Памятка

Популярные статьи

Разбор дорожных ситуаций

Интернет-магазин автомобильной литературы

Это может быть интересно

Главная » Вождение

Выполнение разворота. Часть 1

5 августа 2013107 комментариев
Выполнение разворота. Часть 1

Время от времени, каждый водитель попадает в ситуацию, когда необходимо развернуть автомобиль, чтобы поехать в другом направлении. Но одно дело, когда разворот выполняется, скажем, во дворе или гаражном проезде, на прилегающей территории, а совсем другое дело, когда нужно развернуться на оживленной дороге, где кроме вас еще находятся другие участники дорожного движения. Рассмотрим, как в различных ситуациях выполнить разворот правильно. Правильно – это значит, не нарушая ПДД и соблюдая безопасность маневра.

Что такое разворот? Это маневр, при котором автомобиль изменяет направление своего движения на противоположное. Другими словами, водитель едет в одну сторону, затем разворачивается и едет обратно.

Как и любой другой маневр, выполнение разворота сопряжено с повышенным риском для безопасности и сопровождается повышенным психофизическим напряжением. Поэтому, в самом начале водительской практики разворотов на дорогах общественного пользования в населенных пунктах лучше всего избегать. Для того, чтобы развернуться, можно использовать прилегающие или дворовые территории. Можно построить маршрут так, что повернув на нескольких перекрестках, вы снова окажетесь на той дороге, с которой выезжали и уже поедете в обратном направлении. Такой вариант неплох при условии, что вы хорошо знаете местность. Но рано или поздно развороты на дорогах так или иначе придется включать в свой маршрут и мы рассмотрим самые распространенные случаи.

Развороты на дорогах общественного пользования условно можно разделить на две категории:

  • Развороты вне перекрестков;
  • Развороты на перекрестках.

Но независимо от того, в каком месте выполняется разворот, самое главное – это хорошо видеть обстановку вокруг автомобиля и быть хорошо видимым для других участников движения.

Сначала вспомним, в каких местах разворот запрещен. Об этом нам скажет пункт 8.11 ПДД.

Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

В дополнение к этим ограничениям Правила запрещают разворот через сплошную линию разметки, разделяющую проезжую часть на потоки встречных направлений.

 

Разворот вне перекрестка

Правилами четко определены места, где разворот запрещен. Они перечислены выше. Рассмотрим, в каких местах вне перекрестка можно выполнить этот маневр безболезненно и на что следует обратить особое внимание.

Начнем с разворота на дороге, имеющей всего две полосы (по одной для движения в каждом направлении) с прерывистой линией разметки посередине или не имеющей разметки.

Место, где вы хотите развернуться, должно хорошо просматриваться в обе стороны. Вблизи не должно быть переломов или поворотов дороги, закрывающих обзор вам и другим участникам движения, а также не должно быть приближающихся транспортных средств. В зависимости от ширины проезжей части и наличия прилегающей территории можно выполнять разворот в один, два или три приема. Рассмотрим последовательность выполнения каждого разворота в отдельности.

Разворот в один прием

  1. Выбрав место для разворота, включаете правый «поворотник», смотрите в зеркало заднего вида для контроля обстановки сзади автомобиля и прижимаетесь к правому бордюру или заезжаете на обочину. Останавливаетесь;
  2. Включаете указатель левого поворота и осматриваете обстановку со всех сторон автомобиля. Для этого лучше смотреть не только в зеркала заднего вида, а еще повернуть голову и внимательно осмотреться;
  3. Убедившись, что ни вы никому, ни вам никто не мешает, начинаете движение вперед, быстро и плавно вращая руль перехватом;
  4. Разворачиваетесь. В завершающей стадии разворота выравниваете колеса автомобиля и плавно увеличиваете скорость. Выключаете левый «поворотник».
Схема разворота в один прием

 

Включение указателей поворота обязательно! Если прижимаетесь вправо к бордюру или обочине, значит включаете правый «поворотник», перед тем, как начнете разворачиваться (начало движения и отъезд от обочины) – соответственно, левый «поворотник». Чтобы едущие сзади вас, смогли понять ваши намерения правильно.

Разворот в два приема

В два приема можно развернуться, если рядом с дорогой имеется прилегающая территория или площадка со своим въездом. Безопаснее всего для такого разворота использовать территорию, прилегающую к дороге справа.

  1. Приблизившись к въезду на прилегающую справа территорию или площадку и поравнявшись с его правым краем, включите сигнал правого поворота;
  2. Остановиться нужно сразу за въездом примерно в метре от бордюра. Осмотрите обстановку сзади автомобиля и на прилегающей территории. Правый «поворотник» пусть работает;
  3. Включаете заднюю передачу и заезжаете задним ходом во въезд на территорию. При этом переднее левое крыло автомобиля будет сильно выступать на проезжую часть – будьте внимательны. Очень похоже на экзаменационное упражнение «Заезд в бокс». Останавливаетесь и выключаете «поворотник»;
  4. Теперь требуется оценить обстановку на дороге слева и справа, затем включаете левый указатель поворота и, соблюдая безопасность маневра, с поворотом налево завершаете разворот.
Схема разворота в два приема с заездом на прилегающую территорию

 

Разворот в три приема

Разворот в три приема выполняется в том случае, когда дорога слишком узка для разворота в один прием, а для разворота в два приема нет прилегающей территории. Выполняется такой разворот точно так, как экзаменационное упражнение «Разворот в три приема», но на оживленной дороге нужно особенно внимательно следить за окружающей обстановкой и включать указатели поворотов. И еще всегда обращайте внимание на высоту бордюрного камня, чтобы во время разворота не повредить автомобиль.

  1. Остановитесь у правого края дороги как можно ближе к обочине или бордюру. Оцените обстановку в обоих направлениях дороги, включите левый указатель поворота;
  2. Когда дорога будет свободна на достаточно большом расстоянии, начинайте движение вперед, быстро и плавно поворачивая руль влево. Когда до противоположного бордюра останется примерно 1-1,5 метра, начинайте останавливаться, одновременно быстро вращайте рулевое колесо вправо так, чтобы после остановки передние колеса были повернуты вправо;
  3. Включите заднюю передачу и правый указатель поворота. Оцените обстановку сзади вас на дороге и начинайте движение назад, одновременно поворачивая руль до упора вправо. На сколько нужно будет сдать назад – зависит от ширины дороги. Останавливаетесь;
  4. Теперь включаете левый указатель поворота, первую передачу и начинаете движение вперед, одновременно выравнивая колеса.
Схема разворота в три приема, аналогичная экзамену

 

Когда у дороги две или более полос для движения в одном направлении, то противоположные потоки разделяются сплошной линией разметки, пересекать которую запрещено, или встречные потоки могут разделяться конструктивно (отбойник или длинный газон посередине дороги). В таких случаях разворот выполняется в специально отведенных местах, обозначенных знаками 6.3.1 «Место для разворота» или 6.3.2 «Зона для разворота». Этим знакам может предшествовать знак 6.3.1 с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта».

Увидев такой знак, следует заранее, соблюдая правила перестроения, занять крайнюю левую полосу движения и приблизиться к месту для разворота. Далее нужно заблаговременно включить указатель левого поворота и плавно снизить скорость, чтобы едущие за вами смогли понять ваши намерения и беспрепятственно вас объехать. Теперь, для выполнения разворота, сначала следует оценить дорожную обстановку, если нужно — остановиться и пропустить встречный транспорт, и только потом, убедившись в безопасности маневра, выполнить разворот. Левый «поворотник» нужно выключить после завершения маневра.

Разворот через трамвайные пути вне перекрестка

Теперь рассмотрим разворот вне перекрестка на дороге, имеющей одну или более полос для движения в каждом направлении с трамвайными путями посередине. Это будет разворот через трамвайные пути или пересечение трамвайных путей вне перекрестка.

Разворот через трамвайные пути разрешается при выполнении следующих условий:

  • трамвайные пути располагаются слева от водителя на одном уровне с проезжей частью, например, как на рисунке ниже;
  • отсутствуют знаки и дорожная разметка, запрещающие разворот, т.е. в принципе разворот на данном участке дороги должен быть разрешен.

Вот некоторые условия, запрещающие разворот — например, трамвайные пути могут быть отделены от проезжей части сплошной линией разметки; между трамвайными путями может быть нарисована двойная сплошная линия; на данном участке дороги между перекрестками установлен знак 4.1.1 «Движение прямо» или 4.1.4 «Движение прямо и направо»; наличие знака 3.19 «Разворот запрещен».

Рельсы путей расположены на одном уровне с проезжей частью

 

Кроме того нужно еще помнить, в каких местах согласно 8.11 ПДД разворот запрещен. Список приведен в начале статьи.

Теперь о самом выполнении разворота. Выполнять этот маневр вне перекрестка нужно только с трамвайных путей попутного направления, не создавая помех ни встречному, ни попутному трамваю. Почему именно так?

Во-первых, на это указывает п. 8.5 ПДД «При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них …»

Во-вторых, п. 9.6 ПДД разрешает движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления.

