1. Общие положения

ПДД c комментариями (пояснениями)

Термины ПДД

1.1. Настоящие Правила дорожного движения (в дальнейшем — Правила) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им».

Пояснение:

ПДД устанавливают порядок действий всех участников дорожного движения, к которым, кроме водителей относятся еще пешеходы и пассажиры.

Порядок дорожного движения единый, независимо от региона РФ. Это означает, что в любом населенном пункте Российской Федерации правила дорожного движения едины.

Другие нормативные акты – это, например, правила перевозки крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, правила по эксплуатации каких-либо транспортных средств и др.

Все нормативные акты в части, касающейся дорожного движения, должны основываться на требованиях ПДД, и не должны им противоречить.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками».

Пояснение:

На автомагистралях действуют требования раздела 16 ПДД. Знак 5.1 «Автомагистраль» устанавливается перед въездом на такие дороги. См. статью Знаки особых предписаний 5.1 — 5.4.

На автомагистралях вы не встретите ни одного перекрестка, и не увидите ни одного светофора. «Переезд» на другие дороги обеспечивается дорожными развязками.

Развязки

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами)».

Пояснение:

Автопоездами называют автомобили и другие механические транспортные средства (тягачи) с полуприцепом, либо одним или несколькими прицепами.

К автопоездам относятся грузовики, колесные тракторы, движущиеся с прицепом (прицепами), а так же сочлененные автобусы и троллейбусы.

Ранее на автопоезда устанавливали опознавательный знак в виде трех фонарей оранжевого цвета. В настоящее время этот опознавательный знак упразднен, и не применяется.

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч».

Пояснение:

Обязательный признак велосипеда: не меньше двух колес (два, три и четыре колеса); велосипед приводится в движение мускульной энергией через педали (обычный велосипед) или рукоятки (велосипед с ручным приводом).

Все пункты ПДД, относящиеся к транспортным средствам, относятся в том числе и к велосипедам.

«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом».

Пояснение:

Поскольку велосипед является транспортным средством, то лицо, управляющее велосипедом, считается водителем. Но это не совсем так.

Если вы передвигаетесь на велосипеде (управляете велосипедом), то официально вы называетесь велосипедист, а не водитель велосипеда.

До тех пор, пока вы едете на велосипеде (управляете им), вы — велосипедист. Как только вы спешились, и повели велосипед пешком, вы — пешеход.

Велосипедисты наделены целым рядом прав и обязанностей на дороге.

Для велосипедистов предусмотрено несколько дорожных знаков и светофоров, а особые требования к их движению приведены в пункте 24 ПДД.

«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаком 4.4.1».

Велодорожка

«Велосипедная зона» — территория, предназначенная для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1».

Пояснение:

Термин «велосипедная зона» введен с 14 декабря 2018 года. Вид знаков 5.33.1, 5.34.1 — в статье Знаки Пешеходная зона и Велосипедная зона.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению».

Пояснение:

Водителем считается человек, непосредственно управляющий транспортным средством: водитель автомобиля — за рулем автомобиля, велосипедист — «верхом» на велосипеде, мотоциклист — сидя за рулем мотоцикла и т.д.

Любой водитель, вышедший (сошедший) из своего транспортного средства, становится пешеходом (см. термин «пешеход»).

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге».

Пояснение:

В ситуации вынужденной остановки прекращение движения не планировалось, но обстоятельства, указанные в определении, вынудили водителя остановить транспортное средство.

Следовательно, здесь речь идет о непреднамеренном прекращении движения.

Прекращение движения транспортного средства по требованию регулировщика, из-за запрещающего сигнала светофора или для того, чтобы уступить дорогу участникам движения, имеющим по отношению к вам преимущество, не считается вынужденной остановкой.

Такое прекращение движения можно квалифицировать как служебное или технологическое, но не вынужденное.

«Гибридный автомобиль» — транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства».

Пояснение:

У гибридного автомобиля два двигателя: двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель.

Двигатель внутреннего сгорания работает на жидком топливе, которое поступает в камеру сгорания по топливной системе.

