Разворот на Т-образном перекрестке


8 комментариев

6-я статья из 10 в серии Разворот

Как уже упоминалось в статье Проезд т-образных перекрестков, ПДД не выделяют перекрестки этого типа в особую группу.

Т-образный перекресток это разновидность, или частный случай обычных перекрестков, когда происходит слияние двух дорог.

Дороги могут «сливаться» под разными углами, но чаще всего этот угол равен или почти равен 90 градусов.

Реже встречаются перекрестки У-образного типа, либо когда дороги сливаются в виде «звездочки» из трех лучей.

Общие правила разворота на перекрестках изложены в статье Выполнение разворота. Часть 2. Правила разворота на Т-образном перекрестке ничем от них не отличаются.

Последовательность выполнения разворота та же самая, что и на обычных пересекающихся дорогах. Главное условие – чтобы разворот в данном месте был НЕ запрещен.

Остальное — это уже небольшие различия в технике построения линии разворота, потому что площадь пересечения дорог Т-перекрестка меньше, чем на четырехстороннем перекрестке.

И еще, в процессе маневров не следует забывать о расстановках приоритета на Т-образном перекрестке:

— на регулируемых перекрестках действует пункт 13.4 ПДД (требование уступить дорогу при повороте налево и развороте по зеленому сигналу светофора;

— на нерегулируемых перекрестках действует весь раздел ПДД, регламентирующий проезд нерегулируемых перекрестков (пункты 13.9-13.12 ПДД).

Но есть, все же, некоторые особенности выполнения и соблюдения «техники безопасности» разворота, которые касаются именно т-образных перекрестков. Рассмотрим их на схемах (картинки ниже).

 

Как развернуться на Т образном перекрестке

Известно, перекрестки бывают большие (например, из дорог в четыре полосы) и не очень большие (например, из двухполосных дорог). Часто встречаются комбинации перекрестка из широких (многополосных) и узких дорог.

Когда вы планируете развернуться на перекрестке, нужно заранее «прикинуть» его пространство на предмет «хватит ли места для разворота».

Места должно быть достаточно для разворота за один заход, чтобы не пришлось сдавать назад, потому что движение задним ходом на перекрестке запрещено (пункт 8.12 ПДД).

Если вы видите, что для того, чтобы развернуться, места будет достаточно, то с учетом дорожной обстановки нужно будет «построить» дугу разворота.

Чтобы понять, что означает фраза «с учетом дорожной обстановки», рассмотрим подъезд к одному и тому же Т-образному перекрестку с разных его дорог.

Схемы разворота

На схемах видно, что самый удачный способ разворота представлен на левом и среднем рисунках, т.е. когда разворот выполняется либо с примыкающей дороги, либо с «прямой» дороги через примыкающую дорогу слева.

Способ разворота на крайнем правом рисунке, на котором дорога примыкает справа, не очень удачный по причине того, что можно не «вписаться» в перекресток.

Если, при этом, левый край дороги ограничен бордюром, а радиус разворота большой, то автомобиль упрется в бордюр, и чтобы закончить разворот, придется отъехать назад. А на перекрестках движение задним ходом запрещено.

Но это всего лишь схема возможного неудачного разворота. На практике ширины дороги может оказаться достаточной для одного «захода» на таком перекрестке.

Впрочем, бывает и так, что места для разворота может не хватить и на обычном, четырехстороннем перекрестке.

А как быть, если, все-таки, вам не удалось развернуться за один заход?

Несмотря на то, что на перекрестке задний ход запрещен, другого способа, как отъехать назад и закончить разворот, все равно нет.

Это нарушение ПДД, но за него накажут, только если поймают «за руку», как говорится, если оно будет зафиксировано. Если штраф не пришел, то и хорошо.

 

Отъезжая назад, нужно очень внимательно смотреть по сторонам. Можно легко столкнуться с другим автомобилем, водитель которого даже не предполагает, что вы поедете назад.

