Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации

, Комментариев нет

4-я статья из 8 в серии Проезд перекрестков-2

В этой статье рассмотрим несколько опасных ситуаций, с точки зрения Безопасности дорожного движения, с которыми сталкиваются водители во время выполнения поворотов налево и разворотов на дорогах. Сам по себе разворот, это, можно сказать, продолжение левого поворота, поэтому опасные моменты в дорожных ситуациях, возникающие при этих маневрах, очень похожи.

Левый поворот, как маневр, не ограничен возможностью выполнения его только на перекрестке. Можно, например, свернуть налево во двор или на прилегающую территорию, которая расположена слева. Развернуться на дороге (поменять направление своего движения на противоположное), также можно как на перекрестке, так и вне перекрестка, если дорожные условия не противоречат этому маневру.

 

О дорожных условиях, запрещающих разворот и поворот налево, здесь повторяться не будем. Об этом можно прочесть в статьях Выполнение разворота Часть 1, Часть 2 и в серии статей, посвященной выполнению разворота на перекрестках дорог с разделительной полосой. И поскольку оба маневра наиболее тяжелы в выполнении на пересекающихся дорогах, начнем обсуждение с ситуаций на перекрестках.

Опасные ситуации на перекрестках

Если поворот налево на перекрестке свободен, например, во время движения на левую «стрелку» в тот момент, когда с других направлений въезд на перекресток запрещен, а иногда одновременно попутных поворачивающих машин бывает несколько, то всегда существует вероятность, что кто-то захочет срезать угол на пересечении, чтобы, таким образом, быстрее пересечь перекресток. Подобное срезание углов очень часто приводит к неожиданным столкновениям в попутном повороте, и чаще всего, с теми машинами, которые выполняют разворот на этом перекрестке.

Действия развиваются примерно так. Едущий сзади видит включенный левый «поворотник» у впереди идущего, предполагая его левый поворот, но ведь он не знает, что «передний» автомобиль будет разворачиваться, и решает срезать угол. Ну а тот, в свою очередь, разворачиваясь, не замечает, что делается сзади машины. В критической ситуации оба автомобиля «встречаются».

Один разворачивается, а другой его подрезает

«Резать» углы на перекрестке нельзя ни в коем случае, а водителям, выполняющим разворот, требуется внимательно следить еще и за ситуацией слева-сзади своего автомобиля.

Идем далее. Одно негласное правило поворота налево звучит так: ожидая возможность поворота налево, и пропуская встречный транспорт, необходимо держать передние колеса автомобиля в положении «прямо». Это нужно для того, чтобы в случае внезапного удара сзади (такое возможно, когда «задняя» машина не успевает затормозить), автомобиль не выкатился влево под встречные машины.

Очень часто встречный автомобиль, который одновременно с вами поворачивает налево, вынуждает вас отступить от этого правила. Т.е., чтобы обеспечить себе обзор, встречный водитель выезжает на середину перекрестка и, немного повернув, останавливает свой автомобиль боком по отношению к вам, как на рисунке ниже, тем самым, перекрывая вам обзор. Если этот автомобиль крупный, то вам из-за него перекресток становится совсем не виден, и вы вынуждены проехать чуть влево-вперед и расположить свою машину таким же образом, чтобы хоть как-то попытаться обеспечить себе обзор перекрестка.

Встречный разъезд на перекрестке

И вот в этот момент нужно действовать очень осторожно, поскольку «ваш» передний бампер может выступать под «встречное» движение, а едущие в прямом направлении по левой полосе (те, которым вы уступаете дорогу), вас могут не заметить за габаритами второй машины.

Следующий опасный момент на перекрестке – это поворот налево или разворот на желтый сигнал светофора.

Допустим, вы намереваетесь повернуть налево, заехали на перекресток и ждете, пока появится возможность закончить маневр, пропуская встречные машины. На светофоре для вас загорается желтый. Едущие машины, по направлению которых зеленый сигнал сменился на желтый, начинают останавливаться перед светофором, а ваш авто все еще стоит посередине перекрестка. Казалось бы, можно продолжить движение, но вдруг вы замечаете, что уже на подъезде к перекрестку по свободной полосе на большой скорости «несется» еще один автомобиль. Возможно, он захочет успеть проскочить перекресток на желтый сигнал. Это будет нарушение с его стороны, но разбираться в его причинах нет смысла. Если вы тронетесь в этот момент, а тот уже «вылетит» на перекресток, то столкновение очень даже возможно.

Выход из этой ситуации не всегда однозначный, но если почувствуете, что не успеете повернуть и уйти с линии его движения до того, как тот заедет на перекресток, лучше всего оставить автомобиль на месте до прояснения ситуации. В любом случае, водители, едущие с других направлений, дадут вам возможность выехать с перекрестка.

Несколько слов относительно этой ситуации, только уже для тех водителей, что едут через перекресток «прямо». Очень много любителей проезжать на желтый сигнал, согласно пункту 6.14 ПДД, в самый последний момент, якобы остановиться нет возможности. Одна из ситуаций с поворотом налево была рассмотрена в статье Проезд перекрестка на желтый.

Любой перекресток – это всегда место конфликтных ситуаций. Нужно знать возможности своего автомобиля, уметь рассчитывать скорость, ну и еще нужно думать о других – им, ведь, тоже требуется успеть завершить свой маневр. В другой раз, кто-нибудь вас «выручит».

Следующая опасная ситуация несколько похожа с предыдущей, с той лишь разницей, что водитель на большой скорости подъезжает к перекрестку по пересекаемой дороге и для него только что загорелся зеленый сигнал. Фактически, он может проехать через перекресток без остановки – зеленый свет. И он, не снижая скорости, въезжает на пересечение, когда с него еще не успела выехать машина, завершающая свой маневр, и происходит непоправимое.