Электродвигатель берет питание (электроэнергию) от специальных аккумуляторных батарей.

В зависимости от конструкции гибридного автомобиля, применяются разные схемы взаимодействия двух двигателей в одном автомобиле.

Термин «Гибридный автомобиль» введен в ПДД 25 июля 2017 года.

 

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой».

Пояснение:

Деление дорог на главные и второстепенные необходимо для организации движения через нерегулируемые перекрестки.

Транспортные средства, находящиеся на главной дороге имеют преимущество перед машинами, которые едут по второстепенной дороге.

Знаки приоритета Главной дороги

Знаки 2.3.1 «пересечение со второстепенной дорогой», 2.3.2-2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги» чаще всего устанавливаются вне населенных пунктов перед всеми перекрестками на дорогах, обозначенных знаком 2.1 «Главная дорога».

Знаки 2.3.4-2.3.7 применяют в том случае, если угол между осями главной и второстепенной дорог составляет менее 60 градусов.

Подробнее о знаках, обозначающих главную дорогу, а также о правилах их применения и установки — в статье Группа знаков «Главная дорога» 2.1-2.3.7.

Главная дорога. ПерекрестокПересечение с второстепенной дорогойПримыкание второстепенной дорогиАвтомагистраль

Правила проезда неравнозначных перекрестков по главной дороге, особенность поворота по главной дороге и съезд на второстепенную, выезд на главную дорогу и прочие тонкости движения описаны в серии статей Главная дорога.

Есть смысл обратить внимание на то, что термин «Главная дорога» используется и вне перекрестков – в местах выезда с прилегающих территорий.

Такие участки не считаются перекрестками, однако прилегающим территориям присвоен статус второстепенной дороги, а дорогам, к которым они примыкают – статус главной.

При отсутствии знаков 2.1, 2.3.1-2.3.7 или 5.1 (их изображение на картинке, выше по тексту) пересечение дорог, имеющих твердое покрытие, а также пересечение грунтовых дорог считается равнозначным.

Равнозначный перекресток. АсфальтГрунтовое пересечение

«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток».

Пояснение:

Дневные ходовые огни предназначены для использования в светлое время суток, в погодных условиях, при которых видимость достаточная.

В условиях недостаточной видимости и в темное время суток, а также в тоннелях, нужно включать ближний свет фар (вместе с фарами включаются и габаритные огни), см. раздел 19 ПДД.

Недостаточной видимостью считаются условия, в которых дорогу видно менее, чем на 300 метров (туман, дождь, снегопад и т.п., а также в сумерки).

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии».

Пояснение:

Элементы дороги. Населенный пунктЭлементы дороги

Основное назначение дороги заключается в том, чтобы обеспечить движение транспортных средств и других участников дорожного движения.

К дорогам причислены улицы, проспекты, магистрали, а также грунтовые, лесные, полевые пути и даже те, которые могут быть использованы для движения транспорта только зимой.

«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог».

Пояснение:

Под дорожным движением нужно понимать объединение многообразных связей между людьми, которые участвуют в процессе перемещения людей и грузов в пределах дорог.

Возьмем любую дорогу, и мы видим технику, перевозящую людей (пассажиров) и грузы. Видим пешеходов, людей на велосипедах, на средствах индивидуальной мобильности.

Возьмем прилегающую к дороге территорию, и видим то же самое: транспортные средства, пассажиры, пешеходы, велосипедисты, люди на самокатах и прочих средствах.

Вся эта совокупность и есть дорожное движение.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Пояснение:

Виды ДТП могут быть следующими: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, пешехода или велосипедиста, на какое либо препятствие, гужевой транспорт или животных и др.

Действия водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию (ДТП), приведены в пункте 2.5 ПДД.

О видах ДТП, а также как не попасть в происшествие — в статье Что такое ДТП и как его избежать.

 

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне».

Пояснение:

Железнодорожный переезд – участок дороги, предназначенный для проезда транспортных средств через рельсовое полотно железной дороги.

