Юридическая консультация онлайн

Памятка

Популярные статьи

Видеоуроки. ПДД и вождение

Разбор дорожных ситуаций

Это может быть интересно

Главная » Безопасность

Опасное вождение

Опасное вождение

В настоящее время в законодательных структурах ведется обсуждение дорожных ситуаций, в результате образования которых возникает вероятность ДТП. Цель этих обсуждений – дать определение понятию «опасное вождение», т.е. выяснить, что это такое — опасное вождение, или какие действия водителя можно отнести к опасным по отношению к другим участникам движения. На основании заключений планируется внести изменения в ПДД (Изменения в ПДД по опасному вождению вступили в силу 8 июня 2016 года).

Сложность квалификации подобных ситуаций в том, что одни ситуации возникают в результате грубого нарушения ПДД, а другие ситуации протекают в рамках Правил, т.е. ПДД не нарушаются. Но аварийная ситуация, по-другому, опасность, тем не менее, создается.

Т.е. водитель в результате неких манипуляций органами управления автомобиля, следствием которых являются чаще всего резкое перестроение (смена полосы), резкое торможение и др., вынуждает других водителей как-то реагировать, например, тормозить или совершить какой-то маневр, чтобы избежать наезда или столкновения.

Нередко подобные вынужденные маневры заканчиваются потерей управления, что часто приводит к ДТП, а «нарушитель спокойствия», как ни в чем не бывало, продолжает свое движение далее. Поскольку в ДТП его машина не участвовала, то и вины его как бы нет.

Во время разбора происшествия, в поиске его причин возникает вопрос: а что вынудило пострадавшего так сманеврировать, что в результате теперь уже ЕГО действий произошло ДТП?

Ответ очевиден – причиной оказались какие-то действия едущего впереди или сбоку автомобиля. Если бы тот не затормозил резко (не подрезал, не сократил до минимума боковой интервал и пр.), то ничего бы не произошло.

 

Подобные случаи нередки, но, ведь, одно дело, когда едущий впереди или сбоку специально провоцирует другого на ответную реакцию, а другое дело, когда событие происходит по каким-то внешним причинам.

К провокационным действиям можно смело отнести поступки так называемых «учителей» на дороге. Например, его случайно где-то прижали, подрезали, далее, он обгоняет, и начинает мстить: тормозит, вынуждая прибегать к торможению своего «обидчика», и ускоряется. Снова тормозит и опять ускоряется. Эти действия, нужно отметить, происходят в рамках ПДД.

Это один из многих примеров неуравновешенного поведения на дороге и разбираться в его причинах нет смысла. Когда при этом не нарушается ни один пункт Правил, то и состава нарушения вроде бы нет. Но в результате такого «учительства» ситуация на дороге становится напряженной, опасной, обстоятельства могут сложиться любым образом, в том числе, привести к потере управления автомобилем и ДТП. Кого считать виновным в ДТП в таком случае?

Вот и возникла необходимость как-то квалифицировать подобные ситуации и дать определение опасному вождению.

Что такое «опасное вождение»? Само понятие «опасный» воспринимается людьми по-разному. К опасному вождению можно смело отнести такое поведение водителя на дороге, которое провоцирует возникновение ситуаций, создающих некую угрозу, реакция на которую может стать причиной потери управления, столкновения, опрокидывания и пр., или угрозой жизни.

В скором времени этому термину будет дано официальное определение, и оно обретет юридическую силу. Безусловно, это будет очень полезное решение. Появится возможность выявлять истинного нарушителя – провокатора, который своими опасными действиями создает угрозу. (Понятие «опасное вождение» (не термин, а понятие) с 8 июня 2016 года внесено в пункт 2.7 ПДД).

Но нужно понимать, одно дело, когда имеется явная провокация со стороны одного водителя, вынуждающая, например, резко затормозить или изменить траекторию движения, а другое дело, когда подобные ситуации возникают без злого умысла, по каким-то другим причинам, например, по невнимательности. И в первом и во втором случае другой водитель вынужден как-то на это реагировать. Последствия, во многом, зависят от того, на сколько водитель будет готов к разрешению таких опасных ситуаций.

Т.е. опасные ситуации на дороге сами по себе могут возникнуть по абсолютно разным обстоятельствам, а не только по причине чьего-то опасного вождения. Поэтому важно быть к ним готовым.

Действительность на дороге такова, что водитель вынужден все время находиться в «состоянии принятия решения», и чем больше поток машин, тем, естественно, это состояние напряженнее. Водитель принимает решение исходя из того, что он видит. Для этого требуется постоянное наблюдение за ситуацией вокруг своего автомобиля.

Безопасное пространство создается формированием безопасной дистанции, которая выбирается исходя из собственной скорости движения с учетом скорости потока машин, и безопасного бокового интервала, который важно учитывать не только во время попутного движения на дорогах в две полосы и более, но и во время выполнения маневров.

На основании полученной информации с дороги водитель решает что предпринять: добавить «газу», притормозить, сместить автомобиль вправо или влево, объехать, остановиться, в общем, осуществить какой-то маневр. И если водитель что-то не учел, или не предусмотрел, то не исключено, что во время маневра может сложиться опасная (аварийная) ситуация как для него, так и для других участников движения.

Для того чтобы не оказаться участником созданной аварийной ситуации, другим водителям, например, которые едут сзади, требуется эту ситуацию впереди себя постоянно «мониторить» и прогнозировать ее развитие, учитывая работу световой сигнализации едущих впереди машин («поворотники», «стопы»). Этот «мониторинг» для едущих сзади есть не что иное, как сбор своей информации, и контроль ситуации уже вокруг своего автомобиля со всех его сторон.

Разумеется, абсолютно все предусмотреть невозможно, но когда автомобиль движется с безопасной скоростью, всегда остаются дополнительные секунды на принятие правильного решения, вплоть до безопасной остановки автомобиля.

Соблюдение Правил важно, но для безопасного передвижения этого недостаточно. Соблюдение ПДД, безусловно, упорядочивает дорожное движение и повышает его безопасность, но не спасает от аварии. Для того чтобы была возможность избежать ДТП, критически важно непрерывное наблюдение за дорогой, обязательный учет дорожных и погодных условий в данный момент времени и постоянная готовность к любому изменению дорожной ситуации.

Этому нужно учиться. Само по себе умение наблюдать за дорогой не приходит. Нужно знать мертвые (слепые) зоны своего автомобиля, зоны обзора зеркал заднего вида. Внимание следует тренировать в повседневных поездках, ну и не лениться «крутить» головой по сторонам. Это нужно для подтверждения реальности, и того, что зеркала вас не обманывают.

В комплексе с умением хорошо управлять своим автомобилем такой подход к действительности позволит избежать многих неприятностей на дороге.

Будьте внимательны за рулем, уважайте друг друга, берегите себя и окружающих.

Самые читаемые разделы сайта

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.