Юридическая консультация онлайн

Памятка

Популярные статьи

Видеоуроки. ПДД и вождение

Разбор дорожных ситуаций

Это может быть интересно

Главная » Вождение

Смотрим на дорогу правильно

20 февраля 2013Один комментарий
Смотрим на дорогу правильно

Данной статьей начинается новая серия статей по теме «Вождение автомобиля по дорогам общего пользования».

В предыдущей серии статей «Управление автомобилем» вы познакомились с основами управления автомобиля, а именно: посадка водителя за рулем, как нужно правильно держать и вращать руль, нажимать на педали и переключать передачи. Это и есть основы управления автомобилем. Этими приемами можно овладеть, практикуясь либо на тренировочной площадке, либо на закрытой территории, на которой отсутствует движение транспорта.

На дорогах общего пользования придется учитывать такие вещи, как сигналы светофоров и регулировщика, дорожные знаки и разметку, расположение автомобиля на дороге, намерения других участников дорожного движения. Поэтому приступать к изучению этого раздела имеет смысл только после того, как будут изучены Правила дорожного движения.

Но здесь необходимо оговориться. Отличное знание ПДД и их соблюдение необходимо, но этого недостаточно. Дело в том, что ПДД лишь устанавливают порядок дорожного движения для его участников, но не обеспечивают их безопасность. Другими словами, соблюдение Правил гарантирует водителю юридическую невиновность в случае ДТП, но не гарантирует отсутствие происшествия. Безопасность своей езды может обеспечить только сам водитель, и никто кроме него. А это значит, что для безопасного вождения следует руководствоваться некоторыми дополнительными принципами или правилами, которые выходят за рамки Правил дорожного движения, но не вступают с ними в противоречие. Именно об этих правилах и пойдет речь в данной серии статей.

Главное отличие езды по дорогам общего пользования от занятий на тренировочной площадке – наличие других участников дорожного движения, коими являются другие транспортные средства, их пассажиры, пешеходы, идущие по тротуарам или обочине, или переходящие проезжую часть. И если на площадке ни вы, ни вам никто не мешал, то на дороге вы обязаны предупреждать других участников о своих намерениях включением указателей поворота. Об этом гласит пункт 8.1 ПДД.

Включение указателей поворота это не просто соблюдение Правил. Оно не дает преимущества в движении, а только лишь информирует окружающих.  Но этим действием водитель показывает свое уважение к другим участникам движения. Он как бы сообщает: «я вас вижу, понимаю и забочусь о нашей с вами безопасности». Поэтому перед тем, как захотите изменить направление своего движения, будь это отъезд от тротуара, выезд с парковки, поворот, перестроение, обязательно включайте указатели поворота. Причем «поворотники» нужно включать заранее, но так, чтобы не вводить других водителей в заблуждение. Исключение составляет любое закругление дороги, когда поворот — это единственный вариант движения.

Просто предупреждать других участников недостаточно. Их нужно видеть и понимать, помешаете ли вы им своим действием или нет. Если помешаете – нужно уступить, если нет – можно продолжить маневр. Принцип простой:

  • если вы стоите, а они уже едут, значит, они в этой ситуации главнее, так как вы только начинаете движение;
  • если вы, двигаясь в потоке машин, перестраиваетесь на соседнюю полосу (меняете направление своего движения), по которой движутся другие машины прямо (не меняя своего направления), то и в этой ситуации они главнее, так как едут прямо без изменения направления движения.

 

Дорожная обстановка

 

Постепенно мы подошли к такому важному вопросу, как обзор в автомобиле. За всем, что происходит вокруг автомобиля нужно постоянно следить и контролировать дорожную обстановку. С ситуацией впереди автомобиля все просто – во время движения взгляд водителя все время скользит впереди машины. Это основное направление взгляда водителя. Отводить взгляд от этого направления можно не более чем на 1 секунду. То, что происходит позади автомобиля, водитель видит в салонное зеркало и боковые зеркала заднего вида. Как правильно настроить зеркала можно прочесть в статье «Посадка водителя». Но как бы вы не крутили зеркала, абсолютно все, что делается сзади и с боков автомобиля увидеть невозможно. Любой автомобиль имеет так называемые мертвые или слепые зоны. Это те участки вокруг автомобиля, которые не видны в зеркала. Их можно увидеть, только повернув голову и бросив взгляд в эту сторону. Поэтому перед перестроением и любым другим маневром следует помимо взгляда в боковое зеркало, контролировать «мертвую зону» автомобиля поворотом головы. Но не более чем на 1с.

