Юридическая консультация онлайн

Памятка

Популярные статьи

Видеоуроки. ПДД и вождение

Разбор дорожных ситуаций

Это может быть интересно

Главная » Вопрос - Ответ

Опережение другого автомобиля в момент его перестроения

Опережение другого автомобиля в момент его перестроения

Вопрос – рассуждение на тему приоритета (преимущества) во время опережения автомобиля, который подал сигнал (включил «поворотник») о выезде из своей полосы, т.е. в момент его перестроения.

Николай:  Наши ПДД как и экономика — рынок всё расставит по своим местам. У кого преимущество решает каждый по своему менталитету. Я предлагаю на обсуждение своё мнение: Именно, перестроение автомобилей, движущихся по соседним полосам в одном направлении, следующее:

Все равноправны до того момента, когда возникает необходимость кому то перестроиться. Водителю необходимо перестроиться, действия следующие: Включается соответствующий указатель поворота — у него появляется преимущество перед водителем автомобиля, едущего сзади, в силу того что тот видит его указатели поворотов. Через некоторое время водитель начинает манёвр, убедившись в том, что водитель автомобиля, едущий сзади, начал увеличивать дистанцию. Закончив манёвр, первый водитель должен некоторое время двигаться прямолинейно. Это исключит диагональную езду.

Конечно, не исключается взаимопонимание и вежливость водителей. Если брать это за основу и включить в ПДД, то, как следствие, будет больше порядка на дорогах и меньше аварий.

Ответ.

Данная тема (вопрос преимущества при перестроении в потоке машин), в действительности, очень актуальна, особенно, когда во время этих маневров создается аварийная ситуация. А в любой аварийной ситуации, тем более, если она завершилась столкновением, возникает вопрос: кто прав, а кто не прав в этом конкретном случае.

Попробуем обсудить этот вопрос, и еще раз рассмотрим тему преимущества при перестроении с точки зрения ПДД и безопасности дорожного движения.

Решение, которое предлагает читатель, представляет собой шаблон действий в конкретной ситуации взаимодействия водителей: один движется в пределах своей полосы прямо, второй — заезжает (перестраивается) на его полосу. Если коротко, то это предложение поменяться приоритетами на том основании, что едущему сзади (по своей полосе «прямо») водителю лучше видна дорожная обстановка впереди него.

Действительно, обстановку впереди своей машины контролировать намного легче, чем обстановку сзади нее, когда совершается перестроение.  Но в таком случае в вопросах безопасности возникает очень много «если»:

Если едущий «прямо» по разным причинам не увидит (не заметит) включение указателя поворота у того, кто перестраивается? Если у него нет возможности быстро снизить скорость по той причине, что она высокая, пусть даже в рамках пдд? Если его самого кто-то догоняет сзади и его торможение в этот момент сможет создать другую аварийную ситуацию?

Если выезжающий из своей полосы не убедится, что ему уступают дорогу; если перестроившись один раз, ему понадобится занять другую полосу? А, ведь, впереди него и с боков могут двигаться другие машины.

Все эти и другие «если», как минимум, создают аварийную ситуацию, в худшем случае – завершаются ДТП. По большому счету, перечисленные выше условия (те самые «если») есть не что иное, как прогнозирование дорожной ситуации в соответствии с ее условиями. А чтобы прогноз оказался правильным, следует вести наблюдение за дорогой, и действовать адекватно ситуации, причем, это необходимо делать каждому водителю.

Приоритет во время перестроения определен в пункте 8.4 ПДД, и действует уже много лет. В этом пункте, можно сказать, изложены правила перестроения. Дорогу уступает тот автомобиль, который перестраивается (выезжает из своей полосы). Въезжая на «чужую», т.е. другую полосу, следует уступить дорогу тем машинам, которые уже движутся по этой полосе.

Ну а чтобы лучше понять ситуацию сзади-сбоку своего автомобиля, целесообразно не только смотреть в зеркала заднего вида, а еще быстро повернуть голову и посмотреть в ту сторону, куда совершается поворот или перестроение. Взгляд точно не обманет, и даст более полную картину.

Бесспорно, обстановку впереди машины контролировать легче, чем сзади и с боков, поскольку, водитель все время смотрит вперед. И он может быстрее увидеть впереди по своему движению включенный сигнал поворота другого автомобиля, чем тот водитель заметит его самого в своих зеркалах. А увидев такой сигнал, и имея приоритет, он может предусмотреть способ, как избежать аварии.

Например, можно посигналить в предупредительных целях, а можно, например, снизить скорость, и дать возможность «переднему» участнику завершить перестроение. Имея приоритет и уступая, при этом, дорогу, вы НЕ нарушаете ПДД.

