Юридическая консультация онлайн

Памятка

Популярные статьи

Видеоуроки. ПДД и вождение

Разбор дорожных ситуаций

Это может быть интересно

Главная » В бардачок

Если вас остановил сотрудник ГИБДД

Если вас остановил сотрудник ГИБДД

Вы спокойно едете, соблюдаете ПДД, никого не обгоняете, не подрезаете, в общем, не нарушаете, и вдруг замечаете инспектора, который вежливо приглашает вас съехать на обочину или остановиться. В этот момент почти у каждого водителя начинается раздражение или легкий мандраж. За что…  что-то нарушил … или почему из всего потока именно я?

Знакомая ситуация? Редкого водителя обходят стороной такие «встречи». Главная проблема большинства водителей при общении с ГИБДД это боязнь сотрудника и незнание своих прав. К тому же, учитывая современное техническое оснащение патрульных машин, призванное следить за соблюдением ПДД и собирать доказательства нарушений, опасения становятся не напрасными, особенно, если участник дорожного движения часто пренебрегает Правилами.

Есть различные основания для остановки транспортного средства (об этом ниже), но основное из них — это нарушение Правил дорожного движения. Другими словами, если вы ничего не нарушили, то просто так, посреди дороги, например, для проверки документов, остановка будет считаться незаконной, так как в этом случае, для остановки автомобиля, у инспектора должно быть весомое основание.

Как по закону должен вести себя сотрудник ГИБДД?

Во-первых, остановить водителя может только патрульный автомобиль со специальной цветографической схемой: ДПС или полиция. Во-вторых, сотрудники ДПС должны останавливать автомобиль в таких местах, где остановка не запрещена ПДД (согласно изменениям административного регламента МВД РФ, вступивших в силу 4 ноября 2012 года, остановить могут в любом месте – в этом случае, если инспектор остановил автомобиль в неположенном для остановки месте, водитель вправе указать на это инспектору и, проехав далее, остановиться там, где остановка разрешена Правилами).

Сотрудник (инспектор) должен быть в форме, иметь при себе нагрудный знак и служебное удостоверение. По номеру нагрудного знака можно будет позднее этого сотрудника найти, если возникнет необходимость.

После остановки автомобиля инспектор обязан без промедления подойти, представиться и назвать причину остановки. Предъявлять свое удостоверение он не обязан, но по просьбе водителя должен показать, не выпуская его из своих рук.

Теперь, собственно, о причинах остановки водителей сотрудниками ГИБДД . Когда речь идет об остановке на стационарном посту ДПС, то ни у кого из водителей вопросов не возникает. На стационарном посту, согласно выполнению своей государственной функции, инспекторы могут остановить любой автомобиль, в том числе и просто так, хотя бы для проверки документов.

А вот остановки вне стационарного поста вызывают множество недоумений и разногласий. Рассмотрим причины остановки автомобилей вне стационарных постов ДПС, попросту говоря – на дороге.

Остановка за нарушение ПДД.

Как обычно происходит «общение» с инспектором ГИБДД? Ваш автомобиль останавливает сотрудник, представляется и называет причину остановки – нарушение, например, требования знака или дорожной разметки, или, скажем, превышение скорости. После чего он может попросить для проверки ваше водительское удостоверение.

Если вы уверены в том, что ничего не нарушили, то можно попытаться оспорить обвинение на месте. В общих случаях так и нужно поступать, но если у инспектора будут доказательства нарушения, например, снимки камеры фотовидеофиксации, то оспорить будет нелегко. Вас могут попросить пройти в патрульную машину для составления документов. Сопротивляться не стоит, и если вы не согласны с обвинением, это нужно будет указать в протоколе.

При нарушении ПДД существует два вида документов: постановление-квитанция и протокол об административном правонарушении, который составляется в случае вашего несогласия с штрафными санкциями. Если вы нарушили Правила и вам все же выписали штраф, то на его оплату дается 70 дней, а в течение первых 10 дней постановление можно обжаловать (до 9 мая 2013 года на оплату штрафа отводилось всего 40 дней).

