Если вас остановил сотрудник ГИБДД


27 комментариев

Вы спокойно едете, соблюдаете ПДД, никого не обгоняете, не подрезаете, в общем, не нарушаете, и вдруг замечаете инспектора, который вежливо приглашает вас съехать на обочину или остановиться. В этот момент почти у каждого водителя начинается раздражение или легкий мандраж. За что…  что-то нарушил … или почему из всего потока именно я?

Знакомая ситуация? Редкого водителя обходят стороной такие «встречи». Главная проблема большинства водителей при общении с ГИБДД это боязнь сотрудника и незнание своих прав. К тому же, учитывая современное техническое оснащение патрульных машин, призванное следить за соблюдением ПДД и собирать доказательства нарушений, опасения становятся не напрасными, особенно, если участник дорожного движения часто пренебрегает Правилами.

Есть различные основания для остановки транспортного средства (об этом ниже), но основное из них — это нарушение Правил дорожного движения. Другими словами, если вы ничего не нарушили, то просто так, посреди дороги, например, для проверки документов, остановка будет считаться незаконной, так как в этом случае, для остановки автомобиля, у инспектора должно быть весомое основание.

Как по закону должен вести себя сотрудник ГИБДД?

Во-первых, остановить водителя может только патрульный автомобиль со специальной цветографической схемой: ДПС или полиция. Во-вторых, сотрудники ДПС должны останавливать автомобиль в таких местах, где остановка не запрещена ПДД (согласно изменениям административного регламента МВД РФ, вступивших в силу 4 ноября 2012 года, остановить могут в любом месте – в этом случае, если инспектор остановил автомобиль в неположенном для остановки месте, водитель вправе указать на это инспектору и, проехав далее, остановиться там, где остановка разрешена Правилами).

Сотрудник (инспектор) должен быть в форме, иметь при себе нагрудный знак и служебное удостоверение. По номеру нагрудного знака можно будет позднее этого сотрудника найти, если возникнет необходимость.

После остановки автомобиля инспектор обязан без промедления подойти, представиться и назвать причину остановки. Предъявлять свое удостоверение он не обязан, но по просьбе водителя должен показать, не выпуская его из своих рук.

Теперь, собственно, о причинах остановки водителей сотрудниками ГИБДД . Когда речь идет об остановке на стационарном посту ДПС, то ни у кого из водителей вопросов не возникает. На стационарном посту, согласно выполнению своей государственной функции, инспекторы могут остановить любой автомобиль, в том числе и просто так, хотя бы для проверки документов.

А вот остановки вне стационарного поста вызывают множество недоумений и разногласий. Рассмотрим причины остановки автомобилей вне стационарных постов ДПС, попросту говоря – на дороге.

Остановка за нарушение ПДД.

Как обычно происходит «общение» с инспектором ГИБДД? Ваш автомобиль останавливает сотрудник, представляется и называет причину остановки – нарушение, например, требования знака или дорожной разметки, или, скажем, превышение скорости. После чего он может попросить для проверки ваше водительское удостоверение.

Если вы уверены в том, что ничего не нарушили, то можно попытаться оспорить обвинение на месте. В общих случаях так и нужно поступать, но если у инспектора будут доказательства нарушения, например, снимки камеры фотовидеофиксации, то оспорить будет нелегко. Вас могут попросить пройти в патрульную машину для составления документов. Сопротивляться не стоит, и если вы не согласны с обвинением, это нужно будет указать в протоколе.

При нарушении ПДД существует два вида документов: постановление-квитанция и протокол об административном правонарушении, который составляется в случае вашего несогласия с штрафными санкциями. Если вы нарушили Правила и вам все же выписали штраф, то на его оплату дается 70 дней, а в течение первых 10 дней постановление можно обжаловать (до 9 мая 2013 года на оплату штрафа отводилось всего 40 дней).

Остановить могут по ориентировке о причастности вашего автомобиля к правонарушению или ДТП.