Следовательно, начиная разворот на трамвайных путях  с проезжей части, существует вероятность столкновения с автомобилем, который уже едет по трамвайным путям, согласно п.9.6.

 

Поэтому, план действий для разворота на трамвайных путях вне перекрестка будет следующий:

  1. По правилам перестроения занимаете крайнюю левую полосу на проезжей части. Выбираете место для разворота, включаете левый «поворотник» и останавливаетесь;
  2. Пропускаете попутный трамвай (если он есть), а также попутные машины, которые уже едут по трамвайным путям или вслед за трамваем и заезжаете на трамвайные пути попутного направления. Указатель левого поворота включен. Помните, что выезд на трамвайный путь встречного направления запрещен – грозит штраф за выезд на полосу встречного движения;
  3. Пропускаете встречный трамвай (если он есть), а также встречные ТС, движущиеся по проезжей части и начинаете делать разворот;
  4. Съехав с трамвайных путей на проезжую часть и закончив разворот, выключаете указатель поворота. Продолжаете движение по своему маршруту.

Пренебрегать преимуществом трамвая не стоит, хотя бы потому, что он гораздо больше. В противном случае можно оказаться в ситуации, как на фото ниже.

Дтп на трамвайных путях

 

Есть дороги, где трамвайные пути выделены конструктивно, т.е. часть дороги, по которой проходят рельсы, приподнята над проезжей частью и имеет бордюр (фото ниже). Заезжать на такие трамвайные пути и тем более пересекать их запрещается.

Такой, выделенный конструктивно участок трамвайных путей, может быть довольно протяженным, и если возникает необходимость развернуться, придется ехать либо до ближайшего перекрестка, либо до специально организованного места для разворота через трамвайные пути. Такие места обозначаются дорожным знаком 6.3.1 «Место для разворота».

Разворачиваясь в таких местах, необходимо помнить, что трамвай имеет преимущество в движении перед безрельсовым транспортом, т.е. необходимо уступить дорогу трамваю. Но, уступая дорогу, не следует подъезжать к трамвайным путям слишком близко. В противном случае есть большой риск быть задетым проезжающим мимо трамваем. В статье «Пройдет трамвай? Не прошел…» показан один из подобных случаев разъезда с трамваем.

Трамвайные пути выделены конструктивно

 

Если вам необходимо развернуться через трамвайные пути на каком-то участке дороги, но вы не уверены в допустимости выполнения разворота, тогда лучше езжайте до перекрестка или ищите место, где вы будете уверены, что ваш разворот не противоречит ПДД.

Как развернуться на перекрестке через трамвайные пути, можно прочесть в статье Проезд перекрестков с трамвайными путями.

Другой вариант для того, чтобы развернуться на дороге с разделительной полосой – это использовать стандартную двухуровневую развязку (у которой четыре кольцевых заезда-съезда), если такая развязка повстречается на вашем пути. Только выглядеть этот маневр будет уже не как разворот, но цель будет достигнута: автомобиль в  конечном итоге поедет в обратном направлении. В этой ситуации нужно будет выполнить последовательно четыре правых поворота и направление движения изменится на противоположное. Одна особенность: первый поворот направо необходимо делать после того, как переедете пересекаемую дорогу: над ней или под ней – не важно.

Схема разворота на четырехкольцевой дорожной развязке

 

Во второй части статьи Выполнение разворота рассмотрим выполнение разворотов на перекрестках, а также проясним некоторые спорные моменты, связанные с этими маневрами.

Навигация по серии статей<< Маневрирование в дорожном потокеВыполнение разворота. Часть 2 >>

107 комментариев »

  • Роман пишет:

    Ситуация. Дорога, 4 полосы для движения, по 2 в каждую сторону. При развороте с левой полосы придется выехать на левую обочину. Выезд на обочину разрешен только для остановки. Правила разрешают выполнить разворот с правой полосы (обочины), но это мне представляется опасней. Никто на легковых автомобилях с правой полосы не разворачивается в такой ситуации. Так можно совершить разворот с левой полосы с заездом на левую обочину (в момент заезда она становиться естественно правой)?

    Но хочу уточнить. В ПДД есть прямое указание о заезде на обочину для остановки п.12.1; есть допустимость заезда на обочину, правую в момент начала разворота п.8.8; запрет движение по обочине п.9.9. Гужевые повозки и прочее не рассматриваем. Если при развороте заехать на обочину, левую в момент начала разворота, тогда это можно трактовать, как движение по обочине п.9.9. Но если при развороте выполнить остановку на обочине в соответствии с п.12.1, тогда я предполагаю, это допустимо ПДД. Вы согласны? Может совмещение разворота с остановкой вызывают сомнения с точки зрения ПДД?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Роман.

    На дороге, имеющей 4 полосы, встречные потоки разделяются разметкой 1.3 (двойная сплошная), пересекать которую запрещено. Разворот на таких дорогах выполняется на перекрестках и в отведенных местах, обозначенных знаками 6.3.1 «Место для разворота» и 6.3.2 «Зона для разворота» или разметкой 1.11 (сплошная вместе с прерывистой).

    Начинаете разворот. Если вы при этом не вписались в проезжую часть, а заехали на обочину, то целесообразно сначала остановиться, и только потом, пропустив попутный транспорт, начинать движение с левым указателем поворота от обочины.

    В данном случае заезд на обочину не будет считаться как «езда по обочине», поскольку въезд на нее, остановка и выезд оговорены в п.12.1 ПДД. Подробный ответ на ваш вопрос по ссылке.

  • Екатерина пишет:

    Здравствуйте. 

    Разъясните, пожалуйста, должна ли я при завершении разворота вне перекрестка с использованием территории въезда (выезда) во двор слева уступать дорогу выезжающему из двора  автомобилю в случае, если моя дорога обозначена знаком «Главная дорога»? Считается ли это помехой справа или у меня преимущество? 

    А как быть в такой же ситуации, если дорога, по которой я двигаюсь не обозначена знаком «Главная дорога»? 

    У выезжающего из двора автомобиля нет знака «Уступи дорогу».

    http://savepic.org/6868656.jpg

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Екатерина.

    При выезде на дорогу с прилегающей территории (двор к ней тоже относится), водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, которые в этот момент по ней движутся (пункт 8.3 ПДД).

    В ситуации, когда траектория вашего разворота проходит через выезд из двора, допустим, в этом месте дорога становится чуть шире, и развернуться удобнее, то выезжающий из двора автомобиль должен уступить дорогу вам, т.к. вы завершаете разворот. Причем, независимо от того, есть ли знаки приоритета, или они отсутствуют.

    Опасность ситуации, изображенной на схеме в том, что ваш маневр будет ошибочно принят за левый поворот, а не разворот. В этом случае выезжающий из двора может поспешить выехать на дорогу с целью освободить вам проезд. Так что действовать придется по ситуации, и если потребуется, то нужно будет уступить дорогу выезжающему.

    Если вы разворачиваетесь, используя въезд во двор, т.е., сначала заезжаете налево во двор, затем, задним ходом выезжаете на дорогу вправо назад и снова левее вперед – завершаете разворот, а в этот момент вслед за вами из этого двора выезжает другой автомобиль, то и в этой ситуации преимущество за вами. Но вы можете приостановить свой маневр и дать возможность тому спокойно выехать.

    Если вы увидите, что коллега не желает уступать вам дорогу, например, вы сдали назад и остановились, чтоб включить первую передачу, а в этот момент выезжающий из двора упорно лезет вперед – дайте ему проехать первым. Это сохранит и время и нервы.

  • Екатерина пишет:

    Большое спасибо за исчерпывающий ответ!

  • Сергей Д. пишет:

    Пожалуйста, Екатерина, обращайтесь.

  • Николай пишет:

    Добрый день!

    Прошу разъяснить п. 8.11 Разворот запрещается:

    ...

    в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

    ...

    На неосвещенном участке дороги с 2-мя полосами ночью с не сплошной разделительной линией разворот грузовой машины — запрещен. Это нарушение ПДД. Или нет?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Николай.

    Вы, наверное, хотели спросить, можно ли развернуться грузовому автомобилю ночью на двухполосной дороге с прерывистой (не сплошной) линией разметки посередине?

    Ответ: можно, если видимость дороги и вперед, и назад от этой машины будет 100м и более. Ночь здесь не причем. Когда фары и габаритные огни работают исправно, то машину ночью далеко видно.

    Но дорога может изгибаться, т.е. поворачивать, иметь перелом в поперечном профиле (подъем, спуск). Вдоль нее могут быть какие-то строения, деревья, дорожные конструкции, которые в месте изгиба могут заслонять дорогу, т.е. скрыть какой-то ее участок, а заодно и транспорт, находящийся в этом месте. Туман на дороге, плотный дождь, снегопад.

    Это внешние факторы, ограничивающие видимость. Вот, с учетом этих факторов, и нужно выбирать место для разворота.

  • Николай пишет:

    Уважаемый Сергей!