Остановить могут по ориентировке о причастности вашего автомобиля к правонарушению или ДТП.

Остановить также могут для опроса о происшествии, для привлечения в качестве понятого или для оказания кому-нибудь помощи. Вы можете отказаться – отказ в помощи не наказуем. А вот если вас остановили для того, чтобы использовать ваш автомобиль для выполнения служебного задания, но вы отказываетесь предоставить свой автомобиль, то за такой отказ выпишут штраф 500 рублей (ст.12.25 ч.1).

Если проводится какое-то спец.мероприятие, то остановить автомобиль для проверки могут в любом месте, независимо от того, нарушили вы что-то или нет. При этом сотрудник не обязан по требованию показывать вам Приказ о данном спец.мероприятии.

Остановка для проверки документов.

Проверка документов на право использования транспортного средства, на перевозимый груз, документы, удостоверяющие личность автовладельца и пассажиров должны проверяться только на стационарных постах ДПС. Поэтому, если у вас требуют эти документы посреди дороги, т.е. не на стационарном посту, то на это у инспектора должны быть основания (ориентировка, сообщение дежурного и пр. то, о чем говорилось выше.)

Но очень часто вне стационарного поста останавливают именно для проверки документов, так сказать, для галочки. И для того, чтобы оправдать свои действия, причину остановки могут, при этом, назвать весомую – что-то типа «похожий автомобиль в угоне».

Как быть, если вам «не повезло» и инспектор выбрал именно ваш автомобиль. Первое что нужно сделать, это успокоиться и перестать мандражировать. Если это проверка документов – так предъявите, чем быстрее проверят, тем быстрее поедете дальше.

Излишняя раздражительность чаще всего идет только во вред. А ваша неуверенность наверняка может привлечь внимание инспектора. Даже легкое дрожание рук может вызвать подозрения. Выходить из машины совсем не обязательно – инспектор сам подойдет. Бывает так, что от долгой езды без остановок для отдыха, усталость накапливается, кровь в теле застаивается. Пока сидишь и смотришь на дорогу — внешне это никак не проявляется. Но стоит выйти из машины, как земля начинает «плыть» перед глазами — сказывается усталость. Попробуйте потом объяснить инспектору, что вы долгое время за рулем.

Основанием для просьбы выйти из машины может быть какая-нибудь неполадка (не горит, например, фара или что-то не так торчит из машины – нарушение правил перевозки грузов). Веским основанием может служить наличие у водителя признаков нездорового состояния или опьянения и вас могут попросить выйти и пройти в автомобиль инспектора.

Как не нужно вести себя в общении с инспектором.

Во-первых, инспектор тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо. Если вы действительно что-то нарушили и у инспектора есть доказательство, стоит это признать. Более того, если нарушение не очень грубое, можете отделаться устным предупреждением. Но если вы начнете, что называется, делать из инспектора, мягко сказать, не умного человека, согласитесь, никому не хочется признавать, что его «разводят», то инспектор найдет массу причин, чтобы выписать нарушение.

Во-вторых, не нужно грубить ни в каком случае. Умный человек всегда найдет, что ответить на грубое обращение, тем более, если этот человек в погонах. На страницах интернета есть множество различных примеров поведения и, так называемых «советов» и по не пристегнутым ремням, и за не включенный ближний свет и многое другое. Так поступать не нужно. Аргументы и оправдания должны быть весомые, а доказательства должны опираться на законодательную базу. Не стоит брать пример с людей, которые хамством пытаются доказать свою правоту.

Если чувствуете «развод» со стороны инспектора ГИБДД, то вам в помощь видеорегистратор, мобильный телефон, свидетели, в зависимости от ситуации. Ну и не забывайте свое несогласие отразить в протоколе.

