Юридическая консультация онлайн

Памятка

Популярные статьи

Видеоуроки. ПДД и вождение

Разбор дорожных ситуаций

Это может быть интересно

Главная » Эксплуатация

Эксплуатируем автомобильный аккумулятор

9 ноября 20142 комментария
Эксплуатируем автомобильный аккумулятор

С наступлением холодов, особенно, с понижением температуры ниже отметки «0», все чаще, особенно по утрам, можно наблюдать такую картину: покрытый инеем автомобиль, иногда с поднятым капотом, стоит на месте парковки и издает звуки, напоминающие попытку прокрутить двигатель. Знакомая картина?

А ведь еще вчера, как казалось, все было в порядке – стартер с легкостью вращал двигатель и машина ездила. Почему сегодня утром у аккумуляторной батареи не хватает сил для запуска двигателя? Куда делся пусковой ток?

Рассмотрим возможные причины, по которым, как казалось, исправно работающий аккумулятор, почему-то, отказывается нормально работать, особенно, с наступлением холодов. Но, чтобы было понятнее, сначала вкратце вспомним принцип работы аккумуляторной батареи, т.е. каким образом на ее полюсах возникает электрический ток.

Любой автомобильный аккумулятор представляет собой корпус — контейнер, разделенный на шесть изолированных ячеек – банок. Каждая банка является законченным источником питания (отдельный аккумулятор) с напряжением  2.1 вольт. Соединив их последовательно, на выходе получают батарею с напряжением 12.6 вольт.

Работа автомобильного аккумулятора основана на принципе возникновения электрического напряжения в результате химической реакции между двумя разнородными металлами (полюсами), помещенными в водный раствор серной кислоты (электролит) определенной плотности. Один металл – это свинец, который является активной массой отрицательных пластин (вывод «-»), другой металл – это диоксид свинца, который составляет активную массу положительных пластин (вывод «+»).

Когда между плюсом и минусом аккумулятора подключается потребитель электроэнергии (например, открыли дверь – в салоне зажегся свет, включили зажигание, музыку и др.), то в аккумуляторе начинается химическая реакция на отдачу тока – пошел разряд.

Во время разряда аккумулятора, под действием химической реакции, происходит превращение активной массы отрицательных и положительных пластин (катода и анода) в одно и то же вещество – сульфат свинца. Серная кислота из электролита при этом расходуется – она преобразуется в сульфат свинца и воду. И, как следствие, уровень электролита понижается и плотность его уменьшается.

 

Во время зарядки аккумулятора, например, после запуска двигателя в работу включается зарядное устройство автомобильного генератора, происходит обратный химический процесс – сульфат свинца распадается, восстанавливая анод и катод, и концентрация серной кислоты в электролите растет, тем самым увеличивая его уровень и повышая плотность.

Эти процессы разряда-заряда в аккумуляторе протекают непрерывно. Кроме них там происходит еще приблизительно шесть десятков различных реакций, но на это можно не обращать внимание. Только нужно учитывать, что все эти побочные реакции способствуют саморазряду аккумулятора, например, во время продолжительного простоя.

Теперь, собственно, о самой проблеме – раз процесс разряда-заряда течет непрерывно, почему случается так, что аккумуляторная батарея оказывается разряженной? Пусть не полностью, но ее кое-как хватает, чтобы утром запустить двигатель. Причин этому может быть несколько, и все они являются следствием неправильной или неаккуратной эксплуатации аккумуляторной батареи.

Первая и наиболее распространенная причина – это постоянный или периодический недозаряд аккумулятора, который является следствием коротких пробегов автомобиля. Что это значит?

Запуск двигателя при однократном включении стартера в течение 10 секунд отнимает у батареи примерно 2% емкости.  Емкость батареи – это ее способность принимать и отдавать энергию. 2% — это немного. Тут же в работу включается зарядное устройство генератора, но нужно учитывать, что аккумулятор начинает принимать заряд только после того, как электролит прогреется до плюсовой температуры. И емкость восстанавливается не мгновенно – для этого нужно некоторое время. В теплое время года этот процесс происходит быстрее, а при минусовой температуре – только после того, как электролит прогреется.

Таким образом, непродолжительный пробег, например, в течение часа, не обеспечивает нужный заряд аккумуляторной батарее после пуска двигателя и работы остальных потребителей – фар, габаритных огней, музыки и пр. Зимой, времени, необходимого для восстановления емкости аккумулятора, требуется больше, чем в теплое время. Несколько подобных коротких пробегов в течение дня оставляют батарею слегка недозаряженной, и эта разряженность потихоньку увеличивается каждый день. Устранить недозаряд аккумулятора можно только дополнительной его зарядкой на зарядном устройстве.

Другая причина – долгое включение стартера при запуске двигателя. Если двигатель сразу не завелся, нельзя «крутить» стартер более 10 — 15 секунд. Дело в том, что в процессе пуска двигателя участвует не весь объем активной массы пластин и электролита, а лишь та ее часть, которая находится на поверхности пластин и электролит, который соприкасается с поверхностью пластин. После неудачного пуска с первой попытки нужно дать электролиту время, чтобы он перемешался и проник в поры активной массы. Его плотность, при этом, выравнивается. 15-20 секунд для этого будет достаточно.