Остановить также могут для опроса о происшествии, для привлечения в качестве понятого или для оказания кому-нибудь помощи. Вы можете отказаться – отказ в помощи не наказуем. А вот если вас остановили для того, чтобы использовать ваш автомобиль для выполнения служебного задания, но вы отказываетесь предоставить свой автомобиль, то за такой отказ выпишут штраф 500 рублей (ст.12.25 ч.1).

Если проводится какое-то спец.мероприятие, то остановить автомобиль для проверки могут в любом месте, независимо от того, нарушили вы что-то или нет. При этом сотрудник не обязан по требованию показывать вам Приказ о данном спец.мероприятии.

Остановка для проверки документов.

Проверка документов на право использования транспортного средства, на перевозимый груз, документы, удостоверяющие личность автовладельца и пассажиров до 20 октября 2017 года по закону должны были проверять только на стационарных постах ДПС. Если у вас требовали эти документы посреди дороги, т.е. не на стационарном посту, то на это у инспектора должны были быть весомые основания (ориентировка, сообщение дежурного и пр. то, о чем говорилось выше).

С 20 октября 2017 года проверка документов на дороге вне постов ДПС обрела законные основания. Подробнее — в статье Изменения в регламенте по надзору за соблюдением ПДД. Остановить автомобиль сотрудники ГИБДД имеют право в любом месте.

Как быть, если вам «не повезло» и инспектор выбрал именно ваш автомобиль. Первое что нужно сделать, это успокоиться и перестать мандражировать. Если это проверка документов – так предъявите, чем быстрее проверят, тем быстрее поедете дальше.

Излишняя раздражительность чаще всего идет только во вред. А ваша неуверенность наверняка может привлечь внимание инспектора. Даже легкое дрожание рук может вызвать подозрения. Выходить из машины совсем не обязательно – инспектор сам подойдет. Бывает так, что от долгой езды без остановок для отдыха, усталость накапливается, кровь в теле застаивается. Пока сидишь и смотришь на дорогу — внешне это никак не проявляется. Но стоит выйти из машины, как земля начинает «плыть» перед глазами — сказывается усталость. Попробуйте потом объяснить инспектору, что вы долгое время за рулем.

Основанием для просьбы выйти из машины может быть какая-нибудь неполадка (не горит, например, фара или что-то не так торчит из машины – нарушение правил перевозки грузов). Веским основанием может служить наличие у водителя признаков нездорового состояния или опьянения и вас могут попросить выйти и пройти в автомобиль инспектора.

Как не нужно вести себя в общении с инспектором.

Во-первых, инспектор тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо. Если вы действительно что-то нарушили и у инспектора есть доказательство, стоит это признать. Более того, если нарушение не очень грубое, можете отделаться устным предупреждением. Но если вы начнете, что называется, делать из инспектора, мягко сказать, не умного человека, согласитесь, никому не хочется признавать, что его «разводят», то инспектор найдет массу причин, чтобы выписать нарушение.

Во-вторых, не нужно грубить ни в каком случае. Умный человек всегда найдет, что ответить на грубое обращение, тем более, если этот человек в погонах. На страницах интернета есть множество различных примеров поведения и, так называемых «советов» и по не пристегнутым ремням, и за не включенный ближний свет и многое другое. Так поступать не нужно. Аргументы и оправдания должны быть весомые, а доказательства должны опираться на законодательную базу. Не стоит брать пример с людей, которые хамством пытаются доказать свою правоту.

Если чувствуете «развод» со стороны инспектора ГИБДД, то вам в помощь видеорегистратор, мобильный телефон, свидетели, в зависимости от ситуации. Ну и не забывайте свое несогласие отразить в протоколе.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: В бардачок

Самые читаемые разделы сайта

 

27 комментариев

  1. Павел

    04.01.2015 14:17

    Вопрос — обязательно-ли с 01.01.2015г. иметь на зимней резине шипы? Есть-ли шины «всесезонные» одновременно для лета и зимы? Хотя-бы для полноприводных автомобилей?