    Возвращаясь к ситуации по п. 8.11, если легковая машина едущая по одной из полос, не успевшая среагировать на стоящий поперек обеих полос грузовик (то есть фары и габариты смотрят поперек дороги), не успевший закончить маневр разворота, и вот если легковая машина врезается в грузовик — она и будет виновником аварии, а не грузовик. Так это, или наоборот?

  • Сергей Д. пишет:

    Николай, когда инспектор оформляет ДТП, он выявляет причины, которые этому способствовали. Автомобиль, который разворачивается, т.е. изменяет направление своего движения, всегда в проигрышной ситуации по отношению к той машине, что едет прямо. По-другому, шансов больше оказаться виновным у того, кто разворачивается.

    Но, давайте не будем моделировать ситуацию. Ведь, у того, что едет прямо, тоже есть фары, и должен преобладать здравый смысл. Ехать нужно так, чтоб была возможность избежать аварии. Препятствием может оказаться любой предмет, а не только разворачивающийся автомобиль.

  • Александр пишет:

    Здравствуйте, я более 20 лет за рулем и только в последнее время столкнулся с непонятной ситуацией. Дорога имеет 4 полосы в обоих направлениях (по 2 полосы в каждом направлении), разделенных забором и зеленым ограждением, в месте разрыва, без знаков и линий разметок, я (по дальней или по ближней траектории) могу выполнить разворот? Это не перекресток. Большое спасибо.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Александр.

    Ситуация не совсем однозначная. Если знаки и разметка, запрещающие заезд в этот разрыв отсутствуют, например, 4.1.1 «Движение прямо» или 3.19 «Разворот запрещен», то можно заехать в него и развернуться. На первый взгляд может показаться, что самый логичный путь – это короткая траектория разворота.

    Но в нашей стране движение правостороннее, и выезжать с места разворота целесообразно по дальней траектории, потому что во время выезда на другую проезжую часть (из разрыва в полосе) лучше контролируется пространство справа от от автомобиля.

    Однако, иногда, например, сразу после перекрестка, на дороге размещают тот же знак 4.1.1 «Движение прямо». Этот знак действует до следующего перекрестка (но не запрещает повороты направо во дворы и прилегающую территорию), а дорога с разделительной полосой, предположим, очень длинная. В этом случае на всем протяжении дороги до следующего перекрестка заехать в разрыв, который находится слева, будет нельзя.

  • Алексей пишет:

    А можно ли совершить разворот таким способом?

    i077.radikal.ru/1504/77/84b918a3b0ba.png

  • Елена пишет:

    С недавнего времени я обучаюсь категории В. Учусь разворачивается на регул.перекрестке с крайней левой полосы. Сначала инструктор научил меня разворачивается с остановкой на перекрестке (доезжаю до середины, пропускаю встречный транспорт,выкручиваю руль и разворот), теперь он хочет, чтобы я делала разворот без остановки, если нет встречного транспорта — у меня не получается :(.

    Скажите, при сдаче экзамена в городе, если меня инспектор попросит развернуться и я развернуть с остановкой, даже если не будет встречного транспорта!, будет ли это считаться не сдачей экзамена???

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Елена.

    Я не могу сказать о штрафных баллах на приеме экзамена, но Вам необходимо научиться делать разворот в любых ситуациях. То же самое касается левого поворота. Понимаете, Елена, то, что требует инструктор, это не его «желание», а необходимость, которую Вы обязаны усвоить. Необходимо учиться выполнять маневры, как с места, так и в движении, потому что ситуация на дороге каждый раз меняется.

    А когда будете сдавать экзамен, нужно концентрировать свое внимание не на ошибках, и не на штрафных баллах, а на дорожной ситуации.

    Успехов в обучении!

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Алексей.

    Да, таким способом развернуться можно. i077.radikal.ru/1504/77/84b918a3b0ba.png Но, когда сдаете назад-вправо (выезжаете на дорогу задним ходом), включается правый указатель поворота.

    Во втором вопросе ошибка в коде.

  • Алексей пишет:

    Сергей, спасибо Вам за ответ!

  • Сергей Д. пишет:

    Пожалуйста, Алексей, обращайтесь.

  • Timur пишет:

    Здравствуете! Помогите выяснить вопрос по знаку 4.1.5. "Движение прямо или налево". Дорога 2-х полосная на глаз, но разметки и полосы нет на дороге.

    Вопрос. Можно ли повернуть налево с второй полосы?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Тимур.

    Сначала кое-то уточним. Двухполосная дорога может иметь по одной полосе для каждого направления (одна – ваша, вторая — встречная) и две полосы для движения в одном направлении на участке с односторонним движением (две попутные полосы одного направления).

    Знак 4.1.5 «Движение прямо или налево» разрешает поворот налево на пересечении, перед которым он установлен. Но поворот налево разрешен только с крайней левой полосы вашего направления. Иногда знаками 5.15.1 или 5.15.2 этот маневр разрешается и с других полос. Поэтому, если знаки направлений движения по полосам в вашем случае отсутствуют, то повернуть налево можно только с крайней левой полосы вашего направления.

  • Владислав пишет:

    Здравствуйте, имеется несколько вопросов.

    1) Разворот вне перекрестка на двухполосной дороге, разворачиваюсь с заездом на обочину справа пропускаю всех и разворачиваюсь. Вопрос могу ли я так развернуться, если на обочине установлен знак «остановка запрещена»?

    2) Разворот вне перекрестка на двухполосной дороге, разворачиваюсь с заездом на обочину где имеется выезд из двора. Вопрос: могу ли я так развернуться?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Владислав.

    Вопрос 1. Да, можете, поскольку ваш маневр – это не остановка (по определению). Вы выполняете разворот в соответствии с пунктом 8.8 ПДД. Но если вы сомневаетесь в правомерности разворота, иногда ситуация может показаться неоднозначной, то можете развернуться до знака 3.27 «Остановка запрещена» или поискать для разворота другое место. Обочина в вашем случае, как элемент дороги, должна соответствовать своему определению (пункт 1.2 ПДД).

    Вопрос 2. Для разворота вы можете использовать и заезд во двор, и обочину, т.е. любой вариант, который покажется удобнее и безопаснее.

  • Елена пишет:

    Здравствуйте, хочу уточнить по поводу разворота. Ситуация такая: стоит знак разворот через 300 метров, самого знака при развороте нет, да и специально отведённого места тоже  нет, можно ли до указанного разворота совершать поворот на лево со въездом во двор?  Спасибо.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Елена.

    Нельзя однозначно ответить на ваш вопрос. С одной стороны, знак 6.3.1 «Место для разворота» запрещает поворот налево, и отсутствие знака 6.3.1 в месте разворота – это халатность дорожной службы. Но с другой стороны, этот знак устанавливается в местах, до которых левый поворот и разворот запрещен в принципе.

    Если на дороге отсутствует сплошная линия разметки в месте въезда во двор, то теоретически, повернуть налево, не доезжая до места разворота, не запрещается. Но я бы не рекомендовал так поступать.

    Что мешает проехать 300 метров, развернуться, проехать немного обратно и повернуть, теперь уже, направо во двор?

  • Людмила пишет:

    Здравствуйте Сергей.

    Ищу ответ на дорожную ситуацию:

    Перекрёсток образован пересечением: Дороги(1) в четыре полосы — по две в каждом направлении, полосы между собой разделены газоном (2 метра) и железным забором и Дорогой(2) в две полосы — по одной в каждом направлении. Двигаясь по (1) занимаю перед перекрёстком (регулируемым) крайнюю левую полосу для разворота в противоположном направлении. Бордюр, ограждающий разделительный газон, заканчивается за несколько метров до начала перекрёстка, после бордюра обозначен (и нанесён) пешеходный переход и после уже перекрёсток.

    Можно ли совершить разворот  в противоположном направлении на зелёный сигнал светофора не выезжая на перекрёсток, а объезжая бордюр при этом придётся пересечь «зебру»начиная и завершая разворот? Или следует выехать на перекрёсток и совершить разворот через середину перекрёстка — по своей полосе(правой)?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Людмила.

    В вашем случае, чтобы не нарушить Правила, целесообразно доехать до середины перекрестка и развернуться. Объясняю, почему именно так.

    Из вашего описания зона пешеходного перехода начинается сразу, как обрывается разделительная полоса. В границах пешеходного перехода, которые обозначаются линиями установки знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», разворот запрещен (п.8.11 ПДД). «Зебра» не всегда рисуется точно в этих границах, чаще всего ее ширина меньших размеров. Поэтому, может оказаться, что перекресток начинается сразу за пешеходным переходом. Если вы развернетесь сразу за пешеходным переходом, то заденете участок встречной полосы на пересекающей дороге.

    Инспектор может вас остановить за этот маневр, и доказать свою невиновность будет почти невозможно, и как следствие – лишение прав да полгода. После, в суде вам зададут встречный вопрос: А была ли возможность развернуться по длинной траектории, т.е. через центр перекрестка? Если возможность была, а водитель ее не использовал, значит, водитель виновен!

