Юридическая консультация онлайн

Памятка

Популярные статьи

Видеоуроки. ПДД и вождение

Разбор дорожных ситуаций

Это может быть интересно

Главная » В бардачок

Как действовать в определенных ситуациях на дороге

11 октября 20156 комментариев
Как действовать в определенных ситуациях на дороге

Каждый водитель время от времени попадает в ситуации на дороге, которые в ПДД никак не оговорены, или Правила их касаются лишь косвенно. Тем не менее, они имеют место, и от того какие действия предпринимает водитель в той или иной ситуации, будет зависеть ее исход.

Правильные действия (правильные с той позиции, что они не вступают в противоречие с ПДД, и помогают избегать аварии) формируются определенными знаниями и навыками в этой области. Предупрежден, значит, вооружен. Ну а понять и закрепить эти знания поможет водительская практика, которая с течением времени приобретает такое понятие, как ОПЫТ.

Опыт не имеет своей цены, а точнее, опыт бесценен. Другое дело, что каждый человек в слово «Опыт» вкладывает свое представление об этом. Для того чтобы приобрести такой бесценный опыт, вовсе не обязательно самому себе «набивать шишки». Достаточно взять чужой опыт и применять его на практике. Впоследствии, правильные действия будут выполняться автоматически.

На дороге может всякое случиться, возможно, эти советы кому-то помогут сохранить время, свои нервы, а может, и чью-то жизнь.

1  Нейтральная передача КП. На машинах, оборудованных механической коробкой передач, никогда не катайтесь на «нейтралке». Никогда это значит НИКОГДА. Ни зимой, ни летом. Исключение составляет лишь подъезд к точке остановки автомобиля, когда замедляется его движение. Например, притормозили перед светофором, затем, можно несколько метров подкатиться на нейтральной передаче к линии Стоп.

Движение на нейтральной передаче лишает возможности контролировать автомобиль, потому что водитель не может ни ускориться в нужный момент, ни эффективно замедлить движение, например, на спуске. Тормоз – не всегда выход. Предположение, что на нейтральной передаче экономится топливо, ошибочно. В этой статье дается подробное объяснение, почему оно ошибочно.

2  Движение автомобиля на поворотах. НЕ тормозите в повороте! Это касается любых поворотов, как на перекрестках, так и поворотов на изгибах дорог, т.е., когда поворот — это единственное направление движения.

Тормозить (гасить скорость движения) следует еще до вхождения в поворот, а по самой дуге поворота нужно ехать с постоянной скоростью. Это справедливо для автомобилей с любым типом привода. Один из вариантов развития событий показан на видео в статье, которая так и называется Тормозить в повороте нельзя!

На дуге любого поворота нельзя резко дергать руль, например, чтобы объехать ямку, на сухой дороге такая манера проходит безболезненно, поскольку сцепление у колес с дорогой хорошее, а на скользкой дороге очень легко потерять управление.

На затяжных поворотах дороги (на больших изгибах), когда на дороге скользко и колеса начинают терять сцепление с дорогой, после неправильных манипуляций рулем, в большинстве случаев, автомобиль смещается в сторону уменьшения радиуса, точнее, к центру окружности поворота. Таким образом, если автомобиль едет по внешнему радиусу (если сопоставить с движением по окружности, это будет поворот против часовой стрелки), то он сместится на встречную полосу.

Если же начинает заносить автомобиль, движущийся по внутреннему радиусу (поворот по часовой стрелке), то после неправильных действий рулевым колесом его обычно выносит на свою правую обочину. Не факт, что занос закончится именно так, но если его не предотвратить, в большинстве случаев финал будет таким.

Выход из этой ситуации один. Найдите и выучите, как правильно действовать при сносах и заносах в соответствии с типом привода вашего автомобиля. А еще лучше будет попрактиковаться где-нибудь на закрытой площадке. Как правильно рулить в поворотах, и вообще работать рычагами управления на изгибах дороги, можно прочесть в одноименной статье – Выполнение поворота.