  2. Сергей Д.

    04.01.2015 21:20

    Здравствуйте Павел.

    Шипы – это не обязательный атрибут зимних шин. Наличие шипов на зимних шинах носит рекомендательный характер, и зависит, скорее, от климата в вашем регионе.

    «Всесезонные» шины есть, и последние годы их выпускают, в основном, для полноприводных автомобилей. Прочтите комментарии к статье Требования к шинам с 1 января. Там есть некоторая информация, которая касается всесезонных шин.

  3. Владимир

    25.02.2015 08:30

    Давайте уточним остановку вне стационарного поста: Первое: Вы пишите... при проведении спец.мероприятия сотрудник ГИБДД(ДПС) может остановить...

    Но в памяти у меня (не помню документ) есть такое: при проведении спец. мероприятий сотрудник должен быть в составе заградительного отряда в к-во не менее 3 человек... если не 3, то это уже не заградительный пост.

    Второе: как быть с маршрутным заданием (так, кажется, называется этот документ), где указано, что загр.отряд должен стоять с 1300 по 1308 км, а Вас остановили на 1315 км?

  4. Сергей Д.

    25.02.2015 12:44

    Здравствуйте Владимир.

    Когда проводится спец.мероприятие, вам никто не назовет истинную причину остановки, поскольку большинство подобных «операций» имеет свой гриф, и тем более не будут озвучивать количество участвующих сотрудников.

    Документы вы все равно будете обязаны предъявить, а сама проверка займет немного времени.

    Постовой лист сотрудники также не обязаны никому предъявлять, но, если вам покажется, что они проявляют к вам внимание очень настойчиво, вы можете корректно попросить показать этот лист, а заодно и удостоверение сотрудника.

    По большому счету, если с документами у вас все в порядке, и за вами нет дорожных «грехов», то бояться нечего.

    Но если вас интересует, как юридически обойти проверку документов на дороге, то это вопрос не сюда.

  5. Евгений

    13.03.2015 01:30

    Нужно ли давать вод. удостоверение инспектору в руки?

  6. Сергей Д.

    13.03.2015 07:39

    Здравствуйте Евгений.

    Именно так и нужно поступать, поскольку требование «передать для проверки» прописано в пункте 2.1.1 Правил.

  7. Андрей

    23.03.2015 11:26

    Здравствуйте!

    Выше Вы пишите: " А вот если вас остановили для того, чтобы использовать ваш автомобиль для выполнения служебного задания, ... "

    Вопрос, кто, когда и как будет оплачивать потраченный бензин « для выполнения служебного задания» и как нужно подтвердить что именно такой объём бензина был потрачен? А также как сотрудник ГИБДД должен доказать, что ему моё авто нужно именно для служебного задания, а не для доставки на, например, собственный садоогород или ещё куда по его личным делам?

  8. Сергей Д.

    23.03.2015 13:14

    Здравствуйте Андрей.

    Поверьте, эти случаи настолько редки, что переживать по этому поводу нет смысла. Сотрудник ничего не должен вам доказывать, он предлагает оказать помощь в предоставлении вашего автомобиля. Вы вправе отказаться.

    Административный регламент МВД, пункт 68: «При необходимости использования ТС сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения и предлагает водителю предоставить ему ТС, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования.

    Управление используемого ТС осуществляется самим водителем при отсутствии необходимости его отстранения от управления ТС.

    Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения».

    А потраченные 1-2 литра топлива не будут стоить всей последующей суматохи, чтобы вам вернули за них деньги.

  9. Андрей

    23.03.2015 13:37

    Закон есть закон, а жизнь есть жизнь! Мне что-то слабо верится, что сотрудник ГИБДД будет выписывать справку, когда он на служебном задании. Скорее всего, доедет, куда нужно и поминай как звали — только след его и простыл!

