Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 1


10 комментариев

1-я статья из 9 в серии Проезд перекрестков-2

Здравствуйте, уважаемый читатель.

Эта статья является дополнением к статье Выполнение разворота. Часть 2, в которой дано описание техники выполнения разворота на перекрестках.

Чтобы развернуться на перекрестке в соответствии с ПДД, необходимо последовательно выполнить ряд определенных действий:

— нужно занять крайнюю левую полосу своего направления, включить указатель левого поворота, заехать на перекресток, развернуться, не создавая помех встречным ТС, и выехать с перекрестка в обратном направлении.

Это, так сказать, общая последовательность выполнения разворота, применимая к любому перекрестку.

В этой статье речь пойдет о развороте на перекрестках дорог с разделительной полосой. Разделительная полоса может быть как на одной, так и на обеих дорогах, образующих перекресток.

На таких дорогах встречные потоки разделяются или конструктивно (газон, бордюр), или дорожной разметкой 1.2, обозначающей край проезжей части, в данном случае — слева.

Таким образом, проезжая часть одного направления представляет собой участок дороги с односторонним движением (обозначается знаком 5.5 «Дорога с односторонним движением»).

Разделительные полосы на дорогах бывают широкие и узкие. Настолько узкие, что сама конструкция выглядят как очень неширокая площадка, приподнятая над проезжей частью, иногда с заборчиком посередине.

Широкая и узкая разделительная

Из определения «разделительной полосы» известно, что она разделяет смежные проезжие части, и что эта полоса не предназначена для движения и остановки ТС.

 

Имея некоторую ширину и прерываясь на перекрестке, эта разделительная полоса разделяет пересечение проезжих частей на две условные части (пункт 1.2 ПДД).

Данные пересечения являются условными, поскольку в ПДД отсутствует определение «пересечение проезжих частей», но важно учесть один нюанс:

Несмотря на условность, важно признать «разделение» перекрестка на части, потому что некоторые дорожные знаки действуют только на то пересечение проезжих частей, перед которым они установлены.

Траектория выполнения поворота налево и разворота на перекрестках дорог с разделительной полосой зависит от того, каким образом знаками и дорожной разметкой организовано движение на этих перекрестках.

В первую очередь необходимо убедиться, что разворот на выбранном перекрестке не запрещен Правилами.

Для наглядности, например, на сдвоенном рисунке, размещенном ниже, на верхней картинке разворот на перекрестке запрещается предписывающим знаком 4.1.4 «Движение прямо или направо».

На нижней картинке, с левой стороны, знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен» не запрещает разворот, а с правой стороны знак 4.1.4 «Движение прямо или направо» предписывает двигаться только прямо или направо, т.е. запрещает развернуться в этом месте.

 

Знак 4.1.4 запрещает развернуться

Также запрещено развернуться, если знаком 5.15.1 или 5.15.2 (разметкой 1.18) с крайней левой полосы будет запрещен поворот налево, или же перед перекрестком будет установлен знак 3.19 «Разворот запрещен».

Знаки 5.15.2 и 3.19 запрещают развернуться

На следующем фото ниже никаких ограничений для разворота нет, причем, на обеих дорогах не запрещается развернуться сразу, как только пересекли пешеходный переход, по короткой дуге.

Разворот по короткой дуге считался нарушением до тех пор, пока 12 июля 2017 года раздел 9 ПДД не дополнили пунктом 9.1 (1), разъясняющим условия, при которых запрещается движение по встречной полосе.

 

Подробности — в статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.

В третьей части серии Разворот на перекрестках с разделительной полосой дан алгоритм разворота на таких перекрестках с учетом пункта 9.1 (1) ПДД.

Нет условий, запрещающих разворот

Разворот на перекрестке с разделительной полосой

Далее, на фотографиях представлен вид перекрестка с обеих его дорог, и это не случайно. Читайте дальше, и поймете, почему.

На обычном перекрестке (без разделительных полос) не запрещается использовать для разворота всю его площадь.

Но если есть разделительная полоса (например, вы подъезжаете к перекрестку вдоль нее), то траекторию разворота и поворота налево целесообразно планировать исходя из ее ширины.

Когда ширина среза разделительной полосы (либо очерченной разметкой, либо ширина газона) примерно больше «средней» длины автомобиля (> 4-5 м), то дуга поворота налево (разворота) должна пройти по «дальней» или длинной траектории.

Если при этих условиях повернуть по короткой дуге, то вполне может оказаться так, что вы поедете навстречу движению.

Участок встречного движения в разрыве разделительной полосы, на который запрещен въезд, отделяется разметкой 1.1, 1.3 (сплошные линии) или трамвайными путями.