Ж/д переезд это одно из наиболее опасных мест, так как тормозной путь ж/д состава очень длинный. Правила движения через ж/д переезды сформулированы в разделе 15 ПДД.

О том, как проехать железнодорожный переезд с разной организацией движения через ж/д пути, см. статью Как проехать жд переезд.

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок».

Пояснение:

 Общественный транспорт

К маршрутным транспортным средствам могут быть причислены автобусы, троллейбусы и трамваи в том случае, если они в настоящий момент перевозят пассажиров по установленному маршруту, и двигаются от одного обозначенного места остановки к другому.

В других случаях, например, когда маршрутное ТС отклоняется от своего маршрута с целью сократить путь (пример не относится к троллейбусам и трамваям), перечисленный транспорт не имеет статус маршрутного.

Более подробно о том, что такое маршрутное транспортное средство, каким преимуществом обладают МТС перед другими участниками движения, см. статью Приоритет транспорта общего пользования.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды».

Пояснение:

Механические транспортные средства входят в состав общей группы всех транспортных средств. Главный признак механических ТС – наличие двигателя.

Немеханическими ТС считаются любые ТС, не имеющие собственной моторной установки, приводящей их в движение.

Это всевозможные прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. Они эксплуатируются совместно с механическим ТС в составе автопоездов.

Правила причислили к механическим ТС автобусы, троллейбусы, трамваи, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, тракторы, самоходные машины.

Самоходные машины – это ТС, предназначенные для выполнения разнообразных работ(снегоуборочные, сельхозмашины, катки, погрузчики, асфальтоукладчики и т.п.).

С 5 ноября 2014 года к механическим ТС относятся и мопеды.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики».

Пояснение:

Мопед — это механическое транспортное средство, имеющее два или три колеса, и двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом до 50 куб.см (либо эл.двигатель до 4 кВт).

Максимальная конструктивная скорость мопеда не должна превышать 50 км/ч.

Человек, управляющий мопедом — водитель. Для управления мопедом необходимо иметь водительское удостоверение категории М или выше. Требования к движению мопедов прописаны в разделе 24 ПДД.

Скутер (как средство перемещения по земле) — это употребительное наименование двух или трехколесных транспортных средств, оборудованных двигателем внутреннего сгорания.

Юридически скутер относится к мопедам, если его характеристики не превышают указанные для мопеда.

Если у вашего скутера рабочий объем двигателя больше 50 куб. см, и он развивает скорость более 50 км/ч, то он уже относится не к мопедам, а к мотоциклам.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт».

Пояснение:

Для управления мотоциклом требуется водительское удостоверение категории А.

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26».

Пояснение:

Знаки населенный пунктПроезд населенного пункта

Знаки 5.23.1 и 5.24.1 выполнены в виде табличек с белым фоном, на которых написаны названия населенных пунктов.

Знаки 5.23.2 и 5.24.2 представляют собой символьное изображение населенного пункта, выполненное на белом фоне.

Если вы проехали знаки 5.23.1 или 5.23.2 (с белым фоном), то следует соблюдать все требования ПДД, касающиеся порядка движения в населенных пунктах.

Подробнее — в статье Знаки Начало и Конец населенного пункта.

Знаки 5.25 и 5.26 выполнены в виде табличек с синим фоном, на которые нанесены надписи с названием населенного пункта.

Знаки с синим фоном применяют для информирования о том, что в указанном населенном пункте на этой дороге (или на ее участке) требования ПДД для населенных пунктов НЕ действуют.

На участке дороги, обозначенном знаками 5.25 или 5.26 необходимо соблюдать требования ПДД, которые действуют вне населенных пунктов.

Подробнее — в статье Знаки Начало и Конец населенного пункта.

Если вы свернули с участка дороги, на котором был установлен знак 5.25 (с синим фоном), но не выехали из населенного пункта, то целесообразно выполнять требования ПДД для населенных пунктов.

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки».

Пояснение:

Под недостаточной видимостью подразумевается ухудшение видимости дороги по естественным природным причинам.

Например, ясный солнечный день — видимость дороги хорошая; принесло тучи и пошел дождь, или в сумерках опустился туман — видимость ухудшилась, и стала недостаточной для своевременного обнаружения опасности.

В условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги вместо ходовых огней ПДД обязывают включать ближний свет фар (пункт 19.1 ПДД).

Подробнее о движении в условиях недостаточной видимости — в статье Когда видимости на дороге почти нет.

«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)».

Пояснение:

ОбгонОпережение

Основной признак обгона как опережения движущегося ТС (одного или нескольких) – выезд из полосы, по которой вы двигались ранее, на полосу (сторону дороги) встречного направления.

Следовательно, перестроение – обязательная составляющая обгона. См. статью Правила обгона и ошибки при его выполнении.

Однако, перестраиваться можно не выезжая на встречную полосу. Опережение (значение этого термина — ниже по тексту) в пределах проезжей части попутного направления обгоном не считается.

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами».

Пояснение:

Обочина предназначена для движения пешеходов и остановки транспорта. В отдельных случаях по обочине разрешается движение велосипедистов, мопедов и людей, передвигающихся на СИМ (раздел 24 ПДД).

Если имеется пригодная для остановки обочина, ПДД запрещают преднамеренно прекращать движение на проезжей части дороги. Необходимо для остановки съехать на обочину.

А, вот, использование обочин для движения ТС в общем случае запрещается (пункт 9.9 ПДД). Более того, движение по обочине может быть опасным.

См. статью Движение по обочине и Съезд на обочину и проезд по обочине.

«Обучающий вождению» — педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством».

Пояснение:

Обучающий вождению — это педагогический работник, обучающий управлению транспортным средством. Если по простому, это автоиструктор (инструктор по вождению) с навыками педагога.

«Обучающийся вождению» — лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил».

Пояснение:

К обучению вождению допускается курсант автошколы, который знает ПДД, понимает их применение на практике, и который освоил первоначальные навыки управления транспортным средством.

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами».

Пояснение:

В отличие от недостаточной видимости, которая образуется по естественным природным причинам, ограниченная видимость вызвана физическим фактором.

Что-то физически ограничивает (заслоняет) видимость дороги. Этим «что-то» может быть растительность, изгиб дороги, строение (корпус здания) и даже другое транспортное средство.

«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия».

Пояснение:

Важно уметь прогнозировать развитие дорожно-транспортных ситуаций, и не допускать их перерастания в ДТП. См. статью Прогнозирование дорожных ситуаций.

При возникновении опасности для движения, которую вы в состоянии обнаружить, необходимо принять возможные меры к снижению скорости, вплоть до остановки ТС (пункт 10.1 ПДД).

«Опасный груз» – вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности».

Пояснение:

К транспортным средствам, перевозящие опасные грузы, предъявляется целый ряд специальных конструктивных требований.

На таких ТС устанавливают проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета, а спереди и сзади наносят (устанавливают) опознавательные знаки «Опасный груз».

«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства».

Пояснение:

Опережение не подразумевает обязательный «переезд» на смежную полосу (перестроение), но может происходить в том числе одновременно с перестроением.

Основное отличие опережения от обгона в том, что опережение происходит только в границах попутного направления.

На многополосных дорогах опережение можно осуществить как слева, так и справа.

«Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей».

Пояснение:

Под организованной перевозкой группы детей подразумевается специальная перевозка. Перевозка группы детей осуществляется только на автобусах.

Спереди и сзади на автобус устанавливают опознавательные знаки «Перевозка детей». Автобус должен иметь маячок желтого или оранжевого цвета, и оборудован ремнями безопасности.

«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов».

Пояснение:

ПДД запрещают пересекать организованные колонны и занимать место в них (пункт 2.7).

Организованной транспортной колонной может считаться группа механических ТС, состоящая не менее, чем из трех единиц указанной техники, движущаяся со специальным сопровождением, находящимся во главе колонны.

«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении».

Пояснение:

У организованной пешеходной колонны обязательно есть сопровождающие.

Днем у сопровождающих лиц красные флажки, а в условиях недостаточной видимости или в темное время суток у них фонари: впереди колонны — белый, сзади колонны — красный.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства».

Пояснение:

ПДД определяют остановку ТС как преднамеренное прекращение его движения.

Подразумевается, что остановка производится водителем по его желанию.

Остановка для выполнения требований регулировщика, на запрещающий сигнал светофора, для предоставления преимущества другим участникам движения, из-за затора НЕ является остановкой по определению.

Остановка по причинам, указанным в определении «Вынужденная остановка», также НЕ является остановкой по определению.

Подробно об остановке ТС — в статье Термины «Остановка» и «Стоянка» в ПДД.

Знак 3.27 «Остановка запрещена» и (или) горизонтальная разметка 1.4 (желтого цвета), нанесенная у края проезжей части или по верху бордюрного камня, не допускают преднамеренного прекращения движения.

В местах, где запрещена стоянка, остановка разрешена (т.е. разрешается преднамеренное прекращение движения на время до 5 минут).

Там же можно находиться и большее время, если это необходимо для посадки и высадки пассажиров, либо загрузки ТС.

См. серию статей Остановка и стоянка.

«Островок безопасности» — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход».

Пояснение:

С разметкойСтоит на разметке

«Островок направляющий» — элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков».

Пояснение:

Направляющие островки обозначаются дорожной разметкой 1.16.1-1.16.3. С 1 марта 2023 года на направляющих островках и островках безопасности запрещается остановка и стоянка транспортных средств.

пустойАвто на разметке

«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения».

Пояснение:

Термин «Парковка (парковочное место)» введен с 6 августа 2013 года. Он означает организованное место для стоянки транспортных средств на платной или бесплатной основе.

Такое место обозначается знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)». Прежнее название знака 6.4 — «Место стоянки».

Чем парковка отличается от стоянки — см. в статье Термины «Остановка» и «Стоянка» в ПДД.

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него)».

Пояснение:

Люди, кроме водителя, находящиеся в транспортном средстве, являются пассажирами. Люди, садящиеся в транспортное средство либо выходящие из него являются пассажирами.

Люди, находящиеся рядом с транспортным средством (стоящие или идущие к ТС), являются пешеходами.

Обязанности пассажиров приведены в разделе 5 ПДД.

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий».

Пояснение:

Перекресток – место концентрации конфликтных ситуаций. Здесь траектории ТС могут пересекаться, сливаться и разветвляться.

На перекрестках также пересекаются траектории движения ТС и пешеходов.

Перекрестки могут иметь самую различную форму.  На перекрестках могут пересекаться, сливаться или разветвляться дороги, имеющие как одну, так и несколько проезжих частей.

Чтобы выполнить требования дорожных знаков и разметки вам необходимо уметь определять количество проезжих частей, образующих перекресток.

Чтобы подсчитать количество пересечений, мысленно продлите проезжие части дорог на перекресток.

Перекресток видПерекресток вид 2Перекресток вид 3Перекресток вид 4

Пересечение дорог на разных уровнях, выполненное в виде мостов, эстакад, тоннелей, а так же выезды на дорогу с прилегающих территорий, перекрестками не считаются.

Необходимо верно определять принадлежность пересечения к перекресткам: если пересечение является перекрестком, то на нем действуют требования раздела 13 ПДД.

Кроме того, некоторые дорожные знаки в определенных случаях действуют до ближайшего перекрестка.

Поэтому, в тех местах, которые перекрестками не считаются (выезды с прилегающих территорий, пересечения на разных уровнях), эти знаки своего действия не прекращают.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения».

Пояснение:

Основное требование к перестроению – безопасность маневрирования.

Вы прибегаете к перестроению, когда начинаете движение, обгоняете, объезжаете, а также занимаете на проезжей части дороги соответствующее положение перед поворотом, разворотом или остановкой.

Правила перестроения прописаны в пункте 8.4 ПДД. Общие рекомендации даны в статье «Маневрирование в дорожном потоке».

С теорией и практикой как одиночного, так и взаимного перестроения можно ознакомиться в серии статей Перестроение.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».

Пояснение:

Пешеходами могут считаться только те лица, которые принимают непосредственное участие в процессе движения.

Регулировщики, а также лица, выполняющие дорожные ремонтные работы или обслуживание дорожной инфраструктуры и т.п., не являются участниками дорожного движения.

Требования к пешеходам сформулированы в разделе 4 ПДД.

«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1».

Пояснение:

Люди

Подробно о знаке 4.5.1 — в статье Предписывающие дорожные знаки 4.4.1 — 4.5.7.

«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34».

Пояснение:

Знак сбоку

О пешеходной зоне — в статье Знаки Пешеходная зона и Велосипедная зона.

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7».

Пояснение:

В пешеходной зоне и по пешеходной дорожке в определенных случаях допускается движение велосипедистов и людей, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

Во всех случаях, когда движение велосипедистов и лиц на СИМ совмещается с движением пешеходов, пешеходы имеют преимущество в движении.

Требования Правил к движению велосипедов и СИМ определены в разделе 24 ПДД.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2».

Пояснение:

Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 – слева. На дорогах с разделительной полосой знак 5.19.2 устанавливают слева от каждой из проезжих частей на разделительной полосе.

Если разметка 1.14 на пешеходном переходе отсутствует, то нужно иметь в виду, что знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся ТС, а знак 5.19.2 — на дальней.

Знак 5.19.2 может быть размещен на оборотной стороне знака 5.19.1.

Подробнее о знаках 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» — в статье Знаки особых предписаний 5.16 — 5.22.

О правилах проезда пешеходных переходов можно прочесть в статьях Проезд пешеходных переходов на перекрестках и Пешеходные переходы вне перекрестков.

Есть смысл учитывать, что при отсутствии всех атрибутов пешеходного перехода, пешеходы имеют право пересекать проезжую часть на перекрестках по линии тротуаров или обочин (пункт 4.3 ПДД).

Об этом — в статье Переход перекрестка без пешеходного перехода.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд».

Пояснение:

Полоса движения – основной элемент проезжей части любой дороги. Ее размеры регламентированы нормативными документами.

Если разметка, показывающая габариты полосы отсутствует, или же она не видна, то вы должны считать полосой ширину проезжей части, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

О движении по полосам — в статье Перестроение в потоке.

«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения».

Пояснение:

Приоритет – понятие, напрямую связанное с термином «Уступить дорогу (не создавать помех)».

Если вы обязаны уступить дорогу транспортному средству, которое по отношению к вам имеет преимущество в движении (приоритет), то это значит, что вы не должны создавать помех его движению.

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил».

Пояснение:

Если транспортное средство повреждено или неисправно, оно должно быть обозначено аварийной сигнализацией. Только так другие водители смогут понять, что перед ними препятствие.

Кроме аварийной сигнализации еще нужно выставить знак аварийной остановки в соответствии с разделом 7 ПДД.

Более подробно о том, что является препятствием — в статье Объезд препятствия.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами».

Пояснение:

Прилегающая территория непосредственно примыкает к дороге. Выездам с прилегающих территорий присвоен статус второстепенных дорог.

Поэтому, когда вы с нее выезжаете, то нужно уступать дорогу транспортным средствам и пешеходам, находящимся на дороге, на которую вы выезжаете (пункт 8.3 ПДД).

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски».

Пояснение:

Прицеп – немеханическое транспортное средство. Он перемещается в составе автопоезда. Прицеп всеми колесами упирается на дорогу и прицепляется к тягачу с помощью дышла.

Полуприцеп опирается на колеса и на автомобиль-тягач. Если посмотреть со стороны, то полуприцеп как бы сидит верхом на буксировщике.

Прицеп-роспуск используется для перевозки грузов повышенной длины (чаще всего труб или леса).

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств».

Пояснение:

Дорога состоит из одной или нескольких проезжих частей. При наличии нескольких проезжих частей они отделяются друг от друга разделительными полосами

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств».

Пояснение:

С отбойникомС разметкой

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав».

