Что такое безопасная скорость


6 комментариев

В разных публикациях на сайте в разделах Вождение или Вопрос — Ответ часто встречается формулировка «безопасная скорость движения»

В рубрике по разбору дорожных ситуаций на предмет того, «кто более виновен» в ДТП, нередко упоминается о том, что нужно было соблюдать безопасную скорость.

В разборах последствий речь идет о том, что скорость, в конкретном случае, была значительно выше ее безопасного значения.

Но! реальная скорость была высокой НЕ с точки зрения разрешенной ПДД на данном участке дороги, а именно в разбираемом случае, т.е. конкретно здесь и сейчас.

Вполне резонно возникает вопрос: что такое безопасная скорость движения транспортного средства? Ведь, в определениях, размещенных в пункте 1.2 ПДД, такого термина нет.

Тем не менее, о необходимости соблюдения безопасной скорости движения мы часто слышим и видим в средствах массовой информации, об этом пишется в учебниках и упоминается в различных материалах, касающихся безопасности движения.

Попробуем разобраться в этих понятиях.

Возьмем обычную дорожную ситуацию. Загородная трасса, почти прямая дорога, имеющая две полосы движения (по одной в каждом направлении).

Лето, асфальт сухой, время суток – день, видимость хорошая. Дорожных знаков, ограничивающих скорость, нет. Встречные машины отсутствуют или их очень мало.

Какую в данном случае скорость автомобиля можно считать безопасной?

Трасса

При хорошем техническом состоянии автомобиля и почти идеальных условиях для движения можно утверждать, что на разрешенной ПДД скорости, 90 км/ч., вы будете уверенно вести автомобиль, не опасаясь возникновения разного рода неожиданностей.

Уверенности добавит факт того, что этот участок дороги вам хорошо знаком, т.е. вы едете по нему не впервые.

Дорога хорошо просматривается далеко вперед, и обстановка в данный момент времени позволяет вам ехать с большой скоростью (разумеется, не нарушая ПДД).

Можно ли утверждать, что в этой ситуации безопасная скорость автомобиля будет около или равна 90 км/ч? Ответ — да, можно.

 

Относительно верхнего предела разрешенной Правилами скорости, есть, так называемые, ненаказуемые 20 км/ч.

На дату опубликования этой статьи, за превышение скоростного режима начинают штрафовать, если водитель превысил разрешенную скорость на 20 км/ч.

Не будем брать во внимание эту дельту, а остановимся на разрешенных ПДД значениях: город — 60 км/ч., за городом (не автомагистраль) — 90 км/ч.

Теперь немного усложним ситуацию. Эта же дорога, но на горизонте появляется встречный автомобиль, а за ним еще один.

Они еще далеко, но вы видите, что второй автомобиль пошел на обгон первого, и обе машины стремительно приближаются к вам.

Успеет ли водитель второй машины завершить обгон и вернуться на свою полосу движения до того, как поравняется с вашим автомобилем, или не успеет?

Вы этого еще не знаете, потому что событие пока еще не произошло. Но вы можете спрогнозировать ситуацию, и заранее предотвратить опасность, например, уменьшив свою скорость.

В какой момент и на какую величину сбавить свою скорость, зависит от многих факторов, но главным образом от того, насколько далеко впереди находятся эти два автомобиля, и как быстро они к вам приближаются.

Что вы при этом выиграете, если заранее снизите свою скорость?

Водитель обгоняющего автомобиля не всегда может точно рассчитать траекторию обгона и определить точку, в которой он окажется снова на своей полосе по завершении маневра.

Часто бывает, что обгоняющему водителю могут воспрепятствовать если не превышением скорости, то, по крайней мере, абсолютным бездействием: мол, я так еду, а тебе надо – ты и обгоняй.

Иногда бездействие обгоняемого оправдано тем, что обгоняющий водитель осуществляет маневр из своих предположений о ситуации.

Т.е. если пошел на обгон (выехал на встречную полосу), значит, рассчитал свои «силы», и должен либо обогнать, либо отказаться от маневра и «вернуться» на свою сторону.

Но ситуация может измениться, может возникнуть форс-мажор, поэтому ее протекание целесообразно «мониторить» обоим водителям: и обгоняющему, и обгоняемому.