Самые читаемые разделы сайта

23 комментария »

  • павел пишет:

    Вопрос — обязательно-ли с 01.01.2015г. иметь на зимней резине шипы? Есть-ли шины «всесезонные» одновременно для лета и зимы? Хотя-бы для полноприводных автомобилей?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Павел.

    Шипы – это не обязательный атрибут зимних шин. Наличие шипов на зимних шинах носит рекомендательный характер, и зависит, скорее, от климата в вашем регионе.

    «Всесезонные» шины есть, и последние годы их выпускают, в основном, для полноприводных автомобилей. Прочтите комментарии к статье Требования к шинам с 1 января. Там есть некоторая информация, которая касается всесезонных шин.

  • Владимир пишет:

    Давайте уточним остановку вне стационарного поста: Первое: Вы пишите... при проведении спец.мероприятия сотрудник ГИБДД(ДПС) может остановить... но в памяти у меня (не помню документ) есть такое: при проведении спец. мероприятий сотрудник должен быть в составе заградительного отряда в к-во не менее 3 человек... если не 3, то это уже не заградительный пост. Второе: как быть с маршрутным заданием (так, кажется, называется этот документ), где указано, что загр.отряд должен стоять с 1300 по 1308 км, а Вас остановили на 1315 км?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Владимир.

    Когда проводится спецмероприятие, вам никто не назовет истинную причину остановки, поскольку большинство подобных «операций» имеет свой гриф, и тем более не будут озвучивать количество участвующих сотрудников. Документы вы все равно будете обязаны предъявить, а сама проверка займет немного времени.

    Постовой лист сотрудники также не обязаны никому предъявлять, но, если вам покажется, что они проявляют к вам внимание очень настойчиво, вы можете корректно попросить показать этот лист, а заодно и удостоверение сотрудника.

    По большому счету, если с документами у вас все в порядке, и за вами нет дорожных «грехов», то бояться нечего. Но если вас интересует, как юридически обойти проверку документов на дороге, то это вопрос не сюда.

  • Евгений пишет:

    Нужно ли давать вод. удостоверение инспектору в руки?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Евгений.

    Именно так и нужно поступать, поскольку требование «передать для проверки» прописано в пункте 2.1.1 Правил.

  • Андрей пишет:

    Здравствуйте!

    Выше Вы пишите: " А вот если вас остановили для того, чтобы использовать ваш автомобиль для выполнения служебного задания, ... "

    Вопрос, кто, когда и как будет оплачивать потраченный бензин « для выполнения служебного задания» и как нужно подтвердить что именно такой объём бензина был потрачен? А также как сотрудник ГИБДД должен доказать, что ему моё авто нужно именно для служебного задания, а не для доставки на, например, собственный садоогород или ещё куда по его личным делам?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Андрей.

    Поверьте, эти случаи настолько редки, что переживать по этому поводу нет смысла. Сотрудник ничего не должен вам доказывать, он предлагает оказать помощь в предоставлении вашего автомобиля. Вы вправе отказаться.

    Административный регламент МВД, пункт 68: «При необходимости использования ТС сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения и предлагает водителю предоставить ему ТС, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования.

    Управление используемого ТС осуществляется самим водителем при отсутствии необходимости его отстранения от управления ТС.

    Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения».

    А потраченные 1-2 литра топлива не будут стоить всей последующей суматохи, чтобы вам вернули за них деньги.

  • Андрей пишет:

    Закон есть закон, а жизнь есть жизнь! Мне что-то слабо верится, что сотрудник ГИБДД будет выписывать справку, когда он на служебном задании. Скорее всего, доедет, куда нужно и поминай как звали — только след его и простыл! А если ещё и он сам за руль захочет сесть, то авто в опасности. Уж лучше я 500р заплачу, но авто будет целое!

    И ещё, а какая может быть необходимость, при служебном задании, отстранить меня от управления авто?