3  Поворот налево. Вы стоите и пропускаете встречных (уступаете им дорогу). Не выкручивайте заранее рулевое колесо влево. Передние колеса необходимо держать в положении «Прямо». Это может быть любой поворот налево, когда и сзади, и навстречу движется другой транспорт. Для чего это нужно?

В случае внезапного наезда или удара сзади в ваш автомобиль, на повернутых колесах выезд на встречную полосу гарантирован! Если в это время навстречу движется другой автомобиль, то вероятность лобового столкновения сильно возрастает. Поэтому, до начала движения следует держать колеса только прямо.

Непосредственно перед любым поворотом налево еще необходимо убедиться, что вас никто не обгоняет в этот момент. Это нужно взять в привычку, и проверять даже в тех случаях, когда обгон в месте поворота запрещен Правилами.

Поворачивая налево на перекрестках, нельзя резать углы, особенно, если впереди вас моргает левым «поворотником» другой автомобиль. Дело не в том, что на выезде с пересечения можно оказаться на встречной полосе и, как вариант, лишиться прав на полгода — встречную полосу можно объехать. Но если «передний» автомобиль резко пойдет на разворот, то столкновение, в этом случае, будет обеспечено. На большинстве перекрестков поворот налево выполняется с крайней левой полосы (разворот – только! с крайней левой), поэтому, самая безопасная траектория поворота налево – это вслед за «передним» поворачивающим авто.

Несколько ситуаций, связанных с поворотом налево на перекрестке, рассмотрены в одноименных статьях Поворот налево на перекрестке Часть 1 и Поворот налево на перекрестке Часть 2.

4  Обочина. Когда одна сторона автомобиля (обычно правыми колесами) цепляет обочину, у которой покрытие отличается от того, что на проезжей части, то из-за разного сцепления колес с дорогой автомобиль начнет вести вправо. Никогда не пытайтесь повернуть руль влево, для того чтобы выехать обратно на дорогу – вас неминуемо отбросит в сторону. Нужно крепко вцепиться руками в руль и не давать ему вращаться. Автомобиль будет терять скорость и его легче будет вернуть на дорогу. Главное, не делать резких движений рулевым колесом. Можно вжаться спиной в водительское кресло и медленно (не резко) уменьшать газ.

Это же правило действует в ситуации, когда автомобиль даже на небольшой скорости въезжает в лужу всеми или только боковыми колесами. Нужно крепко держать руль и не дать ему вращаться. В статье Последствия аквапланирования есть видеоролик по этой ситуации.

5  Скользкий участок дороги. Как быть, если сухой участок дороги внезапно меняется на скользкий. Предположим, вы едете и видите – там, где вчера была лужа, ее колесами раскатали, и вода на асфальте замерзла. Может, вода замерзла и не полностью, но это, однозначно, скользкий участок. В этом случае, если дорога ведет прямо, ничего предпринимать не нужно – как ехали, так и езжайте, не меняя скорости (не добавляя и не снижая газ), и не дергая руль в попытке объехать какую-то неровность. Торможение, руление и манипуляции с педалью газа могут привести к скольжению колес, а затем, к заносу. Подробно об этом можно прочесть в статье Осторожно, скользкая дорога. Если подобный участок случился на изгибе дороги или на повороте, то нужно заранее погасить скорость, а скользкий поворот проехать с постоянным «газом», опять же, не делая резких движений рулем.

6  Пешеходы. Пешеход на дороге может появиться в любом месте, а если на одной из сторон проезжей части образовалась автомобильная пробка, то вероятность появления оного «из пробки» увеличивается в разы – мол, пока машины стоят, перебегу быстренько.

Если вы едете навстречу пробке в своем левом ряду, снижайте скорость, или перестройтесь вправо, так можно будет заранее увидеть торопыгу, и не навредить ни ему, ни себе.

