Пришли холода – меняем стиль вождения


Комментариев нет

В дополнение к статьям Осень для автомобилиста – репетиция зимы и Вождение автомобиля зимой следует обратить внимание на переходный погодный период от осени к зиме или к наступлению холодов.

При этом есть смысл поговорить о стиле вождения автомобиля, а если точнее – о манере езды в такой период.

Так уж сложилось, что условно манеру вождения принято разделять на «летнюю» и «зимнюю» манеры, или стили, в общем, это неважно.

Наверное, потому, что летом, или в теплое время года водить автомобиль более комфортно, чем зимой или с наступлением холодов. Летом и скорости выше, и асфальт большую часть времени сухой.

Получается так, что психологически, на летней дороге вы чувствует себя более расслаблено, чем на зимней дороге.

Это легко объясняется — автомобиль хорошо «чувствует» дорогу, благодаря хорошему сцеплению колес с дорожным покрытием, на дворе теплая погода и у вас хорошее настроение.

В результате, где-то становится позволительно резко повернуть, не менее резко затормозить, резко стартануть (иногда с пробуксовкой), а кое кто в поездках позволяет себе вращать руль одной рукой, поскольку, устройство автомобиля дает такую возможность.

Отсюда вырабатывается манера вождения – расслабленная, вальяжная, можно сказать – неаккуратная. И длится такой период примерно немного больше полгода.

Этого времени достаточно, чтобы такая расслабленная манера вождения вошла в привычку.

С наступлением холодов дорожная картина меняется – снежная слякоть и гололед вносят свои корректировки в качество сцепления колес с дорожным полотном.

Вместе с этим изменяется поведение водителей на дороге. Становится заметно, что многие начинают осторожничать на маневрах.

Теперь уже требуется увеличивать дистанцию, ездить более аккуратно, снижать скорость, исключить ненужные перестроения, начать плавно переключать передачи и еще более плавно тормозить.

Такая манера езды уже именуется «зимняя» или зимний стиль вождения автомобиля.

Зимняя манера вождения требует от водителя проявления более высокой ответственности и аккуратности на дороге, чем летняя манера.

Казалось бы, разделение езды на летние и зимние манеры оправдано, но проблема в том, что никто точно не может сказать, когда произойдет смена погоды, и когда следует переходить на «зимний» стиль вождения автомобиля:

— Либо как-то ориентироваться по календарю, или ждать, когда выпадет снег и дорогу покроет гололед?

— Или когда наступят заморозки, например, после дождя, и на дороге станет очень скользко?

А ведь на скользкой дороге можно оказаться не только зимой, но и в жаркий летний день. Как быть с манерой езды в этом случае?

Еще один немаловажный факт — для того чтобы вам перестроиться с «летней» езды на «зимнюю», потребуется время – в среднем, недели две. Этого времени будет достаточно только в том случае, если поездки будут регулярными (автомобиль должен быть готов к зимней эксплуатации).

 

Другими словами, быстро перестроиться на «зимнюю» езду или зимний стиль вождения НЕ получится.

По этой причине, каждый раз, с выпадением снега или наступлением заморозков, на дорогах случается множество аварий. Не все водители оказываются готовыми к резкому наступлению холодов.

Причина кроется именно в разделении манеры вождения на «летнюю» и «зимнюю», а если точнее – в привычках человека. Давайте рассмотрим почему.

Когда в процессе чего-либо вы многократно повторяете какое-то действие определенным образом, то этот процесс откладывается в памяти, и через некоторое время это действие будет воспроизводиться автоматически. Вы скажете – Я так привык (привыкла).

И если это действие или процесс потребуется как-то изменить, то изменения произойдут не сразу. Мышечная память будет повторять весь этот процесс так, как он вошел в привычку.

Потребуется какое-то время, чтобы вы привыкли делать уже по-другому. То же самое происходит с привычками в вождении автомобиля.

Привыкнув ездить в «летней» манере, перестроиться на «зимний» стиль вождения получается не сразу, и многие начинают допускать ошибки в управлении автомобилем.

Главные ошибки — это неправильный выбор скорости и дистанции, грубое вращение руля и резкий возврат сцепления в процессе переключения передач в движении.

Сюда же можно еще отнести неосторожные действия в момент начала движения автомобиля и неправильное торможение.

Встроенные системы безопасности автомобиля ABS и ESP могут лишь скорректировать и исправить незначительные ваши ошибки, но грубые манеры в управлении автомобилем они исправить не смогут. В ответственный момент автомобиль может выйти из-под контроля.

Так есть ли смысл разделять манеру езды на «летний» стиль и «зимний» стиль, если даже летом можно оказаться в дорожных условиях по характеру идентичных зимним (например, скользкая дорога плюс недостаточная видимость)?

Какой смысл разделять манеры вождения, если при переходе с одной на другую приходится заново привыкать? Не проще ли использовать только «зимний» стиль вождения автомобиля круглый год, как более ответственный?

Разумеется, на автомобиле должны быть установлены шины по сезону, с допустимой для эксплуатации высотой рисунка протектора.

 

И еще необходимо понимать, что при минусовых температурах сила сцепления у зимних шин с холодной дорогой несколько меньше, чем сцепление с дорогой у летних шин в теплый летний период.