    Прочтите серию статей, посвященную разворотам на перекрестках дорог с разделительной полосой. Там есть похожая ситуация.

  • Александр пишет:

    Можно ли совершить разворот, с использованием площадки грунтового покрытия на повороте?

    При отсутствии знака опасный поворот, видимости более 100 метров в обе стороны!

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Александр.

    Если на дороге всего две полосы, и разворот в этом месте не запрещен в принципе, тогда да, можно. В большинстве случаев на таких дорогах целесообразно выполнять разворот с правой обочины, т.е. остановиться, осмотреться и затем, никому не мешая, развернуться. Площадка на обочине – в помощь. По поводу видимости в пункте 8.11 ПДД указано, что разворот запрещается в местах видимости дороги хотя бы в одном направлении менее 100м. В вашем случае видимость даже больше этого значения.

  • Александр пишет:

    Спасибо за ответ, забыл уточнить, что  площадка была в зоне поворота, без каких либо запрещающих знаков!

  • Сергей Д. пишет:

    Пожалуйста, Александр.

    Сам поворот, имеется в виду, изгиб дороги, может быть любого радиуса, но, собираясь выполнить любой маневр, кроме соблюдения ПДД нужно еще обращать внимание на две другие «вещи»: безопасность выполнения маневра и целесообразность его выполнения именно в данном месте.

    Разворот в месте изгиба дороги не запрещен, если отсутствуют другие условия запрещающие этот маневр.

  • Татьяна пишет:

    Скажите пожалуйста, как развернуться на регулируемом перекрестке на четырехполосной дороге, не сдала город, сказали, выехала на встречку, если можно лучше схему, спасибо!

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Татьяна.

    Статья Выполнение разворота. Часть 2 посвящена теме выполнения разворотов на перекрестках. В ней дается разъяснение и есть схемы «правильных» траекторий разворота. Там же есть алгоритм разворота на регулируемом перекрестке.

    Еще настоятельно рекомендую небольшую серию статей Разворот на дорогах с разделительной полосой, поскольку оказаться на встречной полосе во время разворота можно в одном случае – когда разворот выполняется вдоль дороги, имеющую разделительную полосу. Очень важной для вас может оказаться третья часть.

    Мне трудно дать конкретный совет по вашему случаю, потому что не знаком с местностью, на которой сдается экзамен. Проанализируйте свою ошибку с вашим инструктором по вождению.

  • Татьяна пишет:

    Спасибо Сергей! я разобралась

  • Татьяна пишет:

    Еще пожалуйста вопрос, можно ли развернуться там где на сплошной двойной разметке промежуток с моей стороны прерывистый, а с другой стороны сплошной? Вне перекрестка или напишите где можно почитать я не нашла.

  • Сергей Д. пишет:

    Да, можно, если в этом месте нет знаков, запрещающих разворот.

    Это разметка 1.11 встречается на четырехполосных дорогах, в местах, где пересекать ее разрешается только с одной (прерывистой) стороны. Например, для поворота налево (заезд во двор или прилегающую территорию) и для разворота. Но, кроме разметки, еще нужно обращать внимание на установленные дорожные знаки. Если знаки разворот не запрещают, то можете смело разворачиваться.

  • Любовь пишет:

    Здравствуйте! Скажите пожалуйста нарушаю я ПДД или нет, если еду по главной дороге и мне нужно свернуть налево в свой гараж (мы живем у проезжей части и гараж тоже у проезжей части). Я еду, затем включаю левый поворотник и останавливаюсь, оцениваю ситуацию и сворачиваю налево сразу в гараж. Или же мне нужно съезжать сначала на обочину, а затем только поворачивать в гараж? Спасибо))

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Любовь.

    Если в месте съезда нет сплошной осевой линии разметки 1.1, ваши действия не противоречат ПДД. На обочину, в этом случае, также заезжать необязательно.

    Но может возникнуть ситуация, когда для того, чтобы повернуть с дороги налево для въезда в гараж, придется остановиться и пропустить встречный транспорт. А в этот момент за вашим автомобилем может следом ехать еще несколько машин.

    Если ширины дороги достаточно для того, чтобы едущие сзади могли вас спокойно объехать справа, то можете поступать как обычно – остановились, пропустили встречный транспорт и повернули налево, к гаражу.

    Если дорога узкая, и объехать ваш автомобиль нет возможности, тогда можно (но не обязательно) заехать на обочину справа, предварительно включив правый «поворотник», пропустить и встречный и попутный транспорт, а затем, включив левый указатель поворота, прямо с обочины повернуть налево и подъехать к своему гаражу.

  • Ольга пишет:

    Здравствуйте, я немножко не поняла: двусторонняя дорога-по одной полосе в каждом направлении. Нет разметки и запрещающих знаков, но дорога достаточно узкая. Могу ли я съехать на обочину, остановиться и далее развернуться на экзамене в ГАИ? Если да, то как мне нужно остановиться? Заглушив двигатель?

    Еще я в смятении, что подразумевают под полной остановкой? Полностью прекращение движения? Или глушить двигатель, ставить на нейтралку, ручник? Не могли бы вы написать алгоритм?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Ольга.

    Разворот с правой обочины допускается только на двухполосных дорогах, когда дорога очень узкая (ваш случай), вы уверены, что с одного захода разворот невозможен, т.е. потребуются манипуляции взад-вперед, и кроме вас по этой дороге движутся другие машины. Т.е., разворачиваясь, вы можете застопорить их движение. В этом случае, есть смысл съехать на обочину, остановиться, дождаться, когда дорога станет свободной настолько, что ваш разворот не помешает другим участникам, и, затем развернуться.

    Алгоритм должен быть такой:

    Едете прямо, выбираете место для разворота, включаете правый указатель поворота, съезжаете на обочину (или, если обочины нет, прижимаетесь к правому краю проезжей части), останавливаетесь и выключаете указатель поворота.

    Когда съедете на обочину, то ни в коем случае не глушите двигатель. Это лишнее, вы же готовитесь к развороту, и у вас нет цели остановиться, для того чтобы прекратить дальнейшее движение. Остановились, нейтральная передача, тормоз. Ручник имеет смысл, если дорога под уклоном.

    Включаете левый указатель поворота, смотрите в зеркало заднего вида. В данной ситуации, когда разворот выполняется с обочины, вы обязаны уступить дорогу как попутным, так и встречным машинам. Поэтому, взгляд нужно чередовать между зеркалом и дорогой впереди машины.

    Выбираете момент для разворота, включаете передачу, делаете «контрольный» поворот головы в сторону разворота (это нужно для того, чтобы убедиться в том, что зеркало вас не обманывает, и сзади вас действительно никого нет) трогаетесь и быстро выкручиваете руль влево до конца. Поехали. Разворачиваетесь, выключаете указатель левого поворота и продолжаете движение.

    Если в этом случае места для разворота все равно не хватит, например, вам придется заехать теперь уже на противоположную обочину, ничего страшного. Делаете короткую остановку, смотрите в зеркало заднего вида, если сзади есть другие машины, то уступаете им дорогу – пропускаете их вперед. Еще раз делаете контрольный взгляд влево-назад, убеждаетесь, что там никого нет, затем трогаетесь, выезжаете на дорогу и продолжаете движение. Выключаете «поворотник».

    Вот, Ольга, примерно так. Проработайте эти действия вместе со своим инструктором и у Вас все получится.

    Что касается полной остановки автомобиля, то этот термин может толковаться по-разному. Полная остановка – это когда прекратилось перемещение автомобиля относительно дороги. Т.е. машина остановилась и стоит на месте, она не движется. Полная остановка автомобиля не всегда подразумевает остановку двигателя.

    Когда дальнейшее ее движение НЕ планируется, то в этом случае включается нейтральная передача, ручной тормоз и двигатель глушится.

    Если полная остановка выполнена для ожидания чего-то (например, остановка на обочине перед разворотом), то двигатель глушить не нужно.

  • Ольга пишет:

    Спасибо огромное! Вы были бы лучшим инструктором! Я уже отучилась, через пару дней экзамен в ГАИ, жутко боюсь разворотов, тк за время учебы развернулись только пару раз максимум. Еще раз спасибо!))

  • Сергей Д. пишет:

    Пожалуйста, Ольга, если будут вопросы, обращайтесь.

  • Руслан пишет:

    Здравствуйте. Такая ситуация: хочу развернуться где 4 полосы по 2 в каждую сторону, но вот проблема, при развороте нужно пересекать сплошную полосу, а разрешенных мест для разворота ближайшие 30 км не имеется, что делать?

  • Елена пишет:

    Здравствуйте! Считается ли ошибкой на экзамене — двигаясь по правой полосе, выполняя разворот, я включила сразу левый указатель поворота, учитывая то, что места для разворота достаточно?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Руслан.

    Ничего не поделаешь, если по Правилам, то придется ехать 30км до разворота. Если вне Правил, то ответ Вы знаете.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Елена.

    В вопросе не хватает немного конкретики, и я не хочу вводить Вас в заблуждение. Что значит «достаточно» места для разворота?