  • Сергей Д. пишет:

    Это стандартные причины, при которых инспектор вправе отстранить водителя от руля: если водитель без документов, если лишен прав, состояние опьянения. И в соответствии с федеральным законом «О полиции» (статья 13, пункт 37) « ... в случаях, не терпящих отлагательства …. с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба».

  • Андрей пишет:

    Спасибо за ответ!

    Только лучше я заплачу 500 рублей, чем потом буду бегать, чтобы «выцарапать» у государства деньги за бензин и/или за материальный ущерб.

  • Иван пишет:

    История , произошедшая 2 часа назад: Выезжаю на Т-образном перекрёстке на главную дорогу с поворотом налево. Останавливает инспектор. На мой вопрос о причине — отвечает, что я выехал на встречку, переехав сплошную линию. (у нас только вчера какая то шарашка наносила осевые линии на главной дороге и ... ВАЖНО... сплошная линия  была разорвана практически против почти осевой линии второстепенной улицы. Потребовал мои документы и ушел к машине инспектора старшего. Выйдя из машины, я вернулся на перекрёсток. замерил шагами отступ торца сплошной линии от линии тротуара моей улицы, убедился, что действительно повернуть налево с левой полосы второстепенной улицы практически невозможно, т.к надо полностью проехать полосу главной дороги (это можно) вплотную с торцом разделительной линии , но на оставшемся 3х метровом участке  повернуть под прямым углом  налево практически невозможно (радиус поворота моей машины 6 метров) отсюда я начал поворот не доезжая сплошной линии и задними колёсами пересек конец сплошной линии. Действительно  пересек, но по другому нельзя .

    Пошел к инспектору и говорю,что конец сплошной линии находится почти  посередине моей полосы второстепенной дороги и это явное нарушение правил  разметки дороги.Как должно быть правильно? Отвечает, что не их забота! Дорогу метят не они! Мы смотрим за правилами нарушения проезда перекрёстка.(п.8.6). Поясняю, что я не ехал по встречке, а только наехал задним колесом на конец сплошной линии! Наше дело выявлять нарушителей, отвечает мне.

    Хорошо, говорю, сейчас пойду на перекрёсток и посмотрю как его проходят  другие машины.  Их 7 машин, повернувших налево, 6 пересекли сплошную. Записал номера.Иду к инспектору.  Спрашиваю- вы зафиксировали сколько нарушений? Не мешайте работать! Машины все прошли мимо него без задержки.Высказываю критику в их избирательности, формализме по вылавливанию нарушителей и т.д. Короче начал «качать свои права».Подействовало. Вернул документы.  Пока я отходил в своей машине, разложил документы,  Перелистал Правила — я ничего кромольного не нашел в статье 8.6. Вдруг сзади меня останавливается  такая же  патрулька. Ищу глазами своего  инспектора — оказывается он  развернулся на перекрёстке и встал у меня сзади.  Что то ёкнуло в душе. Как только инспектор вышел из машины, я рванул с места и в первый же переулок. Объехал квартал  и снова  еду на своё место. Их машина стоит.  Задержал  еще две машины, Женщина-водитель плачет, говорит, что этой разметки не было вчера и я больше не буду тут ездить и т.п.  Ну, думаю, это они  выехали на колым. Встали в таком месте, где невозможно проехать без нарушения сплошной линии и ... пополняют бюджет.  

    Я спокойно записал  номер экипажа и их машины, поехал домой. 

    Два часа искал правила нанесения разметки на перекрёстке — НИЧЕГО НЕ НАШЁЛ! Прочел  ГОСТ52289-2004 и там ничего не говориться   про разметку перекрёстка. Сплошная линия должна прерываться для выезда на главную  по створу построек или тротуаров второстепенной улицы?? 

    Вот такая история. В советских Правилах я помню, что как определять разметку переходов и т.п. В новых  конкретности нет!!!Если сможете- прокомментируйте эту историю. Спасибо.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Иван.

