Известно, что приоритет во время перестроения на проезжей части определен пунктом 8.4 ПДД: в общих случаях дорогу уступает тот, кто перестраивается.
Один из читателей сайта avtonauka.ru предложил свой взгляд на использование приоритета в процессе перестроения.
Его взгляд — это рассуждение по вопросу преимущества во время опережения автомобиля, водитель которого подал сигнал (включил «поворотник») о выезде из своей полосы, т.е. в момент начала его перестроения.
Есть смысл сразу оговориться, что данное предложение не обязательно для применения, и не может быть возведено в ранг правила (ниже есть объяснение).
Но рациональное зерно в нем есть, и некоторые его «элементы» можно взять на вооружение.
Читатель: Все равноправны до того момента, когда возникает необходимость кому-то перестроиться. Если водителю необходимо перестроиться, действия следующие:
Он включает соответствующий указатель поворота, и у него появляется преимущество перед водителем автомобиля, едущего сзади, в силу того что тот видит его указатели поворота.
Через некоторое время этот водитель начинает манёвр, убедившись в том, что водитель автомобиля, едущий сзади, не сокращает дистанцию, т.е. не ускоряется.
Закончив манёвр, первый водитель должен некоторое время двигаться прямолинейно. Это исключит диагональную езду. При этом, конечно, необходимо взаимопонимание и вежливость водителей.
Если взять эту форму отношений за основу, и включить ее в ПДД, то, как следствие, будет больше порядка на дорогах и меньше аварий.
Попробуем обсудить этот вопрос, и еще раз рассмотрим тему преимущества при перестроении с точки зрения ПДД и вашей собственной безопасности движения по дорогам.
Решение, которое предлагает читатель, представляет собой шаблон действий в конкретной ситуации взаимодействия водителей: один движется в пределах своей полосы прямо, второй — заезжает (перестраивается) на его полосу.
Фактически, это есть предложение поменяться приоритетом на том основании, что едущему сзади (по своей полосе «прямо») водителю лучше видна дорожная обстановка впереди него.
В этом предложении есть доля рациональности. Более того, предложенная расстановка приоритетов уже давно используется водителями во время маневров в «пробках», когда все движутся на малых скоростях.
Правда, это случается далеко не везде и не всегда, и тем более, это не правило, а скорее, взаимное соучастие и взаимовыручка.
В вялотекущей пробке происходит примерно так: как только кто-то включает указатель поворота, то едущий сбоку и немного позади него водитель притормаживает, и впускает того в свой ряд.
В результате, весь поток машин хоть и медленно, но движется, а кому нужно, тот перестраивается. Тема такого движения рассмотрена в статье В пробках все равны. Уступите вы – уступят и вам.
Действительно, обстановку впереди своего автомобиля контролировать намного легче, чем то, что происходит сзади. Вся дорога находится прямо перед глазами.
Соответственно, когда вы едете сзади, то вам хорошо видны и понятны намерения водителя «переднего» автомобиля, когда тот совершает перестроение в ваш ряд почти перед вами.
В этих условиях часто бывает целесообразно чуть снизить свою скорость (или не ускоряться в этот момент), и впустить того в свой ряд. Но это действо НЕ может быть Правилом, оно является всего-лишь вашей доброй волей.
Ниже по тексту рассмотрим, почему это так, т.е. почему предложенный читателем взгляд на преимущество при перестроении не может быть принят за основу.
В предложенной схеме приоритетов в вопросах безопасности возникает очень много «если», точнее, что будет, если ...
- Что будет, если едущий позади по разным причинам не увидит (не заметит) включение указателя поворота у того, кто впереди по движению начал перестраивается?
- Что будет, если у того, кто едет сзади, нет возможности быстро снизить скорость по той причине, что она высокая, пусть даже в рамках ПДД?
- Что будет, если едущего позади самого кто-то догоняет сзади, и его торможение в этот момент сможет создать другую аварийную ситуацию?
- Что будет, если выезжающий из своей полосы не убедится в том, что едущие позади него в действительности готовы уступить ему дорогу?