    Если перед разворотом вне перекрестка предполагается остановка у обочины или бордюра, например, для того, чтобы пропустить и попутный и встречный транспорт, то перед остановкой нужно включить сначала правый указатель поворота. Если вы этого не сделаете, прижметесь к бордюру и остановитесь, то дотошный экзаменатор сочтет это за ошибку.

    Если вы разворачиваетесь, так сказать, по ходу, не делая остановку у бордюра, или не съезжая на обочину, то сразу включаете левый указатель поворота, затем, если необходимо, останавливаетесь, чтобы уступить встречному транспорту, и выполняете разворот.

    В некоторых случаях ошибкой на экзамене может считаться не сам факт включения левого «поворотника», когда вы на дороге справа, а разворот именно с правого положения на проезжей части, если ширины дороги достаточно для разворота с ее середины. По правилам (пункт 8.5 ПДД) разворот должен выполняться с крайнего левого положения «вашей» проезжей части, т.е. от середины дороги. Но в определенных случаях (пункт 8.8 ПДД) допускается разворот с правой полосы и с правой обочины.

    Т.е. все зависит от ситуации.

    Если в вашем случае дорога условно имеет 4 полосы (две ваши, две — навстречу) без разметки, т.е. это широкий участок дороги и разворот в том месте разрешен, то перед разворотом нужно принять левее — перестроиться на «свою» левую полосу. Если эти два маневра совпадают (перестроение и разворот это два разных маневра), то действия, в общем, должны быть следущие:

    Вы едете по условной правой полосе (условной, потому что отсутствует разметка) – включили «поворотник» — перестроились влево, к середине дороги – выключили его. Опять включили «поворотник» — развернулись в соответствии с приоритетами (пункт 8.8 ПДД) – выключили указатель поворота, и поехали уже обратно.

    Включение указателей поворотов не должно вводить в заблуждение едущих сзади водителей. Поэтому, между маневрами, если делать все правильно, «поворотник» нужно выключать.

  • Елена пишет:

    ЗДРАВСТВУЙТЕ, СЕРГЕЙ! Я ВАМ ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНА ЗА ПОДРОБНУЮ ИНФОРМАЦИЮ. ИНСПЕКТОР ПОСЧИТАЛ ОШИБКОЙ ТО, ЧТО Я НЕ ВКЛЮЧИЛА ПРАВЫЙ ПОВОРОТНИК И НЕ СМЕСТИЛАСЬ НА ОБОЧИНУ.

  • Сергей Д. пишет:

    Пожалуйста, Елена, будьте внимательнее.

  • Дмитрий пишет:

    Подскажите разрешен ли разворот в данной ситуации,  если на 15 метров от остановки маршрутных транспортных средств он запрещен.

    imgur.com/OkNHXWy

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Дмитрий.

    Ближе 15 метров от мест остановки общественного транспорта запрещена остановка и стоянка.

    Что касается разворота, то данный маневр запрещен непосредственно в местах остановок маршрутных ТС. На вашей картинке это место определяется протяженностью разметки 1.17 (желтый зигзаг). В пределах этой разметки разворот запрещен. До разметки 1.17 и сразу за ней развернуться можно, если нет других ограничений, например, в виде сплошной разметки.

    Если в подобных ситуациях берут сомнения, возможно, со временем сотрется разметка, может еще что-то будет непонятно, используйте для разворота заезды во двор. Немного дольше по времени, но спокойнее.

  • Дмитрий пишет:

    Большое спасибо за ответ, только начал учить ПДД, возникает много вопросов.

  • Владимир пишет:

    Добрый день

    Помогите разобраться в ситуации.

    Повернул на улицу с двумя полосами (по одной в каждом направлении), справа от дороги проходят трамвайные пути, каких либо запрещающих знаков при повороте на эту улицу нету. Проехал почти до конца квартала и я увидел на противоположной стороне свободное место для парковки. Развернулся в обратном направлении, припарковался. Убедившись в том, что мой автомобиль не препятствует полноценному движению других транспортных средств, ушел в больницу.  По приходу обратно обнаружил отсутствие автомобиля. Как оказалось при заезде на данную улицу с другой стороны, установлен знак "Стоянка по нечетным дням запрещена". В итоге автомобиль был эвакуирован, хотя вся улица была заставлена автомобилями, их не эвакуировали. Подскажите, правомерны ли в данном случае действия эвакуатора?

  • Игорь пишет:

    Добрый день! Подскажите, обязан ли я выезжать на проезжую часть, чтобы встать в крайне левое положение для осуществления разворота. Тогда придется заехать на левую обочину, или же можно начать разворот с правой обочины. Дорога двухполосная, но ширины хватает и для трех. Спасибо.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Владимир.

    Автомобиль задерживает инспектор, а эвакуатор только увозит на штрафстоянку.

    Если причина задержания в наличие знака 3.29 «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца», при этом, знак установлен без таблички 8.24 «Работает эвакуатор», то задержание незаконно. Но судя по тому, что другие машины стояли в покое, причина, скорее всего, не в знаке.

    Возможно, были нарушены какие-то другие условия стоянки, например, автомобиль загородил выезд-заезд, стоянка на пешеходном переходе и ближе 5 метров до него, на тротуаре (хоть одним колесом), ближе 15 метров от остановки (может, была разметка 1.17 – желтый зигзаг), между автомобилем и осевой сплошной разметкой менее 3 метров – т.е. те пункты, когда остановка и стоянка запрещаются. За те нарушения следует безоговорочное задержание автомобиля.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Игорь.

    Нет, не обязан. Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, то пункт 8.8 ПДД (второй абзац) прямо разрешает развернуться от правого края или с правой обочины. Разумеется, в том случае, если разворот в данном месте не запрещен.

  • Игорь пишет:

    Добрый день, Сергей! Речь идет о случае когда места хватает для разворота с крайне левого положения.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Игорь.

    Если места на проезжей части хватает для разворота из крайнего левого положения, т.е. водитель видит, что ему реально хватит места, чтобы развернуться, то он обязан занять крайнее левое положение и с него выполнить разворот. Для этого потребуется визуально определить середину проезжей части. Занять крайнее левое положение обязывает пункт 8.5 ПДД.

    Если визуально водитель не может определить, хватит — не хватит места, или видит, что места реально может не хватить, то разворот вне перекрестка допускается выполнить от правого края проезжей части или с правой обочины, согласно пункту 8.8 ПДД.

    Дело в том, что глазомер у всех водителей разный, и далеко не многие знают динамические габариты своего автомобиля, отсюда и возникает проблема в определении середины дороги и этих самых возможностей автомобиля в плане хватит места для разворота или не хватит.

    Здесь, как раз, и приходит на помощь пункт 8.8 ПДД, который допускает начать разворот от правого края проезжей части или с правой обочины, в том числе на относительно широкой дороге. Хочу заострить внимание: НЕ с правой полосы, а от правого края (т.е. от бордюра или тротуара), или с правой обочины. При этом необходимо соблюсти приоритет, согласно тому же пункту 8.8 ПДД.

  • Наталья пишет:

    Здравствуйте, Сергей. Помогите разобраться в ситуации.

    Ехала в населённом пункте (дорога с двумя полосами — по одной в каждом направлении. Заехала под знак ограничения скорости 40км. Соблюдая скорость, проехала 30 метров и, развернувшись, поехала в обратном направлении. Знака ограничения скорости на этой стороне дороги на моём пути не было т.к. при развороте он был далеко позади.

    Подскажите пожалуйста: Обязана ли я соблюдать ограничение скорости 40км, если после разворота на этой стороне дороги я знак ограничения скорости не встретила?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Наталья.

    По логике, в данной ситуации, на конкретном участке дороги существует ограничение скорости в 40 км/ч. Это значит, что на встречном направлении, где-то впереди, может быть, далеко впереди, установлен точно такой же знак. Вам он может быть не виден, но он точно там есть!

    Исходя из этих соображений, вы обязаны это ограничение скорости соблюсти. Как долго нужно ехать с указанной скоростью?

    В районе того знака, что вам повстречался еще до разворота, на противоположной стороне дороги (т.е. по вашему направлению уже после разворота) должен быть установлен знак, отменяющий данное ограничение. Это может быть или знак 3.25 «Конец зоны ограничения максимальной скорости», или 3.31 «Конец зоны всех ограничений».

    Если вы этих знаков не обнаружите (такое вполне возможно), то знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» действует до ближайшего перекрестка или до конца населенного пункта.

    Учитывая такой факт, что дорожные знаки иногда устанавливаются не по регламенту, или могут и вовсе отсутствовать (к сожалению, это реальность), приходится подобные ограничения «вычислять» интуитивно. Но с учетом допустимой разрешенной погрешности скорости в 20 км/ч, данные ограничения ощущаются незначительно.

  • Руслан пишет:

    Здравствуйте Сергей. Могу ли я развернуться с использованием прилегающей территории под знаком остановка запрещена, где для этого будет нужна остановка?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Руслан.

