Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля


2 комментария

1-я статья из 3 в серии Зимнее вождение

Зимняя езда требует от автомобилистов некоторых особых навыков и ответственного поведения на зимней дороге.

Особенность заключается в том, чтобы вести автомобиль по дороге плавно. Плавно трогаться с места, плавно разгоняться и также плавно останавливаться. «Плавно» означает без рывков.

Как этого добиться изложено в материалах серии статей Управление автомобилем. А ответственное поведение на дороге означает, что все решения, принимаемые в процессе управления, должны быть продуманы.

Неаккуратное вождение на зимней дороге часто становится причиной того, что автомобиль выходит из-под контроля, вследствие чего либо создается аварийная ситуация, либо происходит ДТП.

Для того чтобы разобраться, как такое случается, и как этого можно избежать, следует понять физику движения автомобиля, и уяснить разницу, как в одинаковых условиях на дороге ведут себя автомобили с передним и задним приводом.

Полный привод не рассматриваем, поскольку в его современном исполнении имеются разные варианты работы электронных помощников, способных исправлять некоторые ошибки водителя в управлении.

Под физикой движения автомобиля понимается не та совокупность сил, которая приводит автомобиль в движение, а те силы, которые действуют на элементы автомобиля в процессе его движения по дороге.

Далее станет понятно, о чем идет речь. В тексте также будут встречаться термины «снос» и «занос».

Для справки:

  • Термин «снос» применим к передней оси автомобиля. Это когда скользят передние колеса. Определяется как «недостаточная поворачиваемость» автомобиля.
  • Термин «занос» — это стремление задней оси автомобиля к развороту, когда «задок» опережает «передок». Другое определение – «избыточная поворачиваемость» автомобиля.

 

Физика движения автомобиля

О механизме загрузки-разгрузки автомобиля по осям во время трогания с места можно прочесть в статье Осторожно, скользкая дорога. Здесь будут рассмотрены силы, действующие на автомобиль в движении.

Еще есть смысл ознакомиться с материалом статьи Как автомобиль поворачивает.

Любое тело, в нашем случае это автомобиль, имеет массу. Кузов автомобиля расположен на пружинах, которые сжимаются и разжимаются во время движения.

Можно сказать, что масса автомобиля, когда он стоит на месте, покоится на этих пружинах.

В состоянии покоя сила сцепления колес автомобиля с дорогой распределена равномерно по всем его четырем колесам.

Во время движения центр массы смещается, происходит так называемое динамическое перемещение веса. Вы наверняка замечали, что в повороте у автомобиля появляется крен — это и есть смещение кузова относительно колес автомобиля.

Нужно понять, какие последствия вызывает это смещение веса.

Когда вы, обычно, трогаетесь с места, особенно при слегка энергичном старте, из салона можно обратить внимание, что капот автомобиля как бы поднимается.

Фактически, поднимается вся передняя часть машины, передние пружины разгружаются, и вес автомобиля перемещается назад. Задние пружины в этот момент сжимаются, и «задок» приседает.

При торможении все происходит наоборот: центр тяжести смещается вперед, следовательно, задние колеса разгружаются (пружины разжимаются), а передние колеса наоборот, загружаются (пружины сжимаются).

В повороте вес автомобиля перемещается в сторону внешних по отношению к дуге поворота колес (см. статью Как автомобиль поворачивает).

Смещение веса означает, что на внешние колеса давит сила большая, чем на внутренние колеса. Следовательно, у внешних колес сцепление с дорогой сильнее, чем у внутренних, которые в этот момент могут даже «оторваться» от дороги.

По этой же причине при попадании на неровность дороги (яма, кочка) внешние колеса страдают сильнее, чем внутренние. Об этом — в статье Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота.

Как ведут себя автомобили с передним и задним приводом в таких ситуациях?

  • у заднеприводного автомобиля при трогании с места общее давление на ведущие (задние) колеса усиливается, следовательно, улучшается сцепление колес с дорогой. Прибавление «газа» во время движения в повороте может вызвать занос задней оси;
  • у переднеприводного автомобиля во время старта из-за разгрузки передних пружин ухудшается сцепление передних колес с дорожным полотном, ведущие (передние) колеса могут пробуксовать. Чтобы этого не произошло, нужно научиться трогаться с двойным выжимом сцепления. Во время движения, при добавлении «газа» в повороте, уменьшается сцепление ведущих колес с дорогой, но, тем не менее, этот прием в грамотном исполнении способствует выходу из заноса.

 

Важно понять, что любое изменение направления или характера движения автомобиля, будь то ускорение или замедление, поворот налево или направо, подскоки на дорожных неровностях и др. обязательно сопровождается перемещением веса.

По этим причинам изменяется (перераспределяется) сцепление с дорожным покрытием у каждого из четырех колес. По-сути, именно в этом проявляется действие сил на автомобиль во время его движения, в соответствии с законами физики.

Рассмотрим небольшой пример. Представьте себе такую ситуацию: автомобиль на большой скорости въехал на плавный бугор. И на «вершине» бугра автомобиль как-бы плавно подскакивает.

