это действие может избавить вас от многих возможных неприятных последствий.

Ну а если такой его поступок (что он вас пропускает) действительно окажется безопасен (все зависит от ситуации), тогда можно им воспользоваться, и проехать первым.

 

На тот случай, если вы на таком перекрестке поворачиваете налево (в роли красного автомобиля), нужно помнить, что траектория поворота из одного пересечения в другое должна осуществляться по длинной дуге.

Это необходимо для того, чтобы после поворота не оказаться на участке встречного направления движения. См. статью Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.

А когда после поворота в разрыв газона вы подъедете ко второму пересечению, прежде чем его проехать, сначала нужно убедиться, что вам уступают дорогу.

Большинство аварий на перекрестках этого типа случаются, как раз, по причине следующего взаимного непонимания:

1) — повернувший налево (с второстепенной дороги) считает, что он после поворота находится уже на главной дороге;

2) — выезжающий водитель со встречной второстепенной проезжей части, расположенной через газон, слепо считает, что у него по отношению к повернувшему налево, приоритет, который дает ему пункт 13.12.

И если они в этой ситуации друг друга не понимают, то случается ДТП.

Чтобы этого ДТП избежать, недостаточно хорошо управлять автомобилем. Необходимо понимание этой ситуации, и понимание того, что происходит.

Преимущество в движении определяется не формальным приоритетом, а гарантией того, что ДТП не произойдет.

В любом случае перед тем, как воспользоваться своим приоритетом, сначала нужно убедиться, что вам уступают дорогу.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «проезд нерегулируемого перекрестка » и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Подъезжаем к перекрестку и поворачиваем налево;
Правила проезда нерегулируемых перекрестков;
Что делать, если ваш приоритет игнорируют;
Проезд нерегулируемых перекрестков;
Правила проезда перекрестка налево;
Причины возникновения ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

12 комментариев

  1. Виктор

    29.12.2017 18:28

    Подскажите пожалуйста, а в ПДД последней редакции внесены какие-то изменения по поводу того, о чем говорится в данной статье, в каком пункте правил указано, как следует проезжать противоречивый перекрёсток?

  2. Сергей Д.

    30.12.2017 22:06

    Здравствуйте Виктор.

    Правила проезда нерегулируемых перекрестков изложены в разделе 13 ПДД.

    В статье схематично представлен вариант перекрестка дорог с разделительной полосой, на котором указанные правила проезда могут истолковываться двояко, вследствие чего есть вероятность попасть в ДТП.

    Предложенная схема проезда, как раз, и помогает избежать столкновения, и не противоречит ПДД.

  3. Виктор

    31.12.2017 19:38

    Здравствуйте! В разделе 13 ПДД ничего не сказано о проезде противоречивых перекрёстков.

    Из чего следует, что на приведённой выше схеме (если придерживаться строгого соблюдения ПДД), водитель красного автомобиля обязан уступить дорогу белому автомобилю, выполняя требования пункта 13.12, так как оснований (согласно пункту 1.2) сделать вывод что он находится на главной дороге, у него нет. Всё правильно?

  4. Сергей Д.

    31.12.2017 23:36

    Совершенно верно, Виктор.

    Согласно пункту 13.12 красный автомобиль должен уступить белому авто.

    Но если за белым автомобилем едут другие машины, то красный вынужден остановиться на перекрестке и ждать, пока освободится проезд.

    Этим самым «красный» перекроет дорогу для черного авто, и всем едущим за «черным» по главной дороге, а у них преимущество, т.к. они находятся на главной дороге. Создается опасная обстановка.

    Чтобы избежать подобных ситуаций, в статье предложен безопасный вариант проезда таких перекрестков.

    Но, еще раз повторюсь, использовать свой приоритет нужно тогда, когда вы уверены, что вам уступают дорогу.

  5. Виктор

    01.01.2018 06:45

    Здравствуйте Сергей! Я с вами полностью согласен и думаю, на таких перекрёстках лучше бы службы, которые занимаются регулированием движения, установили бы знак 2.1 перед вторым пересечением.

    Но знак не ставят, возможно, потому, что если установить дублирующий знак 2.1, надо было бы еще установить дополнительно знак 4.1.5 «Движение прямо или налево», либо знак 5.7.2, но всё-таки это было бы удачнее, чем разбирать спорные вопросы при ДТП.

  6. Сергей Д.

    01.01.2018 12:40

    Здравствуйте Виктор.

    Да, «лишний» знак приоритета (2.1 «Главная дорога») непосредственно на широком пересечении внес бы ясность в дорожную обстановку.

