Поворотник, перестроение и обгон

, Комментариев нет

6-я статья из 7 в серии Перестроение

Вопрос: Мы ехали в одной полосе: я впереди, он – сзади. Я первый включил указатель поворота, и хотел перестроиться влево, на соседнюю полосу, но увидел в зеркалах, что он тоже стал перестраиваться и начал опережение.

Если бы это был обгон, то ПДД запрещают начинать обгон, если едущее впереди ТС подало сигнал поворота налево (пункт 11.2). А как быть в случае с опережением, прав ли он?

Ответ. Надо полагать, что под вопросом «прав ли он» следует понимать соответствие поступка ПДД, т.е. соответствует ли Правилам действия водителя, ехавшего сзади?

Ситуация, описанная в вопросе, именуется одновременным или почти одновременным перестроением транспортных средств из одной полосы. Но маневр, который совершает «задний» автомобиль, это перестроение и одновременное опережение автомобиля, который движется впереди по той же полосе.

 

Опережение, согласно определению, это движение со скоростью, которая больше скорости попутного транспортного средства, и в отличие от обгона, опережение не связано с выездом на сторону проезжей части, предназначенную для встречного движения. Т.е. опережающий автомобиль просто движется быстрее попутчика, не выезжая, при этом, из своей полосы.

Включение указателя поворота не дает преимущества и не освобождает водителя от принятия мер предосторожности (пункт 8.2 ПДД). К тому же, если водитель, движущийся сзади, успеет первым перестроиться на соседнюю полосу, то у него для опережения будет юридическое преимущество перед «передним» автомобилем (пункт 8.4 ПДД).

Таким образом, перестроение с одновременным опережением попутчика никаким образом не противоречит Правилам. И если пути попутчиков не пересекаются, то между ними никаких «отношений» не возникает.

Перестроение с опережением, а также варианты безопасного разъезда в этих ситуациях подробно рассмотрены в одноименной статье Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы.

Едущему сзади водителю хорошо видно ситуацию впереди себя на дороге – она у него перед глазами, поэтому и контролировать обстановку ему легче, чем «переднему» водителю обстановку сзади своей машины. Произвести опережение ему ничто не запрещает. Вопрос лишь в том, которая из этих двух машин (он сам или едущая впереди) первой перестроится на соседнюю полосу.

Но в целях безопасности водителю, который движется сзади, необходимо предусмотреть действия «переднего» автомобиля, поэтому очень важно наблюдать не только за световыми сигналами (поворотники иногда забывают включать), но и за его перемещением на проезжей части.

Отсюда следует, если увидел у «переднего» автомобиля включенный левый «поворотник», то нужно быстро принимать решение, что делать: либо самому не медля произвести опережение, либо задержаться, и дать ему первым выехать из своей полосы (дать ему перестроиться).

Все, что изложено выше, это то, что касается безопасности во время опережения попутчика. Поскольку в вопросе еще упомянут термин «обгон», то следует рассмотреть роль указателей поворота в ситуациях  во время начала обгона.

Обгон, по большому счету, это то же самое опережение, только связанное с выездом на встречную полосу. Опережение попутчика во время обгона происходит по встречной полосе.

В пункте 11.2 ПДД (второй абзац) есть строки: «Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево».

Сигнал поворота налево – это есть включение левого указателя поворота. Поскольку обгон всегда связан с выездом на встречную полосу, то включение указателя левого поворота (сигнал поворота налево) может быть расценен либо как подготовка к повороту налево (съезду с дороги налево), либо как подготовка к обгону.

Именно в этой конкретной ситуации (подготовка к обгону, включение поворотника у «переднего» автомобиля) Правила запрещают водителю «заднего» автомобиля начинать обгон, но только с одной оговоркой: если он еще к нему не приступил (пункт 11.2, третий абзац). Если «задний» автомобиль уже приступил к обгону (т.е. выехал на встречную полосу для обгона), то включение левого «поворотника» не дает «переднему» автомобилю юридического преимущества.

Теперь вы понимаете, откуда берется спор в приоритете по вопросу кто из водителей первым включил указатель поворота или кто из них первым начал свой маневр.

Когда происходит столкновение в подобных ситуациях, то водители долго не могут прийти к соглашению, кто первый из них приступил к своему маневру (например, один обгоняет, второй поворачивает), каждый настаивает на том, что именно он свой маневр начал первым. Смог доказать – молодец, не смог – значит, не молодец.

Нужно понимать, что все эти юридические преимущества нужны лишь для разборов кто прав, а кто не прав, кто виновен в ДТП, а кто не очень виновен, кому из них страховая выплатит ущерб, а кто будет ремонтировать самостоятельно, и прочих разборов. Безопасность на дороге с преимущественным правом на движение связана лишь отчасти, и только в том случае, когда дорожная ситуация обоим водителям понятна, т.е. у них между собой нет разногласий.

Нужно понять и запомнить правило. Не разделяя определений «обгон» и «опережение», а также связанных с ними маневров перестроения, следует уяснить: включение «поворотника» НЕ дает преимущества ни в каком случае. Прежде чем приступить к выезду из своей полосы, сначала необходимо убедиться, что дорога в том направлении, куда выполняется перестроение (слева-сзади или справа-сзади), свободна, и перестроение будет безопасно.

Что делать, если полоса, на которую намереваетесь перестроиться, занята? Есть два варианта: перестроиться с опережением (более опасный вариант, к тому же, он не всегда возможен) или перестроиться с замедлением своего автомобиля (предпочтительный вариант). Алгоритм безопасного перестроения приведен в статье Перестроение в потоке.

Навигация по серии статей<< Одновременное перестроение. Теория и практикаОдновременное перестроение на многополосной дороге >>

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.