Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы


4 комментария

4-я статья из 10 в серии Перестроение

Как перестроится из одной полосы в другую на широкой дороге таким образом, чтобы не столкнуться с попутчиками?

Вопрос не праздный. Во время «переезда» из ряда в ряд может возникнуть ситуация, которая на 100% не подчиняется контролю ситуации по правилу одновременного перестроения.

В этой статье рассуждение пойдет об одновременном перестроении из одной полосы.

Далее, по тексту:

Правила перестроения по полосам
Кто уступает при одновременном перестроении
Как перестроится из одной полосы в другую

Правила перестроения по полосам

Правила перестроения по полосам определены в пункте 8.4 ПДД.

В процессе перестроения из одной полосы в другую (при выезде из своей полосы) уступить дорогу должен тот водитель, который перестраивается (выезжает из своей полосы).

Соответственно, если вам нужно перестроиться в соседний ряд, а ваш попутчик едет в этом ряду, не выезжая за его границы, то преимущество в движении у вашего попутчика.

При одновременном перекрестном перестроении транспортных средств, которые движутся попутно, преимущество у того участника движения, который находится справа.

Подробнее о перекрестном перестроении — в статье Одновременное перестроение на многополосной дороге.

Пункт 8.4 ПДД, по сути, и есть правила перестроения по полосам. Он дает ответ на вопрос: кто уступает дорогу при одиночном или перекрестном перестроении.

А как быть в случае попутного движения, когда одновременное перестроение, предположим, двух транспортных средств осуществляется из одной полосы движения и в одном и том же направлении?

Например, по одной полосе друг за другом (вслед) едут два автомобиля и начинают одновременное перестроение на соседнюю (в одну и ту же) полосу. При этом, «задний» автомобиль может ехать быстрее «переднего».

Такая ситуация уже не подчиняется контролю в соответствии с пунктом 8.4 ПДД: перестроение происходит одновременно, попутчики перестраиваются почти параллельно, но с разной скоростью.

В соответствии с пунктом 8.4 при одновременном перестроении преимуществом пользуется ТС, которое располагается справа. Но в этом случае никто из попутчиков не находится справа, и возникает вопрос:

Кто из водителей должен уступить дорогу при одновременном перестроении из одной полосы в другую полосу? И если произойдет ДТП, кто из участвующих будет виноват?

Кто уступает при одновременном перестроении

Начнем с того, что одновременное перестроение двух ТС визуально может выглядеть по-разному.

Таковым можно считать «переезд», предположим, одного автомобиля, из одной полосы в другую, когда этот «переезд» происходит одновременно с «переездом» другого автомобиля, едущего рядом.

Есть, как минимум, три варианта одновременного перестроения.

  • одновременное перекрестное перестроение (пути ТС пересекаются)
  • одновременное перестроение в разные стороны (пути ТС не пересекаются)
  • одновременное параллельное перестроение в одну сторону (попутно параллельно)

Обоюдное перекрестное перестроение описано в статье Одновременное перестроение на многополосной дороге.

Одновременное перестроение в разные стороны нас не интересует, потому что в этом случае транспортные средства не взаимодействуют между собой — их пути не пересекаются.

А, вот, третий вариант, обоюдное параллельное перестроение, когда два автомобиля одновременно перестраиваются из одного ряда в соседний ряд, весьма интересен. Его и рассмотрим ниже.

Это тоже одновременное перестроение транспортных средств (выезд из одной полосы), происходящее как бы попутно параллельно. Но оно очень редко происходит синхронно.

Несмотря на то, что маневры обоих ТС представляют процесс одновременного перестроения, в этой ситуации нельзя рассматривать приоритет по правилу одновременного перестроения (пункт 8.4 ПДД).

Дело в том, что транспортные средства движутся с НЕодинаковой скоростью. Поэтому, кто-то из участвующих обязательно поедет быстрее.

В каком случае между водителями возникает вопрос «у кого преимущество»? Ответ: когда они видят (или не видят), что траектории движения их машин пересекутся.