    А если ещё и он сам за руль захочет сесть, то авто в опасности. Уж лучше я 500р заплачу, но авто будет целое!

    И ещё, а какая может быть необходимость, при служебном задании, отстранить меня от управления авто?

  10. Сергей Д.

    23.03.2015 16:59

    Это стандартные причины, при которых инспектор вправе отстранить водителя от руля: если водитель без документов, если лишен прав, состояние опьянения.

    И в соответствии с федеральным законом «О полиции» (статья 13, пункт 37) « ... в случаях, не терпящих отлагательства …. с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба».

  11. Андрей

    24.03.2015 07:31

    Спасибо за ответ!

    Только лучше я заплачу 500 рублей, чем потом буду бегать, чтобы «выцарапать» у государства деньги за бензин и/или за материальный ущерб.

  12. Иван

    29.06.2015 22:27

    История , произошедшая 2 часа назад: Выезжаю на Т-образном перекрёстке на главную дорогу с поворотом налево. Останавливает инспектор. На мой вопрос о причине — отвечает, что я выехал на встречку, переехав сплошную линию. (у нас только вчера какая то шарашка наносила осевые линии на главной дороге и ... ВАЖНО... сплошная линия  была разорвана практически против почти осевой линии второстепенной улицы. Потребовал мои документы и ушел к машине инспектора старшего. Выйдя из машины, я вернулся на перекрёсток. замерил шагами отступ торца сплошной линии от линии тротуара моей улицы, убедился, что действительно повернуть налево с левой полосы второстепенной улицы практически невозможно, т.к надо полностью проехать полосу главной дороги (это можно) вплотную с торцом разделительной линии , но на оставшемся 3х метровом участке  повернуть под прямым углом  налево практически невозможно (радиус поворота моей машины 6 метров) отсюда я начал поворот не доезжая сплошной линии и задними колёсами пересек конец сплошной линии. Действительно  пересек, но по другому нельзя .

    Пошел к инспектору и говорю,что конец сплошной линии находится почти  посередине моей полосы второстепенной дороги и это явное нарушение правил  разметки дороги.Как должно быть правильно? Отвечает, что не их забота! Дорогу метят не они! Мы смотрим за правилами нарушения проезда перекрёстка.(п.8.6). Поясняю, что я не ехал по встречке, а только наехал задним колесом на конец сплошной линии! Наше дело выявлять нарушителей, отвечает мне.

    Хорошо, говорю, сейчас пойду на перекрёсток и посмотрю как его проходят  другие машины.  Их 7 машин, повернувших налево, 6 пересекли сплошную. Записал номера.Иду к инспектору.  Спрашиваю- вы зафиксировали сколько нарушений? Не мешайте работать! Машины все прошли мимо него без задержки.Высказываю критику в их избирательности, формализме по вылавливанию нарушителей и т.д. Короче начал «качать свои права».Подействовало. Вернул документы.  Пока я отходил в своей машине, разложил документы,  Перелистал Правила — я ничего кромольного не нашел в статье 8.6. Вдруг сзади меня останавливается  такая же  патрулька. Ищу глазами своего  инспектора — оказывается он  развернулся на перекрёстке и встал у меня сзади.  Что то ёкнуло в душе. Как только инспектор вышел из машины, я рванул с места и в первый же переулок. Объехал квартал  и снова  еду на своё место. Их машина стоит.  Задержал  еще две машины, Женщина-водитель плачет, говорит, что этой разметки не было вчера и я больше не буду тут ездить и т.п.  Ну, думаю, это они  выехали на колым. Встали в таком месте, где невозможно проехать без нарушения сплошной линии и ... пополняют бюджет.  

    Я спокойно записал  номер экипажа и их машины, поехал домой. 

    Два часа искал правила нанесения разметки на перекрёстке — НИЧЕГО НЕ НАШЁЛ! Прочел  ГОСТ52289-2004 и там ничего не говориться   про разметку перекрёстка. Сплошная линия должна прерываться для выезда на главную  по створу построек или тротуаров второстепенной улицы?? 