    Если нет условий, запрещающих разворот, тогда можете. Ваша кратковременная остановка в этом случае, будет не преднамеренная, а вынужденная, т.е. необходимая для того, чтобы соблюсти приоритет — уступить дорогу и попутному, и встречному транспорту перед выполнением разворота. Знак 3.27 «Остановка запрещена» запрещает преднамеренную остановку.

  • Руслан пишет:

    Спасибо, понял.

  • Денис пишет:

    Здравствуйте! Я двигался на легковом автомобиле по дороге с четырьмя полосами для движения, по две полосы для каждого направления. Направления для движения разделены газоном и огорожены. Мне необходимо было совершить разворот для движения в обратном направлении, для чего я в имеющейся зоне разворота решил совершить маневр: с крайнего левого ряда въехал в зону разворота, затем остановился (места для автомобиля достаточно, чтобы не создавать  помехи для движения). Во встречном направлении по крайнему левому ряду движение отсутствовало, автомобили двигались только по крайнему правому ряду, при этом указатели поворота ни у кого не работали.

    Я начал совершать выезд в крайний левый ряд и в это время с крайнего правого ряда начал перестраиваться легковой автомобиль, в связи с чем у нас произошло ДТП. Сотрудники ГИБДД признали меня виновным в нарушении п.8.8 ПДД. Подскажите пожалуйста кто из участников ДТП в данной ситуации виновен.  

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Денис.

    По факту вашего нарушения пункта 8.8 ПДД инспектор прав. Юридически, вина ваша. Встречный транспорт, сколько бы машин ни было, имеет приоритет в этой ситуации, поэтому, прежде чем выехать из зоны разворота, вам нужно убедиться, что никому не будет создано помехи.

    Вы, Денис, стали участником коварной ситуации. Вы предположили, что встречные машины продолжат движение по своей правой полосе, но не предположили, что кто-то из них может занять левую полосу – ту, на которую вы собрались выехать. Ваш оппонент, имея преимущество в движении, был уверен, что вы уступите ему дорогу, но не предположил, что вы можете выехать в надежде, что места для разъезда будет достаточно.

    Ваши обоюдные ошибочные предположения и стали причиной ДТП. Юридическая вина вашего оппонента лишь в том, что он перестроился на левую полосу без «поворотника», и тем самым как бы ввел вас в заблуждение. Но его вина существенна только для его страховой компании.

  • Владимир пишет:

    Здравствуйте! Внучка учится на права. Досрочно сдала экзамены в школе, инструкторы хвалили. Второй раз одному и тому же инспектору ГИББД не сдает экзамен. Первый раз посадили на другую машину, у которой другая панель управления — лампочка ручника голубая. С ручника сняла не до конца, лампочка голубая горела, но на это не обратила внимания. Сегодня не сдала при развороте.

    Ситуация такая: Т образный перекресток, поворот налево к домам, едет прямо. Команда инспектора —  выполнить разворот. Знаков нет. Разметка на перекрестке прерывистая. За перекрестком в 5 метрах обозначенный пешеходный переход. Встречные машины пропустила. поворот показала, совершила разворот на перекрестке до пешеходного перехода. В габариты дороги вписалась. Резюме инспектора: мысль правильная, но не сдала.

    Имею стаж вождения 40 лет и считаю, что внучка все сделала правильно, т.к. сам был на этом перекрестке. Шкалой штрафных баллов проезд неправильный перекрестка оценивается в 3 балла. Но не сдала! Ваше мнение и как с этим бороться? С уважением! Владимир. 

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Владимир.

    Порой трудно объяснить, почему у курсанта, выполнившего задание без нарушений, в конечном итоге, экзамен оказывается не принятым. И что означают слова «мысль правильная, но экзамен не сдан»? В каком месте была ошибка курсанта? Нужно было поинтересоваться после экзамена, и обсудить этот случай с преподавателем. Может оказаться, что это была и не ошибка вовсе.

    Подробнее ответил на e-mail.

  • Лариса пишет:

    Здравствуйте! Вопрос в следующем. Остановка на трамвайных путях запрещена. Но, выполняя разворот, мы же останавливаемся на трамвайных путях встречного направления, чтобы оценить обстановку и пропустить движущиеся справа автомобили. Это нарушение? Или я неверно выполняю разворот?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Лариса.

    Нет, это не нарушение. Остановка автомобиля для выполнения требований приоритета НЕ является остановкой в том смысле, которому соответствует термин «Остановка» в п.1.2 ПДД.

    Для облегчения понимания ситуации нужно уяснить, какая остановка автомобиля попадает под определение «Остановка», а что к ней (к остановке автомобиля) не относится.

    Читаем термин «Остановка» — это преднамеренное прекращение движения до 5 минут … Т.е. водитель захотел, и остановил автомобиль, чтобы постоять, выйти, посадить, высадить пассажира.

    Остановки перед светофором на запрещающий сигнал, остановки для того, чтобы уступить дорогу транспортному средству, пешеходу, остановка перед закрытым шлагбаумом и прочие подобные являются так сказать технологическими остановками, т.е. непреднамеренными.

    Нарушением будет если вы, стоя на трамвайных путях, и пропуская автомобили справа, создадите помеху трамваям.

  • Лариса пишет:

    Спасибо, Сергей. С этим понятно. 

    Еще вопрос. На экзамене такая ситуация: т-образной перекресток, я еду по второстепенной дороге, по боковому проезду, впереди знак уступи дорогу и пешеходный переход. Пропускаю пешеходов, пытаюсь заглянуть вправо-влево, чтобы пропустить всех, но из-за припаркованных машин видимость ограничена. Стою долго, пора бы уже и ехать, потихоньку выезжаю и снова машины, приходится остановиться на пешеходнике, из-за чего результат экзамена — незачет. Как нужно было правильно  поступить в данной ситуации? 

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Лариса.

    Трудно что-либо советовать, не имея перед глазами картины происходящего. Пропустив пешеходов, нужно подъехать к краю проезжей части, уже оттуда смотреть по сторонам, и действовать в зависимости от того, в какую сторону нужно повернуть.

    Когда припаркованные машины закрывают обзор, нужно медленно-медленно выезжать на дорогу, смотря попеременно в обе стороны, обзор дороги понемногу будет увеличиваться.

  • Юлия пишет:

    Здравствуйте!

    Такая ситуация: на регулируемом перекрестке я совершаю разворот, двигаясь на зеленый свет, предварительно пропустив едущих навстречу в пределах ближней видимости. Совершив разворот и отъехав от края перекрестка на 10 метров, в меня врезается автомобиль, едущий сзади. Кто виноват в данной ситуации?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Юлия.

    Вы закончили разворот и выехали с перекрестка, т.е. двигались уже за его пределами. Второй автомобиль вас «догнал». Вина, в этом случае, лежит на втором водителе, который врезался в ваш автомобиль сзади. Тот, кто движется сзади и, тем более, догоняет сзади, должен соблюдать такую дистанцию, которая позволит избежать столкновения (пункт 9.10 ПДД).

  • Юлия пишет:

    Спасибо большое за ответ! В ближайший четверг у меня суд по этому вопросу, надеюсь отстоять свою позицию.

  • Сергей Д. пишет:

    Пожалуйста, Юлия. Удачи на суде!

  • Юлия пишет:

    Сергей, спасибо! А не подскажете, в каком пункте ПДД прописаны границы перекрестка? Т.е. где заканчивается право на преимущественный проезд в данном случае?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Юлия.

    Границы перекрестка конкретно нигде не прописаны, поскольку они, чаще всего, воображаемые. В пункте 1.2 ПДД термин «перекресток» трактуется как место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Для наглядного представления, как это выглядит, пройдите по ссылке, рядом с термином «перекресток» есть картинки.

    На реальной дороге всеподобные закругления могут выглядеть по-разному, в зависимости от конфигурации перекрестка и организации проезда на нем. Где заканчивается закругление, там заканчивается перекресток.

    Ориентиром границы перекрестка во многих стандартных случаях может служить граница пешеходного перехода. Т.е. пешеходный переход располагается на проезжей части с внешнего края перекрестка. Иногда «зебру» могут нарисовать в границах закругления углов перекрестка, но за «зеброй» уже 100% НЕ перекресток.

  • Юлия пишет:

    Сергей, еще раз спасибо за подробные разъяснения! Но судья почему-то не приняла во внимание пункт 10.1 ПДД, считая, что приоритет все-таки за ТС, движущемся по главной дороге, не смотря на то, что ДТП произошло не на перекрестке, а за ним.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Юлия.

    Мне жаль, что суд вынес решение не в Вашу пользу, тем более что разъяснение судьи выглядит как-то совсем не компетентно. Понятие «Главная дорога» в этой ситуации совсем не уместно, поскольку перекресток был регулируемый, а ДТП произошло за его пределами, просто на дороге. И не важно, главная она или второстепенная.

    Если бы столкновение произошло в момент разворота, или сразу по его окончании, на перекрестке, то вина была бы вашей – не уступили дорогу.

