Одновременное перестроение. Теория и практика

, Комментариев нет

5-я статья из 7 в серии Перестроение

О том, что представляет собой перестроение как маневр, а также процесс одиночного перестроения в потоке машин, было рассмотрено в одноименной статье Одиночное перестроение. Теория и практика.

В этой публикации разберем вариант одновременного (обоюдного) перестроения, и кто кому из водителей, и в каких случаях должен уступать дорогу при перестроении. Но для более полного представления об этом маневре сначала рекомендую ознакомиться с материалом по одиночному перестроению.

 

Когда осуществляется одновременное перестроение транспортных средств, движущихся попутно, преимуществом пользуется ТС, находящееся справа (пункт 8.4 ПДД). В этом правиле кроется один маленький нюанс, но его игнорирование или непонимание может привести к большому столкновению. Чтобы стало понятнее, рассмотрим расположенные ниже рисунки. Схема, разумеется, условная, но смысл будет понятен.

Приоритет на обоюдном

Есть два автомобиля А и Б, и они оба движутся попутно. Предположим, водителю машины Б необходимо перестроиться влево. Кто из водителей и кому в таком случае уступает при перестроении?

Согласно первой части пункта 8.4, уступает дорогу тот автомобиль, который перестраивается: водитель Б, перестраиваясь, должен уступить дорогу водителю А (левый рисунок). Но если окажется, что водителю А в этот момент тоже захочется сменить свою полосу (т.е. перестроиться вправо), то, согласно второй части пункта 8.4, при одновременном перестроении преимущество на стороне того автомобиля, который располагается справа. Т.е., обратите внимание, приоритет (право на первоочередный проезд) меняется местами (правый рисунок)!

Теоретически, совершая перестроение, авто Б обязан уступить автомобилю А (если А едет в пределах своей полосы, не перестраивается). В случае одновременного перестроения (если водитель Б вдруг поймет, что А – тоже намеревается совершить перестроение), теперь уже автомобиль А уступает дорогу автомобилю Б, т.е. пропускает того вперед.

Возникает вопрос: как водители поймут, что они оба совершают одновременное перестроение? Чтобы в этом разобраться, нужно посмотреть на сложившуюся ситуацию глазами каждого водителя.

Когда приходится рассматривать статичный рисунок, на нем все выглядит понятно: теоретически приоритеты расставить несложно. На практике, т.е. на дороге, машины движутся, причем неравномерно, вокруг едут другие машины, и теория предстает перед глазами совершенно под другим «углом».

Как можно понять намерения другого водителя? Это возможно только в том случае, если его автомобиль виден на дороге (впереди по движению, в зеркалах заднего вида или сбоку). Причем не просто автомобиль заметен, а нормально виден всеми своими габаритами. Разве что, в случае, когда оппонент находится сбоку, его намерения не всегда понятны (или совсем непонятны – он просто едет вперед, находясь сбоку, и его указатели поворотов часто бывают не видны).

Допустим, водителю Б нужно перестроиться левее. Как он должен действовать? План его действий будет зависеть от наличия свободного пространства на дороге, расположения машин на проезжей части и скорости его движения. Машины, чаще всего движутся в ломаном шахматном порядке, который постоянно «перетусовывается».

Если автомобиль А находится слева-сбоку, то первая часть пункта 8.4 обязывает сначала пропустить вперед автомобиль А, и затем перестроиться левее, вслед за ним.

Расположение сбоку

В свою очередь, если водитель машины А также захочет перестроиться правее, то он увидит справа от себя автомобиль Б, и согласно первой части того же пункта 8.4 будет обязан пропустить Б вперед, и после, перестроиться уже ЗА ним (сзади автомобиля Б).

Предположим, что намерения обоих водителей совпали – они движутся рядом, параллельно друг другу, и обоим необходимо перестроиться: одному направо, другому налево. Оба включают «поворотники» и, с этого момента можно смело предположить, что вот так сразу ни тот ни другой не поймут намерения друг друга, поскольку машины движутся, нужно смотреть вперед на дорогу, и еще успеть увидеть включенный «поворотник» у «соседа» сбоку, что не всегда реально.

Кто-то может возразить, ведь, у машин есть боковые повторители сигналов поворота, но все ли водители обращают на них внимание? Как целесообразно поступить в таком случае?

Самый рациональный вариант, это расположить свой автомобиль на дороге так, чтобы оппонент, который едет сбоку, оказался либо впереди (следует чуть сбавить скорость), либо сзади (следует чуть увеличить скорость). Нужно сместиться примерно на такое расстояние, чтобы появилась возможность увидеть световые сигналы друг друга (один из них увидит задний бампер своего оппонента, второй – передний бампер «соседа», в зеркалах). Разумеется, смысл ускориться есть только, когда общая дорожная обстановка к этому располагает, т.е. ничто не препятствует.

Расположение впереди и сзади

Далее, весь процесс одновременного перестроения сводится к одиночному перестроению, рассмотренного в статье Одиночное перестроение. Теория и практика. Каждый перестраивается в соответствии с первой частью пункта 8.4, независимо друг от друга и, не мешая друг другу.

Перестроение как одиночное

Процесс перестроения в другую сторону выполняется также, только в зеркальном порядке описанному выше.

Нужно понять следующее. Теоретически, одновременным перестроением можно считать любой маневр смены полосы, который происходит одновременно с маневром другого автомобиля.

Сюда относится и обоюдное перекрестное перестроение (рассмотрено выше), и обоюдное параллельное перестроение (два авто одновременно перестраиваются из одного ряда в соседний ряд). Такой вариант был рассмотрен ранее в статье Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы.

Вопросы преимущества проезда во время перестроения возникают только тогда, когда пути машин пересекаются. Но водители не всегда могут понять, что процесс перестроения протекает обоюдно. Это становится ясно, когда машины начали сближаться или, что хуже, уже столкнулись. Тогда виновного определяют по второй части пункта 8.4: если был справа, значит, имел право!

Но на практике этим правом чаще всего удается воспользоваться только после того, как ДТП уже произошло. Тогда какой смысл в этом праве, если все равно автомобиль придется ремонтировать?

Поэтому, любое возможное одновременное перестроение целесообразно «конвертировать» в одиночное перестроение, как было рассмотрено только что выше, и в статье Одиночное перестроение. Теория и практика. Следует постоянно обращать внимание на движение «соседей» по дороге, их траектории, на их световые сигналы и на то, как в общих чертах изменяется дорожная ситуация.

Ну и последнее. Процесс перестроения считается завершенным, когда автомобиль сменил полосу движения, занял место на проезжей части и продолжает движение в пределах другой полосы. Соответственно, если полосы движения условные (без разметки, определяются «на глазок» с учетом ширины ТС (пункт 9.1)), то и завершение перестроения будет условным, по выключению сигнала поворота, как требует пункт 8.2.

Будьте внимательны.

Навигация по серии статей<< Одновременное перестроение (выезд) из одной полосыПоворотник, перестроение и обгон >>

Самые читаемые разделы сайта

Вас заинтересует

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.