    Вот такая история. В советских Правилах я помню, что как определять разметку переходов и т.п. В новых  конкретности нет!!!Если сможете- прокомментируйте эту историю. Спасибо.

  13. Сергей Д.

    30.06.2015 22:16

    Здравствуйте Иван.

    Про этих инспекторов можно сказать, что к своей работе они относятся безответственно. К сожалению, таких случаев много. Что можно сделать – сфотографировать нанесенную разметку на перекрестке и написать письмо в ГИБДД с просьбой исправить ситуацию.

    В ГОСТ Р 52289-2004 есть приложение В, в котором даются рисунки к правилам применения технических средств организации движения. Можно обратить внимание на рисунок В.7. «Пример нанесения разметки перед нерегулируемым перекрестком с ограниченной видимостью».

    Так вот, судя по этому рисунку, линия разметки прерывается по границе проезжей части. Т.е. линия разметки не должна пересекать пересечение проезжих частей перекрестка.

  14. Ольга

    03.09.2015 01:32

    Огромная просьба подсказать, как лучше поступить? В правилах парковки есть пункт, запрещающий парковку авто на расстоянии менее 3 метров от сплошной линии, разделяющей противоположные стороны движения. Я оставила авто в ряду со многими другими и уехала на метро. Никаких запрещающих знаков не было, все всегда в этом месте паркуются. По возвращении, поздно вечером я обнаружила, что мой автомобиль эвакуирован. Потрачены нервы (это случилось поздно вечером), деньги и время на его возврат.

    Автомобиль маленький, и я, подробно изучив правила, на утро поехала и  замерила расстояние (рулеткой), как по итогу оказалось,  что «чистых» три метра до моего автомобиля есть. Как я могу опротестовать действия инспектора? И права ли я? Какие подтверждающие документы можно предоставить в ГИБДД? (Фото, свидетелей...и.т.д.) Вопрос ОЧЕНЬ спорный, может ответ кому-то еще пригодится... Заранее Огромное спасибо за ответ. Ольга. 03 сентября 2015г.

     

     

  15. Сергей Д.

    03.09.2015 20:39

    Здравствуйте Ольга.

    Ответил Вам на e-mail.

  16. Евгений

    10.05.2016 17:10

    Здравствуйте. Сегодня столкнулся с ИДПС, двигаясь по дороге на скутере (мопеде) с объемом двигателя до 50 куб.см. Предъявил водительское удостоверение, после чего инспектор убрал его в карман и пригласил в машину, где начал требовать предоставить документы на скутер. Узнав, что справку-счет из магазина я с собой не вожу, заявил что я обязан при себе иметь правоустанавливающие документы на скутер. На упоминание пункта правил 2.1.1 что я обязан ему предъявить только ВУ не реагировал.

    В итоге со словами «не до тебя сейчас» права вернул и отпустил, но как говорится «осадочек-то остался». Ситуация не единичная, в сети сейчас часто встречаются подобные истории. Хотелось бы услышать ответ, нужно ли доказывать инспектору что мопед действительно мой, какие документы при себе должен иметь водитель мопеда, кроме водительского удостоверения.

  17. Сергей Д.

    13.05.2016 11:32

    Здравствуйте Евгений.

    В пункте 2.1.1 ПДД перечислен перечень документов, которые должны быть «при себе» и передаваться для проверки сотруднику полиции: водитель мопеда или скутера до 50 куб.см. обязан иметь только водительское удостоверение.

    Водитель мопеда не обязан возить с собой и предъявлять для проверки документы, подтверждающие право его собственности на мопед.

    Относительно вашего диалога с инспектором, вас отпустили, потому что предъявить вам, по сути, было нечего. Требование инспектора предоставить для проверки документы на мопед незаконно. Но учитывая реальность нашей жизни и вероятность того, что эти требования со стороны сотрудников не прекратятся, имеет смысл к ним подготовиться.

