Как научиться ездить ровно


6 комментариев

Вопрос одного из читателей: Как научиться ездить ровно? Как научиться ездить на машине ровно, чтобы она не виляла по дороге? Может выбирать какой-то ориентир на дороге, или что-то ещё?

Ответ. В начале водительской практики многим курсантам трудно дается способность удержать автомобиль на прямой линии или, хотя бы, в границах своей полосы.

Это ощущение, когда машина гуляет по дороге, вызывает некий дискомфорт, лишнее напряжение и скованность.

К тому же, излишнее отклонение от прямой траектории может способствовать созданию аварийной ситуации.

Речь пойдет об умении ездить ровно, держать курс автомобиля не просто в пределах своей полосы, а именно держать ровную траекторию, когда машина не «гуляет» по дороге.

Вы можете перемещать автомобиль в пределах полосы — ехать либо посередине, либо у края, рядом с линией разметки, это не важно.

Но в целом вы поймете, как вести автомобиль ровно в своей полосе, не «виляя» от левого края к правому и наоборот.

Объезд всевозможных неровностей на дороге или маневрирование между дорожными ямами в расчет не берем.

Также не берем в счет люфты в деталях подвески автомобиля, из-за которых его колеса «живут своей жизнью», т.е. считаем, что автомобиль технически исправен.

Как научиться ездить ровно, чтобы машина не «гуляла» по дороге? Читаем дальше.

Автомобиль следует за взглядом, т.е. куда вы смотрите, туда и едет ваш автомобиль.

 

Наверняка, многие замечали за собой такую особенность, что когда в процессе движения вы свой взгляд отводите в сторону, например, на какой-то объект, тротуар, проезжающую мимо другую машину, рекламу и пр., то ваш автомобиль немного уходит с курса.

Т.е. курс автомобиля отклоняется именно в ту сторону, куда обращен взгляд.

Когда машина едет «не туда», попытка вернуть рулевым колесом машину на прежний курс иногда приводит к тому, что траектория движения начинает уклоняться теперь уже в другую сторону.

Т.е. опять требуется «подправить» направление движения. Немного перекрутили руль, и все по-новому – автомобиль продолжает вилять по дороге.

Такое случается, когда вы напряжены, как бы скованы телесно, и у вас имеется привычка смотреть на дорогу близко перед машиной.

Сам эффект «гуляния» фиксируется в сознании, и это только усиливает этот эффект. Дальнейшее стремление избежать виляния непременно к таковому и приводит.

Чтобы избавиться от «гуляния» машины на дороге, сначала нужно снять у себя внутреннее напряжение, т.е. расслабиться.

Хорошо помогает глубокий вдох и постепенный медленный выдох. Можно это проделать несколько раз.

Далее, необходимо просто перестать обращать внимание на то, что машина виляет, т.е. перестать фиксировать свое внимание на этом.

Нужно научиться смотреть на дорогу дальше, чем вы обычно смотрите.

В полосе

Ваш взгляд должен скользить впереди машины на каком-то расстоянии (дальше – ближе – дальше – снова ближе и т.д.), как бы «ощупывая» дорогу, примерно посередине вашей полосы.

Чем выше скорость, тем дальше должен быть направлен взгляд. Не следует «привязывать» свой взгляд к линии разметки, к краю дороги, потому что автомобиль невольно будет к ним «притягиваться».

По этой же причине не следует задерживать взгляд на встречном автомобиле. Целесообразно поступить так:

увидели встречный автомобиль, прикинули расстояние до него, как быстро он приближается, оценили ситуацию; дальше образ встречного автомобиля перемещаете в область бокового зрения.

Сами продолжаете смотреть вперед на полотно дороги, постоянно переключая взгляд ближе-дальше, корректируя движение рулевым колесом. Руль нужно держать свободно, без напряжения в кистях рук.

 

Когда чувствуете, что автомобиль, все-таки, уклоняется от прямолинейного движения, например, начал смещаться вправо, нужно легким движением немного качнуть руль в другую сторону, т.е. влево, но не задерживать его в той точке.

Т.е. чуть повернули (плавно качнули) руль влево, и сразу же возвращаете его на место в положение «прямо». Нужно стараться работать рулем чуть-чуть на опережение.

Таким же образом действуете, если автомобиль начал смещаться и в другую сторону. В процессе тренировки этот навык закрепляется довольно быстро и внимание на нем, в дальнейшем, не фиксируется.

Важно держать рулевое колесо двумя руками и рулить плавно. Быстро, но плавно. Никаких резких движений.