Бывает так, что если впереди по движению складывается опасная ситуация, люди не всегда вовремя соображают, каковы могут быть последствия. К сожалению, такое бывает, и ничего не поделаешь.

Так вот, видя подобную «картину» и своевременно чуть-чуть сбросив скорость, вы даете встречному обгоняющему возможность после завершения маневра вернуться на свою полосу движения, т.е. уйти со встречной полосы.

Если он этого не сделает до того, как поравняется с вами, то уходить от лобового столкновения, возможно, придется вам (вы будете вынуждены сместиться правее на своей полосе движения).

При таком раскладе, если вам не удастся удержать свой автомобиль в пределах своей полосы на проезжей части, и придется заехать правыми колесами на обочину, то результат может оказаться непредсказуем.

Обочина часто имеет грунтовый состав, т.е. не асфальт, нужно учесть разное сцепление колес с дорогой (левые — на асфальте, правые — на грунте), состояние грунта и погодные условия.

Справа от вас может и вовсе оказаться отбойник, что ничуть не лучше грунтовой обочины.

Встречный разъезд

Поэтому, целесообразно будет уменьшить свою скорость до такой величины, чтобы появилась возможность избежать аварийной ситуации.

Таким образом, безопасная скорость движения вашего автомобиля в данный момент времени в этой ситуации будет уже другая, несколько меньше разрешенных 90 км/ч., и меньше той скорости, с которой вы ехали ранее.

В статье Удачно разошлись рассмотрен очень похожий случай – встречный разъезд с обгоняющим автомобилем. Как раз то, о чем говорилось выше.

Еще рекомендую статью Правила обгона и ошибки при его выполнении. О том, как научиться прогнозу ближайшего изменения события, есть в статье Прогнозирование дорожных ситуаций.

 

Продолжаем усложнять ситуацию. Наша задача выяснить, и на примере понять, что такое безопасная скорость движения.

Та же самая дорога, но есть как встречные, так и попутные машины, и ясная погода изменилась на пасмурную — пошел дождь.

Дорожных знаков, ограничивающих скоростной режим, по-прежнему нет – разрешенная ПДД максимальная скорость — 90 км/ч.

Это значит что, не выходя за рамки Правил, на данном участке можно ехать и 90 км/ч, и 70 км/ч, и 50 км/ч, и даже меньше. Какую скорость в этой, дождливой обстановке, можно считать безопасной?

Во-первых, всегда нужно понимать, что мокрая дорога – это скользкая дорога. Но и по скользкому (мокрому) покрытию дороги можно ехать достаточно уверенно.

Разница между сухой и мокрой (скользкой) дорогой в том, что на мокрой дороге колеса автомобиля теряют сцепление с дорожным покрытием при значительно меньшей скорости, чем на сухой дороге.

Какое значение в цифрах у этой «меньшей» скорости, т.е. сколько км/ч. – также зависит от многих факторов: от состояния шин, массы автомобиля, качества дороги, температуры воздуха, еще много от чего.

Выбор скорости может зависеть даже от квалификации водителя (читайте — вашей квалификации), если точнее, от его (вашего) умения управлять автомобилем.

Во-вторых, во время дождя видимость дорожной обстановки всегда недостаточная: это и дождевой туман, и капли дождя на лобовом стекле, и работающие дворники, и грязь на стеклах из-под колес других машин.

К тому же, видимость дороги может еще заслоняться габаритами крупного транспорта, который движется попутно впереди. И нужно понимать, что тормозной путь на мокрой дороге будет всегда длиннее, чем на сухом покрытии.

Какой напрашивается вывод? А вывод будет следующий:

Если дорогу по разным причинам видно плохо, значит ехать нужно медленнее. Насколько медленнее?

Для этого нужно проанализировать все эти причины: и во-первых (см. выше), и во-вторых, и так далее, и скорректировать свою скорость до такой величины, чтобы было удобно и безопасно ехать в данный момент времени.

Скорость должна быть такой, при которой вы сможете в этих условиях ехать в соответствии с вашими намерениями в рамках ПДД, и при которой, учитывая вышеприведенные факторы, вы сможете избежать аварийной ситуации.

