Опасное вождение


Комментариев нет

Понятие «опасное вождение» введено в ПДД РФ с 8 июня 2016 года.

Материал данной статьи является как бы предисторией к будущим поправкам того периода, когда назрела необходимость как-то классифицировать действия водителей, создающих аварийные ситуации.

Далее, по тексту:

Как «опасное вождение» появилось в ПДД
Что такое «опасное вождение»

Как «опасное вождение» появилось в ПДД

Долгое время в законодательных структурах велось обсуждение дорожных ситуаций, в результате образования которых возникает вероятность ДТП.

Целью тех обсуждений было дать определение понятию «опасное вождение». Необходимо было выяснить, что такое опасное вождение, какие действия водителя можно считать опасными по отношению к другим участникам движения.

Сложность квалификации подобных ситуаций состоит в том, что все они переменчивые, ведь, каждая из них развивается в разных обстоятельствах.

Одни ситуации возникают в результате грубого нарушения ПДД кем-то из участников, а другие ситуации протекают в рамках ПДД, т.е. никто из участвующих Правила не нарушает.

Тем не менее, несмотря на отсутствие нарушений, между участниками создается аварийная ситуация, или, по-другому, возникает опасность.

Опасность заключается в том, что в результате неких манипуляций органами управления автомобиля, следствием которых являются чаще всего резкое перестроение (смена полосы), резкое торможение и др., зачинщик вынуждает других водителей как-то на это реагировать.

Например, он вынуждает тормозить или совершить какой-то маневр, чтобы избежать наезда на зачинщика или столкновения с зачинщиком либо с кем-то еще, едущим рядом.

Часто подобные вынужденные маневры заканчиваются потерей управления, и это приводит к ДТП, а «нарушитель спокойствия», как ни в чем не бывало, продолжает свое движение далее.

Поскольку в ДТП его машина не участвовала, то и вины его как бы нет.

Во время разбора происшествия, в поиске его причин возникает вопрос: а что вынудило пострадавшего так сманеврировать, что в результате теперь уже ЕГО действий произошло ДТП?

Ответ очевиден: причиной оказались какие-то действия едущего впереди или сбоку автомобиля. Если бы тот не затормозил резко (не подрезал, не сократил до минимума боковой интервал и пр.), то ничего бы не произошло.

Аварийные случаи возникают часто, но, ведь, одно дело, когда событие происходит по каким-то внешним причинам, а совсем другое дело, когда едущий впереди или сбоку специально провоцирует другого на ответную реакцию.

К провокационным действиям можно смело отнести поступки так называемых «учителей» на дороге.

Например, его случайно где-то прижали, подрезали, далее, он обгоняет, и начинает мстить: тормозит, вынуждая прибегать к торможению своего «обидчика», и ускоряется. Снова тормозит и опять ускоряется.

 

Самое интересное, что эти действия происходят в рамках ПДД. Этот, так называемый «учитель», не нарушает требования дорожных знаков, не превышает скоростной режим, не пересекает сплошную и др.

Это один из многих примеров неуравновешенного поведения на дороге и разбираться в его причинах нет смысла. Когда при этом не нарушается ни один пункт Правил, то и состава нарушения вроде бы нет.

Но в результате такого «учительства» ситуация на дороге становится напряженной, опасной и нервной.

Реакция на такое «учительство» может быть любой, в том числе, привести к потере управления автомобилем и к ДТП. Кого в таком случае считать виновным в ДТП?

Вот и возникла необходимость как-то квалифицировать подобные ситуации и дать определение опасному вождению.

Что такое опасное вождение

Что такое «опасное вождение»? Само понятие «опасность» воспринимается людьми по-разному. У одних она сопряжена с угрозой их материальному благополучию, у других — с угрозой здоровью себе и близким.

К опасному вождению можно смело отнести такое поведение водителя на дороге, которое провоцирует возникновение ситуаций, создающих некую угрозу, реакция на которую может стать причиной потери управления, столкновения, опрокидывания и пр.

Последствия реакции на неожиданные действия оппонента уже могут привести к ДТП. Но эти последствия, во многом, зависят от того, на сколько вы будете готовы к разрешению таких опасных ситуаций.

