Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля

, 2 комментария

3-я статья из 4 в серии Зимняя эксплуатация автомобиля

Зимняя езда требует особых навыков от водителей и серьезного поведения на дороге, хотя на первый взгляд ничего особенного в искусстве зимнего вождения нет. А все по тому, что автомобиль ведет себя одинаково как на сухой дороге летом, так и на скользкой дороге зимой. Разница лишь в том, что на скользком покрытии колеса автомобиля теряют сцепление с дорогой при гораздо меньшей скорости, чем на сухой дороге. Где-то водитель резко повернул руль, где-то резко добавил «газу», где-то рывком перешел на другую передачу. Такая манера езды зимой считается ошибочной.  И зимняя дорога подобных ошибок не прощает.

Неаккуратное вождение и неправильные действия водителя за рулем очень часто становятся причиной дтп, сносов и заносов, внезапных выкрутасов автомобиля на зимней дороге, которые в большинстве случаев приводят к невеселым последствиям.

 

Для того чтобы разобраться, как такое происходит, к чему обычно приводит неаккуратное вождение и как этого можно избежать, следует понять физику движения автомобиля, и в чем различия в управлении автомобиля с передним и задним приводом.

Для справки:

  • Термин «снос» применим к передней оси автомобиля. Это когда скользят передние колеса. Определяется как «недостаточная поворачиваемость» автомобиля.
  • «Занос» — это стремление задней оси автомобиля к развороту. Другое определение – «избыточная поворачиваемость» автомобиля.

Физика движения автомобиля

О механизме загрузки-разгрузки автомобиля по осям во время трогания с места можно прочесть в статье Осторожно, скользкая дорога. Здесь мы рассмотрим силы, действующие на автомобиль в движении.

Любое тело, в нашем случае это автомобиль, имеет массу. Кузов автомобиля расположен на пружинах, которые сжимаются и разжимаются во время движения. Можно сказать, что масса автомобиля, когда он стоит на месте, покоится на этих пружинах. Во время движения центр массы смещается, происходит так называемое динамическое перемещение веса. Все, наверное, замечали, что в повороте у автомобиля появляется крен — это и есть обыкновенное смещение кузова относительно колес автомобиля. Нужно понять, какие последствия вызывает это смещение веса.

В повороте вес автомобиля перемещается в сторону внешних по отношению к дуге поворота колес. А это значит, что на внешние колеса давит сила большая, чем на внутренние колеса. Следовательно, у внешних колес сцепление с дорогой сильнее, чем у внутренних, которые в этот момент могут даже «оторваться» от дороги.

При обычном трогании с места, а особенно при резком старте, из салона можно увидеть, что капот автомобиля поднимается. Фактически, поднимается вся передняя часть машины, передние пружины разгружаются, и вес автомобиля перемещается назад. Задние пружины в этот момент сжимаются и «задок» приседает. При торможении все происходит наоборот: центр тяжести смещается вперед, следовательно, задние колеса разгружаются, а передние наоборот, загружаются.

Как ведут себя автомобили с передним и задним приводом в таких ситуациях?

  • у заднеприводного автомобиля при трогании с места общее давление на ведущие (задние) колеса усиливается, следовательно, улучшается сцепление колес с дорогой. Прибавление «газа» во время движения в повороте может вызвать занос задней оси;
  • у переднеприводного автомобиля во время старта из-за разгрузки передних пружин ухудшается сцепление передних колес с дорожным полотном, ведущие (передние) колеса могут пробуксовать. Чтобы этого не произошло, нужно научиться трогаться с двойным выжимом сцепления. Во время движения, при добавлении «газа» в повороте, уменьшается сцепление ведущих колес с дорогой, но, тем не менее, этот прием в грамотном исполнении способствует выходу из заноса.

Важно понять, что любое изменение направления или характера движения автомобиля, будь то ускорение или замедление, поворот налево или направо, подскоки на дорожных неровностях обязательно сопровождается перемещением веса. Из-за этого меняется или перераспределяется сцепление с дорожным покрытием у каждой из четырех шин. Это и есть законы физики движения автомобиля. Нужно понимать этот процесс.

 

На дорогах встречается масса всяких неровностей. Это волнистый асфальт, бугры, крутые подъемы и спуски, ямы и прочие дефекты. Представьте себе такую ситуацию: машина на большой скорости въехала на бугор. Как в этом случае распределяются силы? Кузов устремляется вверх и подвеска разгружается. В это мгновение контакт шин с дорогой очень слабый. Если в этот момент попытаться изменить направление движения, проще говоря, повернуть руль, то машина на поворот руля откликнется слабо. Поворот руля в этот момент будет ошибочным действием. А вот в следующее мгновение, когда  кузов автомобиля опустится, шины снова обретут сцепление и даже большее, чем до подскока. Но если колеса уже слегка повернуты, опять произойдет перераспределение веса на внешнее колесо, и это может вызвать снос автомобиля. Нужно быть очень внимательным, особенно на всяких буграх в повороте.

Теперь несколько общих рекомендаций по вождению автомобиля зимой.

  • Выезжая на дорогу, помните, что зимой она очень коварна. Сухой и чистый на вид асфальт может быстро превратиться в каток. Особенно опасные участки – там, где от частого торможения образуется наледь. Это перекрестки, мосты, крутые подъемы. Особое внимание следует обратить на пешеходные переходы и в местах остановок общественного транспорта. Нерадивый пешеход может запросто поскользнуться и упасть прямо под колеса.
  • Дорогу даже с небольшим радиусом поворота проезжайте на заранее сниженной скорости.
  • Откажитесь от лишних перестроений, дистанцию лучше всего увеличить, она должна быть в 2-3 раза больше, чем летом, правда существует риск, что кто-то захочет вклиниться между вами. Такие маневры зимой небезопасны. Нужно быть внимательным.
  • Обгон и опережение при гололеде – очень нежелательный маневр, но если он необходим, то выполнять его следует, когда убедитесь в отсутствие помех, и что дорога впереди и сзади свободна.
  • Правильно просчитывайте и выбирайте скоростной режим. Проще всего использовать формулу двойного деления, особенно, если это ваша первая автомобильная зима. Например, если вы летом на этом участке едете со скоростью 60км/ч, то зимой смело можно сбросить до 30км/ч.

Если машина пошла в занос:

  • на автомобиле с передним приводом: не тормозите, одновременно с поворотом руля в сторону заноса плавно добавляйте газ, как только автомобиль снова стал управляемым, обороты двигателя можно сбросить;
  • на заднеприводной машине: не тормозите, сбрасывайте газ (без переключения скоростей, просто плавно снимите ногу с педали газа) и поворачивайте руль в сторону заноса задней оси. После того, как автомобиль фактически развернулся в нужную сторону, верните руль в положение прямо, при необходимости корректируя траекторию движения.

Вот такие нехитрые рекомендации. И чем плавне вы будете вести свой автомобиль, тем спокойнее будет ваша поездка.

Навигация по серии статей<< Эксплуатация автомобиля зимой. Уход за автомобилемВождение автомобиля зимой. Маневрирование >>

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. Наталья

    02.02.2016 23:29

    Всегда СПАСИБО Вам за полезные уроки и советы!!!!

  2. Сергей Д.

    03.02.2016 21:18

    Пожалуйста, Наталья, будут вопросы, обращайтесь.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.