Например, сможете избежать столкновения с едущим попутно впереди транспортным средством (успеете затормозить), сможете вовремя заметить препятствие и адекватно среагировать (например, объехать или остановиться).

Это и будет безопасная скорость движения в данной конкретной дорожной обстановке, в текущий момент времени.

Возьмем другой случай. Городской перекресток, четыре полосы движения (две ваши, две — навстречу). Для вас горит зеленый, разрешающий, сигнал светофора. Дорога сухая.

Вы приближаетесь к светофору, и вам нужно проехать через перекресток прямо. Какая скорость в данном случае будет считаться безопасной?

Опять же, нужно учесть многие факторы. Интенсивность движения, т.е. количество машин на дороге. Есть ли встречный транспорт, т.е. кто-то из них, возможно, будет поворачивать налево, значит, ваши траектории движения пересекутся.

Есть смысл обратить внимание и, на качество дорожного покрытия, и на сколько хорошее сцепление у колес с дорогой, и на многое другое, учитывая особенность перекрестка и погодные условия.

Разрешенная ПДД скорость в городе 60 км/ч. Но с этой скоростью можно ехать на четвертой передаче КП (обороты двигателя ниже), а можно ехать на третьей передаче КП (обороты двигателя будут выше, что предпочтительнее).

Если на этом перекрестке ничто не создает опасную ситуацию и проезд свободен, то можно продолжить движение со скоростью 60 км/ч на низшей передаче, и эта скорость в данном случае будет считаться безопасной.

Только, целесообразно переключиться еще до въезда на перекресток, чтобы проехать опасный участок (пересечение), так сказать, с запасом «газа», и при этом не отвлекаться от дорожной обстановки.

 

Теперь усложним ситуацию. Тот же перекресток, те же условия, но время года – зима, и вам на этом перекрестке нужно повернуть направо.

Какая скорость движения в этом случае будет считаться безопасной?

При повороте направо на разрешающий сигнал светофора появляются дополнительные факторы, которые необходимо учитывать, чтобы проезд был безопасный.

Т.е. к интенсивности движения ТС добавляются и пешеходы, переходящие проезжую часть, и скользкая дорога, на которой машину может занести.

Поэтому, перед поворотом необходимо:

  • а) заблаговременно снизить скорость автомобиля, и переключиться на низшую передачу (с автоматической КП проще, она сама переключится).
  • б) продолжить движение на такой скорости, которая позволит, в случае необходимости, остановиться, не создавая аварийной ситуации.

Это и будет безопасная скорость движения в перечисленных условиях, в данный конкретный момент времени.

Подобных примеров можно привести тысячи, и в каждом случае величина безопасной скорости движения будет разная.

Именно поэтому невозможно дать ее точное значение в цифрах – она зависит от многих дорожных факторов в каждом конкретном случае.

Подведя итог, сформулируем понятие, что такое безопасная скорость движения.

Безопасная скорость движения автомобиля (или любого ТС) это такая скорость в определенный момент времени, которая позволяет вам (водителю) в соответствии с дорожными условиями полностью контролировать дорожную ситуацию соблюдением требований ПДД в целях обеспечения безопасности движения.

Безопасную для себя скорость каждый водитель выбирает сам с учетом особенности дороги, погоды, состояния автомобиля, своих собственных навыков и многих других условий, учтя которые, он может доехать из точки А в точку Б без происшествий.

Этому невозможно научить. Понимание приходит со временем, с наработкой водительской практики. А для этого нужно научиться анализировать каждую дорожную ситуацию, и уметь чувствовать свой автомобиль.

Ошибочные действия на дороге – вещь неизбежная, поэтому, своих ошибок постарайтесь избегать, а к чужим ошибкам относитесь спокойно, без эмоций.

Вот, собственно, и все, что необходимо знать о том, что такое безопасная скорость движения транспортного средства.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «что такое безопасная скорость» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Скоростной режим;
Что такое безопасный маневр;
О слепой (мертвой) зоне автомобиля;
Скорость и безопасность движения;
Эмоции – плохой советчик на дороге;
Что такое ДТП и как его избежать;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Безопасность

Самые читаемые разделы сайта

 

6 комментариев

  1. Денис

    09.03.2015 13:17

    Здравствуйте, меня интересует следующий вопрос: С какой скоростью безопасно управлять автомобилем по городу, а главное ПОЧЕМУ именно с такой скоростью?

