Разворот на Т-образном перекрестке

, Комментариев нет

6-я статья из 7 в серии Разворот

Как уже упоминалось в статье Проезд т-образных перекрестков, ПДД не выделяют эти перекрестки в особую группу. Т-образный перекресток это разновидность, или частный случай обычных перекрестков, где происходит слияние двух дорог.

Дороги могут «сливаться» под разными углами, но чаще всего этот угол равен или почти равен 90 градусов. Реже встречаются перекрестки У-образного типа, либо дороги сливаются в виде «звездочки» из трех лучей.

Правила выполнения разворота на перекрестке, так сказать, в общих случаях, изложены в статье Выполнение разворота. Часть 2. Правила разворота на Т-образном перекрестке ничем от них не отличаются. Последовательность выполнения разворота та же самая, что и на обычных пересекающихся дорогах. Главное условие – чтобы разворот в данном месте был НЕ запрещен. Остальное – это уже техника выполнения разворота, которая также описана в упомянутой выше статье.

 

Техника выполнения разворота на регулируемых и нерегулируемых Т-перекрестках различается лишь соблюдением приоритета. Поскольку в первом случае действует пункт 13.4 (поворот налево и разворот по зеленому сигналу светофора), а во втором – весь раздел «нерегулируемые перекрестки» (пункты 13.9-13.12).

Но есть, все же, некоторые особенности выполнения и соблюдения «техники безопасности» разворота, которые касаются именно т-образных перекрестков. Рассмотрим их на схемах.

Как известно, перекрестки бывают большие (например, из дорог в четыре полосы) и не очень большие (например, из двухполосных дорог). Очень часто встречаются комбинации перекрестка из широких (многополосных) и узких дорог.

Собираясь развернуться на перекрестке, нужно заранее «прикинуть» его пространство на предмет «хватит ли места для разворота». Места должно быть достаточно для разворота за один заход, чтобы не пришлось сдавать назад, потому что движение задним ходом на перекрестке запрещено (пункт 8.12).

Если видите, что места будет достаточно, то с учетом дорожной обстановки нужно будет «построить» дугу разворота. Что означает «с учетом дорожной обстановки», рассмотрим подъезд к одному и тому же т-образному перекрестку с разных его дорог.

Подъезд с разных дорог

На схемах видно, что самый удачный способ разворота представлен на левом и среднем рисунках, т.е. когда разворот выполняется либо с примыкающей дороги, либо с «прямой» дороги через примыкающую дорогу слева.

Способ разворота на крайнем правом рисунке, на котором дорога примыкает справа, не очень удачный по причине того, что можно не «вписаться» в перекресток. Если, например, левый край дороги ограничен бордюром, а радиус разворота большой, то автомобиль упрется в бордюр, и чтобы закончить разворот, придется отъехать назад. А на перекрестках движение задним ходом запрещено.

Но это всего лишь схема возможного неудачного разворота. На практике ширины дороги может оказаться достаточной для одного «захода» на таком перекрестке. Впрочем, места для разворота может не хватить и на обычном, четырехстороннем перекрестке.

А как быть, если, все-таки, не удалось развернуться за один заход? Несмотря на то, что на перекрестке задний ход запрещен, другого способа, как отъехать назад и закончить разворот, все равно нет. Это нарушение, но накажут, только если поймают «за руку», как говорится, если оно будет зафиксировано.

Отъезжая назад, нужно очень внимательно смотреть по сторонам. Можно легко столкнуться с другим автомобилем, водитель которого даже не предполагает, что вы поедете назад. Один случай с ДТП на заднем ходу на перекрестке ранее был рассмотрен в статье Разворот на перекрестке. Задний ход. Рекомендую ознакомиться.

Теперь рассмотрим два «нюанса» в двух других случаях. Первый случай – это разворот на регулируемом перекрестке с примыкающей дороги. Предположим, ваш автомобиль стоит первым на светофоре в левом ряду и «мигает» левым «поворотником». Сзади вас в ожидании стоят еще несколько машин, и водители еще не знают, что вы намереваетесь развернуться. Они, скорее всего, предполагают, что вы будете поворачивать налево.

Загорается зеленый сигнал, и вы начинаете движение. Для правильного разворота, чтобы «вписаться» в перекресток и не заехать на пешеходный переход (на пешеходном переходе разворот запрещен), придется сначала проехать немного «прямо» вглубь перекрестка, затем, быстро выкрутить руль до упора влево, и развернуться.

Подрезали слева

В тот момент, когда вы проедете немного «прямо», у едущего сзади вас появится отличная возможность сократить путь своего поворота налево, и он, не догадываясь, что вы разворачиваетесь, может вас «подрезать». Поймет он это уже поздно, когда произойдет столкновение. Поэтому, в процессе разворота — все внимание на ситуацию слева-сзади вашего автомобиля.

 

Другой «нюанс» — разворот на нерегулируемом перекрестке по главной «прямой» дороге через второстепенную дорогу, примыкающую слева. На нерегулируемых перекрестках приоритет на стороне участника, который движется по главной дороге.

Дорога примыкает слева

Чаще всего дуга разворота пройдет по округлой линии, как изображено на рисунке, т.е. после разворота автомобиль окажется в пределах перекрестка, но выедет за границы пересечения, и окажется чуть в стороне от «своей» дороги. В таком случае, перед тем, как завершить разворот, нужно уступить дорогу машинам, движущимся теперь уже попутно по главной дороге.

В этой ситуации никто не обязан давать вам возможность завершить разворот, а приоритет должен быть соблюден (пункт 13.9, 13.12).

Пропустить и выехать

Это два распространенных случая, при которых столкновение наиболее вероятно. Кроме них при повороте налево или развороте, особенно на перекрестках двухполосных дорог, еще нужно (во всяком случае, не помешает) удостовериться, что вас никто не обгоняет в этот момент.

Бывает, что главная дорога на т-образном перекрестке меняет свое направление. В таком случае, в процессе разворота, в зависимости от направления движения, приоритеты между участниками на разных дорогах меняются, но техника разворота остается без изменений. Подробнее об этой ситуации – в статье Разворот на перекрестке по главной дороге.

Будьте внимательны за рулем.


Навигация по серии статей<< Разворот вне перекрестка. ПриоритетХватит ли места для разворота? >>

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

Это может быть интересно

Если поле под заголовком пустое, вероятно в вашем браузере включен AdBlock.

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.