А это означает, что зимой автомобиль может заскользить по дороге при гораздо меньшей скорости по сравнению с летом.

К тому же, состояние дорожного покрытия в зимний период постоянно изменяется, а вместе с ним меняется сила сцепления колес с дорогой.

Следовательно, скорость необходимо поддерживать такую, которая обеспечит хорошее сцепление колес автомобиля с дорожным покрытием и при которой сохранится управляемость автомобиля. Это справедливо для любого времени года.

Когда погодные условия меняются (неважно, летом или зимой), рекомендуется проделывать небольшой тест на предмет того, как поведет себя автомобиль на дороге.

Нужно выбрать участок дороги, на котором никому не помешаете, и попробовать несколько раз затормозить или несколько раз повернуть (сделать змейку).

Этим вы сможете понять, на сколько хорошее сцепление у колес с дорогой, как автомобиль тормозит и сколько нужно времени для полной остановки.

Заодно вспомните, как нужно реагировать в случае заноса. И с каждой переменой погоды нужно проделывать этот тест заново, так как результаты будут всегда разные. Есть смысл взять данный тест в привычку.

Поворот на скользкой дороге

В завершение несколько слов о том, как стать увереннее за рулем, особенно с наступлением холодов или на зимней дороге.

Снижайте скорость. Выбор скорости зависит от многих факторов, но в межсезонье и особенно зимой нужно учитывать, что колеса автомобиля на скользкой поверхности теряют сцепление с дорогой при гораздо меньшей скорости, чем летом и на сухом асфальте.

Поэтому, одно из главных правил зимнего вождения – движение с низкой скоростью.

Наблюдайте за дорогой. Особенно внимательным нужно быть утром, когда на асфальте конденсируется влага и дорога становится скользкой, а также вечером, когда происходит понижение температуры.

Когда на улице ветрено, то конденсат смерзается еще быстрее. Если обратить внимание на цвет асфальта, то на скользких участках он выглядит несколько темнее.

Если вы ездите по одной и той же дороге, то обращайте внимание – вчерашние лужи сегодня могут смениться льдом – их обязательно «раскатают». Запоминайте такие места и заранее снижайте скорость.

На другой дороге старайтесь держаться в потоке, смотрите на 3-4 машины вперед и следите за их световыми сигналами.

 

При устоявшихся погодных условиях, как правило, скользко становится в одних и тех же местах. В первую очередь – несколько десятков метров перед светофорами. Здесь чаще всего тормозят и, соответственно, раскатывают лёд.

Поэтому перед светофорами лучше начинать тормозить заранее и очень аккуратно, не допуская блокировки колес.

Если вы видите, что впереди перед вами поток машин начинает останавливаться, но у вас есть ещё возможность двигаться с прежней скоростью, то перед торможением обязательно сначала посмотрите в зеркало заднего вида.

Затем нажмите слегка на педаль тормоза (чтобы загорелись СТОПы). Едущий за вами поймет, что вы тормозите, и ваше торможение не станет для него неожиданным.

Как и перед светофорами, такой же скользкий участок образуется у остановок маршрутных ТС – его накатывает подъезжающий общественный транспорт.

Особое внимание следует уделить проезду пешеходных переходов. Приближаясь к таким местам, нужно всегда снижать скорость и не разгоняться, пока пешеходы не покинут проезжую часть.

Движение транспортных средств через организованный пешеходный переход рассмотрено в статьях Проезд пешеходных переходов на перекрестках и Пешеходные переходы вне перекрестков.

Чаще всего бывает скользко на мостах и эстакадах, на подъемах и спусках. На мостах и эстакадах это связано с их конструктивной особенностью – они отделены от земли, поэтому промерзают быстрее, обдуваемые ветрами.

На подъемах и спусках при частом проскальзывании колес автомобилей накатывается ледяная поверхность.

Главный залог безопасности на скользких участках дороги — это плавное движение со скоростью, обеспечивающей надежное сцепление колес автомобиля с дорожным покрытием.

Увеличивайте дистанцию. Запас расстояния до впереди идущего транспорта всегда даст вам дополнительное время для маневра.

Даже, когда вы едете по совершенно сухой и чистой дороге, нет гарантии, что дорожная обстановка не изменится и вы случайно не въедете на скользкий участок. А на скользкой дороге дистанцию лучше увеличить до 4-5 секунд.

Не дергайте руль. Рулить нужно плавно. Любой поворот руля сопровождается перераспределением веса автомобиля.

В зависимости от скорости и состояния дороги рывок руля может вызвать снос или вращение автомобиля вокруг вертикальной оси. Рекомендую к прочтению статью Как не «улететь» со скользкой дороги.

Летом целесообразно ездить в такой же ответственной манере, как и зимой, тогда отпадет необходимость перестраиваться с «летней» манеры вождения на «зимнюю» и наоборот.

К тому же, «зимний» стиль вождения в летний период делает передвижение на автомобиле намного комфортнее и безопаснее.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «стиль вождения автомобиля» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Осторожно, скользкая дорога;
Почему важно соблюдать дистанцию;
О дистанции, скорости и приемах вождения;
Что такое безопасная скорость;
О слепой (мертвой) зоне автомобиля;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Эксплуатация

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.