Поворот направо и пункт 8.6 ПДД


6 комментариев

1-я статья из 7 в серии Поворот направо

В большинстве дорожных ситуаций поворот направо считается несложным маневром, поскольку при повороте направо пути движения с другими ТС, движущимися навстречу, практически не пересекаются.

Разве что при одновременном (со встречным автомобилем) повороте в один и тот же проезд пути движения могут соприкоснуться.

Тем не менее, при этом несложном маневре возможны разные неожиданные обстоятельства.

В статье Поворот направо. Опасные ситуации рассмотрены случаи, когда даже этот вполне безобидный маневр в определенных случаях может привести к ДТП.

Здесь повторяться смысла нет, но поговорим о целесообразности требования пункта 8.6 держаться по возможности правее в процессе правого поворота.

Фраза «по возможности правее» означает, если это возможно, то так и следует повернуть.

Таким образом, если по ситуации возможно повернуть, держась правее (правая полоса свободна), то повернуть направо следует в правую полосу дороги, на которую осуществляется поворот.

Бывает, что данное требование не соблюдается водителями, особенно в часы «пик», когда на дороге много транспортных средств.

Иногда оно просто невыполнимо по причине того, что правые полосы часто бывают заняты стоящей техникой (остановка общественного транспорта, припаркованные в т.ч. с нарушением машины и пр.), их приходится объезжать.

Есть индивиды, у которых поворот направо в левую полосу, при свободной правой, является привычкой, мол, так удобнее.

Но суть не в нарушении, как в таковом, а в последствиях, к которым в определенных случаях эта «нехорошая» привычка может привести.

 

Возьмем пример. Есть перекресток, регулируемый светофором. Светофоры бывают как бы обычные (три сигнала), и бывают с дополнительной секцией.

Поскольку нас интересует поворот направо, то и светофор выберем с доп.секцией для поворота направо. На этом этапе сигналы для левого поворота нас не интересуют.

Для чего взяты два разных светофора (с доп.секцией и без нее). Дело в том, что в зависимости от того на какой комбинации сигналов совершается поворот направо, приоритет на перекрестке при повороте направо будет изменяться.

Три схемы поворота

На левом рисунке перекресток регулируется обычным светофором, и в соответствии с пунктом 13.4 ПДД приоритет у водителя, который поворачивает направо.

На среднем рисунке стрелка в доп.секции светофора «горит» вместе с основным сигналом светофора. Как и в первом случае, приоритет перед встречными ТС у водителя, который совершает поворот направо по стрелке в доп. секции.

На правом рисунке автомобиль выполняет поворот направо на зеленую стрелку, включенную одновременно с основным красным сигналом светофора.

В этом случае в действие вступает пункт 13.5 ПДД: водитель, поворачивающий направо, обязан уступить дорогу транспортным средствам, едущим с других направлений.

«Едущим с других направлений» в данном случае, неважно, откуда именно: либо со встречного направления с поворотом налево, либо с пересекаемой дороги (слева — направо), ПДД в любом случае требуют уступить.

И если это требование не выполняется, то «дело» может закончиться столкновением, а привычка поворачивать направо далее правой полосы это «дело» только осложнит.

 

Например, предположим, что встречный автомобиль завершает поворот налево на смене сигналов светофора (бывает, что там не один автомобиль, а два или более), а вы, в свою очередь, осуществляете поворот направо по зеленой стрелке, которая «горит» с основным красным сигналом вашего светофора.

В этой ситуации преимущество в движении у встречного автомобиля. В какую полосу он будут «целиться»? — обычно, это крайняя левая полоса, т.е. та, что ближе по ходу, но это только предположение!

Как будет на самом деле, станет ясно, только, когда он уже повернет, и обозначит свое направление, но водитель спешит выехать с перекрестка (пункт 13.7 ПДД), и может «зарулить» в любую полосу!

В этой ситуации неосмотрительный с вашей стороны поворот направо (на стрелку в доп.секции + основной «красный»), в том числе далее правой полосы может закончиться непредсказуемо.

Приведенный пример один из самых простых. По причине многообразия дорожных ситуаций, сопряженных с поворотом направо, невозможно сформировать некую «общую» безопасную последовательность действий.

Все решает внимание (понимание и прогнозирование ситуации), соблюдение Правил, ну и здравый расчет.

Каждый перекресток регулируется по-своему, в зависимости от его пропускной способности и плотности дорожного потока по направлениям.

Дополнительные секции настраивают таким образом, чтобы исключить случайные перекрестные пути, и этим самым «разгрузить» движение на перекрестке.

Но, как известно, отклонение от нормы движения происходит всегда неожиданно.

Чтобы не пришлось впоследствии выяснять кто прав, а кто нет, дорожную ситуацию нужно держать под собственным контролем.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей ситуацией, мы с вами ее разберем, и проведем «работу над ошибками».