Один случай с ДТП на заднем ходу на перекрестке рассмотрен в статье Разворот на перекрестке. Задний ход. Рекомендую ознакомиться.

Теперь рассмотрим два «нюанса» в двух других случаях. Первый случай – это разворот на регулируемом Т-образном перекрестке в процессе движения с примыкающей дороги.

Предположим, ваш автомобиль стоит первым на светофоре в левом ряду, и «мигает» левым «поворотником».

Сзади вас в ожидании стоят еще несколько машин, и водители еще не знают, что вы намереваетесь развернуться. Они, скорее всего, предполагают, что вы будете поворачивать налево.

Включается зеленый сигнал, и вы начинаете движение.

Чтобы «вписаться» в перекресток и не заехать на пешеходный переход (на пешеходном переходе разворот запрещен), вам придется сначала проехать немного «прямо» вглубь перекрестка, затем, быстро выкрутить руль до упора влево, и развернуться.

Подрезал на развороте

В тот момент, когда вы проедете немного «прямо», у едущего сзади вас появится отличная возможность сократить путь своего поворота налево, и он, не догадываясь, что вы разворачиваетесь, может вас «подрезать».

Поймет он это уже поздно, когда произойдет столкновение с вашим авто. Поэтому, в процессе разворота нужно обратить особое внимание на ситуацию слева-сзади вашего автомобиля.

Другой «нюанс» — разворот на нерегулируемом т-образном перекрестке по главной «прямой» дороге через второстепенную дорогу, примыкающую слева. На нерегулируемых перекрестках приоритет на стороне участника, который движется по главной дороге.

Уступить на развороте

Чаще всего дуга разворота пройдет по округлой линии, как изображено на рисунке, т.е. после разворота автомобиль окажется в пределах перекрестка, но выедет за границы пересечения, и окажется чуть в стороне от «своей» дороги.

В таком случае, перед тем, как завершить разворот, нужно уступить дорогу машинам, движущимся теперь уже попутно по главной дороге.

В этой ситуации никто не обязан давать вам возможность завершить разворот, а приоритет должен быть соблюден (пункт 13.9, 13.12 ПДД).

Пропустить и выехать

Это два распространенных случая, при которых столкновение наиболее вероятно. Кроме них при повороте налево или развороте, особенно на перекрестках двухполосных дорог, еще нужно (во всяком случае, не помешает) удостовериться, что вас никто не обгоняет в этот момент.

 

Может возникнуть необходимость развернуться на т-образном перекрестке, на котором главная дорога меняет свое направление.

В таком случае, в процессе разворота, в зависимости от направления движения, приоритеты между участниками на разных дорогах меняются, но техника разворота остается без изменений.

Подробнее об этой ситуации – в статье Разворот на перекрестке по главной дороге.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей ситуацией, мы с вами ее разберем, и проведем «работу над ошибками».

В продолжение темы «как развернуться на Т образном перекрестке», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Разворот на перекрестке с разделительной полосой и пункт 8.6 ПДД;
Выезд на дорогу, когда другой автомобиль разворачивается;
Разворот через въезд во двор слева. Приоритет;
Разворот на перекрестке. Задний ход;
Разворот вне перекрестка. Приоритет;
Причины возникновения ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Разворот вне перекрестка. ПриоритетХватит ли места для разворота? >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

8 комментариев

  1. Александр

    17.06.2018 09:22

    Здравствуйте, у меня такая ситуация. Разворот на т-образном перекрестке, при этом примыкает дорога слева.

    Пошел на разворот, и остановился пропустить автомобиль, подъехавший по примыкающей дороге, и поворачивающий направо.

    Должен ли я его пропускать, если да, то где необходимо остановиться, и ждать пока проедет? Или выехать и пропустить?

  2. Сергей Д.

    17.06.2018 13:18

    Здравствуйте Александр.

    Если перекресток равнозначный, тогда необходимо уступить дорогу участнику, выезжающему с примыкающей дороги (для вас он – помеха справа).

