Опережение другого автомобиля в момент его перестроения


Комментариев нет

Известно, что приоритет во время перестроения на проезжей части определен пунктом 8.4 ПДД: в общих случаях дорогу уступает тот, кто перестраивается.

Один из читателей сайта avtonauka.ru предложил свой взгляд на использование приоритета в процессе перестроения.

Его взгляд — это рассуждение по вопросу преимущества во время опережения автомобиля, водитель которого подал сигнал (включил «поворотник») о выезде из своей полосы, т.е. в момент начала его перестроения.

Есть смысл сразу оговориться, что данное предложение не обязательно для применения, и не может быть возведено в ранг правила (ниже есть объяснение).

Но рациональное зерно в нем есть, и некоторые его «элементы» можно взять на вооружение.

Читатель: Все равноправны до того момента, когда возникает необходимость кому-то перестроиться. Если водителю необходимо перестроиться, действия следующие:

Он включает соответствующий указатель поворота, и у него появляется преимущество перед водителем автомобиля, едущего сзади, в силу того что тот видит его указатели поворота.

Через некоторое время этот водитель начинает манёвр, убедившись в том, что водитель автомобиля, едущий сзади, не сокращает дистанцию, т.е. не ускоряется.

Закончив манёвр, первый водитель должен некоторое время двигаться прямолинейно. Это исключит диагональную езду. При этом, конечно, необходимо взаимопонимание и вежливость водителей.

Если взять эту форму отношений за основу, и включить ее в ПДД, то, как следствие, будет больше порядка на дорогах и меньше аварий.

Попробуем обсудить этот вопрос, и еще раз рассмотрим тему преимущества при перестроении с точки зрения ПДД и вашей собственной безопасности движения по дорогам.

Решение, которое предлагает читатель, представляет собой шаблон действий в конкретной ситуации взаимодействия водителей: один движется в пределах своей полосы прямо, второй — заезжает (перестраивается) на его полосу.

Фактически, это есть предложение поменяться приоритетом на том основании, что едущему сзади (по своей полосе «прямо») водителю лучше видна дорожная обстановка впереди него.

В этом предложении есть доля рациональности. Более того, предложенная расстановка приоритетов уже давно используется водителями во время маневров в «пробках», когда все движутся на малых скоростях.

Правда, это случается далеко не везде и не всегда, и тем более, это не правило, а скорее, взаимное соучастие и взаимовыручка.

В вялотекущей пробке происходит примерно так: как только кто-то включает указатель поворота, то едущий сбоку и немного позади него водитель притормаживает, и впускает того в свой ряд.

В результате, весь поток машин хоть и медленно, но движется, а кому нужно, тот перестраивается. Тема такого движения рассмотрена в статье В пробках все равны. Уступите вы – уступят и вам.

Действительно, обстановку впереди своего автомобиля контролировать намного легче, чем то, что происходит сзади. Вся дорога находится прямо перед глазами.

Соответственно, когда вы едете сзади, то вам хорошо видны и понятны намерения водителя «переднего» автомобиля, когда тот совершает перестроение в ваш ряд почти перед вами.

 

В этих условиях часто бывает целесообразно чуть снизить свою скорость (или не ускоряться в этот момент), и впустить того в свой ряд. Но это действо НЕ может быть Правилом, оно является всего-лишь вашей доброй волей.

Ниже по тексту рассмотрим, почему это так, т.е. почему предложенный читателем взгляд на преимущество при перестроении не может быть принят за основу.

В предложенной схеме приоритетов в вопросах безопасности возникает очень много «если», точнее, что будет, если ...

  • Что будет, если едущий позади по разным причинам не увидит (не заметит) включение указателя поворота у того, кто впереди по движению начал перестраивается?
  • Что будет, если у того, кто едет сзади, нет возможности быстро снизить скорость по той причине, что она высокая, пусть даже в рамках ПДД?
  • Что будет, если едущего позади самого кто-то догоняет сзади, и его торможение в этот момент сможет создать другую аварийную ситуацию?
  • Что будет, если выезжающий из своей полосы не убедится в том, что едущие позади него в действительности готовы уступить ему дорогу?
  • А что если перестроившись один раз, ему понадобится занять другую полосу? А, ведь, впереди него и с боков могут двигаться другие машины.