    Например, в беседе с инспектором не просто ссылаться на пункт ПДД, а возить книжечку последней редакции Правил с собой, т.е. можно открыть и посмотреть спорный пункт.

    Аналогичный мопед может быть в розыске, поэтому, законной будет не только проверка документов на мопед, но и его задержание до выяснения. Следовательно, чтобы исключить потерю времени на выяснение отношений, целесообразно иметь при себе документ, подтверждающий право собственности на мопед (кассовый чек, договор купли-продажи, справка-счет), или доверенность на управление им.

    Если такого документа нет, то нужно как-то им заручиться, и предъявлять его не по первому требованию (нужно уважать свои права), а только в случае необходимости. Например, сначала стоит в мягкой форме поинтересоваться о причинах требования документа на право владения мопедом.

  18. Сергей

    04.10.2016 21:50

    Здравствуйте! Я проживаю в г. Волжский Волгоградской обл. Почти каждый вечер, после 21.00 сотрудники ГИБДД подъезжают к выезду гаражного кооператива, в большинстве случаев на одной машине (2 сотрудника) и начинают останавливать всех в подряд. С окна моей квартиры это очень хорошо видно. Эти проверки продолжаются более 1.5 лет. Хотелось бы узнать законность этой «ночной охоты» и куда можно послать подтверждающее видео, в случае их неправомерных действий.

  19. Сергей Д.

    05.10.2016 09:55

    Здравствуйте Сергей.

    Возникает встречный вопрос: если сотрудники действуют по регламенту и не превышают своих полномочий, тогда какие действия следует считать незаконными? В случае неправомерных действий с их стороны (они, ведь, понимают, что любые их действия могут быть «записаны»), существует телефон доверия ОСБ. Можно обратиться к ним и изложить свой вопрос.

  20. Михаил

    10.10.2016 18:01

    Добрый день!

    Подскажите, есть ли какой-то документ регламентирующий порядок использования технических средств для контроля за соблюдением ПДД.

    То есть, может ли инспектор ДПС стоять на перекрестке и фиксировать возможные нарушения ПДД с помощью портативной видеокамеры или мобильного телефона?

    Или же он должен использовать только регламентированные тех средства, которые должны иметь сертификацию и поверочные документы? Спасибо.

  21. Сергей Д.

    10.10.2016 20:26

    Здравствуйте Михаил.

    Интересующий вас документ – это административный регламент МВД, (пункт 46).

    Сотрудники ГИБДД могут использовать технические средства фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, не стоящие на балансе МВД.

  22. Вадим

    14.04.2017 19:49

    Здравствуйте. Какой знак должен стоять перед постом ДПС?

  23. Алексей

    17.05.2017 20:51

    Здравствуйте. Меня остановил инспектор дпс, проверил документы и начал ходить вокруг машины присматриваться то к шинам, то к стеклам, и указал мне на то что шины родной модели, и выписал постановление по п.5.5. шины у меня на одной оси разной модели но рисунок, размер одинаковы. Все радиальные. Прав ли он с постановлением? Спасибо.

  24. Сергей Д.

    18.05.2017 21:39

    Здравствуйте Алексей.

    В вопросе непонятно, шины были одной модели или разных моделей?

    В пункте 5.5 Перечня неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС указано: «На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, …».

    Т.е. на одной оси шины разных моделей не допускаются.

  25. Алексей

    19.05.2017 02:35

    Модели разные и названия разные. Но меня больше интересует имеет ли право инспектор после остановки и проверки документов выявлять какие-то нарушения.

  26. Сергей Д.

    19.05.2017 12:02

    Техническое состояние автомобиля при пройденном техосмотре имеют право проверять только на стационарном посту ДПС.

    Проверку осуществляет специалист технического надзора ГИБДД. Если вам нужен более подробный ответ юриста, вы можете задать вопрос в всплывающей форме либо пройти по ссылке и задать вопрос там.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.