    Место для остановки, чтобы уступить дорогу, выбирается, скорее, интуитивно, в зависимости от обстановки на дороге в этот момент.

    Можно остановиться на дуге разворота, пропустить оппонента и завершить разворот. Если у вас есть встречный транспорт, то сначала нужно уступить встречным – останавливаетесь как для поворота налево, далее, на развороте – по ситуации.

    Если же ваша дорога главная, то приоритет у вас. Но часто тактика зависит от ширины дорог и размеров перекрестка.

    Для понимания общей ситуации см. статью Разворот на перекрестке по главной дороге.

    Когда на развороте вы выезжаете за пределы своей дороги, то иногда есть смысл пропустить выезжающего с примыкающей дороги вперед, и тогда не придется позже с ним спорить.

    В теории все бывает гладко, но на практике каждый случай индивидуален. Если видите, что вам уступают, используйте свое преимущество.

    Но если Правила требуют, чтобы уступил ваш автомобиль, то уступаете с таким расчетом, чтобы и приоритет был соблюден, и другим не создать помех.

  3. Алексей

    04.02.2019 17:30

    Доброго времени суток! Скажите мне пожалуйста, можно ли развернуться с выездом на другую улицу, расположенную параллельно с направлением движения в противоположном направлении, если дана команда экзаменатора выполнить разворот на дороге с односторонним движением? Заранее спасибо.

  4. Сергей Д.

    05.02.2019 18:36

    Здравствуйте Алексей.

    Чтобы ответить на ваш вопрос нужно видеть участок дороги, на котором все это происходит.

    Когда вы едете по дороге с односторонним движением, то вы не можете развернуться (запрещено), потому что поедете против движения.

    Но вы можете повернуть (развернуться — в смысле переехать) на параллельную дорогу, по которой сможете двигаться обратно изначальному направлению.

    Нужно лишь найти место, в котором не запрещено повернуть (и таким образом развернуться). Это, в целом, будет выглядеть как разворот (либо два поворота налево).

  5. Вячеслав

    24.02.2020 12:49

    Схема ДТП

    Какого участника признают виновным в совершении дтп?

  6. Сергей Д.

    24.02.2020 18:30

    Здравствуйте Вячеслав.

    Виновным будет тот, кто «режет» угол поворота, потому что автомобиль, который разворачивается, является у него помехой справа (пункт 8.9).

    И еще для информации см. статью Помеха справа в ПДД.

  7. Аркадий

    24.06.2022 02:25

    По поводу вопроса Александра в 17.06.2018 09:22.

    В таком же случае, поворота с главной на главную, но при этом дорога узкая, и приходится правой частью автомобиля заезжать за пределы пересечения — на второстепенную дорогу.

    При этом автомобиль со второстепенной дороги сталкивается с автомобилем, совершающим разворот.

    Кто виноват в этом случае? Я предполагаю обоюдку.

  8. Сергей Д.

    24.06.2022 08:59

    Здравствуйте Аркадий.

    Площадь пересечения зависит от ширины дорог, образующих перекресток, а площадь перекрестка считается от начала закруглений, и «рабочая» площадь перекрестка всегда больше, чем площадь пересечения ПЧ.

    Бывает, что дуга разворота выходит за границы пересечения ПЧ (это не нарушение), но легко вписывается в границы перекрестка. Приоритет у автомобиля, который движется по главной дороге (пункт 13.9 ПДД).

    Если в этой ситуации машины сталкиваются, то официально пишут, что выезжающий с второстепенной дороги не выполнил требование уступить ТС, у которого было преимущество.

    Степень вины второго (который ехал по главной и разворачивался) будут смотреть по обстоятельствам: какие пункты ПДД он нарушил, повлияло ли его нарушение на ДТП, а также была ли у него возможность избежать столкновения.

    Другими словами, может быть «обоюдка», а может и не быть (50×50).

    «Технический» разбор вашей ситуации есть в статье Разворот на перекрестке по главной дороге.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.