Осторожно, скользкая дорога

, Комментариев нет

С чем обычно ассоциируется скользкая дорога?

Первое, что приходит в голову – это зима, снег, гололед. Но это не все. Дождь туман, утренняя роса покрывают дорожное полотно тонкой водяной пленкой, а для резины, как известно, вода – лучший смазочный материал. Какой можно сделать вывод? Дождь, снег, туман, роса – это атмосферные осадки, а это означает, что выпадение любых осадков делает дорогу скользкой и, соответственно, опасной.  Разница лишь в том, что величина опасности меняется в разное время года. Обледенелая дорога зимой более опасна, чем мокрая от дождя или тумана – летом.

Но и в теплое время года не стоит расслабляться. Дорожная пыль и грязь с дождевой водой образуют что-то вроде скользкой прослойки, которая снижает сцепление колес с дорожным покрытием. Очень коварны места пересечения асфальтированной дороги с грунтовой. На таких перекрестках очень часто остаются глина, песок, земля. А во время дождя эта дорожная «смесь» раскисает, что делает ее скользкой и опасной.

 

Поздней осенью, многие, наверное, замечали, когда температура воздуха держится около нуля, лужи на дороге еще не успевают замерзнуть — их постоянно «раскатывают» колесами машин. Но за лужами, где остаются мокрые следы от шин, образуется наледь, порой, очень длинная. Это тоже довольно опасный участок, особенно, если наледь образовалась на повороте.

Ранней весной ситуация почти аналогичная. Днем на солнце снег и лед начинают таять – на дорогах появляются лужи. К ночи или к утру опять наступают заморозки и дорога снова превращается в каток. Подобных примеров можно привести множество, но всех их объединяет одно – на таких участках скользко.

Чем опасна скользкая дорога? Автомобиль контактирует с дорожным полотном через колеса, и ведет себя одинаково как на сухом асфальте, так и на скользкой дороге. Машину очень легко пустить в занос на абсолютно сухой дороге, но для этого придется как следует разогнаться. А на скользком покрытии контакт колеса с дорогой потеряется при значительно меньшей скорости, чем на сухой дороге. Колеса начнут скользить, автомобиль будет уже двигаться по инерции и потеряет управление.

Главная задача водителя на скользкой дороге – не допускать скольжения колес. Это касается и трогания с места, и движения, и торможения. Теперь о каждом случае подробнее.

Трогание с места на скользкой дороге.

До начала трогания необходимо выровнять передние колеса автомобиля. Первый оборот ведущих колес должен произойти без пробуксовки или с очень маленькой пробуксовкой. Такое трогание «в натяг» достигается на минимальных устойчивых оборотах с обязательной задержкой педали сцепления в точке схватывания.  Если колеса пробуксовали, то это значит, что вы поторопились и тронуться по нормальному, скорее всего, не получится. Нужно будет выключить сцепление и повторить попытку заново.

При трогании необходимо учитывать механизм загрузки-разгрузки автомобиля по осям. На заднеприводном автомобиле при первом импульсе (включении сцепления) загружаются задние колеса, затем происходит их разгрузка из-за реакции подвески. Этот момент чаще всего способствует пробуксовке. Поэтому, чем плавне отпускаем сцепление, тем лучше.

На автомобиле с передним приводом желательно делать двойной выжим сцепления. Первым включением сцепления разгружаются передние колеса, и автомобиль чуть качнется вперед, затем быстро еще раз выжимаем педаль и снова отпускаем до момента схватывания — теперь на них подается тяга как раз в тот момент, когда автомобиль уже качнулся, и автомобиль трогается.

Скользкая дорога

 

Движение на скользкой дороге.

Как только автомобиль наберет необходимую скорость, следует (по возможности), поддерживать ее постоянной. Для чего это нужно? Если вы находитесь на свободной дороге, то скорость незачем менять просто так. Чем меньше манипуляций за рулем делает водитель, тем стабильнее и безопаснее движение автомобиля. Безопаснее потому, что срыв колес в скольжение возможен только во время разгона или торможения. А если при этом еще дернуть руль, то занос обеспечен.