Если даже незначительно дернуть руль на скользкой дороге, то «улететь» с нее можно и на прямом участке. Или же внезапно можно оказаться на соседней полосе, что гораздо хуже, тем более, если эта полоса — встречная.

Такое (непослушный уход с траектории движения) может произойти, когда колеса автомобиля на скорости теряют сцепление с дорогой, и автомобиль становится неуправляемым.

Т.е. если передние колеса заскользили, то, сколько ни крути руль, а машина его не слушается. Чтобы стало более понятно, как такое происходит, нужно обратиться к физике движения автомобиля.

См. статью Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля.

Корректируя рулем движение автомобиля, нужно помнить, что любой, даже незначительный поворот руля сопровождается перераспределением веса машины, которое по законам физики отражается на сцеплении колес с дорожным покрытием.

Например, поворот руля вправо нагружает переднее левое колесо и усиливает его сцепление с дорогой, с остальных колес нагрузка в разной степени снимается, и в разной степени снижается сила сцепления с дорогой.

Также и в другую сторону. Поворот руля влево нагружает переднее правое колесо и усиливает его сцепление с дорогой, с других колес нагрузка в разной степени снимается, и в разной степени снижается сила их сцепления с дорогой.

Подробнее об этом — в статье Как автомобиль поворачивает.

Резкое увеличение «газа» разгружает переднюю ось (вес перемещается назад), в этот момент сцепление передних колес с дорогой несколько ослабевает.

Сброс «газа» или торможение нагружают переднюю ось автомобиля (вес перемещается вперед), соответственно, сцепление передних колес с дорогой усиливается.

Возникает вопрос: а причем здесь «как научиться ездить ровно», почему «машина гуляет» и законы физики по действию сил, какая связь?

 

Связь не между этими понятиями, а в последствиях, поскольку перераспределение веса автомобиля влияет на качество сцепления его колес с дорогой, как изложено выше по тексту.

А уже от качества сцепления колес с дорогой напрямую зависит способность автомобиля быть управляемым, т.е. на сколько он будет «послушным» в процессе корректировки движения рулевым колесом.

В дополнение см. статью Управление автомобилем. Часть 2. Руление и Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота.

На этом ответ на вопрос «как научиться ездить на машине ровно» можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «как научиться ездить ровно» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Куда смотреть за рулем, чтобы не попасть в ДТП;
Как не приехать в чужой задний бампер;
Как не «улететь» со скользкой дороги;
О слепой (мертвой) зоне автомобиля;
Как действовать в опасной ситуации;
Подскользнулся;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

6 комментариев

  1. Надя

    11.08.2018 00:07

    Очень толково написано. МНЕ ПОМОГЛО. Вроде я все это знаю, но все вместе — очень конструктивно. Спасибо!

    Я сдаю на права в Германии. Почти все КОНТРОЛЬНЫЕ задания выполняю на уровне требований, которые ОЧЕНЬ высоки.

    И ТОЛЬКО идеальное движение плавно по линии правой разметки НИКАК не получается довести до уровня.

    Не наезжаю никогда на бордюр, но даже легкое приближение к нему здесь карается провалом на экзамене.

    Постараюсь реализовать все, что здесь описывается.

  2. Сергей Д.

    11.08.2018 11:57

    Здравствуйте Надя.

    Нужно научиться чувствовать габариты автомобиля.

    Постарайтесь понять (на уровне ощущения), как едут передние колеса, особенно, правое переднее колесо.

    Левое переднее колесо расположено ближе к водителю, и левую сторону авто контролировать легче.

    А вот, линию движения правого переднего колеса понять сложнее – колесо едет в невидимом пространстве.

    В вашем случае необходимо с водительского кресла иметь представление, где находится правое переднее колесо, его «пятно» контакта с дорогой, как бы ощутить его месторасположение.

    Возможно, на первых порах придется наметить себе ориентир, например, по правому стеклоочистителю. И нужно помнить, что габариты кузова выступают за линию движения колес.

    Посмотрите рисунки в статье Управление автомобилем. Часть 9. Парковка.

  3. Ума

    03.07.2020 18:11

    Благодарю Сергея за статью, информация очень поможет начинающим водителям. Сама применю вышеперечисленные советы на следующем уроке вождения.

  4. Марина Г.

    21.07.2021 18:43

    Сергей, спасибо за статью. Я только учусь, и понять не могу, что от меня требует инструктор, и как держаться ровно на дороге...

    Вроде, не тупая, а машина виляет по полосе ...

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.