    И этот же вопрос, но для учеников автошкол, есть ли разница?

  2. Сергей Д.

    09.03.2015 20:22

    Здравствуйте Денис.

    В городе (населенном пункте) Правилами введено ограничение скорости 60 км/ч.

    Исходя из этого ограничения, скорость движения нужно выбирать такую, которая позволит вам контролировать ситуацию на дороге.

    В процессе движения вам где-то придется притормозить, где-то ямку объехать, где-то сбросить газ для того, чтобы повернуть, где-то поехать чуть быстрее, и так далее.

    Принято считать, что безопасной скоростью является скорость потока машин, но часто поток получается «рваный» — кто-то, все равно, захочет ехать быстрее.

    Поэтому, свою безопасную скорость нужно выбирать исходя из того, как быстро вы можете принимать и обрабатывать в голове информацию, получаемую с дороги, как быстро можете реагировать на изменение ситуации.

    В статье объясняется, почему нельзя в цифрах назвать значение безопасной скорости.

    Ситуация на дороге во время движения меняется очень быстро, поэтому в каждом случае значение безопасной скорости всегда будет разное.

    На учебном автомобиле, когда за рулем находится ученик, водителем считается инструктор, а не обучаемый.

    В зависимости от подготовки ученика, инструктор может позволить ему ехать с той максимальной скоростью, которая определена на участке дороги, где проходит маршрут.

  3. Влад

    03.11.2016 20:53

    Здравствуйте! Меня интересует вопрос ответственности, сейчас пишут в протоколе, что якобы не придерживался безопасной скорости и не справился с управлением.

    Я к чему: погодные условия температура +1-2С, видимость хорошая, глубина протектора в допустимых пределах 2-2,5мм, дорога мокрая, но знаков ограничения скорости и предупреждения нет, скорость 80км/ч, и тут машину начинает вести как на гололеде. Именно на определенном участке.

    Естественно пробуешь восстановить положение авто на дороге, начинаешь предпринимать меры для устранения ДТП, но авто не слушается, как следствие ДТП.

    Что делать в таких случаях, и кто виновен в данном ДТП, как выбрать безопасную скорость, когда уже на выбор безопасной скорости нет времени?

  4. Сергей Д.

    04.11.2016 12:12

    Здравствуйте Влад.

    Водитель должен вести автомобиль с такой скоростью, которая обеспечит ему возможность постоянного контроля за движением. Что значит постоянный контроль движения?

    Это значит, что автомобиль трогается, едет, поворачивает и тормозит в точности с указания водителя, т.е. машина его «слушается».

    Одними из основных факторов, влияющих на выбор безопасной скорости, являются погодные условия и дорожное покрытие, поскольку они прямо влияют на сцепление колес автомобиля с дорогой.

    Если автомобиль перестает слушаться руля, значит, превышен предел допустимой безопасной скорости в этих конкретных условиях, т.е. колеса перестают цепляться за дорогу, и уходят в скольжение.

    Как «поймать» этот момент (уход в скольжение)? Нужно понять физику движения автомобиля и научиться его чувствовать, как он едет, как поворачивает, как тормозит в этих конкретных дорожно-погодных условиях.

    Для начала – нужно ездить медленнее, прогнозировать ситуацию, чтобы не пришлось тормозить и объезжать, когда на это уже нет времени. Ну и подобрать шины по сезону, это важно.

    Скажем так: на одинаковой скорости и одном и том же участке дороги плохие шины (а также не соответствующие сезону) уйдут в скольжение быстрее, чем хорошие (а также соответствующие сезону).

    По большому счету заскользить можно на любой резине. Чем выше скорость — тем больше вероятность. Следствие этого – потеря управления, опять же, по причине превышения безопасной скорости для данного конкретного участка дороги.

    Потерявший управление водитель, в случае ДТП будет признан виновным, что и пишут в протоколах.

    Ко всему изложенному выше еще есть смысл ознакомиться с содержанием статьи Скорость и безопасность движения.

  5. Татьяна

    05.02.2021 19:53

    Когда ответят на мой вопрос?

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.