Юридическая консультация онлайн

Памятка

Популярные статьи

Видеоуроки. ПДД и вождение

Разбор дорожных ситуаций

Это может быть интересно

Главная » Вождение

Вождение автомобиля зимой. Маневрирование

13 февраля 2013Комментариев нет
Вождение автомобиля зимой. Маневрирование
4-я статья из 4 в серии Зимняя эксплуатация автомобиля .

Все мы много раз слышали, что ездить на машине зимой опаснее, чем летом. Многие водители даже различают «зимнюю» и «летнюю» манеру езды. И каждый раз, в первые зимние дни, мы наблюдаем большое число происшествий на дорогах. Почему так происходит? Именно из-за различий «зимней» и «летней» езды.

Дело в том, что на любом дорожном покрытии автомобиль ведет себя одинаково как зимой, так и летом. Разница лишь в том, что на скользком покрытии автомобиль теряет сцепление с дорогой при гораздо меньшей скорости, чем на сухом асфальте. Об этом уже говорилось в статье «Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля». Поэтому летом, на дороге, водители психологически более расслаблены, чем зимой. Отсюда и манера езды у них вальяжная, грубая, можно сказать, неаккуратная. С выпадением снега многие продолжают ездить в том же духе, в той же манере, потому что адаптация к скользкой дороге происходит не сразу. Результат – многочисленные ДТП, потому что снег и лед не прощают летнего поведения на зимней дороге.

Еще раз повторим — автомобиль ведет себя одинаково как на сухой дороге, так и на скользкой. И это логично. Он разгоняется, тормозит, слушается руля. Когда автомобиль движется по прямой, если не приходится тормозить, проблем не возникает даже при гололеде. Разве что заднеприводную машину начинает слегка водить из стороны в сторону. Автомобиль на переднем приводе будет ехать гораздо спокойнее и ровнее, пока водитель не задумает выполнить какой-нибудь маневр. А любой маневр, будь это смена полосы движения или какое-то перестроение, разгон или торможение всегда сопровождается перераспределением веса автомобиля.

 

Техника торможения на скользких участках подробно изложена в статье «Осторожно, скользкая дорога». Наиболее уверено чувствуют себя на дороге те водители, у кого машины оборудованы АБС и системой курсовой устойчивости. Но не стоит переоценивать работу этих систем, поскольку эффективность торможения зависит от силы сцепления колеса с дорогой. По возможности, исключите работу педалью тормоза, заменив ее торможением двигателем. Но в этом случае нужно помнить, что при любом переключении передачи (на автомобилях с механической кпп) педаль сцепления нужно отпускать плавно, с задержкой в точке схватывания, чтобы не допустить рывок машины. Если при переключении с высшей передачи на низшую резко бросить (отпустить) сцепление, то произойдет следующее:

Во-первых, такое переключение обычно сопровождается рывком машины. А на скользкой дороге даже небольшой рывок может вызвать снос или занос автомобиля. Во-вторых, при принудительном замедлении (в нашем случае – торможение двигателем) передняя подвеска загружается, а задняя, соответственно, разгружается, и сцепление задних колес с дорогой обязательно уменьшится. Это объясняется физикой движения автомобиля. Заднеприводный автомобиль в такой ситуации чувствует себя уверенно – он спокойно замедляет движение. А  на автомобиле с передним приводом интенсивное торможение двигателем может сильно крутануть машину, т.е вызвать занос задней оси. Рывок, вызванный переключением передачи, в этом случае только усугубит ситуацию.

Прохождение поворотов

После торможения главная зимняя проблема водителей это поворот. Зимой, подъезжая к повороту, нужно заранее притормозить и перейти на пониженную передачу, чтобы по дуге ехать ровно, не тормозя, с небольшим «газом». Если вы к повороту подъехали слишком быстро, то машина в поворот просто не успевает вписаться. От типа привода это совершенно не зависит, в этом случае любой автомобиль вынесет наружу. Когда машина не хочет поворачивать, естественная реакция водителя – закрутить руль сильнее. Получается еще хуже: передним колесам в такой ситуации сложно восстановить сцепление с дорогой. Давайте разберем эту ситуацию подробнее.

При движении по дуге поворота на автомобиль действует центробежная сила, которая стремится распрямить траекторию поворота, иными словами – направить автомобиль по касательной за пределы дороги. Единственное, что ей мешает – это сцепление шин с дорожным покрытием. Динамическое перемещение веса усиливает действие центробежной силы, к тому же делает сцепление колес с дорогой неравномерным. А в нашем случае передние колеса уже заскользили, и машина не слушается руля. Правильный способ выхода из этой ситуации состоит в том, чтобы, во-первых, отпустить «газ», а во-вторых, чуть уменьшить угол поворота руля. Чего мы этим добьемся?

При отпускании «газа» вес автомобиля перемещается на передние колеса, т.е. они нагружаются и сцепление с дорогой усиливается, а поскольку колеса уже расположены под меньшим углом к дороге, то вероятность уже больше, что они зацепятся и начнут катиться, а не скользить. Затем уже можно довернуть руль в сторону поворота.

Прохождение поворотов

 

Другими словами, зимой на скользкой дороге дугу поворота нужно проходить на постоянной скорости, при которой сохранится (не потеряется) сцепление шин с дорогой. Какая именно должна быть скорость, зависит от многих факторов: состояния дорожного покрытия, радиуса поворота, состояния шин, мастерства водителя и др. Уменьшать скорость нужно только до вхождения в поворот, а сам поворот проходить с постоянным «газом».

Движение в снегопад

Самое главное правило для езды по льду и снегу – управлять машиной нужно плавно. Если слой снега тонкий и уплотненный, то препятствий для движения нет, кроме того, что сцепление колес с дорогой намного ниже, чем на сухом или мокром покрытии. Если же снега толстый слой, то движение затрудняется. Особенно трудно ехать и маневрировать, когда в снегу образовались глубокие колеи.

Ехать по глубокому снегу нужно без остановок и переключения передач. Небольшие снежные заносы можно попытаться преодолеть с разгона. И здесь переднеприводный автомобиль в более выгодном положении, чем автомобиль с задним приводом. Особенно, если идет мокрый снег или на дороге снежная каша. Очень быстро заднеприводный автомобиль может оказаться неуправляемым.

Наезжая на снег, передние колеса часто не продавливают его толстый слой, а просто сминают. При попытке затормозить или повернуть, слой этого спрессованного снега легко сдвигается внизу, и колеса проскальзывают. В таких условиях, даже двигаясь по прямой, автомобиль  с задним приводом может самопроизвольно входить в занос, так как задние колеса стремятся соскользнуть со следов, напрессованных передними колесами.

Движение в снегопад

 

Но не стоит расслабляться и на автомобиле с передним приводом . Пока передние колеса создают тяговую силу – машина послушна. А при торможении задние колеса разгружаются на столько сильно, что малейший поворот руля может вызывать их занос.

Зима не так страшна, как может показаться автомобилисту — новичку, или впервые выехавшему на зимнюю дорогу. Важно помнить о том, что частое изменение погодных условий требует, соответственно, изменения методов управления автомобилем и другого поведения за рулем.

Навигация по серии статей<< Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля

Самые читаемые разделы сайта

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.