- А что если перестроившись один раз, ему понадобится занять другую полосу? А, ведь, впереди него и с боков могут двигаться другие машины.
Все эти и другие «что будет, если», создают, как минимум, аварийную ситуацию, а в худшем случае завершаются ДТП.
Пытливый читатель спросит: но, ведь, и в существующих правилах, устанавливающих преимущество при перестроении, возникают те же самые вопросы «что будет, если ...», и будет абсолютно прав!
Ну а поскольку эти вопросы возникают при любых обстоятельствах, тогда какой смысл менять устоявшиеся правила, которые работают уже много лет?! Ответ, думаю, понятен.
В основе правила перестроения лежит требование пункта 8.4 ПДД, которое действует уже не один год: дорогу уступает тот автомобиль, который перестраивается в соседнюю полосу (выезжает из своей полосы).
Въезжая на «чужую», т.е. другую полосу, следует уступить дорогу тем ТС, которые уже движутся по этой полосе.
Преимущество при перестроении у того автомобиля, который движется в своей полосе (в своем ряду) не покидая полосы (не выезжая из своего ряда).
При одновременном (перекрестном) перестроении приоритет у того автомобиля, который располагается справа.
Преимущество при перестроении в разных дорожных условиях рассмотрено в серии статей Перестроение.
Перечисленные выше условия (те самые «что будет, если») есть не что иное, как прогнозирование дорожной ситуации в соответствии с меняющимися условиями движения.
Чтобы прогноз оказался адекватным, каждому водителю следует вести наблюдение за изменением дорожной обстановки вокруг своего автомобиля, и действовать рационально.
Целесообразно не только смотреть в зеркала заднего вида, а еще быстро повернуть голову и посмотреть в ту сторону, куда совершается поворот или перестроение. Взгляд точно не обманет, и даст более полную картину.
Бесспорно, обстановку впереди своей машины контролировать легче, чем сзади и с боков, поскольку, вы все время смотрите вперед.
И вы, двигаясь сзади, сможете быстрее увидеть включенный сигнал поворота другого автомобиля, едущего впереди, или же его смещение на проезжей части, чем тот водитель заметит ваш «поворотник» в своих зеркалах.
А увидев его сигнал, но имея приоритет, вы сможете предусмотреть способ, как с ним не столкнуться.
Например, можно посигналить в предупредительных целях, а можно, например, снизить скорость, и дать возможность «переднему» автомобилю завершить перестроение.
Имея приоритет и уступая, при этом, дорогу, вы НЕ нарушаете ПДД.
Вопрос взаимодействия на дороге это, в основном, вопрос культуры вождения и отношений людей. А изменения в ПДД на культуру вождения никак не влияют.
Чтобы стало меньше аварий целесообразно не Правила менять, а изменить свое отношение к реальности.
Реальность такова, что при полном соблюдении ПДД одним из участников движения, всегда существует вероятность нарушения их другими участвующими. Вот это — реальность.
Убеждение, которое базируется на утверждении «Если я еду по Правилам (в соответствии с ПДД), то ничего плохого со мной не произойдет», ошибочно!
Чтобы ничего не произошло, необходимо чтобы абсолютно все! ехали по Правилам. В общем, так и должно быть, но, по разным причинам не все участники движения придерживаются соблюдения ПДД.
Также ошибочно и другое предположение: «Если вам обязаны уступить дорогу (т.е. предоставить преимущество в движении), значит, уступят».
После того, как ДТП, все же состоится, возникает возмущение: — ну, ведь он должен был уступить мне дорогу! Да, был должен, но почему-то этого не сделал … .
Поэтому, чтобы не попасть в ДТП, важно все время наблюдать дорожную обстановку вокруг автомобиля, и своевременно реагировать на ее изменение.
На этом рассуждения по теме «преимущество при перестроении» можно считать завершенными.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
В продолжение темы « перестроение на дороге», предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Смотрим на дорогу правильно;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Одиночное перестроение. Теория и практика;
Одновременное перестроение. Теория и практика;
Одновременное перестроение на многополосной дороге;
Перестроение на дороге. Безопасность маневра;
Эмоции на дороге – плохой советчик;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий