Юридическая консультация онлайн

Памятка

Популярные статьи

Видеоуроки. ПДД и вождение

Разбор дорожных ситуаций

Это может быть интересно

Главная » Эксплуатация

Пришли холода – меняем стиль вождения

4 декабря 2013Комментариев нет
Пришли холода – меняем стиль вождения

В дополнение к статьям Осень для автомобилиста – репетиция зимы и Вождение автомобиля зимой следует обратить внимание на переходный период от осени к зиме или к наступлению холодов, и поговорить о стиле вождения, а если точнее – о манере езды в такой период.

Так уж сложилось, что условно манеру вождения принято разделять на «летнюю» и «зимнюю». Наверное, потому, что летом, или в теплое время года водить автомобиль более комфортно, чем зимой или с наступлением холодов. Летом и скорости выше, и асфальт большую часть времени сухой.

Получается так, что психологически, на летней дороге многие водители чувствуют себя более расслаблено, чем на зимней дороге. Оно и понятно – автомобиль хорошо чувствуют дорогу — где-то можно резко затормозить, где-то резко разогнаться (возможно, с пробуксовкой), а некоторые позволяют себе вращать руль одной рукой. Отсюда вырабатывается манера езды – расслабленная, вальяжная, можно сказать – неаккуратная. И длится такой период примерно полгода. Этого времени достаточно, чтобы такая расслабленная манера езды вошла в привычку.

 

С наступлением холодов дорожная картина меняется – снежная слякоть и гололед вносят свои корректировки в поведение водителей на дороге. Теперь водителям уже требуется увеличивать дистанцию, ездить более аккуратно, снижать скорость, исключить ненужные перестроения, плавно переключать передачи и еще более плавно тормозить, ведь далеко не все машины оборудованы системами ABS и ESP. Такая манера езды уже именуется «зимняя» или зимний стиль вождения.

Казалось бы, все правильно и все понятно, но беда в том, что никто точно не может сказать, когда произойдет смена погоды и когда следует переходить на «зимнюю» езду — по календарю, или, когда выпадет снег и дорогу покроет гололед? Или когда наступят заморозки, например, после дождя и на дороге станет очень скользко? А ведь на скользкой дороге можно оказаться не только зимой, но и в жаркий летний день. Как быть с манерой езды в этом случае?

Еще один немаловажный факт — для того чтобы водителю перестроиться с «летней» езды на «зимнюю», потребуется время – в среднем, недели две. И это в том случае, если автомобиль будет готов к зимней эксплуатации (хотя бы переобут в зимние шины) и поездки будут регулярными.

Другими словами, быстро перестроиться на «зимнюю» езду не получается. И, к сожалению, каждый раз, с выпадением снега или наступлением заморозков, на дорогах случается множество аварий. Не все водители оказываются готовыми к резкому наступлению холодов. Причина кроется именно в разделении манеры вождения на «летнюю» и «зимнюю» езду, а если точнее – в привычках человека.

Давайте рассмотрим почему. Когда в процессе чего-либо человек многократно повторяет какое-то действие определенным образом, то этот процесс откладывается в памяти, и через некоторое время это действие будет воспроизводиться автоматически. Человек скажет – Я так привык. И если это действие или процесс потребуется как-то изменить, то изменения произойдут не сразу. Мышечная память будет повторять весь этот процесс так, как вошло в привычку. Потребуется какое-то время, чтобы человек привык делать уже по-другому.

То же самое происходит с привычками в вождении автомобиля. Привыкнув ездить по «летнему», перестроиться на «зимний» режим получается не сразу, и многие водители начинают допускать ошибки в управлении автомобилем. Главным образом, это неправильный выбор скорости и дистанции, ошибки при вращении руля и переключении передач в движении, неправильное торможение и неверные действия в момент начала движения автомобиля. Вышеупомянутые системы безопасности автомобиля ABS и ESP могут лишь скорректировать и исправить незначительные ошибки водителя, но грубые нарушения в управлении автомобилем они исправить не смогут и автомобиль уйдет с нужной траектории.

Так стоит ли разделять манеру езды на «летнюю» и «зимнюю», если даже летом можно попасть в дорожные условия идентичные зимним (скользкая дорога, недостаточная видимость), и если при переходе с одной манеры езды на другую приходится заново привыкать? Не проще ли использовать только «зимний» стиль езды круглый год?

