Памятка

Популярные статьи

Разбор дорожных ситуаций

Интернет-магазин автомобильной литературы

Это может быть интересно

Главная » Вождение

Проезд перекрестков. Алгоритм движения через перекресток

19 апреля 20134 комментария
Проезд перекрестков. Алгоритм движения через перекресток
1-я статья из 8 в серии Проезд перекрестков .

Правила дорожного движения определяют термин «Перекресток» как пересечение, слияние или разветвление дорог на одном уровне (п.1.2 ПДД). Из этого следует, что пересечения дорог на разных уровнях (например, под мостами или путепроводами) перекрестками не являются. Это определение с точки зрения ПДД. А с точки зрения безопасности движения любой перекресток это место концентрации различных конфликтных ситуаций, так как именно на перекрестках пересекаются разные направления движения автотранспорта. Но об этом позже.

Перекрестки бывают самых различных форм и размеров. Простых и сложных, с одним или несколькими пересечениями проезжих частей, с трамвайными путями посередине и сбоку дороги, имеющих как одну, так и множество полос для движения в разных направлениях.

Среди этого многообразия создается впечатление, что проезд перекрестков это какая-то сверхзадача. Но это только на первый взгляд. Безусловно, начинающие водители, по началу, будут испытывать некоторые затруднения – уверенность приходит с опытом. Но наша задача научиться не просто ездить, не нарушая Правила, а научиться управлять автомобилем так, чтобы не создавать помех другим участникам дорожного движения и самому не попадать в аварийные ситуации.

Правила проезда перекрестков регламентированы пунктом 13 ПДД. Но Правила следует не только знать, но и соблюдать. Ситуация может сложиться любым образом – каждый водитель может ошибиться. Поэтому на дороге нужно постоянно анализировать обстановку и стараться учитывать ошибки других водителей.

Любое отклонение от «нормы» движения, как показывает действительность, может оказаться вовсе и не ошибкой, а сознательным нарушением. Следует всегда предполагать подобное развитие событий. Основа безопасного управления автомобилем – это умение предвидеть и предупреждать изменение дорожной ситуации, учитывать намерения других участников движения, даже если кто-то из них нарушает ПДД.

Всех ситуаций, связанных с перекрестками невозможно предусмотреть, так как их великое множество, но, тем не менее, среди них есть типичные, которые мы обязательно рассмотрим в следующих статьях. А начнем мы с так называемого алгоритма проезда перекрестков, следуя которому (разумеется, с соблюдением Правил) вы без проблем сможете проехать абсолютно любой перекресток.

Алгоритм проезда перекрестков

Сначала приведем этот алгоритм полностью, по пунктам, а затем рассмотрим каждый пункт в отдельности.

  1. В соответствии с выбором направления движения, необходимо занять соответствующее положение на проезжей части (перестроиться на нужную полосу);
  2. Определяем, какой перед нами перекресток: регулируемый или нерегулируемый;
  3. Определяем, разрешен ли проезд в выбранном направлении. Необходимо учесть два фактора: разрешение проезда с точки зрения ПДД (например, преимущество движения или разрешающий сигнал) и с точки зрения Безопасности (например, учитывая «мертвые» зоны за крупногабаритным транспортом);
  4. Непосредственно сам проезд перекрестка – въезд и выезд.

Теперь о каждом пункте подробнее. При подъезде к перекрестку перед любым водителем сразу встают две проблемы. Первая — это въезд на перекресток, вторая — это выезд с перекрестка. Согласно того, в каком направлении вы собираетесь продолжить движение, еще на подъезде к перекрестку вы обязаны перестроиться на соответствующую полосу. Как определить такое месторасположение?

Проезд перекрестков. Алгоритм проезда перекрестков.

 

Направление движения по полосам регулируется знаками особых предписаний 5.15.1, 5.15.2, а также 5.15.7 которые располагаются над проезжей частью, и дорожной разметкой 1.18, которая дублирует выше названные знаки.

Если никаких знаков, указывающих направление, нет, а дорожную разметку не видно, то запомните простое правило:

  • движения прямо и направо выполняются из крайнего правого ряда;
  • движения прямо, налево и разворот выполняются из крайнего левого ряда вашего направления.

Помните, перестраиваться нужно заблаговременно, соблюдая безопасность маневра. Чем плотнее поток, тем раньше нужно начинать перестроение.

Если дорога узкая и для движения в одном направлении может поместиться только один автомобиль, то здесь все просто: двигаясь по своей полосе на перекрестке можно поворачивать в любую сторону, если дорожными знаками не предписано какое-нибудь определенное направление. Только сам поворот следует выполнять по правилам: не срезая углов и не выезжая на встречную полосу.

Следуя второму пункту алгоритма проезда перекрестков, определяем, какой перед нами перекресток: регулируемый или нерегулируемый. Вспоминаем пункт 13.3 ПДД. Он гласит:

«Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета».

Из этого пункта ПДД следует, что существует всего два типа перекрестков: регулируемые и нерегулируемые и правила проезда таких перекрестков различны.

