Одновременное перестроение. Теория и практика


Комментариев нет

5-я статья из 10 в серии Перестроение

О том, что представляет собой перестроение как маневр, а также процесс одиночного перестроения в потоке машин, рассмотрено в одноименной статье Одиночное перестроение. Теория и практика.

В этой публикации разберем один из вариантов одновременного (обоюдного) перестроения, и кто кому из водителей, и в каких случаях должен уступать дорогу при одновременном перестроении.

Для более полного представления об этом маневре сначала есть смысл ознакомиться с материалом по одиночному перестроению.

Когда осуществляется одновременное перестроение транспортных средств, движущихся попутно, преимуществом пользуется ТС, находящееся справа (пункт 8.4 ПДД).

В этом правиле кроется один маленький нюанс, но его игнорирование или непонимание может привести к большому столкновению.

Чтобы стало понятнее, рассмотрим расположенные ниже рисунки. Схема, разумеется, условная, но смысл будет понятен.

Приоритет на обоюдном

Есть два автомобиля А и Б, и они оба движутся попутно. Предположим, водителю машины Б необходимо перестроиться влево. Кто из водителей и кому в таком случае уступает при перестроении?

Согласно первой части пункта 8.4, уступает дорогу тот автомобиль, который перестраивается: водитель Б, перестраиваясь, должен уступить дорогу водителю А (левый рисунок).

Но если окажется, что водителю А в этот момент тоже захочется сменить свою полосу (т.е. перестроиться вправо), то, согласно второй части пункта 8.4, при одновременном перестроении преимущество на стороне того автомобиля, который располагается справа.

 

Обратите внимание, что приоритет (право на первоочередный проезд) меняется местами (правый рисунок)!

Теоретически, совершая перестроение, авто Б обязан уступить автомобилю А (если А едет в пределах своей полосы, не перестраивается).

В случае одновременного перестроения (если водитель Б вдруг поймет, что А – тоже намеревается совершить перестроение), теперь уже автомобиль А уступает дорогу автомобилю Б, т.е. пропускает того вперед.

Возникает вопрос: как водители поймут, что они оба совершают одновременное перестроение? Чтобы в этом разобраться, нужно посмотреть на сложившуюся ситуацию глазами каждого водителя.

Когда приходится рассматривать статичный рисунок, на нем все выглядит понятно: теоретически приоритеты расставить несложно.

На практике, т.е. на дороге, машины движутся, причем, они едут неравномерно, вокруг едут другие машины, и теория предстает перед глазами совершенно под другим «углом».

Каким образом можно понять намерения другого водителя? Это возможно только в том случае, если его автомобиль виден на дороге (впереди по движению, в зеркалах заднего вида или сбоку).

Причем, тот автомобиль не просто должен быть заметен, а его хорошо должно быть видно целиком.

Но есть нюанс: в случае, когда ваш оппонент находится сбоку, его намерения не всегда могут быть понятны или могут быть совсем непонятны.

Т.е. тот автомобиль движется вперед, находясь сбоку от вас, вы видите его присутствие, но его указатели поворотов часто бывают не видны.

Допустим, водителю Б нужно перестроиться левее. Как он должен действовать?

План его действий будет зависеть от наличия свободного пространства на дороге, расположения машин на проезжей части и его скорости движения.

Транспортные средства чаще всего движутся в ломаном шахматном порядке, который постоянно «перетусовывается».

Если автомобиль А находится слева-сбоку, то первая часть пункта 8.4 обязывает сначала пропустить вперед автомобиль А, и затем перестроиться левее, вслед за ним.

Расположение сбоку

В свою очередь, если водитель машины А также захочет перестроиться правее, то он увидит справа от себя автомобиль Б, и согласно первой части того же пункта 8.4 будет обязан пропустить Б вперед, и после, перестроиться уже ЗА ним (сзади автомобиля Б).

Предположим, что намерения обоих водителей совпали – они движутся рядом, параллельно друг другу, и обоим необходимо перестроиться: одному направо, другому налево.

Оба включают «поворотники» и, с этого момента можно смело предположить, что вот так сразу ни тот ни другой не поймут намерения друг друга, поскольку машины движутся.

Водителям нужно смотреть вперед на дорогу, и еще нужно успеть увидеть включенный «поворотник» у «соседа» сбоку, что не всегда реально.

 

Кто-то может возразить, ведь, у машин есть боковые повторители сигналов поворота, но все ли водители обращают на них внимание? Как целесообразно поступить в таком случае?

Самый рациональный вариант, это расположить свой автомобиль на дороге так, чтобы оппонент, который едет сбоку, оказался либо впереди (следует чуть сбавить скорость), либо сзади (следует чуть увеличить скорость).

Нужно сместиться примерно на такое расстояние, чтобы появилась возможность увидеть световые сигналы друг друга (один из них увидит задний бампер своего оппонента, второй – передний бампер «соседа», в зеркалах).

Разумеется, смысл ускориться есть только тогда, когда общая дорожная обстановка к этому располагает, т.е. ничто не препятствует ускорению.

Расположение впереди и сзади

Далее, весь процесс одновременного перестроения сводится к одиночному перестроению, рассмотренного в статье Одиночное перестроение. Теория и практика.

Каждый перестраивается в соответствии с первой частью пункта 8.4, независимо друг от друга и, не мешая друг другу.

Перестроение как одиночное

Процесс перестроения в другую сторону выполняется также, только в зеркальном порядке описанному выше.

Нужно понять следующее. Теоретически, одновременным перестроением можно считать любой маневр смены полосы, который происходит одновременно с маневром другого автомобиля.

Сюда относится и обоюдное перекрестное перестроение (рассмотрено выше), и обоюдное параллельное перестроение (два авто одновременно перестраиваются из одного ряда в соседний ряд).

Такой вариант рассмотрен в статье Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы.

А еще бывает одновременное перестроение в одну полосу. См статью Взаимное перестроение в одну полосу и Взаимное перестроение в одну полосу — 2.

 

Вопросы по преимуществу проезда во время перестроения возникают у водителей только тогда, когда пути машин пересекаются. Но водители не всегда могут понять, что процесс перестроения протекает обоюдно.

Это становится ясно тогда, когда машины начали сближаться или, что хуже, уже столкнулись. Тогда виновного определяют по второй части пункта 8.4: если был справа, значит, имел право!

Но на практике этим правом чаще всего удается воспользоваться только после того, как ДТП уже произошло. Тогда какой смысл в этом праве, если все равно автомобиль придется ремонтировать?

Поэтому, любое возможное одновременное перестроение целесообразно «конвертировать» в одиночное перестроение, как только что было рассмотрено выше, и в статье Одиночное перестроение. Теория и практика.

Есть смысл постоянно обращать внимание на движение «соседей» по дороге, их траектории, на их световые сигналы и на то, как в общих чертах изменяется дорожная ситуация.

Ну и последнее. Процесс перестроения считается завершенным, когда автомобиль сменил полосу движения, занял место на проезжей части и продолжает движение в пределах другой полосы.

Соответственно, если полосы движения условные (без разметки, определяются «на глазок» с учетом ширины ТС (пункт 9.1 ПДД)), то и завершение перестроения будет условным, по выключению сигнала поворота, как требует пункт 8.2 ПДД.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «одновременное перестроение», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Одновременное перестроение на многополосной дороге;
Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы;
Перестроение на дороге. Безопасность маневра;
Перестроение (смена полосы) на перекрестке;
ДТП при перестроении для объезда;
Его подрезали, а он не справился.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Одновременное перестроение (выезд) из одной полосыПоворотник, перестроение и обгон >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.