    Возможно, они рассудили с той точки зрения, что разворот был произведен преждевременно. Т.е. следовало дождаться, когда оппонент проедет (уступить ему дорогу), а затем развернуться. Такая точка зрения имеет право на жизнь, но ее можно легко опровергнуть.

    Ваш маневр «разворот» ему не создал помехи. Вы развернулись и уже поехали обратно. Т.е. факт разворота здесь можно даже и не рассматривать. За перекрестком оппонент догнал ваш автомобиль. Это 100%-е несоблюдение безопасного скоростного режима в данной ситуации, которое привело к резкому сокращению дистанции. Об этом, как раз, и упоминается в пункте 10.1 ПДД, который судья не приняла во внимание.

  • Ольга пишет:

    Добрый день. Поясните, пожалуйста ситуацию. Перед перекрестком установлен знак 4.1.4 «Движение прямо или налево», зона действия знака — первое пересечение. На пересекаемой нами дороге посередине проходят трамвайные пути, разделительной полосы нет. Возможно ли на данном перекрестке повернуть налево, то есть делят ли трамвайные пути дорогу на проезжие части?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Ольга.

    Трамвайные пути сами по себе проезжую часть не делят. А вот если до перекрестка рельсы располагались на подиуме, т.е. приподняты над остальной дорогой, то возможны всякие варианты. Нужно внимательно смотреть, как установлены знаки.

    Когда пересекаемая дорога широкая, для избежания путаницы в направлениях, могут установить перед перекрестком знак 4.1.4 (прямо и направо), в середине перекрестка – знак 4.1.5 (прямо и налево). Например, картинки в этой статье, только без трамвайных путей.

    На указанном Вами знаке 4.1.4 «стрелки» имеют другие направления, а именно «Движение прямо или направо». Таким образом, через перекресток разрешено проехать прямо или направо. Повернуть налево запрещается.

    Если перед перекрестком установлен знак 4.1.5 «Движение прямо или налево», то разрешается проехать через перекресток прямо и налево, разумеется, переехав трамвайные пути. Повернуть направо запрещается.

  • Ольга пишет:

    Сергей, спасибо!

  • Сергей Д. пишет:

    Пожалуйста, Ольга, обращайтесь.

  • Виталий пишет:

    Добрый день!

    1. Т-образный перекресток. Ножка перекрестка является второстепенной дорогой (знак «уступи дорогу»). Главная дорога имеет четыре полосы для движения (по две в каждом направлении). Перемещаюсь по второстепенной дороге и мне необходимо развернуться. Могу ли я включить правый поворот прижаться к правому краю дороги своего направления, затем убедившись в отсутствии  помех на главной дороге, включить левый поворот и развернуться через центр перекрестка выехать в обратном направлении. Если да, то чем это регламентируется. 

    2. Нерегулируемый перекресток, при повороте направо пешеходный переход, необходимо уступить дорогу пешеходу. Остановившись для этого задняя часть автомобиля останавливается на пешеходном переходе дороги с которой я поворачиваю. Инспектор считает это за ошибку (остановка на переходе). Уточните, правомерно ли это? И как этот же маневр будет воспринят при движении на разрешающий сигнал светофора? Спасибо.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Виталий.

    1. Нет. С крайнего правого положения разрешено повернуть только направо (пункт 8.5, 8.6 ПДД). Поворот налево и разворот на перекрестке должны выполняться только с крайнего левого положения своего направления.

    2. Видимо, дорожники таким образом нарисовали разметку, что остановить автомобиль для пропуска пешехода, не заехав на нее (или не съехав с нее), невозможно. Предпочтительнее не доехать до разметки справа.

    Пешеходная «зебра» может быть узкой и широкой (разметка 1.14.1 и 1.14.2). Этот обозначенный участок дороги указывает, где (в каких границах) пешеходам разрешается переходить проезжую часть.

    ПДД не запрещают остановиться (прекратить движение) непосредственно на переходе (он может быть широким), при условии, что пешеходам помеха НЕ будет создана. Но, поскольку, в различных ситуациях, остановка именно на зебре создает им помеху, отсюда и рекомендация – необходимо остановиться ДО «зебры».

    Ошибкой в данном (вашем) случае нужно считать не остановку на зебре (потому что иного выбора нет), а только если будет создана помеха пешеходу. Следовательно, если помехи нет, то замечание инспектора не правомерно.

    Светофор в этой ситуации не причем. Когда перекресток нерегулируемый, то водитель обязан уступить дорогу пешеходам на любой из сторон перекрестка, т.е. уступить непосредственно перед въездом на перекресток, и, повернув, в вашем случае, направо, уступить на выезде с него. Также и с левым поворотом.

    Когда на перекрестке работает светофор, и его сигнал разрешает движение одновременно вам и пешеходу, то в вашем случае уступить последнему нужно только при повороте направо. В этом случае факт нахождения автомобиля на «задней» зебре не должен рассматриваться, потому что движение пешеходов по ней в данный момент запрещено.

  • Виталий пишет:

    Спасибо Сергей за исчерпывающий ответ! 

     

  • Сергей Д. пишет:

    Пожалуйста, Виталий, обращайтесь.

  • Александр К. пишет:

    Добрый день!

    Намедни производил разворот в зоне действия разметки 1.11, предварительно убедившись в безопасности маневра. Не до конца еще завершив маневр, и находясь во второй полосе, увидел, как слева неподвижный автомобиль (уже в первой полосе нового направления) включил задний ход (он хотел занять якобы освободившееся парковочное место). Я произвел остановку транспортного средства и дал предупреждающий сигнал. Проигнорировав сигнал, второй участник произвел наезд задним бампером в передний бампер моего автомобиля. Первый суд выиграл, как не странно, нарушитель, сославшись, что выполняя маневр задним ходом, не ожидал появления транспортного средства с третьей полосы... Судья конечно расчувствовалась за нарушителя.

    Не повлияло на судью и мои доводы что в обозначенном месте стоит знак — парковка запрещена, и там же кроме всего находится остановка общественного транспорта (в 20 метрах от места ДТП).

    Не могу правда ни как узреть свою вину в произошедшем. Рассудите пожалуйста!

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Александр.

    Пункт 8.12 ПДД разрешает движение задним ходом при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам дорожного движения.

    Мне трудно предположить, чем руководствовалась судья. Высказывание «… не ожидал появления транспортного средства» — не оправдание для вашего оппонента, поскольку, был обязан подстраховаться.

    Вы, в свою очередь, согласно пункту 10.1 ПДД, увидев опасность, остановились, что вполне правомерно, и даже подали предупредительный звуковой сигнал, но оппонент сие действие проигнорировал, и продолжил движение задним ходом. Следовательно, вина – на нем. Останется убедить в этом судью.

  • Александр К. пишет:

     Благодарствую за ответ! Приведу ваши доводы на следующем заседании! В системе правосудия, уже правда, несколько разуверился.

  • татьяна пишет:

    Сергей, добрый день!

    У меня возник спор с инструктором, помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации. Слева по ходу движения находится заезд во двор, покрытие — грунт, ширина проезжей части метра четыре, естественно, никакой разметки. Доезжаю до прерывистой, с поворотниками, поворачиваю в этот заезд, ставлю автомобиль с включенными поворотниками немного наискосок, как-бы носом ближе к левому краю этого заезда. При этом абсолютно никому помех не создаю. Инструктор ставит 5 баллов за выезд на встречную полосу.

    Прав ли он, если нет, то как это объяснить? Ширина проезда не позволяет проехать двум авто одновременно. Спасибо.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Татьяна.

    Траекторию поворота (как налево, так и направо; а при повороте направо – держаться как можно правее) следует строить таким образом, чтобы автомобиль все время находился на своей (правой) стороне проезжей части.

    Пункт 8.6 ПДД: выезд с пересечения пр.частей не должен задеть встречную полосу движения. Это правило относится и к въездам во дворы и на прилегающую территорию. В вашем случае ошибка, может, и не критическая, но инструктор прав. Въезд был достаточно широкий, следовало повернуть налево (заехать во двор), прижаться к правому краю и остановить авто параллельно краю дороги (не под углом).

    Во время сдачи экзамена будет учитываться любая «мелочь», так что подобные ошибки нужно исправлять еще на стадии обучения. Слушайте инструктора, если что-то непонятно, спрашивайте, пока идет учеба.

  • татьяна пишет:

    Извините, не уточнила, что этот маневр был с целью разворота, а не остановки, то-есть я заехала под углом в выезд для того, чтобы было удобно выехать на дорогу задним ходом. Другие инструктора так учили. Все равно так нельзя?

  • Сергей Д. пишет:

    Татьяна, Правила не запрещают развернуться указанным Вами способом. Въезд во двор и остановка для выезда задним ходом чуть под углом по отношению к заезду не будет считаться как езда по встречной полосе на этом участке дороги.

    Существует несколько приемлемых способов разворота, которые не вступают в противоречия с ПДД. Когда получите водительское удостоверение, будете разворачиваться таким способом, как вам удобнее. А пока что прислушайтесь к мнению своего инструктора.