Вопрос взаимодействия на дороге это, в основном, вопрос культуры вождения и отношений людей. Как выразился читатель – вопрос менталитета. А изменения в ПДД на культуру вождения не влияют.

Вот еще один комментарий-предложение по вопросу преимущества при перестроении.

Юрий:  Абсолютно согласен с Николаем, что в связи с существующей высокой интенсивностью движения следует внести в ПДД запрет на опережение и обгон ТС, заблаговременно подающего сигнал указателем поворота, со стороны этого сигнала, с одновременным указанием времени в секундах, до истечения которого подающему сигнал запрещается выполнять маневр.

При существующих сегодня ПДД абсолютное преимущество на всех автодорогах имеют водители, значительно превышающие установленную скорость, а также владельцы ТС с высоким соотношением мощности и массы, позволяющим им резко ускоряться.

Осознание своего юридического преимущества в случае ДТП вышеназванными участниками движения создает постоянные аварийные ситуации и приводит во многих случаях к ДТП с серьезными последствиями. Остальные участники движения при перестроениях постоянно подвергаются риску стать виновником ДТП.

Ответ.

Запрет на обгон, когда едущее впереди транспортное средство подало сигнал поворота налево, уже существует (пункт 11.2 ПДД). Перестроение же, может выполняться как влево, так и вправо. Возникает вопрос: а сколько времени необходимо для того, чтобы едущие сзади участники обратили внимание на включенный «поворотник»? Ведь, автомобиль все это время будет двигаться вперед!

Различная скорость во времени дает разные пройденные расстояния. И можно оказаться относительно близко друг к другу. Не будет ли в таком случае выезд из занимаемой полосы выглядеть как подстава? Если дальше порассуждать, то появится еще больше вопросов. Не лучше ли оставить все, как есть?

Когда возникает необходимость что-то менять в ПДД, то целесообразно поставить вопрос: а для чего менять, т.е. с какой целью?

Включение указателя поворота, согласно пункту 8.2 ПДД, не дает преимущества в движении, а служит предупреждением (уведомлением других участников) о намерении изменить направление (траекторию) движения. Т.е., включается «поворотник», и когда появляется возможность безопасного перестроения, осуществляется маневр. И все.

Вопрос, по сути, не в том, кому в этой ситуации опережения ехать первым, а в том, что в случае ДТП, виновным априори становится выезжающий из своей полосы (совершающий перестроение). Юридически, в случае ДТП, его вина в том, что не уступил дорогу (по причине не увидел, не заметил, не предусмотрел, думал, что успеет и прочие «думал»). А у того водителя, соответственно, который «летит» по прямой, есть юридическое преимущество согласно п.8.4 ПДД, причем это преимущество не зависит от того, что он думает в этот момент или не думает вовсе.

Если поменять местами приоритеты, то ничего не изменится, и аварий меньше не станет. Нужно учиться «работать» с дорожной информацией с целью доехать в пункт назначения и не допустить, т.е. избежать ДТП.

Чтобы сократить число ДТП, а поскольку речь сейчас идет о перестроении в момент опережения, значит, хотя бы в этой области, целесообразно не Правила менять, а изменить свое отношение к реальности. Реальность такова, что при полном соблюдении ПДД одним участником, всегда существует вероятность нарушения их другим участником. Вот это – реальность.

Убеждение, которое базируется на утверждении «Если я еду по Правилам (т.е. в соответствии с ПДД), то ничего плохого со мной не произойдет», ошибочно! Для этого нужно чтобы выполнялось условие – все, абсолютно все участники должны ехать по Правилам. В общем, так и должно быть, но, по разным причинам соблюдения ПДД придерживаются не все участники движения.

Также ошибочно и другое предположение: «Если вам обязаны уступить дорогу (т.е. предоставить преимущество в движении), значит, уступят». После того, как ДТП, все же состоится, возникает возмущение: — ну, ведь он должен был уступить мне дорогу! Да, был должен, но почему-то этого не сделал … .

Так что помимо соблюдения ПДД основное условие безопасности движения – это наблюдение за дорожной ситуацией и своевременная реакция на ее изменение.

Ну а в том случае, если ЧП все-таки состоялось, то ситуацию следует рассматривать объективно, со всех сторон, а не только кто прав (не прав) согласно  какому-то пункту ПДД. Но это уже функция контролирующих структур, и, естественно, их работа не должна защищать интересы одной из сторон конфликта.

Во многих ДТП чаще всего виновны оба водителя, потому что один по каким-то причинам чего-то не предусмотрел в ситуации, а второй, уже по своим причинам, не заметил или проигнорировал действие первого, либо не учел возможность происходящего.

А скорость в таких ситуациях всегда является отягчающим фактором.

Самые читаемые разделы сайта

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.