Трамвайные пути вы ни с чем не перепутаете, а дорожная разметка имеет свойство стираться со временем, поэтому можно не заметить, что она там есть.

Взгляните на следующие две фотографии.

Знак 4.1.5 Движение прямо и налево.

На них изображен перекресток, образуемый дорогой с широкой разделительной полосой (газон с пешеходной частью).

Верхнее фото — вид на подъезде к перекрестку, нижнее фото — заезд на его пересечение, где на дальней стороне рядом со светофором торцом к вам стоит знак 4.1.5 «Движение прямо или налево».

Этот знак — для водителей, которые едут по пересекаемой дороге справа-налево относительно вас, но это прямой сигнал к тому, что участок в разрыве между газонами имеет двухстороннее движение.

Следовательно, двигаясь вдоль газона, повернуть налево или развернуться в данном разрыве разрешается только по длинной траектории, т.е. за линией, проходящей через середину разрыва.

Если вы решите развернуться по короткой траектории, то поедете против движения по участку встречного направления, тем самым, рискуете столкнуться с встречным автомобилем.

Такой маневр будет расценен как движение во встречном направлении, к которому применяются соответствующие санкции.

 

Следующие две фотографии – этот же перекресток, только вид уже со стороны боковой дороги (той, что в верхнем объяснении была справа — налево). С этого ракурса лучше понять расположение знаков на нем.

Знак 4.1.5 «Движение прямо и налево»

Верхнее фото — вид на подъезде к перекрестку с боковой дороги, нижнее — въезд на первое пересечение.

Обратите внимание на расположение знаков 4.1.4 «Движение прямо или направо» и 4.1.5 «Движение прямо или налево».

В разрыве разделительной полосы (с левой стороны) стоит точно такой же знак 4.1.5 для встречных водителей — он обращен к вам тыльной стороной.

Подобное расположение предписывающих знаков информирует водителей, что с боковой (пересекаемой) дороги повернуть налево или развернуться разрешено только на втором (по ходу движения) пересечении, т.е., проехав разрыв разделительной полосы.

Ну и для большей наглядности ниже схематично представлены рисунки с правильной траекторией разворота на этом перекрестке при имеющихся дорожных знаках.

Правильная и неправильная траектория разворота

Выше был рассмотрен пример организации проезда перекрестка, имеющего дорогу с широким газоном (широкой разделительной полосой).

Очень часто узкая разделительная полоса условно, повторюсь, условно! играет роль конструктивной двойной сплошной линии, пусть даже это конструкция с заборчиком.

На перекрестках дорог с подобными «узкими» полосами не запрещается развернуться сразу, как только выехали на перекресток, ПДД не обязывают доезжать до условного центра.

Часто, на не широких перекрестках, встречный автомобиль, одновременно с вами поворачивающий налево, обычно «подсказывает» своими действиями, каким бортом разойтись на пересечении.

Основные признаки наличия «встречной полосы», в т.ч. на перекрестке, перечислены в пункте 9.1 (1) ПДД:

«запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева».

Если в разрыве разделительной полосы вы увидите один из перечисленных признаков, то знайте, что данный участок имеет двухстороннее движение.

Следовательно, траектория левого поворота или разворота должна пройти по «своей», т.е. правой половине этого участка.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «разворот на перекрестке с разделительной полосой» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 2;
Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 3;
Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации;
Серия статей Дорожные ситуации. Выполнение разворота;
Выполнение разворота. Часть 2;
Серия статей Разворот;

Во второй части данной темы продолжим обсуждение разворота на перекрестке с разделительной полосой, и обсудим разворот в разрывах разделительной полосы Т- образных перекрестков.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статейРазворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 2 >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

10 комментариев

  1. Владимир

    25.01.2017 14:03

    Здравствуйте, на последней схеме, правый перекресток.

    Красный автомобиль выполняет в обоих случаях разворот в пределах пересечения проезжих частей. Со второй проезжей частью все ясно и понятно, она зеленая.

    Но почему разворот на первом пересечении проезжих частей выделен красным как неправильный разворот? Кажется никакого выезда на встречную полосу не наблюдается, разворот в пределах пересечения проезжей части.

  2. Сергей Д.

    25.01.2017 17:29

    Здравствуйте Владимир.

    Все дело в предписывающем знаке 4.1.4 «Движение прямо или направо». Знак действует на то пересечение, перед которым он установлен, и разрешает движение только в направлении, указанном на знаке.

    На первом пересечении разворот запрещен знаком 4.1.4, поэтому он выделен красным цветом.

  3. Андрей

    02.02.2017 08:17

    Добрый день.

    Вопрос такой. Может ли красный автомобиль, пропустив встречный транспорт (желтый и белый автомобили) повернуть налево, не дожидаясь когда загорится зеленый сигнал?