    Про этих инспекторов можно сказать, что к своей работе они относятся безответственно. К сожалению, таких случаев много. Что можно сделать – сфотографировать нанесенную разметку на перекрестке и написать письмо в ГИБДД с просьбой исправить ситуацию.

    В ГОСТ Р 52289-2004 есть приложение В, в котором даются рисунки к правилам применения технических средств организации движения. Можно обратить внимание на рисунок В.7. «Пример нанесения разметки перед нерегулируемым перекрестком с ограниченной видимостью».

    Так вот, судя по этому рисунку, линия разметки прерывается по границе проезжей части. Т.е. линия разметки не должна пересекать пересечение проезжих частей перекрестка.

  • Ольга пишет:

    Огромная просьба подсказать, как лучше поступить? В правилах парковки есть пункт, запрещающий парковку авто на расстоянии менее 3 метров от сплошной линии, разделяющей противоположные стороны движения. Я оставила авто в ряду со многими другими и уехала на метро. Никаких запрещающих знаков не было, все всегда в этом месте паркуются. По возвращении, поздно вечером я обнаружила, что мой автомобиль эвакуирован. Потрачены нервы (это случилось поздно вечером), деньги и время на его возврат.

    Автомобиль маленький, и я, подробно изучив правила, на утро поехала и  замерила расстояние (рулеткой), как по итогу оказалось,  что «чистых» три метра до моего автомобиля есть. Как я могу опротестовать действия инспектора? И права ли я? Какие подтверждающие документы можно предоставить в ГИБДД? (Фото, свидетелей...и.т.д.) Вопрос ОЧЕНЬ спорный, может ответ кому-то еще пригодится... Заранее Огромное спасибо за ответ. Ольга. 03 сентября 2015г.

     

     

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Ольга.

    Ответил Вам на e-mail.

  • Владимир пишет:

    Добрый день! Скажите пожалуйста, не содержит ли противоречий требование п.11.4 в котором обгон запрещен «в конце подъема, на опасных поворотах и других местах с ограниченной видимостью».

    Дело в том, что перед левом открытом поворотом, при отличной видимости на 500 м и более, может стоять знак «опасный поворот», но это место не является местом с ограниченной видимостью и в таком случае обгон не запрещен. Мне кажется здесь заложен «капкан» для водителей и возможность двоякого толкования правил.  

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Владимир.

    Возможность двоякого толкования Правил существовала всегда, равно, как всегда существует и возможность нарушения Правил. Другой вопрос, с какой целью это делается?

    В ПДД невозможно охватить абсолютно все случаи, к которым, в той или иной степени, может быть применен какой-либо запрет. Нужно понимать, что дело даже не в квалификации водителей, а в неодинаковости восприятия ими дорожной обстановки и в разной оценке возможностей выхода из ситуации. И чтобы не возникало разногласий, на определенных участках дорог вводятся некоторые ограничения.

    Ограничение или запрет на исполнение обгона распространяется на конкретный участок дороги, движение по которому осуществляется в ОБЕ стороны.

    Кажущаяся возможность безопасного обгона на изгибе дороги с одной ее стороны (например, когда от вас дорога поворачивает налево и весь изгиб дороги у вас перед глазами) полностью перечеркивается, когда вы едете со встречного направления (т.е. теперь от вас дорога поворачивает направо).

    Выполняя обгон, когда дорога уходит вправо, обзор некоторого ее участка будет скрываться за обгоняемым автомобилем (возможно, это будет большой автомобиль), что всегда небезопасно. Такой расклад нужно понимать и в том случае, если знак «Опасный поворот» отсутствует.

    Отсюда можно сделать вывод, что любые ограничения на дороге следует воспринимать не как ущемление прав, а как необходимость обратить внимание на возможную опасность.