К «опасному вождению», как действиям создающим опасность, можно приписать абсолютно разные деяния на дороге, при этом, нужно понимать следующее:

Одно дело, когда имеется явная провокация со стороны какого-то водителя, вынуждающая, например, резко затормозить или изменить траекторию движения.

И другое дело, когда подобные ситуации возникают без злого умысла, по каким-то другим причинам, например, по невнимательности, из-за собственной поздней реакции.

И в первом и во втором случае вы вынуждены каким-то образом на это реагировать. И точно так же последствия вашей реакции будут зависеть от вашей готовности своевременно реагировать.

Справа

Если обобщить, то опасные ситуации на дороге сами по себе могут возникнуть по абсолютно разным обстоятельствам, а не только по причине чьего-то опасного вождения. Поэтому важно быть к ним готовым.

 

Понятие «опасное вождение» (не термин, а понятие) с 8 июня 2016 года внесено в пункт 2.7 ПДД. С этой даты оно обрело юридическую силу.

Безусловно, это полезное решение. Появилась возможность выявлять истинного нарушителя — провокатора, который своими опасными действиями создает угрозу.

К таким действиям относятся:

  • Невыполнение при перестроении требования уступить дорогу ТС, пользующемуся преимуществом;
  • Перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты;
  • Несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
  • Несоблюдение бокового интервала;
  • Резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП;
  • Препятствование обгону.

Таким образом, опасное вождение — это любое из перечисленных выше действий.

Действительность на дороге такова, что вы вынуждены все время находиться в «состоянии принятия решения». Чем больше поток машин, тем, естественно, это состояние напряженнее.

Вы принимаете решение исходя из того, что вы видите. Для этого важно постоянно наблюдать за ситуацией вокруг своего автомобиля.

Безопасное пространство формируется безопасной дистанцией, которая выбирается исходя из собственной скорости движения с учетом скорости потока машин, и безопасного бокового интервала.

См. статью Почему важно соблюдать дистанцию и Количество полос и боковой интервал.

Боковой интервал важно выдерживать не только во время попутного движения, но и в процессе выполнения маневров. См. статью Что такое «маневр» в ПДД.

Для того чтобы не стать участником аварийной ситуации, созданной другим водителем, например, когда вы едете сзади, нужно постоянно «мониторить» ситуацию впереди себя, и прогнозировать ее развитие.

Слева

Обращайте внимание на работу световой сигнализации едущих впереди машин («поворотники», «стопы») и на то, как машины перемещаются. См. статью Прогнозирование дорожных ситуаций.

Этот «мониторинг» для всех едущих сзади есть не что иное, как сбор своей информации, и контроль ситуации уже вокруг своего автомобиля со всех его сторон.

Разумеется, абсолютно все предусмотреть невозможно, но когда автомобиль движется с безопасной скоростью, всегда остаются дополнительные секунды на принятие правильного решения, вплоть до безопасной остановки автомобиля.

 

Соблюдение Правил важно, но для безопасного передвижения этого недостаточно. Соблюдение ПДД, безусловно, упорядочивает дорожное движение и повышает его безопасность, но не спасает от аварии.

Для того чтобы была возможность избежать ДТП, критически важно непрерывное наблюдение за дорогой, обязательный учет дорожных и погодных условий в данный момент времени и постоянная готовность к любому изменению дорожной ситуации.

Этому нужно учиться. Само по себе умение наблюдать за дорогой не приходит. Нужно знать мертвые (слепые) зоны своего автомобиля, зоны обзора зеркал заднего вида.

Внимание следует тренировать в повседневных поездках, ну и не лениться «крутить» головой по сторонам. Это нужно для подтверждения того, что зеркала вас не обманывают.

В комплексе с умением хорошо управлять своим автомобилем такой подход к окружающей действительности позволит избежать многих неприятностей на дороге.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей ситуацией. Мы с вами можем ее рассмотреть, и если понадобится, провести работу над «ошибками».

В продолжение темы «что такое опасное вождение» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Куда смотреть за рулем, чтобы не попасть в ДТП;
О слепой (мертвой) зоне автомобиля;
Почему важно соблюдать дистанцию;
Что такое ДТП и как его избежать;
Применение звукового сигнала;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Безопасность

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.