Если машины движутся в одной полосе друг за дружкой с равной скоростью, и почти одновременно приступают к перестроению, то они друг дружке не мешают – они почти синхронно перемещаются на соседнюю полосу.

Но проблема в том, что таких идеальных случаев почти не бывает (он изображен на рисунке ниже).

Одновременное перестроение

Процесс перестроения автомобиля нередко сопровождается его ускорением, а увеличение скорости неминуемо приводит к сокращению дистанции до едущего впереди автомобиля.

В лучшем случае «передний» автомобиль с перестроением ускорится (прибавит газу) и уедет вперед. А «задний» автомобиль, перестроившись, продолжит ехать  позади того на каком-то расстоянии, пока ситуация не потребует изменения скорости.

 

Совсем по-другому произойдет, если в этой ситуации начнет ускоряться не «передний», а «задний» автомобиль, в надежде обойти «переднего». Он может догнать «переднего», и произойдет столкновение.

Перестроение и догон

Кто окажется виноват в этом ДТП, придется судить по характеру столкновения: кто из участвующих кого «догнал», кто в чей бок «въехал» или кто кого «притер», и т.д.

А еще придется выяснять, кто первым приступил к перестроению, включил ли для этого указатели поворота. Придется все это выяснять, поэтому, нельзя однозначно утверждать, кто будет виноват в ДТП.

Нужно думать не о том, кто будет виновен, а о том, как в этих обстоятельствах избежать ДТП. Есть смысл посмотреть на ситуацию в перспективе, и подумать, откуда может появиться опасность.

См. статью Прогнозирование дорожных ситуаций.

Как перестроится из одной полосы в другую

Как перестроится из одной полосы в другую, чтобы не столкнуться с попутным ТС, который движется в соседней с вами полосе либо перестраивается параллельно вместе с вами?

Техническая часть маневра «перестроение» (что и как делать) описана в статье Перестроение в потоке.

В обоих сценариях для того чтобы избежать аварийной ситуации обоим водителям важно видеть обстановку вокруг своих машин.

Водитель «заднего» автомобиля с точки зрения наблюдения ситуации находится в более выгодной позиции, чем водитель «переднего» авто: заднему хорошо виден «передний» автомобиль и его маневры.

А водителю «переднего», чтобы увидеть «задний» автомобиль, приходится ориентироваться по зеркалам заднего вида и еще крутить головой по сторонам.

Несмотря на все трудности и неудобства наблюдения за дорогой у «переднего» водителя, ответственность с него никто не снимает.

А вот едущему сзади водителю, поскольку общая картина ему видна лучше, есть смысл взять эту ситуацию под свой контроль: где нужно – притормозить, где можно – прибавить газу.

 

Задача, в общем, не сложная – нужно безопасно разъехаться между собой.

Безопасно разъехаться можно в двух случаях: а) соблюдая Правила перестроения и опережения и б) подстраховать себя в обстоятельствах, когда есть вероятность столкнуться.

Правила одиночного перестроения описаны в статье Одиночное перестроение. Теория и практика. В случае одновременных маневров важно увидеть, что кто-то другой делает свой маневр вместе с вами.

Как правило, кто-то из двух водителей начинает свой маневр чуть раньше другого. Но в любом случае, тот, кто едет сзади, может легко контролировать весь этот процесс, и страховать обоих: и себя, и «переднего».

Перестроение и опережение

Выезд осуществляется из одной! полосы, а движение в попутном направлении со скоростью большей, чем скорость попутного автомобиля, это есть опережение.

Возможность опередить «передний» автомобиль есть только у водителя движущейся сзади машины. Но воспользоваться этим правом он сможет, только если первым (быстрее своего попутчика) начнет маневр и также перестроится первым.

В таком случае водитель «заднего» автомобиля, перестроившись на соседнюю полосу, приступит к опережению, а «передний» авто будет обязан ему уступить дорогу, согласно пункту 8.4 ПДД.