Завершение маневра на запрещающий сигнал

Такие ситуации нередки. И на вполне резонный вопрос «а куда смотрел тот водитель, неужели он не видел, что перекресток занят, куда летел?», к сожалению, ответа не находится. Ранее, в статье Проезд регулируемых перекрестков уже был опубликован видеоролик с похожим случаем.

Чтобы не оказаться в подобной ситуации, выход единственный – подъезжая к перекрестку, необходимо снижать скорость даже в том случае, если для вас уже загорелся разрешающий сигнал.

Если вы для поворота налево решаетесь заехать на перекресток в последний момент, например, на свой мигающий зеленый или желтый сигнал, то всегда нужно помнить о ситуации, которая была описана чуть выше (проезд перекрестка не снижая скорости).

Далее, возьмем ситуацию с левым поворотом на перекрестке, на котором на пересекающей дороге есть разделительная полоса. Разделительные полосы бывают широкие и узкие, но нас интересует случай, где эти полосы не очень широкие, предположим, шириной до трех метров (размер очень приблизительный). А площадь самого перекрестка может быть любых размеров.

Траекторию поворота налево в этом случае целесообразно «прокладывать» по длинной дуге за центром перекрестка, т.е. поворачивать руль влево нужно после того, как пересекли линию, которая идет по краю, вдоль разделительной полосы, как на рисунке ниже. Таким образом, встречный разъезд при обоюдном повороте налево будет происходить левыми бортами. Это самая правильная и безопасная траектория поворота налево в этом случае.

Перекресток с разделительной полосой. Поворот налево.

Но может случиться так, что водитель встречного автомобиля, по привычке, «предложит» вам в этой ситуации разъехаться правым бортом. Такое вполне возможно, если площадь перекрестка большая, т.е. водители могут беспрепятственно разъехаться правыми бортами около условного центра, не нарушая при этом Правила. Но «правильность» этого маневра во многом зависит от формы и размеров конкретного перекрестка.

Посмотрите на рисунок ниже. На нем схематично изображена одна из спорных ситуаций, связанная с поворотом налево.  Дорога, с которой совершается левый поворот, имеет всего две полосы, а встречных, поворачивающих налево машин, может быть несколько, и даже возможен затор. Таким образом, встречный разъезд левыми бортами может быть затруднен, поскольку, никто не захочет уступить, и остается один вариант – он обозначен красной линией.

Перекресток с разделительной полосой. Неправильный левый поворот.

Чем этот вариант опасен. Во-первых, «толкотня» в пробках – это для любого водителя всегда стресс, а порой, слишком эмоциональный. Если кому-то нужно будет проехать прямо на этом участке, то он, дождавшись своей очереди, чтобы успеть, пока горит разрешающий сигнал, может «дать по газам». При этом, тот водитель не ожидает, что встречный автомобиль поедет по «его половине» перекрестка (по красной линии), и в этой ситуации не исключено столкновение.

Во-вторых, если проезд будет контролировать инспектор, то он обязательно остановит вас за такой маневр, и напишет в протоколе «выезд на полосу встречного движения». Оспорить в суде этот факт будет очень трудно, даже если в организации проезда перекрестка (знаки, разметка) будут отсутствовать условия «встречной полосы».

В нашей стране движение правостороннее, а если на перекрестке образовался затор, то пункт 13.2 ПДД в этом случае прямо запрещает выезд на перекресток. Выход из этой ситуации – стоять и ждать, пока не освободится проезд. Это лучше, чем ДТП или лишение прав.

Весь вышеизложенный материал касается проезда перекрестков, которые регулируются светофорами. Большинство этих негласных правил справедливы также и для нерегулируемых перекрестков с небольшой разницей, поскольку, разъезд на последних осуществляется несколько по-другому, имеется в виду, расстановка приоритетов. Но внимательность на дороге никто не отменял.

Перед выполнением любого маневра на нерегулируемом перекрестке, вы должны точно знать, по какой дороге движетесь в этот момент – главной или второстепенной. Отсюда и будет «исходить» приоритет между водителями.

Необходимо всегда помнить, что при движении по главной дороге водителям разрешен обгон других транспортных средств на перекрестке. Это, хоть, и очень нежелательный маневр, и есть множество рекомендаций водителям вообще отказаться от обгона на нерегулируемых перекрестках, тем не менее, этот маневр разрешен Правилами. Опасность такого обгона уже обсуждалась на сайте в рубрике Дорога, например, в этой статье, или в этой, поэтому повторяться не будем.

Когда водитель на нерегулируемом перекрестке заезжает на главную дорогу с поворотом налево (т.е. он едет по второстепенной дороге), то, согласно ПДД, он обязан уступить дорогу транспортным средствам, едущим со всех других направлений. Смотреть нужно внимательно, и рассчитывать скорость своих оппонентов. Вне населенных пунктов, например, машины едут довольно быстро.

А вот когда поворот налево на нерегулируемом перекрестке выполняется с главной дороги (предположим, что встречный транспорт отсутствует, т.е. дорога свободна), то перед поворотом, в первую очередь, вам обязательно следует убедиться в том, что вас никто не обгоняет в этот момент. Если едущий сзади пошел на обгон (не обязательно это будет машина, там может быть быстро едущий мотоциклист) – дайте ему завершить маневр, пусть сначала обгонит, а затем поворачивайте.

В общем, внимательность, и еще раз, внимательность! В следующей статье по теме левых поворотов и разворотов, рассмотрим опасные ситуации, возникающие во время выполнения данных маневров вне перекрестка.

Навигация по серии статей<< Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 3Подъезжаем к перекрестку и поворачиваем налево >>

Самые читаемые разделы сайта

Возможно, здесь есть то, что вы ищете

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.