Если же вы догоняете пробку по своему направлению, возможно, там и не пробка, а так, одна-две машины стоят в соседней полосе, чего-то ждут, НЕ спешите проехать мимо них. Возможно, там нерегулируемый переход, и они пропускают пешехода. Может быть там еще что-то, но чтобы увидеть и понять, нужно заранее сбавить скорость, возможно, придется остановиться.

Едете вдоль тротуара, а на нем люди – снижайте скорость, если среди них есть дети – то снижайте скорость не задумываясь. Дети настолько непредсказуемы в своем поведении – не успеешь моргнуть, как они уже на дороге. А машина едет. Хватит ли времени затормозить?

7  Перестроение и обгон. Непосредственно перед выездом из занимаемой полосы нужно быстро повернуть голову и посмотреть в ту сторону, куда собираетесь перестроиться. Это нужно для контроля мертвой (слепой) зоны зеркал заднего вида. Другого способа, чтобы проконтролировать эту зону, нет!

Откажитесь от шашечных перестроений на многополосных дорогах. Используя подобные маневры, всегда есть риск наткнуться на какой-нибудь «нежданчик». Один такой вариант разобран в статье Хотел объехать справа, а там…

К обгону следует приступать только в том случае, если будете уверены, что сможете благополучно вернуться на свою полосу. Если дорогу впереди плохо видно, или берут сомнения, можно выехать на встречную полосу и уже оттуда оценить ситуацию. Если что-то не так, можно будет вернуться на свою сторону дороги.

Если планируете обогнать сразу несколько ТС, то нужно планировать место возврата на свою полосу и заранее, еще на встречной полосе, уравнять свою скорость со скоростью потока. Если начнете вклиниваться на свою полосу между машинами, и одновременно гасить скорость (тормозить), то такие действия непредсказуемы. Тормозить и рулить одновременно, есть возможность только на машинах, оборудованных АБС.

Когда видите, что встречная машина не успевает обогнать, снижайте свою скорость, включайте правый указатель поворота, и заранее прижимайтесь к обочине. Один случай благополучного разъезда по завершении обгона рассмотрен в статье Удачно разошлись.

Как ни звучит странно, но очень сложным для выполнения бывает совсем чуть-чуть сбавить скорость автомобиля именно там, где это необходимо. Это происходит на интуиции, но этот навык нарабатывается постоянной практикой. Как бы ни казалось это трудным, стремиться к этому нужно, поскольку, автомобиль должен передвигаться с безопасной скоростью.

Будьте внимательны за рулем, берегите себя и окружающих.

Самые читаемые разделы сайта

6 комментариев »

  • Светлана пишет:

    Добрый день!

    Подскажите, пожалуйста, в населенном пункте на дорогое с двухполосным движением (по одной полосе в каждом направлении с разметкой 1.1) можно объезжать ТС дорожной службы, движущееся со скоростью менее 30 км/ч, с заездом на полосу встречного движения, поскольку данное ТС задерживает весь поток машин в данном направлении?

     

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Светлана.

    Можно, но для этого должны выполняться одновременно два условия: первое — ТС дорожной службы должно быть тихоходным ТС (обозначается знаком в виде красного равностороннего треугольника с желтой каймой по контуру), и второе — выезд на встречную полосу, т.е. объезд, должен происходить в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен».

    Если ТС дорожной службы просто медленно едет, и вы не уверены что перед вами тихоход (предположим, вы не видите на нем знака, обозначающего тихоходное ТС), тогда не рискуйте. В противном случае, можно лишиться прав на полгода.

    Теперь, подробнее. Речь идет об обгоне. Ваш, так называемый объезд с выездом на встречную полосу, это обгон. Разметка 1.1, разделяющая встречные потоки, сама по себе уже запрещает обгон, т.е. выезд на встречную полосу, поэтому пересекать ее запрещается.

    Но когда сие действие происходит в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен», то согласно определению данного знака, разрешается обгонять тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски, причем, независимо от того, есть ли разметка 1.1 на дороге в зоне действия знака 3.20, или ее вообще не видно.