    Но его по каким-то причинам не устанавливают, или устанавливают в неких избранных случаях.

  7. Александр

    30.01.2018 22:08

    Не считаете ли Вы правильным выделить (регламентировать) проезд сложных (нестандартных) нерегулируемых перекрёстков с двумя и более ППЧ данного типа в отдельный пункт ПДД, ну допустим в п.13.12 (1)

  8. Сергей Д.

    31.01.2018 14:08

    Здравствуйте Александр.

    В таком случае придется приводить к стандарту разделительные газоны (пункт 1.2 ПДД, они бывают широкие и узкие).

    Хорошее предложение внес Михаил (коммент 17.10.2022). На перекрестках этого типа сделать пункт 13.9 приоритетным над 13.12.

    Было бы достаточно организовать должным образом проезд подобных перекрестков, да и вообще дорожных участков, на которых приоритет может быть истолкован двояко.

    Например, установить дополнительно знаки приоритета.

    Но прежде чем их установить, нужно это как-то обосновать, этим должен заниматься кто-то из контрольно-надзорных органов.

    В каком-нибудь конкретном районе (населенном пункте) можно попробовать добиться этого через администрацию, подключив СМИ.

  9. Леонид

    16.08.2020 09:14

    На последней схеме которую вы здесь выложили, для того чтобы не создавать на этом пересечении ДТП, надо перед вторыми пересечениями поставить ещё по одному знаку 2.1 и поворачивающий перед вторым знаком тоже будет видеть, что движется по главной.

    Только установив перед вторыми пересечениями знаки 2.1 как требуют ПДД РФ устанавливать их перед каждым пересечением, можно снизить аварийность на этом перекрёстке.

    ПДД должны помогать водителям, а не ставить их перед выбором на который остаются секунды. ОДД на этом перекрёстке составлял тот, кто неудачно сдал ЕГЭ в школе. Комментарий водителя профессионала, стаж 51год.

  10. Сергей Д.

    17.08.2020 23:12

    Здравствуйте Леонид.

    Вы абсолютно правы. ОДД не должна вызывать двоякую интерпретацию. Но такие «недоработки», к сожалению, встречаются. Рисунок «срисован» с реального перекрестка.

  11. Михаил

    17.10.2022 20:11

    Когда обе дороги имеют разрыв разделительной полосы и ширина разрыва (более 10м) не позволяет хорошо просматривать перекресток, повернуть на нем со второстепенной дороги, а уж тем более сделать разворот с соблюдением ПДД просто невозможно.

    Проехать первое пересечение главной дороги и остановиться в разрыве разделительной полосы мы ещё можем, а дальше мы должны пропускать главную дорогу на втором пересечении, и мы начинаем нарушать, создавая помеху подъезжающим сзади машинам с направления главной дороги.

    Затем, выехав на второе пересечение, мы обязаны пропустить по 13.12 машины со встречного направления второстепенной дороги, которые не могли из-за большой ширины перекрестка видеть с какого направления выехал я (с главной дороги или второстепенной) и не торопятся проезжать.

    Я же, пропуская их, создаю помехи машинам сзади с главной дороги. Я не могу заранее оценить ситуацию и проехать не наугад, поскольку большая ширина перекрестка и интенсивность движения не дают мне такой возможности.

    У нас есть такие перекрестки в городе, и никаких дополнительных знаков там не ставят.

    В правилах необходимо внести дополнительный комментарий в пункт 13.12, что «при выезде со второстепенной дороги в разрыв разделительной полосы в направлении главной дороги я оказываюсь на главной дороге», либо обозначить пункт 13.9 приоритетным над 13.12.

    Тогда проехать такие перекрестки без нарушений будет возможно, а с такими требованиями, как сейчас, это нереально.

    Нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО поднимать этот вопрос и добавлять подпункт с комментарием в 13.12. Здесь явная недоработка в ПДД.

  12. Сергей Д.

    17.10.2022 23:28

    Здравствуйте Михаил.

    Полностью с вами согласен. Собственно, материал статьи родился из тех же соображений.

    С одной стороны, знак 2.4 «Уступите дорогу» однозначно требует уступить перед тем, как пересечь главную или повернуть на главную.

    С другой стороны, если нужно пересечь главную, то пересек и поехал дальше, а если нужно повернуть в разрыв, то вмешивается пункт 13.12, и вступает в противоречие с пунктом 13.9.

    Чтобы устранить это противоречие, необходимо либо ставить дополнительные знаки приоритета, либо вносить поправки по предложенной вами схеме.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.