Таким образом, еще на максимальном расстоянии до перекрестка, стоит поискать светофор. Увидеть его бывает не трудно, так как на регулируемых перекрестках обычно устанавливают несколько светофоров, и хотя бы один из них вы обязательно заметите. Если перед перекрестком установлен работающий светофор (не сам факт его наличия, а работающий в режиме красный-желтый-зеленый) или движением руководит регулировщик, то такой перекресток считается регулируемый. Если ни регулировщика, ни светофора нет, или светофор есть, но работает в режиме желтого мигающего сигнала, либо вообще не горит, то такой перекресток считается нерегулируемый и проезжать его следует, руководствуясь знаками приоритета.

Двигаясь вне населенного пункта, о приближении к перекрестку проинформируют знаки 1.6 «Пересечение равнозначных дорог» и 1.7 «Пересечение с круговым движением». Знаки 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой», 2.3.2- 2.3.7 «Примыкания второстепенных дорог» и 2.4 «Уступите дорогу» помогут сориентироваться в проезде нерегулируемых перекрестков.

Проезд перекрестков. Алгоритм проезда перекрестков

 

Увидев их, следует сразу подготовиться к проезду и заодно снизить скорость (если необходимо) или выбрать нужную дистанцию. Но помните: выполняя обгон или опережение крупногабаритных ТС, можно за их габаритами не заметить знаков, расположенных справа дороги. Будьте внимательны.

Подошли к третьему пункту алгоритма и теперь необходимо определить, разрешен ли проезд в нужном направлении с точки зрения Правил и с точки зрения безопасности движения. Если перекресток регулируемый, то разрешение проезда определяется сигналами светофора или регулировщика. Если перекресток нерегулируемый и это перекресток неравнозначных дорог, разрешение проезда определяется знаками приоритета , если перекресток равнозначный — правилом правой руки (помеха справа). Можно сказать, что на этом этапе происходит принятие решения – или остановиться перед перекрестком или следует продолжить движение на разрешающий сигнал (или имея приоритет).

Первые три пункта можно назвать подготовительным этапом, а четвертый пункт алгоритма проезда перекрестков — это непосредственно сам въезд и выезд с перекрестка. Это самый сложный этап и простой одновременно.  Но так как разновидностей перекрестков существует немало, весь материал в объеме одной статьи получится очень громоздкий. Поэтому четвертый пункт мы постепенно рассмотрим в следующих статьях.

Навигация по серии статейПроезд перекрестков. Въезд и выезд – общие правила >>

4 комментария »

  • Никита пишет:

    Ситуация такая: перекрёсток с тремя полосами движения дорожная разметка (нарисована стрелками на асфальте) левая полоса — прямо и налево, средняя полоса — прямо и направо, правая полоса — направо. Я двигаюсь по левой полосе с целью повернуть налево (поворачиваю на дорогу с четырьмя полосами движения), сразу за перекрёстком (метров 50)следующий (т-обр. перекрёсток) мне нужно повернуть направо (на ножку т-обр.перекрёстка).

    Вопрос: могу ли я при повороте налево (выезд на дорогу с четырьмя полосами движения) повернуть сразу в крайнюю правую полосу с целью в дальнейшем (30-50 метров) повернуть направо на ножку т-обр.перекрёстка?

    Многие водители (особенно маршрутные автобусы) в данной ситуации поворачивают налево со средней полосы (хотя разметка стрелками на средней полосе-прямо и направо) и вследствие прижимают к крайней левой или к одной из средних полос, мне поневоле приходится поворачивать в крайнюю левую или одну из средних полос во избежание ДТП, и некоторое время (бывало до 1-2мин.) стоять с правым поворотником, тормозя движение, соответственно левой или одной из средних полос, прежде чем я перестроюсь и поверну направо на ножку т-обр. перекрёстка.

    Как грамотнее действовать в данном дорожном эпизоде (чтоб во время совершения поворота налево не было ДТП и после завершения поворота налево не тормозить движение данной полосы перед поворотом на т-обр. перекрёсток)? Заранее благодарю.

  • Никита пишет:

    Ситуация №2: т-обр. перекрёсток с двумя полосами движения (левая полоса — налево, правая-направо), я двигаюсь по ножке т-обр. перекрёстка в крайней правой полосе, собираюсь повернуть направо. По левой полосе автолюбитель движется вровень со мной и собирается повернуть тоже направо (хотя разметка предписывает ему по его полосе поворот налево). Сразу после поворота направо на крайней правой полосе припаркованы авто (т.к. я двигаюсь по крайней правой полосе я упираюсь в них) мне приходится перестраиваться.

    Вопрос: могу ли я в данной ситуации повернуть направо выезжая после поворота сразу в левую полосу движения и кто будет виновником в случае возникновения ДТП на перекрёстке? Разъясните пожалуйста. Заранее спасибо, весьма вам признателен.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Никита.

    Поворачивая налево на перекрестке, вы можете занять любую из полос дороги, на которую поворачиваете (кроме встречной), хоть левую, хоть правую, в соответствии со своим дальнейшим маршрутом.

  • Сергей Д. пишет:

    Когда правая полоса дороги, на которую совершается поворот, занята припаркованными машинами, то ничего другого не остается, как осуществить правый поворот в левую полосу. В ПДД такая возможность оговорена в пункте 8.6, и такой маневр не будет считаться нарушением.

    Более подробный ответ на этот и предыдущий ваши вопросы опубликованы в статье Левый поворот с последующей сменой полосы.

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.