Один поворачивает, второй его обгоняет

, Комментариев нет

Вопрос: При обгоне на нерегулируемом перекрестке произошло столкновение. Легковая машина двигалась по встречной полосе, обгоняя грузовик, а грузовая поворачивала на перекрестке налево, не пропустив легковую. Водителя легкового автомобиля признали виновным. Кто в этой ситуации виноват?

Ответ. В любой дорожной ситуации, когда уже событие, как говорится, произошло, всегда встает вопрос: кто виноват? И тогда начинается выяснение отношений. Понятно, что законодательство устроено таким образом, что должен быть найден ответчик, т.е. решается вопрос: за чей счет ремонт?

 

Если уж вопрос ставится «кто виноват», то в большинстве случаев (за исключением обстоятельств непреодолимой силы) в ДТП виноваты оба водителя, потому что кроме технического соблюдения Правил всегда есть некие другие обстоятельства, которые необходимо учесть в данном конкретном случае.

Это называется прогноз развития ситуации. Почти всегда есть возможность предусмотреть развитие событий чуть-чуть наперед, хотя бы предположить, и на этом подстраховаться, т.е. скорректировать свои действия, а может и вовсе отказаться от маневра.

Ну а если выявлять виновного по пунктам соблюдения Правил, то сначала придется выяснять, кто первым из водителей подал сигнал к выполнению своего маневра (включил «поворотник»), или кто первым из них приступил к своему маневру. Далее, необходимо рассмотреть эти «нюансы» в привязке к местности.

Чтобы это выяснить беспристрастно, нужен грамотный расчет (экспертиза) или независимый свидетель. Экспертиза трудоемка, а свидетеля может рядом не оказаться.

Когда в обстоятельствах пересекаются левый поворот и обгон, то часто определить виновного бывает очень трудно по вышеуказанным причинам. Отсюда, целесообразно ставить вопрос не после столкновения «кто виноват?», а еще до него — «как избежать дтп?». Ну и принять соответствующие меры (подать звуковой сигнал, снизить скорость, отказаться от обгона либо ускорить его и пр.).

Почему произошло ДТП? Действия водителей оказались взаимно неожиданными для них обоих.

В нашем случае водитель обгоняющего автомобиля не предусмотрел, что грузовик поедет не «прямо», а повернет. Вполне возможно, что этот водитель подумал! (предположил), что водитель грузовика его видит, и таким образом, даст завершить обгон. Если это так, то расчет оказался неверным.

Перед маневром

Водитель грузовика, в свою очередь, мог вообще не видеть обгоняющего, такое бывает, мог отвлечься по своим причинам, а мог предположить, что успеет повернуть до того, как обгоняющий его настигнет. Вариантов много, что было на самом деле, остается загадкой. Но бесспорным остается факт – столкновение.

ДТП удается избежать тогда, когда обоим водителям понятны намерения друг друга и между ними есть взаимопонимание. Один из способов привлечь к себе внимание – это, например, подача звукового сигнала (пункт 19.10).

Звуковые сигналы могут применяться только:

  • для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;
  • в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Смысл пункта 19.10 как раз в правомерности применении звукового сигнала для предупреждения водителя обгоняемого автомобиля о собственном намерении произвести обгон! Но эти строки выглядят как рекомендация. Можно взять их за правило: начало обгона (вне населенного пункта) целесообразно всегда сопровождать звуковым сигналом – как предупреждение для обгоняемого.

Несколько похожих дорожных ситуаций рассмотрено в серии статей Обгон и левый поворот. Все ситуации разные, но их объединяет одно обстоятельство: левый поворот и обгон, т.е. в процессе осуществления обгона по главной дороге выяснялось, что обгоняемый автомобиль либо намеревается повернуть, либо, что хуже, уже приступил к повороту налево.

В заключение рекомендую ознакомиться с содержанием статей из вышеупомянутой серии Дорожные ситуации. Обгон и левый поворот, и с двумя схожими по тематике статьями:

Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют;

Нужно повернуть налево, а сзади поджимают.

Будьте внимательны за рулем.

Это может быть интересно

Если поле под заголовком пустое, вероятно в вашем браузере включен AdBlock.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.