Памятка

Популярные статьи

Разбор дорожных ситуаций

Интернет-магазин автомобильной литературы

Это может быть интересно

Главная » Вопрос - Ответ

Левый поворот с последующей сменой полосы

Левый поворот с последующей сменой полосы

Вопрос читателя относится к теме левых поворотов на перекрестке и последующей (после поворота налево) смены полосы для поворота направо, но уже на другом перекрестке.

Ситуация №1: перекрёсток с тремя полосами движения, дорожная разметка (нарисована стрелками на асфальте): левая полоса — прямо и налево, средняя полоса — прямо и направо, правая полоса — направо. Я двигаюсь по левой полосе с целью повернуть налево (поворачиваю на дорогу с четырьмя полосами движения), сразу за перекрёстком (метров через 50) справа следующий перекрёсток, т-образный, мне нужно повернуть направо (на ножку т-обр. перекрёстка).

Вопрос: могу ли я при повороте налево (выезд на дорогу с четырьмя полосами движения) повернуть сразу в крайнюю правую полосу с целью в дальнейшем, через 50 метров, повернуть направо на ножку т-обр. перекрёстка?

Многие водители (особенно маршрутные автобусы ) в данной ситуации поворачивают налево со средней полосы (хотя разметка стрелками на средней полосе — прямо и направо) и вследствие прижимают меня к крайней левой или к одной из средних полос, мне поневоле приходится поворачивать в крайнюю левую или одну из средних полос во избежание ДТП, и некоторое время (бывало до 1-2мин.) стоять с правым «поворотником», тормозя движение соответственно левой, или одну из средних полос, прежде чем я перестроюсь и поверну направо на ножку т-обр. перекрёстка. 

Таким образом, как грамотнее действовать в данном дорожном эпизоде (чтоб во время совершения поворота налево не было ДТП и после завершения поворота налево не тормозить движение данной полосы перед поворотом на т-обр. перекрёсток)?

Ответ.

Есть общие правила выполнения левого поворота на перекрестке. Ознакомиться с ними предлагаю в одноименных статьях Часть 1 и Часть 2 Поворот налево на перекрестке. Если в двух словах, то поворачивая налево на перекрестке, согласно ПДД, можно занять любую из полос той дороги, на которую совершается левый поворот, разумеется, кроме встречной.

Проблема состоит в том, что когда поворачивают параллельно два и более транспортных средства одновременно, в особенности на больших перекрестках, те, которые движутся правее, как бы теснят тех, кто едет левее них, прижимают их к середине дороги. Естественно, создается напряженная ситуация.

Общественный транспорт, который движется по установленному маршруту, имеет право отступать от требований знаков направления движения по полосам (разметки 1.18), поэтому нет ничего удивительного в том, что они поворачивают налево как бы «не со своей» полосы. Просто нужно это иметь в виду. Подобный вопрос обсуждался в статье Рисковый поворот на широком перекрестке, там была ситуация с правым поворотом, но суть та же.

В ситуации, по которой был задан вопрос, не существует единственно-правильного алгоритма действий, потому что в каждом новом случае дорожные ситуации будут несколько различны одна от другой. Самый безопасный, но при этом, самый долгий будет вариант поворота сначала в крайнюю левую полосу, затем, следует постепенное перестроение через всю проезжую часть в крайнюю правую полосу для последующего поворота направо.

Есть еще один вариант, но он несколько неудобный и его целесообразность, опять же, зависит от сложившейся на тот момент обстановки.

Выезжаете с левым «поворотником» на перекресток «прямо», т.е. не стремитесь сразу завернуть влево, а проезжаете прямо, сколько сможете. В это время, предположим, с вашей правой стороны вас начинает теснить автобус, поворачивающий вместе с вами налево. Останавливаетесь, пропускаете автобус вперед, затем, поворачиваете следом с постепенным смещением автомобиля туда, куда вам нужно.

Если при таком раскладе, вслед за автобусом кто-то еще захочет повернуть налево со средней полосы, то и его пропускаете вперед, далее – как было сказано выше. Но в любом случае придется активно крутить головой по сторонам. Не следует доверяться только зеркалам заднего вида – в них видно далеко не все, особенно на дуге поворота.

Кто будет виновен в таких случаях, если произойдет ДТП, зависит от конкретного случая, ну а определиться в приоритетах поможет статья Поворот налево на перекрестке. Часть 2.

Другой вопрос читателя относится к теме правых поворотов на перекрестке.

Ситуация №2: т-обр. перекрёсток с двумя полосами движения (левая полоса – налево, правая -направо), я двигаюсь по ножке т-обр. перекрёстка в крайней правой полосе, и собираюсь повернуть направо. По левой полосе автолюбитель движется вровень со мной и собирается повернуть тоже направо (хотя разметка предписывает ему по его полосе поворот налево). Сразу после поворота направо на крайней правой полосе припаркованы авто (т.к. я двигаюсь по крайней правой полосе, я упираюсь в них) мне приходится перестраиваться.

Вопрос: могу ли я в данной ситуации повернуть направо выезжая после поворота сразу в левую полосу движения, и кто будет виновником в случае возникновения ДТП на перекрёстке?

Ответ: да, можете. Право на это дает пункт 8.6 ПДД, в котором есть такие строки: «При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части».

Уточнение «по возможности» означает, что если это возможно, то следует делать именно так. Поворот направо должен выполняться в правую полосу, но поскольку она занята припаркованными (пусть даже с нарушением правил стоянки) машинами, тогда что остается делать? – следует их объехать.

Но в это время вместе с вами, предположим, с нарушением правил расположения тс на проезжей части, с левой полосы поворачивает направо другой автомобиль. И вот именно в этом месте возникает спорный вопрос: Кто кому должен уступить дорогу?

Если вы заехали сначала в правую полосу, а затем тут же начали перестроение в левую, объезжая стоящие машины, а ваш оппонент по окончании правого поворота (пусть даже с нарушением) сразу оказался во второй полосе, то уступить дорогу должен ваш автомобиль (пункт 8.4). Дорогу уступает тот автомобиль, который перестраивается.

Если же при обоюдном повороте направо («правый» авто едет по Правилам, «левый» авто их нарушает), оба автомобиля въезжают сразу на вторую полосу и произойдет ДТП, то виновным автоматически становится нарушитель. По крайней мере, так должно быть. Но как на самом деле рассудит инспектор, зависит от многих факторов, еще станут смотреть на характер столкновения, и практика разборов ДТП показывает, что нередко виновным назначают невиновного. После этого приходится долго отстаивать свои права, не исключено, что дело дойдет до суда.

Отсюда следует другое, неписаное правило: если уверен в своем преимуществе – убедись, что тебе уступают дорогу. Когда ваш приоритет игнорируют, и вы при этом пропускаете оппонента вперед (уступаете ему дорогу), то с вашей стороны нарушения нет.

Несколько ситуаций в общем плане оговорены в статье Поворот направо. Опасные ситуации. Рекомендую ознакомиться.

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.