Поворотник, перестроение и обгон


Комментариев нет

6-я статья из 10 в серии Перестроение

Вопрос читателя: Два автомобиля едут в одном ряду: я еду впереди, он — сзади.

Проезжая часть по два ряда в каждую сторону. Догоняем колонну машин, которая занимает правый ряд, нам нужно ее объехать.

Я первым включаю указатель левого поворота, и хочу перестроиться в левый ряд, но вижу в зеркале, что он тоже перестраивается туда же, и идет на опережение.

Если бы это был обгон, то ПДД запрещают начинать обгон, если едущее впереди ТС подало сигнал поворота налево (пункт 11.2 ПДД).

А как быть в случае с опережением, есть ли тут нарушение?

Ответ. Ситуация, описанная в вопросе, это перестроение с опережением другого транспортного средства.

Автомобиль, движущийся сзади, начал перестроение в соседний ряд для того, чтобы опередить другой автомобиль, который движется впереди по той же полосе, откуда он сам выехал.

В соответствии с определением (пункт 1.2 ПДД), опережение — это движение со скоростью, которая больше скорости попутного транспортного средства.

В отличие от обгона, опережение не связано с выездом на сторону проезжей части, предназначенную для встречного движения.

Т.е. опережающий автомобиль просто движется в смежной полосе быстрее попутчика, не выезжая, при этом, на встречную полосу.

Включение указателя поворота не дает преимущества, и не освобождает водителя от принятия мер предосторожности (пункт 8.2 ПДД).

К тому же, если водитель, движущийся сзади, успеет первым перестроиться на соседнюю полосу, то у него для опережения будет юридическое преимущество перед «передним» автомобилем (пункт 8.4 ПДД).

Обычно, водители совмещают эти два маневра. В итоге получается перестроение с опережением. Технология этого совмещения точно такая же, как при обгоне, только без выезда на встречную полосу.

 

См. статью Правила обгона и ошибки при его выполнении.

Таким образом, перестроение с одновременным опережением попутчика никаким образом не противоречит Правилам. И если пути попутчиков не пересекаются, то между ними никаких «отношений» не возникает.

Перестроение с опережением, а также варианты безопасного разъезда в этих ситуациях подробно рассмотрены в одноименной статье Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы.

Едущему сзади водителю хорошо видно ситуацию на дороге впереди себя — она вся у него перед глазами. Поэтому ему легче контролировать обстановку впереди, чем «переднему» водителю обстановку сзади своего автомобиля.

Ничто не запрещает ему произвести опережение. Вопрос лишь в том, которое из этих двух транспортных средств (он сам или едущее впереди) первым перестроится на соседний ряд.

И поскольку «заднему» водителю удобнее контролировать ситуацию впереди себя, то ему есть смысл наблюдать за действиями водителя «переднего» автомобиля.

В этой ситуации важно наблюдать не только за световыми сигналами едущего впереди автомобиля («поворотники» иногда забывают включать), но и за его перемещением на проезжей части.

Отсюда следует, если увидел у «переднего» автомобиля включенный левый «поворотник», то нужно быстро принимать решение, что делать: либо самому не медля произвести опережение, либо задержаться, и дать ему возможность первым выехать из своей полосы (дать ему перестроиться).

Все, что изложено выше, это то, что касается маневренной безопасности во время опережения попутчика.

Поскольку в вопросе еще упомянут термин «обгон», то следует рассмотреть роль указателей поворота в ситуациях во время начала обгона.

Обгон, по большому счету, это то же самое опережение, только связанное с выездом на встречную полосу. Опережение попутчика во время обгона происходит по встречной полосе.

В пункте 11.2 ПДД (второй абзац) есть строки: «Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево».

Сигнал поворота налево – это есть включение левого указателя поворота.

 

Т.к. обгон всегда связан с выездом на встречную полосу, то включение указателя левого поворота (сигнал поворота налево) может быть расценен либо как подготовка к повороту налево (съезду с дороги налево), либо как подготовка к обгону.

Именно в этой конкретной ситуации (подготовка к обгону, включение поворотника у «переднего» автомобиля) Правила запрещают водителю «заднего» автомобиля начинать обгон, но только с одной оговоркой: если он еще к нему не приступил (пункт 11.2, третий абзац).

Если «задний» автомобиль уже приступил к обгону (т.е. выехал на встречную полосу для обгона), то включение левого «поворотника» не дает «переднему» автомобилю юридического преимущества.

Теперь вы понимаете, откуда берется спор в приоритете по вопросу кто из водителей первым включил указатель поворота или кто из них первым начал свой маневр.

Когда происходит столкновение (ДТП) в подобных ситуациях, то автомобилисты долго не могут прийти к соглашению, кто первый из них приступил к своему маневру (например, один обгоняет, второй поворачивает).

Каждый из них настаивает на том, что именно он свой маневр начал первым. Смог доказать — молодец, не смог — значит, не молодец.

В итоге, невиновному страховая компания выплатит ущерб, а виновный в ДТП будет ремонтировать свой автомобиль самостоятельно. Такова политика страховых компаний.

Безопасность на дороге лишь отчасти связана с преимущественным правом на движение, и только в том случае, когда дорожная ситуация обоим водителям понятна, т.е. у них между собой нет разногласий.

Нужно понять и запомнить правило. Не разделяя определений «обгон» и «опережение», а также связанных с ними маневров перестроения, следует уяснить: включение «поворотника» НЕ дает преимущества ни в каком случае.

Прежде чем приступить к выезду из своей полосы, сначала необходимо убедиться, что дорога в том направлении, куда выполняется перестроение (слева-сзади или справа-сзади), свободна, и процесс перестроения пройдет безопасно.

 

Что делать, если полоса, на которую вы намереваетесь перестроиться, занята другим транспортным средством?

Есть два варианта: перестроиться с опережением (более опасный вариант, к тому же, он не всегда возможен) или перестроиться с замедлением своего автомобиля (предпочтительный вариант).

Алгоритм безопасного перестроения приведен в статье Перестроение в потоке.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «перестроение с опережением» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Опережение другого автомобиля в момент его перестроения;
Одновременное перестроение на многополосной дороге;
Одновременное перестроение. Теория и практика;
Серия статей Дорожные ситуации. Перестроение;
Одиночное перестроение. Теория и практика;
Перестроение на перекрестке. Приоритет;
Что делать, если подрезали на дороге.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Одновременное перестроение. Теория и практикаОдновременное перестроение на многополосной дороге >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.