Поворот под стрелку в доп. секции светофора

, 14 комментариев

1-я статья из 3 в серии Проезд под стрелку светофора

По части поворотов на регулируемых перекрестках под стрелку в дополнительной секции светофора иногда возникают вопросы по вариантам осуществления этого маневра.

Например, пункт 6.3 заканчивается предложением «…...  Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией». Светофор, предположим, с дополнительной секцией для поворота налево.

Требуется повернуть под стрелку налево, но на светофоре горит только основной зеленый сигнал. Всем, кому нужно ехать «прямо», уже поехали, а на левой полосе все стоят и ждут, пока загорится стрелка «налево».

И возникает вопрос: а если выехать на перекресток «прямо», как бы на основной зеленый сигнал, остановиться, дождаться, пока загорится стрелка «налево», и затем выполнить поворот. Если поступить таким образом, то что здесь неправильно, какой нарушается пункт Правил?

Ответ.

Начнем с того, что светофор оборудуется дополнительными секциями с целью облегчить разъезд на перекрестке с рациональной точки зрения – транспортный поток пускается по направлениям, которые между собой не пересекаются или пересекаются, не создавая больших пробок.

 

Поворот направо под стрелку обычно трудностей не представляет – правый поворот сам по себе один из простых и безопасных маневров, за исключением случаев, когда поворот направо разрешается с других полос, кроме крайней правой, но это уже тонкости. Смысл в том, что для поворота направо не нужно выезжать на середину перекрестка, как для поворота налево.

А вот левая дополнительная секция действительно облегчает поворот налево. Когда горит стрелка «налево» и в какой-то момент встречный поток машин стопорится, то появляется возможность повернуть налево беспрепятственно.

Схема регулировки на перекрестках может отличаться: в одних случаях «стрелки» в доп.секциях включаются одновременно с основным зеленым сигналом, в других случаях «стрелки» включаются с задержкой, как и прозвучало в вопросе: т.е. сначала загорается основной зеленый сигнал, затем, включается «стрелка» в дополнительной секции.

ПДД не рассматривают все эти различия. В пункте 6.3 ПДД прописано однозначно: «…...  Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией». Другими словами, начинать движение в направлении стрелки в дополнительной секции светофора разрешается только в том случае, если она включена.

Повороты выполняются из крайних положений на проезжей части вашего направления. Следовательно, стрелки в секциях светофора распространяют свое действие только на полосы проезжей части, с которых данное направление разрешено. Выезд на перекресток для поворота в тот момент, когда секция не горит, равносилен началу движения на запрещающий сигнал светофора. Если в этот момент произойдет ДТП, то, разбирая обстоятельства, будут рассуждать именно так. Это, собственно, и есть ответ на поставленный в начале статьи вопрос.

За это нарушение (проезд на запрещающий сигнал светофора) – штраф по ст.12.12.ч.1 – 1000 руб (на дату опубликования статьи). За повторное нарушение – лишение прав на 4-6 месяцев. Если повторное нарушение зафиксировано камерой фото-видеофиксации, тогда будет выписан штраф в 5000 руб.

И еще один момент, касающийся поворота под «стрелку», не имеющий отношения к заданному вопросу вначале статьи, это поворот под включенную стрелку светофора, когда она горит одновременно с красным или желтым сигналом.

Этот вопрос уже затрагивался в статье Проезд на стрелку светофора, но вкратце повторим. При указанной комбинации сигналов (зеленая «стрелка» + красный или желтый сигнал светофора) движение на «стрелку» разрешается, но пункт 13.5 требует, при этом, уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

За невыполнение этого требования предусмотрен штраф по ст. 12.13 ч. 2 КоАП – 1000 руб (на дату опубликования статьи).

Навигация по серии статейПроезд на стрелку светофора >>

Это может быть интересно

Если поле под заголовком пустое, вероятно в вашем браузере включен AdBlock.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

14 комментариев

  1. Александр

    10.09.2017 23:51

    Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации.

    i.imgur.com/3UBXbH1.jpg

    На данном перекрестке на основной сигнал светофора нанесена контурная стрелка, которая разрешает движение только прямо и дополнительная секция — движение налево. Знак 5.15.2 говорит движение прямо и направо.

    Чем руководствоваться в данной ситуации? Не является ли это противоречием между разрешенными направлениями светофора и знака? Спасибо большое!

  2. Сергей Д.

    12.09.2017 17:40

    Здравствуйте Александр.

    Если посмотреть на этот перекресток полностью, то он т-образный. Поворот налево (левая и средняя полосы) регулирует «стрелка» в доп.секции, а направление «прямо» (правая полоса) — регулирует основной сигнал светофора. Соответственно, на основной линзе – стрелка «прямо».

    Вид перекрестка

    Въезд на территорию (парковку) справа расположен почти в границах перекрестка, наверное, знак 5.15.2 «прямо и направо» повесили по этой причине.

    Данный вид «несоответствия» в ПДД не оговорен. Следует понимать так: с левых полос – только на «стрелку» доп.секции, и согласно зн.5.15.2, только налево; с правой полосы – только на основной сигнал и, согласно зн.5.15.2, прямо и направо.

    «Стрелка» в основной секции светофора информирует о наличии у него доп. секции (днем это очевидно, а ночью доп.секцию бывает видно плохо), и соответственно, «стрелка» в доп.секции регулирует поворот налево. Основной сигнал светофора указывает другое направление, чем доп.секция (пункт 6.4).

    В отличие от светофора направлений (пункт 6.3) основной «зеленый» сигнал у вашего светофора на картинке указывает просто разрешенное направление «прямо», т.е. НЕ налево (налево – только когда горит доп.секция).

  3. Александр

    12.09.2017 22:04

    Сергей Д., спасибо большое за помощь!

