Что такое безопасная скорость

, 4 комментария

Во многих статьях на сайте, например, в рубрике Вождение, часто встречается такой термин – безопасная скорость. В рубрике Дорога, когда рассматриваются дорожные ситуации на предмет того, «кто более виновен» в происшествии, нередко упоминается о том, что нужно было соблюдать безопасную скорость движения. О том, что скорость, в конкретном случае, была значительно выше допустимой и безопасной не с точки зрения разрешенной Правилами, а именно в разбираемом случае, т.е. конкретно здесь и сейчас.

Так что же такое Безопасная скорость движения? Ведь, в определениях, обозначенных в пункте 1.2 ПДД, такого термина нет. Тем не менее, о необходимости соблюдения безопасной скорости мы часто слышим и видим в средствах массовой информации, об этом пишется в учебниках и упоминается в различных материалах, касающихся безопасности дорожного движения. Попробуем разобраться в этом.

 

Возьмем обычную дорожную ситуацию. Загородная трасса, почти прямая дорога, имеющая две полосы движения (по одной в каждом направлении). Лето, асфальт сухой, время суток – день, видимость хорошая. Дорожных знаков, ограничивающих скорость, нет. Встречные машины отсутствуют или их очень мало. Какую в данном случае скорость автомобиля можно считать безопасной?

При хорошем техническом состоянии автомобиля и почти идеальных условиях для движения можно сказать, что на разрешенной скорости, 90 км/ч., водитель будет уверенно вести автомобиль, не опасаясь возникновения разного рода неожиданностей. Тем более, если этот участок дороги ему хорошо знаком. Дорога хорошо просматривается далеко вперед, и обстановка в данный момент позволяет водителю ехать с большой скоростью (разумеется, не нарушая ПДД). Можно ли утверждать, что в этой ситуации безопасная скорость автомобиля будет около или равна 90 км/ч? Ответ — да, можно.

Относительно верхнего предела разрешенной Правилами скорости, есть, так называемые, ненаказуемые 20 км/ч. На дату опубликования этой статьи, за превышение скоростного режима начинают штрафовать, если водитель превысил разрешенную скорость на 20 км/ч. Не будем брать во внимание эту дельту, а остановимся на разрешенных ПДД значениях: город — 60 км/ч., за городом (не автомагистраль) — 90 км/ч.

Теперь немного усложним ситуацию. Эта же дорога, но на горизонте появляется встречный автомобиль, а за ним еще один. Они еще далеко, но вы видите, что второй автомобиль пошел на обгон первого и обе машины стремительно приближаются к вам. Успеет ли водитель второй машины завершить обгон и вернуться на свою полосу движения до того, как поравняется с вашим автомобилем, или не успеет?

Вы этого еще не знаете, но вы можете спрогнозировать ситуацию и заранее предупредить опасность, например, сбавив свою скорость. Когда и на какую величину сбавить свою скорость, зависит от многих факторов, но главным образом от того, насколько далеко впереди находятся эти два автомобиля и как быстро они к вам приближаются.

Что вы при этом выиграете? Водитель обгоняющего автомобиля не всегда может точно рассчитать траекторию обгона и определить точку, в которой он окажется снова на своей полосе по завершении маневра. Часто обгоняющему водителю могут воспрепятствовать если не превышением скорости, то, по крайней мере, отказом ее уменьшить: мол, я так еду, а тебе надо – ты и обгоняй. Или, если впереди по движению складывается опасная ситуация – не всегда вовремя соображают, каковы могут быть последствия. К сожалению, такое бывает, и ничего не поделаешь.

Так вот, видя подобную «картину» и своевременно чуть-чуть сбросив скорость, вы даете обгоняющему возможность после завершения маневра вернуться на свою полосу движения, т.е. уйти со встречной полосы. Если он этого не сделает до того, как поравняется с вами, то уходить от лобового столкновения, возможно, придется вам (вы будете вынуждены сместиться правее на своей полосе движения). А если вам не удастся удержать свой автомобиль в пределах своей полосы на проезжей части и придется заехать правыми колесами на обочину (обочина часто имеет грунтовый состав, т.е. не асфальтированный, гораздо хуже, если там окажется отбойник), то результат может оказаться непредсказуем.

Поэтому, целесообразно будет уменьшить свою скорость до такой величины, чтобы появилась возможность избежать аварийной ситуации. Т.е. безопасная скорость движения в данный момент нашей ситуации будет уже другая, несколько меньше разрешенных 90 км/ч., и меньше той скорости, с которой вы ехали ранее.

В статье Удачно разошлись рассмотрен очень похожий случай – встречный разъезд с обгоняющим автомобилем. Как раз то, о чем говорилось выше.

Продолжаем усложнять ситуацию. Та же самая дорога, но есть как встречные, так и попутные машины, и ясная погода изменилась на пасмурную — пошел дождь. Знаков, ограничивающих скорость, по-прежнему нет – разрешенная ПДД максимальная скорость — 90 км/ч. Это значит что, не выходя за рамки Правил, на данном участке можно ехать и 90 км/ч, и 70 км/ч, и 50 км/ч, и даже меньше. Какую скорость в этой, дождливой обстановке, можно считать безопасной?

Во-первых, всегда нужно понимать, что мокрая дорога – это скользкая дорога. Но и по скользкому (мокрому) покрытию дороги можно ехать достаточно уверенно. Разница между сухой и мокрой (скользкой) дорогой в том, что на мокрой дороге колеса автомобиля теряют сцепление с дорожным покрытием при значительно меньшей скорости, чем на сухой дороге. Какое значение в цифрах у этой «меньшей» скорости, т.е. сколько км/ч. – также зависит от многих факторов: от состояния шин, массы автомобиля, качества дороги, температуры воздуха, еще много от чего, даже от квалификации водителя, точнее, от его умения управлять автомобилем.

