Что такое «маневр» в ПДД


Комментариев нет

На страницах сайта avtonauka.ru нередко встречаются такие фразы как «перед началом маневра», «приступить к маневру», «после окончания или завершения маневра» и другие похожие сочетания со словом маневр.

В пункте 1.2 ПДД, в котором даны определения понятиям и терминам, применяемым в Правилах, термин или понятие «маневр» не значится, но в тексте ПДД присутствует.

Возникают вопросы: Что такое «маневр» в Правилах дорожного движения, какие бывают маневры, что означает приступить к маневру (начало маневра по ПДД) и что такое завершение маневра.

Далее, в статье:

Что такое маневр в ПДД
Что такое начало маневра и завершение маневра

Маневр: что это такое в ПДД

Официального определения термину «маневр» в ПДД не дано. Слово «маневр» пришло из военной науки, и постепенно укоренилось на флоте и в транспорте. В общих чертах это слово означает изменение направления движения.

Применительно к наземным нерельсовым транспортным средствам маневром можно считать любое изменение направления движения ТС от прямолинейного, относительно дороги, по которой это транспортное средство движется.

Маневрированию транспортных средств посвящен раздел 8 ПДД «Начало движения, маневрирование», и этот раздел, собственно, перечисляет, какие бывают маневры.

Пункт 8.1 ПДД обязывает перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой подавать сигналы поворотов соответствующего направления.

Приведенные в пункте 8.1 ПДД перемещения транспортного средства (начало движения, перестроение, поворот, разворот и остановка) есть, по сути, изменение положения ТС на проезжей части, которое сопровождается изменением направления его движения.

Другими словами, перечисленные перемещения ТС являются самостоятельными маневрами или частью сложных маневров.

 

Таким образом, к маневрам можно отнести:

  • начало движения от края проезжей части (от тротуара) или с обочины;
  • подъезд к тротуару или съезд на обочину перед остановкой;
  • повороты (направо или налево) и разворот;
  • перестроение;
  • объезд и обгон (как сложные маневры, связанные с перестроением);
  • движение задним ходом (сложный маневр, чаще всего выполняется с поворотом).

Любой из перечисленных маневров может сопровождаться изменением скорости (разгоном или торможением) транспортного средства. Величина скорости ТС влияет на скорость (быстроту) выполнения маневра, а также на его безопасность.

Не относится к маневру движение по естественному изгибу дороги, когда на местности дорога поворачивает и этот поворот является единственным направлением движения.

В процессе движения по такому участку (по изгибу) не требуется включать указатели поворота ровно до начала одного из перечисленных выше действий.

Движение по изгибу

Что такое начало маневра и завершение маневра?

Когда автомобиль движется по прямой дороге либо по изгибу дороги в пределах занимаемой полосы (или занимаемого ряда), то принято считать, что он не маневрирует, а движется по ровной траектории вдоль дороги.

Начало маневра — это начало изменения траектории движения транспортного средства. Например, вы едете в левой полосе и вам нужно остановиться у края проезжей части.

Вы заблаговременно включаете указатель правого поворота (пункт 8.1 ПДД), по правилам перестроения (пункт 8.4 ПДД) перестраиваетесь на правую полосу (с этого момента начинается маневр — перестроение), затем, снижаете скорость, «прижимаетесь» к правому краю проезжей части (к бордюру), т.е. перестраиваетесь еще правее и останавливаетесь. Выключаете «поворотник».

См. статью Одиночное перестроение. Теория и практика.

В момент остановки у края проезжей части маневр считается завершенным, поскольку автомобиль дальше не движется. Цель (остановка) достигнута путем осуществления сложного маневра.

 

Обратите внимание: вам требовалось остановиться (цель). Для этого вы перестроились правее, снизили скорость, и остановились у бордюра (совершили сложный маневр).

Если нужно остановить автомобиль (или любое другое ТС) не у бордюра, а на обочине (за краем проезжей части), то весь этот порядок действий повторяется.

После снижения скорости, нужно съехать с проезжей части вправо (перестроиться) на обочину, и остановиться. Все, маневр завершен.

Через некоторое время, предположим, вы решаете ехать дальше, и для этого вам нужно начать движение (тронуться с места), и поехать вперед.

Располагаясь на обочине, вы сначала включаете левый «поворотник», смотрите в зеркала заднего вида и пропускаете вперед попутчиков, которые уже едут по проезжей части (уступаете им дорогу).

Затем, вы трогаетесь с места, и выезжаете (перестраиваетесь) левее, на проезжую часть, после чего выключаете указатель поворота.

Момент начала движения с обочины с перестроением влево — это начало маневра. Выравнивание автомобиля в полосе — это момент окончания маневра и время выключить указатель левого поворота.

Маневр завершен и автомобиль продолжает двигаться «прямо» до следующего необходимого маневра.

Таким образом, окончание (или завершение) маневра — это возврат транспортного средства после совершения маневра к прямолинейному движению в пределах своей полосы или занимаемого ряда.

Если же целью маневра является остановка ТС, то его завершением будет прекращение движения в месте остановки. После завершения маневра пункт 8.2 ПДД требует немедленно выключить указатель поворота.

Знать, что такое начало и завершение маневра, в первую очередь необходимо для того, чтобы своевременно включить указатель поворота и предупредить других участников о своих намерениях.

Указатель поворота необходимо включать заблаговременно до начала маневра и выключать сразу после его завершения.

 

Еще нужно помнить, что подача сигнала указателями поворота или рукой не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности (пункт 8.2 ПДД). См. статью Подача сигнала поворота.

Несколько технических моментов выполнения маневров рассмотрено в статье Маневрирование в дорожном потоке.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

В продолжение темы «что такое маневр в ПДД», а также по осуществлению маневров в разных дорожных условиях предлагаю ознакомиться с материалом следующих публикаций:

Нужно повернуть налево, а сзади поджимают;
Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют;
Выезд с парковки задним ходом;
Серия статей Перестроение;
Серия статей Разворот;
Серия статей Обгон.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.