Все эти и другие «что будет, если», создают, как минимум, аварийную ситуацию, а в худшем случае завершаются ДТП.

Пытливый читатель спросит: но, ведь, и в существующих правилах, устанавливающих преимущество при перестроении, возникают те же самые вопросы «что будет, если ...», и будет абсолютно прав!

Ну а поскольку эти вопросы возникают при любых обстоятельствах, тогда какой смысл менять устоявшиеся правила, которые работают уже много лет?! Ответ, думаю, понятен.

В основе правила перестроения лежит требование пункта 8.4 ПДД, которое действует уже не один год: дорогу уступает тот автомобиль, который перестраивается в соседнюю полосу (выезжает из своей полосы).

Въезжая на «чужую», т.е. другую полосу, следует уступить дорогу тем ТС, которые уже движутся по этой полосе.

Преимущество при перестроении у того автомобиля, который движется в своей полосе (в своем ряду) не покидая полосы (не выезжая из своего ряда).

При одновременном (перекрестном) перестроении приоритет у того автомобиля, который располагается справа.

Преимущество при перестроении в разных дорожных условиях рассмотрено в серии статей Перестроение.

 

Перечисленные выше условия (те самые «что будет, если») есть не что иное, как прогнозирование дорожной ситуации в соответствии с меняющимися условиями движения.

Чтобы прогноз оказался адекватным, каждому водителю следует вести наблюдение за изменением дорожной обстановки вокруг своего автомобиля, и действовать рационально.

Целесообразно не только смотреть в зеркала заднего вида, а еще быстро повернуть голову и посмотреть в ту сторону, куда совершается поворот или перестроение. Взгляд точно не обманет, и даст более полную картину.

Бесспорно, обстановку впереди своей машины контролировать легче, чем сзади и с боков, поскольку, вы все время смотрите вперед.

И вы, двигаясь сзади, сможете быстрее увидеть включенный сигнал поворота другого автомобиля, едущего впереди, или же его смещение на проезжей части, чем тот водитель заметит ваш «поворотник» в своих зеркалах.

А увидев его сигнал, но имея приоритет, вы сможете предусмотреть способ, как с ним не столкнуться.

Например, можно посигналить в предупредительных целях, а можно, например, снизить скорость, и дать возможность «переднему» автомобилю завершить перестроение.

Имея приоритет и уступая, при этом, дорогу, вы НЕ нарушаете ПДД.

Вопрос взаимодействия на дороге это, в основном, вопрос культуры вождения и отношений людей. А изменения в ПДД на культуру вождения никак не влияют.

Чтобы стало меньше аварий целесообразно не Правила менять, а изменить свое отношение к реальности.

Реальность такова, что при полном соблюдении ПДД одним из участников движения, всегда существует вероятность нарушения их другими участвующими. Вот это — реальность.

Убеждение, которое базируется на утверждении «Если я еду по Правилам (в соответствии с ПДД), то ничего плохого со мной не произойдет», ошибочно!

Чтобы ничего не произошло, необходимо чтобы абсолютно все! ехали по Правилам. В общем, так и должно быть, но, по разным причинам не все участники движения придерживаются соблюдения ПДД.

 

Также ошибочно и другое предположение: «Если вам обязаны уступить дорогу (т.е. предоставить преимущество в движении), значит, уступят».

После того, как ДТП, все же состоится, возникает возмущение: — ну, ведь он должен был уступить мне дорогу! Да, был должен, но почему-то этого не сделал … .

Поэтому, чтобы не попасть в ДТП, важно все время наблюдать дорожную обстановку вокруг автомобиля, и своевременно реагировать на ее изменение.

На этом рассуждения по теме «преимущество при перестроении» можно считать завершенными.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

В продолжение темы « перестроение на дороге», предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Смотрим на дорогу правильно;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Одиночное перестроение. Теория и практика;
Одновременное перестроение. Теория и практика;
Одновременное перестроение на многополосной дороге;
Перестроение на дороге. Безопасность маневра;
Эмоции на дороге – плохой советчик;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.