Как в этом случае распределяются силы? — Кузов устремляется вверх и подвеска разгружается. В это мгновение контакт шин с дорогой очень слабый.

Если в этот момент попытаться изменить направление движения, проще говоря, повернуть руль, то машина на поворот руля откликнется слабо или вообще не отреагирует.

Поворот руля в этот момент (на подскоке) будет очень нежелательным действием. Потому что в следующее мгновение, когда кузов автомобиля опустится, шины снова обретут сцепление с дорогой, и даже большее, чем до подскока.

Но если колеса уже будут слегка повернуты, то опять произойдет перераспределение (смещение) веса на внешнее колесо, и это смещение обязательно вызовет снос автомобиля.

Примерно таким образом автомобиль «уходит с маршрута» на прямой скользкой дороге. Поэтому важно рулить плавно, и не поворачивать руль на подскоках.

Ниже приведены несколько общих рекомендаций по вождению автомобиля зимой.

1.  Для того, чтобы быть уверенным в исправности и надежной работе всех узлов и агрегатов автомобиля, необходимо подготовить автомобиль к зимней эксплуатации.

2.  Помните, что сухой и чистый на вид асфальт может быстро смениться обледенелым или просто скользким участком.

3.  Особенно опасные места там, где от частого торможения образуется наледь. Это перекрестки, мосты, подъемы. Отдельное внимание следует обратить на проезжую часть в местах пешеходных переходов и в местах остановок общественного транспорта.

4.  Дорогу даже с небольшим радиусом поворота проезжайте на заранее сниженной скорости и на постоянных оборотах двигателя.

5.  Откажитесь от лишних перестроений. Дистанцию лучше всего увеличить, она должна быть в 2-3 раза больше, чем летом, или на сухом не скользком асфальте. Рекомендую статью Почему важно соблюдать дистанцию.

6.  Обгон и опережение при гололеде – очень нежелательные маневры, но если это необходимо, то приступать к маневрам следует, когда убедитесь в отсутствие помех, и в том, что дорога впереди свободна. Рекомендую статью Правила обгона и ошибки при его выполнении.

7.  Правильно просчитывайте и выбирайте скорость. Проще всего использовать формулу двойного деления, особенно, если это ваша первая автомобильная зима. Например, если вы летом на этом участке едете со скоростью 60 км/ч, то зимой смело можно сбросить до 30 км/ч.

 

8.  Если автомобиль пошел в занос:

  • на автомобиле с передним приводом: не тормозите, одновременно с поворотом руля в сторону заноса плавно добавляйте газ, как только автомобиль снова стал управляемым, обороты двигателя можно сбросить;
  • на заднеприводном автомобиле: не тормозите, сбрасывайте газ (без переключения скоростей, просто плавно снимите ногу с педали газа) и поворачивайте руль в сторону заноса задней оси. После того, как автомобиль фактически развернулся в нужную сторону, верните руль в положение прямо, при необходимости корректируя траекторию движения.

9. Если автомобиль начинает сносить.

Чтобы понять, как действовать, сначала нужно выяснить причину возникновения сноса автомобиля.

Снос — это скольжение передних колес. Т.е. вы поворачиваете руль, а колеса его не слушаются (см. выше термин снос).

Такое может произойти на скользкой дороге и чаще всего в следующих случаях:

  • Если вы движетесь по дуге поворота, или же только входите в поворот на высокой для этих дорожных условий скорости;
  • Если вы тормозите на повернутых колесах: они либо блокируются, либо шины теряют сцепление с дорогой, и автомобиль по инерции следует юзом;
  • Если вы резко «газуете» на повороте, либо резко довернули руль на дуге поворота (относится к авто с передним или полным приводом).

Для того, чтобы устранить снос, нужно сделать так, чтобы передние колеса зацепились за дорожное покрытие.

Поскольку снос происходит на скользком повороте, либо на повернутых передних колесах, самое первое, что нужно сделать, это прекратить то самое действие, которое вызвало снос.

Если вы тормозили, то отпустите педаль тормоза, если «газовали» — плавно уберите «газ».

Иногда достаточно оставить руль в прежнем положении и сбросить газ (но не полностью, иначе снос может перейти в занос). Сброс газа «нагружает» переднюю ось, и способствует лучшему сцеплению шин с дорогой.

Можно немного выровнять передние колеса и сбросить газ — так больше шанс у колес зацепиться за дорогу, но для такого шага необходимо место на проезжей части, поскольку радиус поворота автомобиля увеличится.

В каждом случае могут возникнуть непредвиденные «нюансы». Поэтому вместо того, чтобы в последствии устранять снос или занос автомобиля, есть смысл позаботиться о том, чтобы их не допускать.

Чем плавне вы будете вести свой автомобиль, тем спокойнее будет ваша поездка.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «вождение автомобиля зимой» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Что такое безопасная скорость;
Как не «улететь» со скользкой дороги;
Не протиснулся;
Осторожно, скользкая дорога;
Пришли холода – меняем стиль вождения;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статейВождение автомобиля зимой. Маневрирование >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. Наталья

    02.02.2016 23:29

    Всегда СПАСИБО Вам за полезные уроки и советы!!!!

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.