Юридическая консультация онлайн

Памятка

Популярные статьи

Видеоуроки. ПДД и вождение

Разбор дорожных ситуаций

Это может быть интересно

Главная » Безопасность

Как не «улететь» со скользкой дороги

11 февраля 2017Комментариев нет
Как не «улететь» со скользкой дороги

Под выражением «улететь с дороги» следует понимать потерю управления, вследствие чего автомобиль может легко оказаться за ее пределами, разумеется, если его ничто не остановит на этом «пути».

Зимой природа создает для этого все условия: переменчивая погода, скользкая дорога, снегопад, дорожная колея с обледенелыми краями. Потерять управление легко и на относительно «чистой», т.е. свободной от снега дороге.

Как такое вообще происходит? Со стороны ситуация выглядит как мистическая: автомобиль едет по ровной дороге, и вдруг, ни с чего, его начинает водить из стороны в сторону, затем, крутить, после чего неуправляемая машина может оказаться где угодно: либо на встречной полосе, либо в сугробе, либо ее вовсе выбрасывает с дороги. Последствия могут быть самые жуткие.

У последствий такого виляния и кручения всего две причины: неправильное или несвоевременное торможение и неправильная работа рулевым колесом, плюс эти действия происходят на небезопасной скорости, т.е. скорости большей, чем она необходима для безопасного движения по этому конкретному участку дороги. Но что значит «неправильное», и каким тогда должно быть правильное руление или торможение?

Рулить следует плавно, без резких движений. Сам по себе автомобиль вилять не станет. Автомобиль ведет себя одинаково как на скользкой дороге, так и на не скользкой, каким является, например, летний сухой асфальт. Т.е. автомобиль едет, разгоняется, поворачивает, тормозит, снова едет и так далее. Разницы нет. Тогда почему происходят подобные «выкрутасы»?

Автомобиль опирается на дорогу четырьмя колесами, образуя пятна их контакта. И этот контакт – есть сила сцепления колес с дорожным покрытием.

 

Разница между летним и зимним вариантом движения лишь в том, что на скользкой поверхности сцепление колес с дорожным покрытием теряется на значительно меньшей скорости, чем на не скользкой. Добавим сюда физику движения, т.е. нагрузку — разгрузку по осям и колесам автомобиля, и получим полный набор причин его зимней курсовой «неустойчивости».

В статьях Как научиться ездить ровно и Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля есть разъяснение, как перезагружаются левые и правые колеса в процессе их поворота в левую или правую сторону. Там же есть рекомендации по выходу из заноса на переднем и заднем типе привода автомобиля.

Автомобиль едет туда, куда направлены его передние колеса. Предположим, нужно перестроиться. На дороге небольшая снежная колея. Что обычно происходит, когда руль повернут, а машина не поворачивает или откликается на поворот руля слабо, но продолжает при этом ехать вперед? Возникает желание еще больше довернуть руль, чтобы автомобиль, так сказать, повернул, в конце концов. Этого делать нельзя.

Именно этот добавочный поворот рулевым колесом и является ошибочным действием. Почему? Когда автомобиль на скользкой дороге не слушается руля, это значит, что управляющие колеса не цепляются за дорогу, а скользят по ней. Еще больший поворот руля повернет передние колеса еще сильнее, но пока колеса не зацепятся за дорожную поверхность, этот большой угол поворота колес никак не повлияет на траекторию движения.

Но стоит только в какой-то момент передним колесам зацепиться за дорогу, как автомобиль поедет именно в том направлении, куда они (передние колеса) будут повернуты. Поедет – это мягко сказано, с учетом скорости и качества «зацепа» его просто «бросит» в ту сторону. В таком случае, чтобы удержать машину на дороге, от водителя потребуется немало усилий.

Чтобы избежать подобных «поворотов», нужно запомнить правило: автомобиль остается управляемым только при наличии сцепления у его колес с дорожным полотном, т.е. когда колеса катятся. Если колеса начинают скользить, значит, скорость в данном случае высокая. На прямом участке скорость можно снизить плавным, именно плавным (не резким) сбросом «газа» на «прямых» колесах, ни в коем случае не торможением.

Одновременно кратковременный сброс «газа» загрузит переднюю ось, и таким образом усилит давление на передние колеса – они зацепятся за дорогу. Но сброс «газа» необходимо делать только на «прямых» колесах, т.е. угол поворота руля равен нулю, и ни в коем случае не тормозить, когда автомобиль не слушается руля. Когда сцепление колес с дорогой неравномерное, торможение может вызвать разворачивающий момент в поперечной оси, и машину начнет вращать.

Когда начинает развиваться занос, автомобиль с передним приводом нужно стабилизировать добавлением «газа», в этом случае «передок» как бы вытягивает машину из заноса. На заднеприводном автомобиле занос стабилизируется наоборот, сбросом «газа», в таком случае «задок» перестает «толкать» машину вперед.

Если автомобиль перестает поворачивать на дуге поворота, такое явление называется снос, то нужно вернуть руль немного обратно, но не в прямое положение, я лишь немного его отпустить. Смысл такой же – нужно дать колесам зацепиться за дорогу. На зимней дуге поворота решающий фактор – скорость, поэтому ее необходимо сбавить еще до вхождения в поворот.

Чтобы не потерять управление в повороте, сам поворот, т.е. дугу поворота, следует проходить на постоянном «газе» и без лишних поворотов (доворотов) руля. О том, почему нужно действовать именно так, подробно изложено в статье Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота.

В несколько похожей ситуации в том плане, как легко можно «улететь» с дороги, можно оказаться не только зимой, но и летом. Понятие «скользкий участок» вовсе не означает, что обязательно должно быть холодно и на дороге имеется лед. На твердом асфальте может оказаться песок, глина, мелкий щебень и прочие наносы. В статье Хотел обогнать, но не повезло рассмотрен случай, в котором нечто подобное сыграло с водителем злую шутку.

Электронные системы стабилизации в подобных случаях значительно облегчают работу водителю, но не следует целиком полагаться только на них. Когда есть некая уверенность, что в случае чего эта система удержит автомобиль, то бдительность теряется. Все ошибки водителя система стабилизации выправить не может, главный за рулем все равно остается водитель, и только он в ответе за свои действия.

Будьте внимательны за рулем, берегите себя и окружающих.

Самые читаемые разделы сайта

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.