Пояснение:

Разрешенная максимальная масса — это масса снаряженного ТС + водитель + пассажиры + масса груза до установленного заводом-изготовителем максимума.

Снаряженное механическое транспортное средство – это ТС, полностью заправленное топливом с максимальным уровнем масла и охлаждающей жидкости в агрегатах, с запасным колесом, инструментом, аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки.

Массу в снаряженном состоянии регламентирует завод-изготовитель транспортного средства.

ТС разделяются на категории в зависимости от их назначения, конструктивных особенностей и разрешенной максимальной массы.

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.

К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1442 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации»».

Пояснение:

Если движением управляет регулировщик, то все участники движения должны руководствоваться его сигналами.

Указания регулировщика считаются главнее сигналов светофора, требований дорожных знаков и дорожной разметки.

«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)».

Пояснение:

О том, что такое средство индивидуальной мобильности, см. в статье СИМ. Что это такое в ПДД.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства».

Пояснение:

Термины «Стоянка» и «Остановка» означают преднамеренное прекращение движения. Остановка отличается от стоянки временем неподвижного состояния ТС.

Преднамеренное прекращение движения на время свыше 5 минут считается остановкой, а не стоянкой, если оно связано с непрерывной посадкой или высадкой пассажиров, погрузкой или разгрузкой ТС.

Подробнее о применении понятий «Остановка» и «Стоянка» изложено в серии статей Остановка и стоянка.

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек».

Пояснение:

В указанный промежуток времени без внешних световых приборов обойтись невозможно. Этот термин оговорен в пункте2.3.1 и в разделе 19 ПДД.

Более подробно — в статье Движение в темное время суток.

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем».

Пояснение:

Транспортные средства бывают механические (приводимые в движение двигателем), и немеханические (без двигателя).

Термин «механическое транспортное средство» не распространяется на велосипеды и средства индивидуальной мобильности.

Пример. Автомобиль, мотоцикл, мопед — это механические транспортные средства. Прицеп (полуприцеп), велосипед, СИМ — немеханические ТС.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном».

Пояснение:

По определению тротуар предназначен для пешеходов.

В определенных разделом 24 ПДД случаях по тротуару допускается движение велосипедистов и СИМ.

В случаях, указанных в пунктах 9.9 и 12.2 ПДД, допускается движение, остановка и даже стоянка ТС.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».

Пояснение:

С термином «Уступить дорогу» вы сталкиваетесь, как только вы захотите начать движение от места своей стоянки.

ПДД обязывают вас перед началом движения уступить дорогу движущимся транспортным средствам и в отдельных случаях — пешеходам.

Что значит уступить дорогу? Это значит не создавать помех участнику дорожного движения, имеющему по отношению к вам преимущество.

Если вы начинаете движение от края проезжей части на многополосной дороге, то сначала убедитесь в том, что полоса, по которой вы собираетесь двигаться, свободна, и на нее не перестраиваются движущиеся ТС.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства».

Пояснение:

Признак участника дорожного движение — его непосредственное участие в процессе движения:

  • водитель едет (управляет транспортным средством);
  • пешеход идет или стоит (см. термин «Пешеход»);
  • пассажир входит в ТС/выходит из ТС либо садится на него/сходит с него, а также едет в (на) транспортном средстве.

«Школьный автобус» — специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации».

Пояснение:

Школьный автобус должен иметь табличку «Перевозка детей» и маячок желтого или оранжевого цвета. Кроме этого, его сиденья должны быть оборудованы ремнями безопасности.

«Электромобиль» — транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии».

Пояснение:

Термин ПДД «Электромобиль» внесен в Правила с 25 июля 2017 года.

К электромобилям не относятся транспортные средства, совмещающие в своей конструкции два типа силовых агрегатов (двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель).

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

1.6. «Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством».

Пояснение:

Законодательство РФ предусматривает в отношении водителей в зависимости от вида нарушения ПДД и его последствий административную, уголовную и гражданскую ответственность.

Содержание: Правила дорожного движения РФ

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.