Одновременное перестроение на многополосной дороге


Комментариев нет

7-я статья из 10 в серии Перестроение

О том, что представляет собой перестроение, описано в статьях Одиночное перестроение. Теория и практика, Одновременное перестроение. Теория и практика, и в других статьях из серии «Перестроение».

В этот раз остановимся на сложных ситуациях, возникающих в результате одновременного перестроения транспортных средств на многополосных дорогах.

Тем не менее, вся эта «разность» исходит из типичных вариантов расположения транспортных средств на проезжей части любой дороги. Разница лишь в том, что на многополосных дорогах помещается больше транспортных средств, и больше пространства для маневров.

Далее, в статье:

Перестроение как маневр
Кто должен уступить при одновременном перестроении
Перекрестное перестроение из смежных полос
Одновременное перестроение в одну полосу

Перестроение как маневр

Процесс перестроения как маневр (см. Что такое маневр в ПДД), в идеальных условиях (свободная дорога, неограниченная видимость, хорошее сцепление колес автомобиля с дорогой), опасности никакой не представляет.

Этот процесс выглядит как «переезд» из одной полосы в другую, или по-простому, это смещение транспортного средства в сторону, на расстояние ширины полосы (или ряда) на проезжей части, а иногда и более.

При этом первоначальное направление движения транспортного средства не изменяется.

Более подробно с тем, что представляет собой перестроение на проезжей части, а также с примерным алгоритмом перестроения на соседнюю полосу, можно ознакомиться в статье Перестроение в потоке.

Но реальность далека от идеала, идеальные условия сопутствуют не всегда или далеко не всегда.

По дороге движутся другие участники, они также совершают какие-то действия (разгоняются, тормозят, маневрируют), в результате чего, траектории движения транспортных средств неизбежно пересекаются.

Именно в таких случаях (когда их пути пересекаются) и возникают вопросы по приоритету, т.е. кто должен уступить дорогу.

Если в моменте перестраиваются два или более транспортных средства, то обстановка усложняется, и встает другой вопрос: кто должен уступить при одновременном перестроении.

Кто должен уступить при одновременном перестроении

В соответствии с пунктом 8.4 ПДД дорогу должен уступить тот, кто перестраивается, а в случае одновременного перестроения, преимущество на стороне того участника движения, который располагается справа.

Это правило перестроения, и для того, чтобы перестроиться безопасно, участники движения, совершающие данный маневр, должны видеть друг друга.

Транспортные средства почти всегда движутся в ломанном шахматном порядке, и этот «порядок» постоянно изменяется.

Чем больше попутных полос в одном направлении, тем, соответственно, распределение машин по рядам становится более рассеянным, хаотичным.

И тем самым, возникает больше вариантов взаимных пересечений их траекторий во время перестроения, поскольку одним нужно «переехать» левее, другим — правее.

На многополосной дороге (три ряда и более в одном направлении) одновременное перестроение может варьироваться разными комбинациями.

Нас интересуют только те, при которых пути участников будут взаимно пересекаться, иначе теряется смысл в вопросах приоритета и безопасности:

  • Варианты одновременного (перекрестного) перестроения из двух смежных полос;
  • Варианты одновременного перестроения через «соседнюю», чаще всего, среднюю полосу.

Перекрестное перестроение из смежных полос

Опасность перекрестного перестроения из двух смежных полос заключается в том, что часто водителям бывает трудно определить, что они приступили к перестроению одновременно или почти одновременно.

Одновременность маневра нередко распознается поздно, когда боковое сближение становится уже критическим.

В случае ДТП при одновременном перестроении, виновным будет признан водитель, чей автомобиль находится слева (преимущество у того, кто справа (пункт 8.4 ПДД)).

Перекрестное перестроение

Как при этом не столкнуться, и выполнить маневр безопасно, рассмотрено в статье Одновременное перестроение. Теория и практика.

Если коротко, то вероятность бокового сближения исключается либо ускорением, либо отставанием от соседа сбоку еще на стадии начала маневра. И тогда процесс смены полосы проходит под собственным контролем и намного безопаснее.

Одновременное перестроение в одну полосу

Теперь, рассмотрим вариант одновременного перестроения в одну полосу через «соседний» ряд, чаще всего, это средний ряд.

В каком случае пути перестроения двух участников могут сойтись на средней полосе? – когда они оба почти одновременно перестраиваются на одну и ту же полосу (левый рисунок ниже).

Нередко эти маневры выглядят как одновременное перестроение двух участников с опережением одного и того же попутчика (попутчиков), но только движутся эти двое по разным (боковым) полосам по отношению к опережаемым ТС (правый рисунок ниже).

Въезд из боковых полос

Другие варианты одновременного перестроения в одну полосу рассмотрены в статьях Взаимное перестроение в одну полосу и Взаимное перестроение в одну полосу — 2.

Столкновение происходит тогда, когда ни один, ни другой водители не предполагают подобного исхода.

Т.е., на дороге (в полосе) имеется свободное место, в которое, предположим, первый участник (А) намеревается встроиться, но он не предполагает, что с другой стороны в это же самое место «метит» другой участник (Б).

Когда им не удается понять намерения друг друга, то между ними происходит столкновение.

Если произойдет ДТП, как и в «верхнем» случае при одновременном перестроении, виновным будет признан водитель, чей автомобиль подъехал к месту столкновения слева.

 

Чтобы не столкнуться в таких ситуациях, есть смысл наблюдать обстановку не только на соседней полосе, но и дальше, через полосу, насколько это возможно.

Для этого потребуется быстро повернуть голову в ту сторону, куда выполняется перестроение, и убедиться в том, что путь для перестроения свободен.

Если обзор дороги по каким-то причинам скрыт от взгляда (например, опережаемый автомобиль крупногабаритный), или не удается рассмотреть и спрогнозировать ситуацию, то спешить не нужно.

В таких ситуациях стратегически более выгодное положение у водителя, который находится справа (автомобиль Б), т.к. он перестраивается в левую сторону, и с водительского места ему хорошо видна обстановка слева-впереди и слева-сбоку автомобиля.

Ну а второму водителю, который маневрирует слева (автомобиль А), нужно быть предельно внимательным.

В противном случае, после столкновения, юридическим виновником ДТП будет считаться именно он, потому что подъехал слева (пункт 8.4).

Ну а степень вины второго участника ДТП уже будет рассматриваться по обстановке.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «кто должен уступить при одновременном перестроении», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы;
Перестроение на дороге. Безопасность маневра;
Взаимное перестроение в одну полосу;
Взаимное перестроение в одну полосу — 2;
Причины возникновения ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Поворотник, перестроение и обгонВзаимное перестроение в одну полосу >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.