В продолжение темы «поворот направо по стрелке», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Приоритет на повороте на стрелку светофора;
Повороты направо, налево или на разворот;
Поворот направо. Опасные ситуации;
Успеть повернуть под стрелку;
Причины возникновения ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статейПоворот направо и левый «поворотник» >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

6 комментариев

  1. Равшан Раджабов

    02.07.2022 22:33

    Здравствуйте! Вот такой вопрос:

    Обычный перекресток со светофорным регулированием. Я подъехал на велосипеде, жду разрешающий сигнал светофора, хочу прямо проехать.

    Передо мной две машины готовятся повернуть направо.

    Загорелся зеленый, две машины я пропустил, они свернули направо, за ними я выехал на перекресток и тут меня подрезает третья машина, которая подъехала к перекрестку после того, как две машины закончили свой маневр а я только начал свой.

    Я еле успел тормознуть.

    Так вот вопрос: этот третий водитель, он же видел, что я велосипедист, уже выехал на перекресток для совершения маневра.

    Он должен был притормозить, а после того как я проехал перекресток в прямом направлении, тем самым освободив ему место для маневра, повернуть направо.

    Или я должен был ждать, когда все подъезжающие автомобили совершат свои дела, и тогда выезжать на перекресток?

  2. Сергей Д.

    03.07.2022 12:59

    Здравствуйте Равшан.

    Если вы будете ждать, пока повернут все желающие, то вам не удастся выехать на перекресток — вам просто не дадут такую возможность.

    Водитель третьего автомобиля, который вас подрезал, был обязан вас пропустить, на это прямо указывает пункт 13.1 ПДД.

    Но обстоятельства таковы, что вам придется все время смотреть по сторонам, и быть готовым в случае чего успеть остановиться, как в этом случае.

    Когда вы передвигаетесь на велосипеде по проезжей части, старайтесь одеваться во что-то яркое, чтобы быть заметным на дороге, чтобы выделяться на общем дорожном фоне.

  3. Игорь

    16.10.2023 14:02

    Добрый день! Вопрос как раз по статье. На перекрестке есть светофор без дополнительных секций и по 3 полосы в каждую сторону.

    Водитель 1 поворачивает направо в среднюю полосу. Водитель 2 поворачивает налево так же в среднюю полосу. Происходит ДТП.

    При оформлении ДТП инспектор говорит, что виноват Водитель 1, так как нарушил п.8.6. а именно не совершил поворот в правый ряд (ряд был свободен).

    На разборе в ГИБДД другой инспектор говорит, что виноват Водитель 2, так как он нарушил п.13.4. а именно не предоставил преимущество автомобилю, движущемуся со встречного направления.

    Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому ДТП, СПАСИБО!

  4. Сергей Д.

    16.10.2023 20:17

    Здравствуйте Игорь.

    Водитель 2 однозначно виноват в ДТП, потому что нарушил пункт 13.4 (ПДД требуют без оговорок уступить дорогу встречному ТС, которое едет прямо или направо).

    Преимущество в движении было на стороне Водителя 1. При повороте направо он обязан уступить пешеходам, лицам на СИМ и на велосипедах, чей путь он пересекает (пункт 13.1).

    Другим транспортным средствам Водитель 1 на правом повороте в этой ситуации уступать НЕ обязан.

    Фраза из пункта 8.6 «ТС должно двигаться по возможности ближе к правому краю» допускает вариант движения и в правую полосу, и в смежную с ней. Т.е. по ситуации.

    Если Водитель 1 сможет убедить, что у него по каким-то причинам не было возможности повернуть в правый ряд (который был свободен), то он не виновен.

    Если не сможет убедить, то вполне возможно, что вину в ДТП признают обоюдной.

    Но Водитель 2, который поворачивал налево, был обязан уступить дорогу Водителю 1, поэтому Водитель 2 виноват однозначно.

  5. Анатолий

    20.10.2023 21:20

    На перекрестке где организовано круговое движение три полосы. В какую полосу можно сразу заехать? Действует ли п.8.6?

  6. Сергей Д.

    20.10.2023 23:11

    Здравствуйте Анатолий.

    Смотря, с какого ряда вы будете въезжать на круговое движение.

    Пункт 8.6 действует. Требование «держаться по возможности правее» распространяется на любой перекресток. Но схема въезда на круговой перекресток позволяет заехать в любую полосу без нарушения ПДД.

    Разметка полос на «кольце» прерывистая, ее пересекать разрешается. Если правый ряд на кругу не занят другими ТС, то вы поворачиваете в него.

    Если вы въезжаете на круг с левой полосы когда правая полоса занята другими ТС, то ПДД не запрещают заехать на круг во вторую или третью полосу.

    Ну а если и левый, и правый ряд одновременно въезжают на круг (допустим, что вы в левом ряду), то у вас не будет другого выбора, как заехать сразу во второй ряд круга. И это не противоречит ПДД.

    Более того, когда разметку 1.7 хорошо видно на проезжей части, то можно обратить внимание, как полосы перед въездом на круг переходят в полосы непосредственно на кругу.

    См. статью Едва не соприкоснулись (ситуация на круговом перекрестке).

    И еще, перед въездом на круговой перекресток есть смысл обращать внимание на знаки приоритета (если они есть).

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.