    Самый правильный поворот налево с заездом во двор – держась правой стороны (если ширина въезда позволяет). Заехали, остановка автомобиля – параллельно дороге и держась правее, когда повернули и заехали на этот участок. Далее – вкл. правого «поворотника», задняя передача и соблюдая приоритет, выезжаете на дорогу с поворотом направо. Выехали – стоп, вкл. левого указателя поворота для обозначения начала движения, первая передача и с соблюдением приоритета трогаетесь вперед, поехали.

    Такой способ разворота с помощью прилегающей территории слева по ходу движения, если соблюден приоритет, не вызовет никаких нареканий. Подробнее — ответил на e-mail.

  • татьяна пишет:

    Спасибо Вам огроменное!!

  • Василий пишет:

    Здравствуйте. Интересно Ваше мнение о следующей дорожной ситуации:

    Дорога с двусторонним движением с разделительной полосой посередине. Разделительная полоса имеет разрыв для разворота.

    По какой траектории следует выполнять разворот — по «короткой» или «длинной»? (Если разворачиваются одновременно два ТС (я и встречный автомобиль), они разъедутся правыми бортами друг к другу или левыми?) Спасибо.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Василий.

    Начнем с того, что разделительные полосы бывают широкие и узкие. От столбиков на двойной сплошной линии до бордюра разной ширины, а также просто участок дороги посередине, очерченный разметкой 1.2.1. Понятие «широкий» у всех людей разное.

    Когда разделительная полоса имеет прямой срез (имеется в виду, что в разрыве можно поставить машину поперек), то поворот налево и разворот следует выполнять, двигаясь по своей (правой) половине проезжей части, т.е. только по длинной дуге за серединой этого участка. Это общее правило, поскольку движение в нашей стране правостороннее.

    Длина прямого среза (по сути, это ширина разделительной полосы) также достаточно условна, никаких размеров и конкретики вы нигде, включая ПДД, не найдете.

    И обоюдный, и одиночный разворот в разрыве разделительной полосы, особенно широкой, правильно и целесообразно производить по длинной дуге, поскольку, выезжая из разрыва на проезжую часть, потребуется уступить дорогу едущему по ней транспорту. Заметить их присутствие, приближение, да и вообще оценить обстановку на дороге, удобнее, как раз из этого положения (когда разворот по длинной траектории), потому что в этом случае ваш оппонент (встречный разворачивающийся автомобиль) не будет закрывать обзор.

    Когда разделительная полоса узкая, опять же, узкая – это сколько? – примерно меньше длины машины, тогда по ситуации. Бывает, что встречный, который разворачивается вместе с вами, едет по своей короткой дуге, и у вас не остается выбора, как вместе с ним развернуться также, по короткой.

    Но когда вы подъезжаете первым, и вам предстоит развернуться в разрыве, выбирайте длинную траекторию, держась правой стороны. Еще нужно обращать внимание на имеющуюся дорожную разметку на этом участке.

  • Василий пишет:

    Спасибо...

  • Андрей пишет:

    Добрый день. Есть Т-образный перекресток. Главная дорога имеет по две полосы и сплошную разделительную, второстепенная по одной полосе и сплошную разделительную, на выезде у второстепенной есть расширение для выезда направо и налево в отдельности.

    Вопрос. Я еду по главной. Справа от меня второстепенная. Могу ли я развернуться, заняв заранее левый ряд и обязан ли я пропускать выезжающих с второстепенной? Никаких знаков нет.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Андрей.

    В конце вопроса вы указали, что никаких знаков нет. Тогда, как вы определили, что движетесь по главной дороге, что именно ваша дорога является главной по отношению к примыкающей дороге? Если нет знаков приоритета, то перекресток является равнозначным, и на нем требуется уступить «помехе» справа.

    Если вы имели в виду, что знаки приоритета стоят на своих местах (и вы движетесь по главной), но знаки, запрещающие разворот, отсутствуют, тогда можете развернуться тем путем, как вы изложили в вопросе. Уступать дорогу выезжающим с примыкающей (второстепенной) дороги, не нужно.

    В этой ситуации есть еще один вопрос. Сплошная линия разметки, разделяющая встречные потоки главной дороги, на перекрестке прерывается или проходит сплошной линией через перекресток? Если разметка на перекрестке не прерывается, то разворот в этом месте запрещен, также запрещен и поворот налево с второстепенной дороги.

  • Дмитрий пишет:

    Здравствуйте! Я вчера попал в ДТП.

    Ехал по загородной трассе, начал совершать обгон идущего в пере автомобиля, в этот момент перед автомобилем, который я обгонял, начал разворот еще один участник движения. Автомобиль который я обгонял успел объехать, ну а я не успел, т.к. уже был на встречной полосе и приехал разворачивающемуся в заднее левое крыло. Сотрудники гибдд говорят что я виноват в ДТП. Как вы считаете, правы они или нет, и если можно, разъясните.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Дмитрий.

    Факты на месте происшествия будут важнее любого взгляда со стороны.

    Вы начали обгон, не имея твердой уверенности, что маневр будет безопасен (п.11.1 ПДД). На основании этого пункта вас и признали виновным.

    Тот факт, что самый «передний» участник начал разворачиваться, стал для вас полной неожиданностью. Это говорит о том, что лично для вас дорожная ситуация в целом не была до конца понятной. Вы не учли какие-то обстоятельства на дороге, но приступили к маневру и тем самым оказались в опасной ситуации.

    Я не возьмусь рассуждать, справедливо решение инспекторов или нет, в ДТП часто виновны оба водителя: один не предусмотрел чего-то, второй – проигнорировал что-то. Но обгон – это движение по встречной полосе, и водитель, приступивший к обгону, автоматически становится источником напряженной ситуации.

  • cjo пишет:

    Вопрос заключается вот в чем. Разрешается ли стоять на светофоре на трамвайных путях, учитывая то, что ты будешь поворачивать налево?

  • Сергей Д. пишет:

    Если в вашей ситуации Правила обязывают осуществить поворот налево с трамвайных путей попутного направления (пункт 8.5 ПДД), то остановка на попутных рельсах, связанная с ожиданием разрешающего сигнала, нарушением не является.

  • Александр пишет:

    Здравствуйте! Сдавал экзамен, этап «Город».

    Откатал весь город и как обычно, в конце экзамена, попросили выполнить разворот, для возвращения на исходный пункт. Места для разворота не мог найти, в силу плотности припаркованных машин, плотности движения и неубранного снега по краям проезжей части. Решил выполнить разворот с помощью парковки находящейся слева, но есть одно НО, напротив парковки находится автобусная остановка.

    Я повернул на парковку, не успел остановиться, как услышал приговор «Не сдал». На вопрос «Можно ли тогда поворачивать на парковку, если напротив автобусная остановка» ответа не последовало.

    Вот и вопрос: "Можно ли выполнять разворот с прилегающей территории в виде парковки, если она находится напротив автобусной остановки. Все территории обозначены знаками. Спасибо!

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Александр.

    Причиной «не сдачи» экзамена стал разворот на автобусной остановке. В местах остановки маршрутных ТС разворот запрещен (пункт 8.11 ПДД).

    Слово «парковка» стало настолько популярным, что применяется всюду, в том числе, когда речь идет о местах стоянки на проезжей части, причем независимо от того, обозначено ли данное место знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» или не обозначено.

    Что вы подразумеваете под «прилегающей территорией» в виде парковки? В вашем случае, напротив остановки это не территория, а участок проезжей части, отведенный для стоянки ТС, и данный участок находится напротив остановки общественного транспорта.

    Ответ на ваш вопрос: разворот в вашем случае запрещен. Также запрещается подъезд с разворотом к месту стоянки.

  • Александр пишет:

    То есть получается, что заезд на парковку тоже запрещается. Как я понял. Очень сложно обрисовать ситуацию.

    Получается так, что напротив автобусной остановки парковка и, соответственно заезд на неё, правилами не запрещён. Как и выезд с парковки на нужную мне полосу. Территорию остановки я никак не нарушаю. Разворот я делал методом в два приёма, прилегающая территория слева. Т.е. заехал на парковочное место, с него планировалось сдать на парковке назад и поехать по нужной мне полосе.

  • Сергей Д. пишет:

    Александр, весь фокус в «определениях», т.е. юридических толкованиях происходящего. В пункте 8.11 ПДД ясно указано, что разворот запрещен в местах остановок маршрутных ТС. При этом неважно, есть ли напротив нее парковка, или ее нет, есть ли там пространство для разворота, или его там нет. Вы сдаете экзамен, и придраться к вам могут в чем угодно.

    Заезд с разворотом на парковку напротив автобусной остановки можно трактовать таким образом: я не развернулся, а припарковался таким вот способом. Т.е. в этой ситуации как-то можно поспорить, хоть и сложно. Но у вас была другая задача. Вы заехали на парковочное место для чего? – чтобы поехать в обратном направлении, т.е. развернуться. А в этом случае смотрите пункт 8.11.

  • Александр пишет:

    Большое спасибо, Сергей! Очень подробно и ясно.

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.