Если крутить стартер долго и без перерыва, то такая большая нагрузка вызовет коробление пластин и активная масса постепенно осыплется с решеток — аккумулятор придет в негодность. К тому же, долгими безрезультатными запусками, пусть и по правилам эксплуатации, аккумулятор можно «посадить» полностью, а в разряженном состоянии его нельзя держать, иначе начнется необратимый процесс сульфатации пластин (об этом ниже). Поэтому, если аккумулятор уже «не тянет», то его немедленно нужно ставить на зарядку.

Осыпанию активной массы из пластин также может способствовать случайное короткое замыкание (плюсовой клеммы аккумулятора на корпус автомобиля — например, неудачно положенный гаечный ключ).

Таким образом, продолжительный разряд аккумуляторной батареи при запуске двигателя в сочетании с короткими пробегами значительно увеличивает ее разряженность – батарея не успевает за время этих пробегов восстановить свою емкость.

Еще одна причина того, что автомобильный аккумулятор со временем стал недееспособным, это низкий уровень электролита в банках, или в одной из банок. Настолько низкий, что верхний край решеток остается непокрытым, т.е. контактирует с воздухом. Низкий уровень электролита – это следствие, а вот причину,  в результате которой оказался такой низкий уровень, нужно выяснить.

Уровень электролита понижается в трех случаях:

  • трещина в корпусе (электролит может вытекать);
  • в результате глубокого разряда (естественное уменьшение уровня);
  • при испарении воды из электролита (работа в жарких условиях или большой зарядный ток).

Все эти случаи одинаково губительны для аккумулятора, поэтому необходим периодический контроль уровня электролита в банках.

Если аккумулятор в процессе эксплуатации не роняли, не переворачивали, то первый случай (утечки электролита) исключается. В двух остальных случаях потребуется доливка дистиллированной воды до необходимого уровня с последующей зарядкой до первоначальной плотности.

Чем опасен для аккумулятора низкий уровень электролита?

Если уровень электролита значительно понизился, то, скорее всего, аккумуляторная батарея частично разряжена. Насколько сильно – можно определить по значению его плотности, т.е. измерить. Плотность измеряется ареометром.

Разряд батареи всегда сопровождается насыщением сульфата свинца в электролите. И если аккумулятор какое-то время находится в полностью или частично разряженном состоянии, то после перенасыщения, сульфат свинца оседает на пластинах в виде кристаллов, которые, впоследствии, сами ни в какую реакцию уже не вступают и тем самым изолируют активную массу пластин от электролита. Таким образом, часть активной массы пластин остается как бы исключенной из процесса образования электричества, и емкость батареи значительно снижается. Этот процесс получил название сульфатация пластин.

Признаком того, что сульфатация началась, является тот случай, когда батарея под нагрузкой быстро «садится», а будучи поставленной на заряд, быстро восстанавливает напряжение и плотность. Такой батарее осталось работать уже не долго, и ее, скорее всего, придется заменить.

Когда пластины контактируют с воздухом (уровень электролита очень низкий), то процесс сульфатации будет уже несколько другим, но результат будет тот же – нерастворимые кристаллы сульфата свинца изолируют от химического процесса верхнюю часть пластин.

Понижение уровня электролита может быть вызвано высоким зарядным током от генератора, из-за чего электролит будет постоянно кипеть во время зарядки и это вызовет естественное испарение воды. Поэтому, периодически нужно проверять работу зарядного устройства генератора. Напряжение на выходе зарядного устройства автомобильного генератора должно быть в интервале 13,6 — 14,2 вольт.

Ну и еще одна причина, которая влияет на нормальную работу автомобильного аккумулятора, это саморазряд. Саморазряд, по-другому, это снижение емкости батареи при длительном хранении. Но не только при хранении. Во время эксплуатации аккумулятора саморазряд никуда не исчезает. Этот процесс естественный, поэтому, бороться с ним бесполезно, но его можно замедлить. Для этого батарею всегда следует содержать в чистоте. Грязь, пыль на корпусе, тем более мокрая грязь в районе клемм, значительно усиливают саморазряд. Поэтому, если такое случилось, нужно эту грязь своевременно удалить. Корпус батареи должен быть чистый и сухой, а на ее клеммах не должно быть окислов.

Устранив вышеизложенные причины, снижающие работоспособность вашего аккумулятора и периодически проводя осмотр и его профилактику, можно с уверенностью ездить значительно дольше отведенного для него гарантированного срока не боясь, что в какой-то момент аккумулятор вас подведет.

О том, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор, можно прочесть в следующей статье.

Самые читаемые разделы сайта

2 комментария »

  • Александр пишет:

    Как раз столкнулся с разрядкой аккумулятора, придётся вот заряжать. Статья очень полезная, спасибо!

  • Сергей Д. пишет:

    Пожалуйста, Александр, пользуйтесь.

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.