Для чего тормозам нужна система АБС

, Комментариев нет

Anti-lock Braking System (антиблокировочная система тормозов).

Антиблоктровочная система тормозов (АБС) на сегодняшний день является, наверное, самой распространенной системой, повышающей безопасность движения.  Почему антиблокировочная?

При повседневной езде, когда нужно остановиться, водитель обычно нажимает на тормоз плавно – автомобиль плавно замедляется. А если вдруг неожиданно на пути возникло препятствие? Тогда необходимо или очень быстро остановиться, или, если есть возможность, объехать препятствие. Водитель резко жмет на педаль тормоза, колеса блокируются, и автомобиль по инерции продолжает движение юзом. В такой ситуации, как ни крути руль – машина будет двигаться прямо, она стала неуправляемой. Вот тут и приходит на помощь АБС.

 

Что представляет собой система АБС и как она работает? Это совокупность датчиков, модуляторов и блока управления. Вся эта конструкция встраивается в тормозную магистраль автомобиля. При торможении датчики отслеживают угловую скорость вращения колес и в момент, когда колеса блокируются, подают сигнал на блок управления, который в свою очередь дает команду модулятору снизить давление в тормозном контуре. Давление снижается – тормозные колодки разжимаются и колеса восстанавливают вращение. Следом на модуляторы поступает команда усилить давление – колодки опять сжимают тормозной барабан, не доводя до момента блокировки колес. И так в течении всего времени, пока водитель давит на педаль тормоза. При этом каждое колесо тормозит индивидуально, а электроника по своим параметрам контролирует этот процесс.

Как тормозит опытный водитель, если на машине нет антиблокировочной системы? Он регулирует силу нажатия на тормозную педаль, не допуская блокировки колес, или применяет так называемое ступенчатое или импульсное торможение. Как только автомобиль начнет скользить, водитель отпускает педаль тормоза и колеса начинают вращаться. Сцепление с дорогой возрастает, и машина снова становится управляемой. Водитель вновь нажимает на педаль тормоза до момента блокировки и снова отпускает. Эта методика очень действенная, но требует определенных навыков и дополнительных усилий. АБС делает то же самое, только в несколько раз быстрее и точнее, потому что работу АБС обеспечивает электроника.

Действительно, с ABS тормозить очень легко. Достаточно ударить по тормозам и ждать остановки. Именно ударить, потому что ABS включается в работу на грани блокировки колес. Но нужно учитывать некоторые особенности в работе электроники. Это сказывается на длине тормозного пути.

Дело в том, что система АБС работает правильно только при наличии контакта всех четырех колес с дорожным покрытием. На чистом сухом асфальте, по сравнению с  автомобилем без АБС, тормозной путь сокращается примерно на 15-20 процентов. А на мокром, скользком или сыпучем покрытии тормозной путь увеличивается. Более того, на очень скользкой дороге может создаться ощущение, что машина с АБС практически не тормозит. Это объясняется слабым сцеплением колес с дорогой и системе требуется больше времени, чтобы остановить автомобиль.

Похожий эффект наблюдается при экстренном торможении на гребенке, когда колеса автомобиля совершают подскок и кратковременно оказываются «подвешенными» в воздухе – в этот момент АБС включается раньше и тормозной путь сильно увеличивается.

Отсюда следует вывод, что АБС не всегда сокращает тормозной путь. Хорошо это или плохо, может решить конкретная ситуация, нужно знать и учитывать особенности этой системы на дороге. Главное достоинство АБС в том, что в процессе экстренного торможения у водителя сохраняется возможность подруливания, и автомобиль остается управляемым.

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.