  • Евгений пишет:

    Здравствуйте. Сегодня столкнулся с ИДПС, двигаясь по дороге на скутере (мопеде) с объемом двигателя до 50 куб.см. Предъявил водительское удостоверение, после чего инспектор убрал его в карман и пригласил в машину, где начал требовать предоставить документы на скутер. Узнав, что справку-счет из магазина я с собой не вожу, заявил что я обязан при себе иметь правоустанавливающие документы на скутер. На упоминание пункта правил 2.1.1 что я обязан ему предъявить только ВУ не реагировал.

    В итоге со словами «не до тебя сейчас» права вернул и отпустил, но как говорится «осадочек-то остался». Ситуация не единичная, в сети сейчас часто встречаются подобные истории. Хотелось бы услышать ответ, нужно ли доказывать инспектору что мопед действительно мой, какие документы при себе должен иметь водитель мопеда, кроме водительского удостоверения.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Евгений.

    В пункте 2.1.1 ПДД перечислен перечень документов, которые должны быть «при себе» и передаваться для проверки сотруднику полиции: водитель мопеда или скутера до 50 куб.см. обязан иметь только водительское удостоверение.

    Водитель мопеда не обязан возить с собой и предъявлять для проверки документы, подтверждающие право его собственности на мопед.

    Относительно вашего диалога с инспектором, вас отпустили, потому что предъявить вам, по сути, было нечего. Требование инспектора предоставить для проверки документы на мопед незаконно. Но учитывая реальность нашей жизни и вероятность того, что эти требования со стороны сотрудников не прекратятся, имеет смысл к ним подготовиться.

    Например, в беседе с инспектором не просто ссылаться на пункт ПДД, а возить книжечку последней редакции Правил с собой, т.е. можно открыть и посмотреть спорный пункт.

    Аналогичный мопед может быть в розыске, поэтому, законной будет не только проверка документов на мопед, но и его задержание до выяснения. Следовательно, чтобы исключить потерю времени на выяснение отношений, целесообразно иметь при себе документ, подтверждающий право собственности на мопед (кассовый чек, договор купли-продажи, справка-счет), или доверенность на управление им.

    Если такого документа нет, то нужно как-то им заручиться, и предъявлять его не по первому требованию (нужно уважать свои права), а только в случае необходимости. Например, сначала стоит в мягкой форме поинтересоваться о причинах требования документа на право владения мопедом.

  • Сергей пишет:

    Здравствуйте! Я проживаю в г. Волжский Волгоградской обл. Почти каждый вечер, после 21.00 сотрудники ГИБДД подъезжают к выезду гаражного кооператива, в большинстве случаев на одной машине (2 сотрудника) и начинают останавливать всех в подряд. С окна моей квартиры это очень хорошо видно. Эти проверки продолжаются более 1.5 лет. Хотелось бы узнать законность этой «ночной охоты» и куда можно послать подтверждающее видео, в случае их неправомерных действий.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Сергей.

    Возникает встречный вопрос: если сотрудники действуют по регламенту и не превышают своих полномочий, тогда какие действия следует считать незаконными? В случае неправомерных действий с их стороны (они, ведь, понимают, что любые их действия могут быть «записаны»), существует телефон доверия ОСБ. Можно обратиться к ним и изложить свой вопрос.

  • Михаил пишет:

    Добрый день!

    Подскажите, есть ли какой-то документ регламентирующий порядок использования технических средств для контроля за соблюдением ПДД. То есть, может ли инспектор ДПС стоять на перекрестке и фиксировать возможные нарушения ПДД с помощью портативной видеокамеры или мобильного телефона? Или же он должен использовать только регламентированные тех средства, которые должны иметь сертификацию и поверочные документы? Спасибо.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Михаил.

    Интересующий вас документ – это административный регламент МВД, (пункт 46). Сотрудники ГИБДД могут использовать технические средства фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, не стоящие на балансе МВД.

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.