    Выезд на перекресток то осуществляется на зеленый сигнал. Или он должен остановится и ждать зеленого сигнала, если встречного транспорта нет?

  4. Сергей Д.

    03.02.2017 12:36

    Здравствуйте Андрей.

    Если дорожная обстановка соответствует изображенной на рисунке, тогда нет, останавливаться не нужно. Заехали по длинной дуге с поворотом налево в разрыв полосы, пропустили встречных (желтого и белого), выехали с перекрестка.

    Но обстановка на перекрестках может различаться. Например, перед въездом на второе пересечение в разрыве полосы будет нанесена разметка 1.12 «Стоп-линия» (установлен знак 6.16 «Стоп»), можно посмотреть здесь.

    Тогда водитель должен остановиться перед линией (перед знаком) и ждать разрешающего сигнала.

  5. Валерий

    29.05.2017 19:50

    Если перед перекрестком установлен знак 6.3.2 Зона для разворота, можно ли на этом перекрестке поворачивать налево?

  6. Роман

    22.06.2017 15:20

    Сергей Д., «Все дело в предписывающем знаке 4.1.4 «Движение прямо или направо». Знак действует на то пересечение, перед которым он установлен, и разрешает движение только в направлении, указанном на знаке. На первом пересечении разворот запрещен знаком 4.1.4, поэтому он выделен красным цветом.»

    А разве дело только в знаке? если б не было знака, разворот по красному пунктиру всё равно запрещён ведь? : pravo-auto.com/wp-content...0071-300×278.jpg

    1. Если водитель выбрал «дальнюю» траекторию разворота и не «вписался» в границы перекрёстка, то он неизбежно пересечёт сплошную линию разграничения встречных потоков. Но при этом выезда на встречную полосу он не совершит, так как двигаться будет перпендикулярно ей. За такое нарушение предусматривается только штраф до 1500 рублей.

    2. Если же водитель не смог правильно развернуться на «ближней» траектории, заехав за границы перекрёстка, то получается, что в результате этого маневра он выехал прямиком на встречную полосу, за что он может потерять 5000 р. в лучшем случае в виде административного штрафа, а то и лишиться прав на срок 4-6 мес. Повторное такое нарушение карается уже лишением прав на 1 год.

  7. Сергей Д.

    25.06.2017 22:23

    Здравствуйте Роман.

    В данном случае дело только в знаке 4.1.4. Но в реальности могут быть другие, скажем, технические условия, не запрещающие, но осложняющие этот маневр.

    Например, в приведенном вами пункте 2: радиус разворота автомобиля не позволяет без нарушения «вписаться» в первое пересечение, таким образом можно выехать на встречную полосу или проехаться по пешеходному переходу.

    Другими словами, в таком случае на разворот юридического запрета нет, но если автомобиль не вписался, то маневр будет выглядеть как нарушение.

    Еще есть смысл обращать внимание на наличие сплошной линии дорожной разметки в пространстве между газонами. Это явный признак «встречной полосы» на перекрестке.

    См. статью Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.

  8. Давид

    26.07.2022 13:20

    Разворот на перекрёстке с разделительной полосой это не два поворота?

  9. Сергей Д.

    26.07.2022 21:47

    Здравствуйте Давид.

    Ответ на ваш вопрос будет зависеть от того, в каком контексте вы сравниваете эти два понятия. В ПДД отсутствуют определения понятий «поворот» и «разворот».

    Если коротко, то поворот подразумевает изменение направления движения от первоначального, для выезда на другую дорогу (или съезда на прилегающую территорию).

    Разворот подразумевает изменение направления движения для того, чтобы поехать обратно по той же самой проезжей части, либо по другой проезжей части этой же самой дороги.

    Траектория разворота через разделительную полосу зависит от того, как организован проезд через такой перекресток с учетом ширины разделительной полосы. См. часть 3 из этой серии.

    Разделительные полосы бывают широкие и узкие. Там, где полоса узкая (менее длины автомобиля), дуга разворота будет плавная и как бы по окружности.

    Со стороны это выглядит понятно: автомобиль развернулся, и поехал обратно.

    Когда полоса широкая (больше длины автомобиля), то дуга разворота получается как бы спрямленная, т.е. технически, разворот может выглядеть как два поворота налево.

    Если другими словами, то вы один раз повернули налево, затем, проехали чуть вперед, и снова повернули налево. Формально, вы развернулись, но по факту — сделали два поворота.

    Если вас интересует юридический подтекст маневра «разворот через разделительную полосу», то общими словами можно обсуждать долго.

    А каждый случай на дороге всегда конкретен, тем более, если произошло ДТП.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.