Если же «передний» автомобиль перестроится первым, и с ускорением уйдет вперед, то вопрос приоритета у этой автомобильной пары снимается (не возникает).

Вот, примерно, так. На этом ответ вопрос «кто уступает при одновременном перестроении» можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение рассмотренной темы «как перестроится из одной полосы в другую» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Одновременное перестроение. Теория и практика;
Одиночное перестроение. Теория и практика;
Взаимное перестроение в одну полосу:
Взаимное перестроение в одну полосу — 2;
Количество полос и боковой интервал;
Что такое ДТП и как его избежать.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Одиночное перестроение. Теория и практикаОдновременное перестроение. Теория и практика >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

4 комментария

  1. Павел

    11.12.2019 08:43

    Стою на перекрестке, включив правый поворотник. Сзади меня стоит легковое авто и тоже хочет поворачивать направо.

    При включении разрешающего сигнала я поворачиваю в крайнюю правую полосу, и затем включаю поворотник налево, и ускоряюсь в левую полосу.

    Сзади идущая машина, не поворачивая в крайнюю правую полосу, со всей дури летит в крайнюю левую полосу, пытаясь занять ее первой.

    Я в это время нахожусь под углом на крайней левой полосе, а водитель сзади начинает мигать мне фарами и сигналить, чтобы я пропустил его.

    Я мысленно посылаю его, и продолжаю движение как было задумано, и встаю в левую полосу, и не останавливаясь, двигаюсь в своем направлении.

    Водитель сзади не может перенести такого оскорбления, резко меня обгоняет, но, видя мой регистратор, остывает и встает впереди меня, и так же спокойно двигается.

    Кто прав в этой ситуации?

  2. Сергей Д.

    11.12.2019 11:33

    Здравствуйте Павел.

    Выражение «прав-не прав» не особо подходит к этой ситуации. Правый поворот вашего автомобиля выполнен в соответствии с ПДД.

    Ну а тот факт, что вы не пустили нарушителя вперед, это ваше дело, ваше право и ваше осознанное намерение.

    Ваши действия прошли «на автомате» и это хорошо. Водитель, который поворачивал за вами, вероятно, нервничал.

    Если бы вы хоть на 1 секунду задумались, то события могли пойти уже по другому сценарию, и машины могли столкнуться.

    Я не стану давать психологическую оценку этому случаю. Когда эмоции «зашкаливают», то наличие регистратора, обычно, не останавливает.

    Хладнокровный подход к делу более выигрышный.

    Для сравнения, как эмоции взрывают собственный мозг, случай в статье Не пустил в свой ряд, но догнал его сзади.

  3. Григорий

    05.10.2021 17:55

    Думаю, вы не правы в описываемой ситуации. У вас получается кто быстрее крутанет руля, тот и прав. Ерунда получается.

    Если я еду впереди, включаю поворот, то задний уже не должен препятствовать моему маневру, должен перестроится за мной.

    Иначе создается аварийная ситуация. Кто быстрей — не должно быть такого критерия.

  4. Сергей Д.

    05.10.2021 20:52

    Здравствуйте Григорий.

    В статье описаны возможные варианты взаимодействия, чтобы избежать ДТП. Это не руководство к действию, но есть смысл обратить на них внимание.

    Вы совершенно правы: не должно быть критерия «кто быстрее». Тем более, если «передний» первым включил поворотник.

    Также «задний» не должен препятствовать даже в том случае, если «передний» не заметил его маневр, и начал перестроение. Так удобно с практической стороны, но отчасти противоречит ПДД (в зависимости от ситуации).

    «Заднему» легче контролировать обстановку, потому что она перед глазами. Но это в теории. На практике получается с точностью до наоборот.

    Современный автомобиль очень быстрый, часто возникает желание «успеть проехать», и для этого есть техническая возможность.

    А на разборе (после ДТП) смотрят на факт соблюдения/нарушения ПДД, причем, свою невиновность доказывать должен сам водитель.

    Вот поэтому есть смысл прогнозировать ситуацию наперед, и делать что-то, что позволит не столкнуться.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.