Поэтому двигаться лучше всего с постоянной скоростью и не допускать резких движений рулем, как на скользкой дороге, так и на обычной сухой. Другое дело, если изменение скорости или направления требуют правила или дорожная обстановка. Здесь нужно быть очень внимательным и осторожным — заранее снизить скорость, приготовиться к маневру и выполнить поворот на ровном «газу».

Еще одна рекомендация при въезде на скользкий участок. Если, например, внезапно сухой участок дороги сменился ледяной коркой (в начале текста оговорен подобный случай при выезде из лужи), следует продолжать движение на той же скорости, как ни в чем не бывало. Торможение и руление в данном случае могут привести к скольжению колес. А если в такой ситуации необходимо повернуть, то к повороту следует приготовиться заранее (замедлить автомобиль и переключиться на пониженную передачу).

Торможение на скользкой дороге.

Как тормозить на скользкой дороге. Главное правило при торможении на скользкой дороге — это не допустить блокировки колес и тем самым сохранить управляемость автомобиля. Наиболее действенный способ на прямой линии — это импульсное торможение на включенной передаче. Если замедление автомобиля недостаточно, можно переключиться на низшую передачу и помочь торможению двигателем, но сделать это нужно так, чтобы переключение не вызвало рывок автомобиля. Автоматическая коробка передач позволит это сделать легко, а на машине с механической коробкой придется поработать сцеплением. Что касается экстренного торможения на скользкой дороге, то здесь ситуация неоднозначная.

В реальных условиях не бывает идеально однородного покрытия, одинакового срабатывания всех колес, одинаковых по качеству шин. Следовательно, на автомобилях без системы АБС почти всегда процесс торможения сопровождается рысканьем передних колес, скольжением задних, а при высокой интенсивности торможения (экстренном торможении)  — сносом, заносом и вращением автомобиля. Поэтому начинать тормозить нужно коротким импульсом, а затем  постепенно увеличивать тормозное усилие. В момент растормаживания колес (когда педаль тормоза не нажата) необходимо рулем стабилизировать направление движения.

На автомобилях с системой АБС при экстренном торможении на скользкой дороге колеса не заблокируются, но сильно увеличится тормозной путь. Зато управляемость останется и это позволит хоть как-то объехать препятствие.

Скользкая дорога

 

Торможение в повороте на скользкой дороге.

Как правильно тормозить на скользкой дороге в повороте? В идеале торможения в повороте лучше всего избегать. На дуге поворота на автомобиль действует центробежная сила, которая в момент блокировки колес направит автомобиль по прямой (за пределы дороги или на соседнюю полосу). Если автомобиль оборудован системой стабилизации курсовой устойчивости ESP, то совместно с системой АБС автомобиль не потеряет траекторию и замедлит движение. Но что, если ни АБС, ни ESP нет на автомобиле? Тогда возникает опасность скольжения колес.

Разумеется, ее величина зависит от скорости автомобиля, особенности дороги и ее неровностей, а так же от мастерства водителя. В повороте можно только подтормаживать легким и постоянным нажатием на педаль тормоза. Но лучше вообще не тормозить. Безопаснее всего проходить скользкий поворот на постоянной скорости и с запасом мощности, т.е. на низшей передаче. Тогда, чтобы замедлить автомобиль, достаточно будет сбросить «газ», но не резко, а плавно.

Вот такие неприятности таит при себе скользкая дорога. Это, пожалуй, необходимый минимум, который нужно знать для того, чтобы безопасно двигаться по любым дорогам — заснеженным, мокрым после дождя или в гололед.  Любую ситуацию лучше всего предупредить, чем потом исправлять ее последствия.

Будьте внимательны за рулем.

Самые читаемые разделы сайта

Вас заинтересует

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.