Таким образом, общий порядок действий при совершении любого маневра будет следующий:

  • движение прямо
  • включение «поворотника»
  • взгляд в зеркало
  • поворот головы и взгляд в «мертвую зону»
  • маневр (перестроение, поворот, разворот)
  • выключение «поворотника»
  • движение прямо — взгляд в зеркало для контроля ситуации сзади автомобиля

 

Мертвая зона автомобиля

 

Особое внимание нужно уделить контролю ситуации сзади автомобиля во время торможения. В плотном потоке далеко не все соблюдают нужную дистанцию – кто-то в буквальном смысле «сидит на заднем бампере» вашей машины, кто-то очень часто перестраивается, меняя полосы движения. Поэтому, когда собираетесь тормозить – посмотрите назад в зеркало. Вдруг там движется машина, и ее водитель не ожидает вашего торможения и не успеет сам затормозить. В этой ситуации, согласно ПДД, конечно, будет виноват он, но ведь вашу машину могут зацепить или помять.

В каких ситуациях лучше не тормозить, если сзади кто-то едет? Например, при наезде на кочку или яму. Лучше пусть подвеска принимает на себя удар, чем зад автомобиля. Поэтому необходимо будет выработать в себе привычку при торможении смотреть в зеркало заднего вида.

 

Для правильного наблюдения за дорожной обстановкой мало просто на смотреть на дорогу – следует распределять внимание рационально. Рассмотрим, что это значит «смотреть рационально».

1.  Концентрация внимания в направлении своего движения. Это нужно для того, чтобы автомобиль точно следовал заданной траектории. Причем смотреть нужно как можно дальше вперед. Взгляд как бы сканирует дорогу, перемещаясь ближе – дальше. В городском потоке хорошо бы держать в поле зрения несколько впереди идущих машин. Отводить взгляд от направления движения можно только в том случае, если вы уверены, что в этом направлении все в порядке, и на время не более 1 секунды. Даже за 1 с ситуация может сильно измениться.

2.  Концентрация внимания на наиболее важных с точки зрения безопасности объектах. Например, увидев рекламный щит, не стоит задерживать на нем внимание — реклама не представляет для водителя никакой информационной ценности. А вот знак под этим щитом может оказаться важным, или увидев, что автомобиль, идущий впереди начал тормозить, например, перед пешеходным переходом, стоит обратить внимание – вдруг он кого-то пропускает.

3.  Наблюдение за обстановкой на прилегающей к проезжей части территории. Например, там могут оказаться дети, играющие с мячом, который уже через мгновение может оказаться на дороге.

4.  Для полного контроля обстановки сбоку и сзади вашей машины следует каждые 10-15с смотреть в зеркала заднего вида. Разумеется, это примерное время, оно зависит от плотности потока. На трассе за городом, к примеру, можно увеличить этот интервал времени до 1 минуты. Но делать это необходимо.

5.  Периодически, особенно перед перестроением, контролировать «мертвую зону» автомобиля поворотом головы в сторону маневра. Другого способа нет. Дополнительные сферические зеркала не всегда дают точную картину.

6.  Запоминать участников движения вокруг себя. Например, вы видите, что сзади вас движется красная Лада-Калина. Вы решаете перестроиться и вдруг видите, что Калина исчезла из зеркал. Это повод повременить с маневром и лишний раз окинуть взглядом «мертвую зону».

Ну и наблюдая за дорогой, не стоит забывать о показаниях приборов, особенно спидометра и тахометра. Показания тахометра очень важны для контроля оборотов двигателя, особенно при ускорении, замедлении, прохождении поворотов и движении в сложных дорожных условиях. При равномерном движении можно чаще смотреть на спидометр.  Но стараться смотреть нужно так, чтобы взгляд был постоянно направлен на дорогу, а показания приборов контролировать периферийным зрением.

Навигация по серии статейНачало движения на автомобиле >>

Самые читаемые разделы сайта

Один комментарий »

  • Дима пишет:

    Правила движения нужно соблюдать. Недавно видел аварию. Ауди девушка за рулем, включила левый поворот а повернула направо. В результате авария хорошо что без жертв.  

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.