  4. Сергей Д.

    12.09.2017 23:03

    Пожалуйста, Александр, обращайтесь.

  5. Кирилл П.

    30.10.2017 15:41

    Добрый день!

    Прошу пояснить такой нюанс: при выключенной дополнительной секции светофора (например, направо), движение направо запрещено — это понятно. Вопрос: в отсутствие знаков 5.15.1. и 5.15.2. («Направления движения по полосам»), разрешено ли ехать ПРЯМО из правой полосы, если основной сигнал это разрешает, а «стрелка» не горит? Или наличие «стрелки» в дополнительной секции автоматически означает, что из правого ряда можно ехать ТОЛЬКО направо?

  6. Сергей Д.

    30.10.2017 22:52

    Здравствуйте Кирилл.

    Наличие «стрелки» направо в дополнительной секции НЕ обязывает из правой полосы двигаться только направо. Такое указание (с правой полосы — «только направо») дают соответствующие знаки 5.15.1, 5.15.2 и разметка 1.18.

    Поскольку в вашем случае направления движения по полосам не конкретизированы, следовательно, на основной зеленый сигнал светофора с правой полосы разрешается движение в направлении «прямо» и «направо». Направо – только когда включена «стрелка» доп.секции.

  7. Любовь

    07.12.2017 10:20

    Здравствуйте, скажите пожалуйста. На перекрёстке с дополнительной секций, повернула на право на зелёную стрелку, получила удар слева, ехал автомобиль слева тоже на зелёный свет, кто должен был уступить дорогу?

  8. Сергей Д.

    07.12.2017 14:26

    Здравствуйте Любовь.

    Из вопроса не совсем понятно: слева – это откуда слева? Вероятно, ваш оппонент ехал на свой зеленый сигнал с поперечного направления, в это время у вас «горела» зеленая «стрелка» + красный сигнал. В таком случае, в соответствии с пунктом 13.5 вы были должны уступить дорогу.

    Если же вы вместе с оппонентом находились в равных правах (оба двигались на зеленый), но он каким-то образом оказался с левой стороны от вас, тогда преимущество у вас – ваш автомобиль поворачивал направо (пункт 13.4, 9.10).

  9. Владимир

    13.12.2017 12:25

    Согласно пункту правил 6.3 Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией. А согласно пункту 6.4 Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

    Как быть если на перекрестке установлен светофор с доп.секцией, но на основном сигнале светофора не нанесена стрелка движения по полосам. Могу ли я на основной зеленый сигнал светофора повернуть направо (под стрелку которая не горит)?

  10. Сергей Д.

    14.12.2017 18:18

    Здравствуйте Владимир.

    Нет, не можете (пункт 6.3). На основной сигнал наносятся стрелки, указывающие НЕ движение по полосам, а разрешенные направления, отличные от того, на которое указывает дополнительная секция (пункт 6.4). Упомянутые пункты взаимно не исключают друг друга.

    Если «стрелка» в доп.секции не горит, то движение в направлении стрелки запрещено. Подобные случаи, когда у светофора есть доп.секция, а основной сигнал светофора «чистый», встречается довольно часто. Секции справа или слева регулируют соответствующие направления, «чистый» основной сигнал регулирует остальные направления.

    По большому счету это нарушение ГОСТа, но пока еще встречается. Сейчас разрабатываются новые стандарты, возможно, в скором времени приведут все к какому-то одному.

  11. Владимир

    23.12.2017 10:00

    «Выезд на перекресток для поворота в тот момент, когда секция не горит, равносилен началу движения на запрещающий сигнал».

    Непонятно как пункт правил о том, что выключенная дополнительная секция запрещает движение в данном направлении определяет что я не могу выехать на перекресток. Я ведь не двигаюсь в направлении доп секции. Я двигаюсь прямо. А двигаться в направлении буду после загорания доп секции. Поворот налево и состоит из двух маневров: прямо и налево.

    Другое дело если ты не знаком с режимами работы светофора и не знаешь когда загорится твоя секция. Но это уже другая история.

  12. Сергей Д.

    24.12.2017 23:23

    Здравствуйте Владимир.

    Факт проезда на запрещающий сигнал определяет не пункт правил, а контролирующее лицо (либо техническое устройство). Когда очень нужно взять с водителя штраф за нарушение, поверьте, всегда подвернется случай, как это сделать.

    Утверждения, что поворот налево состоит из двух маневров (прямо и налево), также как и что разворот состоит из двух поворотов налево, безосновательны, поскольку в ПДД отсутствуют официальные определения этим маневрам.

    Наверное, нетрудно понять, что любой перекресток устроен таким образом, чтобы на нем повернуть (или направо, или налево), сначала нужно проехать вперед. Разумеется, перед поворотом следует занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, и заблаговременно включить нужный «поворотник».

    А уже факт начала движения на запрещающий сигнал (либо прямо, либо на поворот) вам придется объяснять в случае, если «возьмут за руку». Не возьмут – считайте, что повезло.

  13. Алексей

    10.03.2018 15:24

    На перекрёстке с дополнительной секций, повернул на право на зелёную стрелку, должен ли уступить встречной машине которая движется на основной зеленый и поворачивает налево, т.е. в том же направлении, что и я. У меня горит основной зеленый плюс стрелка направо.

  14. Сергей Д.

    10.03.2018 17:31

    Здравствуйте Алексей.

    Поворачивая направо на зеленую стрелку в доп.секции, которая горит вместе с основным зеленым сигналом, вы никому из встречных ТС уступать не должны.

    Обязанность при осуществлении поворота уступить машинам (ТС), едущим с других направлений, возникает, когда вы поворачиваете на зеленую стрелку в доп.секции + основной красный или желтый сигнал светофора (пункт 13.5).

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.