Разумеется, на автомобиле должны быть установлены шины по сезону: для лета — летние, для зимы — зимние, с допустимой высотой рисунка протектора. Но следует помнить, что когда температура воздуха опускается до +5 градусов, летние шины теряют свою эластичность и сцепление с дорогой ухудшается. В свою очередь, коэффициент сцепления зимних шин с холодной дорогой несколько меньше, чем летом, а это значит, что автомобиль может заскользить при гораздо меньшей скорости. К тому же, состояние дорожного покрытия в зимний период постоянно изменяется, а вместе с ним меняется сцепление колес с дорогой. Следовательно, скорость нужно выбирать такую, которая обеспечит хорошее сцепление колес автомобиля с дорожным покрытием и при которой сохранится управляемость автомобиля. Это справедливо для любого времени года.

Когда погодные условия меняются (неважно, летом или зимой), рекомендуется проделывать небольшой тест на предмет: как поведет себя автомобиль на дороге. Нужно выбрать участок дороги, на котором никому не помешаете и попробовать несколько раз затормозить или повернуть. Этим вы сможете понять, на сколько хорошее сцепление у колес с дорогой, как автомобиль тормозит и сколько нужно времени для полной остановки. Заодно вспомните, как нужно реагировать в случае заноса. И с каждой переменой погоды нужно проделывать этот тест заново, так как результаты будут всегда разные. Это тоже должно войти в привычку.

В завершение несколько советов, как за рулем быть увереннее на дороге, особенно при наступлении холодов.

Снижайте скорость. Выбор скорости зависит от многих факторов, но в межсезонье и особенно зимой нужно учитывать, что колеса автомобиля на скользкой поверхности теряют сцепление с дорогой при гораздо меньшей скорости, чем летом и на сухом асфальте. Поэтому, одно из главных правил зимнего вождения – движение с низкой скоростью.

Наблюдайте за дорогой. Особенно внимательным нужно быть утром, когда на асфальте конденсируется влага и дорога становится скользкой, а также вечером, когда происходит понижение температуры. Когда на улице ветрено, то конденсат смерзается еще быстрее. Если обратить внимание на цвет асфальта, то на скользких участках он выглядит несколько темнее.

Если вы ездите по одной и той же дороге, то обращайте внимание – вчерашние лужи сегодня могут смениться льдом – их обязательно «раскатают». Запоминайте такие места и заранее снижайте скорость. На другой дороге старайтесь держаться в потоке, смотрите на 3-4 машины вперед и следите за их световыми сигналами.

При устоявшихся погодных условиях, как правило, скользко становится в одних и тех же местах. В первую очередь – несколько десятков метров перед светофорами. Здесь чаще всего тормозят и, соответственно, раскатывают лёд. Поэтому начинать тормозить перед светофорами лучше заранее и очень аккуратно, особенно, если на вашем автомобиле нет ABS.

Если вы видите, что перед вами поток начинает останавливаться, но у вас есть ещё возможность двигаться и сохранять скорость, то перед торможением обязательно сначала посмотрите в зеркало заднего вида, затем нажмите слегка на педаль тормоза, чтобы дать понять водителю следующего за вами автомобиля, что вы собираетесь остановиться – ваше торможение не будет для него неожиданным.

Как и перед светофорами, такой же скользкий участок образуется у остановок – его накатывает подъезжающий общественный транспорт. Особое внимание следует уделить проезду пешеходных переходов. Приближаясь к таким местам, нужно всегда снижать скорость и не разгоняться, пока пешеходы не покинут проезжую часть.

Другие места, где чаще всего бывает скользко – на мостах и эстакадах, на подъемах и спусках. На мостах и эстакадах это связано с их конструктивной особенностью – они отделены от земли, поэтому промерзают быстрее, обдуваемые ветрами. На подъемах и спусках при частом проскальзывании колес автомобилей накатывается ледяная поверхность. Поэтому в таких местах перестраиваться нужно очень плавно, не делая резких движений рулем, а если видите, что впереди затор, заранее снижать скорость.

Увеличивайте дистанцию. Запас расстояния до впереди идущего транспорта всегда даст вам дополнительное время для маневра. Даже, когда вы едете по совершенно сухой и чистой дороге, нет гарантии, что дорожная обстановка не изменится и вы случайно не въедете на скользкий участок. А на скользкой дороге дистанцию лучше увеличить до 4-5 секунд.

Не дергайте руль. Рулить нужно плавно. Любой поворот руля сопровождается перераспределением веса автомобиля. В зависимости от скорости и состояния дороги рывок руля может вызвать снос или вращение автомобиля вокруг вертикальной оси.

Вот такие несложные рекомендации. Более того, летом нужно ездить в такой же ответственной манере, как и зимой, тогда отпадет необходимость перестраиваться с «летней» езды на «зимнюю» и наоборот. К тому же, «зимний» стиль вождения летом делает передвижение на автомобиле намного безопаснее.

Самые читаемые разделы сайта

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.