    Обгон, как маневр, а это, по определению, всегда – выезд на встречную полосу, запрещен еще при некоторых условиях, они перечислены в пункте 11.4 ПДД. Поэтому, принимая решение обогнать (объехать способный передвигаться транспорт, в том числе и ТС дорожной службы), необходимо учитывать эти условия.

    Обычно на участках двухполосной дороги, где обгон запрещен (пункт 11.4 или установлен знак 3.20) данный запрет как бы дублируется сплошной линией разметки 1.1. Т.е. можно смело предположить: увидел, как прерывистая линия перешла в сплошную – значит, рядом должен быть установлен знак 3.20 «Обгон запрещен», который, возможно, не был замечен.

    Разметка быстрее придет в негодность, т.е. сотрется, а знак останется стоять на своем месте. По этой причине, дорожные знаки «главнее» дорожной разметки.

    Но на участке дороги со сплошной линией разметки 1.1, знак 3.20 по разным причинам может отсутствовать. По логике, обгон на этом участке дороги запрещен, но в определении данной разметки не указаны условия, при которых ее разрешается пересекать, в том числе, обгоняя тихоход.

    Отсюда следует, чтобы обогнать (объехать) через сплошную линию разметки 1.1 в рамках ПДД, нужно чтобы выполнялись одновременно оба условия, указанные в начале ответа.

  • Марина пишет:

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, на дорогое с двухполосным движением и более, пешеходный переход.

    Пропуская пешеходов в моем направлении движения, должна ли я дождаться, пока они пройдут и по переходу встречного движения? Т.Е. перейдут полностью всю дорогу.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Марина.

    Требование уступить дорогу пешеходам, согласно определению (п.1.2), означает, что пешеход, идущий по переходу, не должен изменить направление или скорость своего движения по вине водителя. Его движению НЕ должно быть создано помех. Т.е. как только пешеход пересек ваш путь, можно ехать дальше и не ждать, пока тот перейдет всю дорогу.

    Пешеходы, обычно, идут с обеих сторон дороги, одни идут быстро, другие, по разным причинам, передвигаются медленно. Поэтому, пропуская пешеходов, нужно учитывать сей факт.

  • Александр пишет:

    Здравствуйте!Возник спор на «Одноклассниках» Картинка — четырехполосная дорога по две полосы в каждом направлении. В одном направлении обе полосы закрыты для движения знаком проезд запрещен и стрелки объезда. Перед этим есть знак ремонтные работы и схема объезда через одну полосу встречного направления.

    Движутся два автомобиля по разным полосам, им обоим для объезда ремонтного участка нужно выехать на полосу встречного направления, временно организованного для движения в попутном направлении. Кто кому должен уступить дорогу?Они оба перестраиваются и въезжают на одну полосу. Но вместе они там не поместятся. Спасибо!

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Александр.

    При одновременном перестроении в попутном направлении (сюда относятся как случаи обоюдного перекрестного перестроения, так и параллельного, т.е. оба – влево и оба — вправо) следует руководствоваться пунктом 8.4 ПДД. Следственно, уступает тот, у кого помеха справа.

    Это юридическая точка зрения, она же будет взята за основу в случае возникновения спора.

    На практике часто случается так, когда еще издали виден объезд, а поток машин более-менее плотный, водители заранее начинают тесниться влево, т.е. на свою левую полосу, и всем потоком совершают объезд по встречной полосе. Те, кто непосредственно перед «препятствием» оказался справа (на правой полосе), остаются как бы за «воротами», и им трудно втиснуться в этот поток, поскольку уступать «помехе справа» никто не хочет.

    В таком случае нужно руководствоваться здравым смыслом и не лезть напролом. Обязательно найдется тот, кто притормозит и даст проехать. Это лучше, чем позднее разбирательство на тему кто прав, а кто – нет.

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.