Во-вторых, во время дождя видимость дорожной обстановки всегда недостаточная: это и дождевой туман, и капли дождя на лобовом стекле, и работающие дворники, и грязь на стеклах из-под колес других машин. К тому же, видимость дороги может еще заслоняться габаритами крупного транспорта, который движется попутно впереди. И нужно понимать, что тормозной путь на мокрой дороге будет всегда длиннее, чем на сухом покрытии.

Какой напрашивается вывод? Если дорогу по разным причинам видно плохо, значит ехать нужно медленнее. Насколько медленнее? Нужно проанализировать все эти причины: и во-первых (см. выше), и во-вторых, и так далее, сделать вывод и выбрать значение безопасной скорости в этой дорожной ситуации в данный момент. Какое это будет значение?

Скорость должна быть такой, которая позволит избежать аварийной ситуации (например, избежать столкновения с впереди идущим попутно транспортом, позволит вовремя заметить препятствие или при которой не вынесет на встречную полосу в повороте), учитывая вышеприведенные факторы. Это и будет безопасная скорость движения в данной конкретной дорожной обстановке и в данный момент.

Возьмем другой случай. Городской перекресток, четыре полосы движения (две ваши, две — навстречу). Для вас горит зеленый, разрешающий, сигнал светофора. Дорога сухая. Вам нужно проехать через перекресток прямо. Какая скорость в данном случае будет считаться безопасной?

Опять же, нужно учесть многие факторы. Интенсивность движения, т.е. количество машин на дороге. Есть ли встречный транспорт, т.е. кто-то, возможно, будет поворачивать налево, значит, ваши траектории движения пересекутся. Качество дорожного покрытия. На сколько хорошее сцепление у колес с дорогой и многое другое, учитывая особенность перекрестка и погодные условия.

Разрешенная ПДД скорость в городе 60 км/ч. Но с этой скоростью можно ехать на четвертой передаче (обороты двигателя ниже), а можно ехать на третьей передаче КП (обороты двигателя будут выше, что предпочтительнее).

Если ничто на этом перекрестке не создает опасную ситуацию, т.е. проезд свободен, то можно продолжить движение со скоростью 60 км/ч на низшей передаче (только переключиться нужно до въезда на перекресток). И эта скорость в данном случае будет считаться безопасной.

Теперь усложним ситуацию. Тот же перекресток, те же условия, но время года – зима, и вам на этом перекрестке нужно повернуть направо. Какая в этом случае скорость движения будет считаться безопасной?

При повороте направо на разрешающий сигнал светофора появляются дополнительные факторы, которые необходимо учитывать, чтобы проезд был безопасный. Т.е. к интенсивности движения добавляются и пешеходы, переходящие проезжую часть, и скользкая дорога, на которой машину может занести.

Поэтому, скорость автомобиля перед поворотом необходимо погасить заранее, переключиться на низшую передачу (с автоматической КП проще, она сама переключится), и продолжить движение на такой скорости, которая позволит, в случае необходимости, остановиться, не создавая аварийной ситуации. Это и будет безопасная скорость автомобиля в данный конкретный момент.

Подобных примеров можно привести тысячи, и в каждом случае величина безопасной скорости движения будет разная. Именно поэтому невозможно дать ее точное значение в цифрах – она зависит от многих дорожных факторов в каждом конкретном случае.

Безопасную для себя скорость каждый водитель выбирает сам с учетом особенности дороги, погоды, состояния автомобиля, своих собственных навыков и многих других условий, учтя которые, позволят ему доехать из точки А в точку Б без происшествий.

Этому невозможно научить. Понимание приходит со временем, с наработкой водительской практики. А для этого нужно научиться анализировать каждую дорожную ситуацию и уметь чувствовать свой автомобиль. Ошибки на дороге – вещь неизбежная, поэтому, своих ошибок постарайтесь избегать, а к чужим ошибкам относитесь спокойно, без эмоций. Уважайте ваших коллег по дорожному потоку и будьте внимательны за рулем.

Самые читаемые разделы сайта

 

4 комментария

  1. Денис

    09.03.2015 13:17

    Здравствуйте, меня интересует следующий вопрос: С какой скоростью безопасно управлять автомобилем по городу, а главное ПОЧЕМУ именно с такой скоростью? И Этот же вопрос, но для ученников автошкол, есть ли разница?

  2. Сергей Д.

    09.03.2015 20:22

    Здравствуйте Денис.

    В городе (населенном пункте) Правилами введено ограничение скорости 60 км/ч. Исходя из этого ограничения, скорость движения нужно выбирать такую, которая позволит вам контролировать ситуацию на дороге. Где-то притормозить, где-то ямку объехать, где-то сбросить газ, чтобы повернуть, где-то поехать чуть быстрее и так далее.

    Принято считать, что безопасной скоростью является скорость потока машин, но часто поток получается «рваный» — кто-то все равно захочет ехать быстрее. Поэтому, свою безопасную скорость нужно выбирать исходя из того, как быстро вы можете принимать и обрабатывать в голове информацию, получаемую с дороги, как быстро можете реагировать на изменение ситуации.

    В статье объясняется, почему нельзя в цифрах назвать значение безопасной скорости. Ситуация на дороге во время движения меняется очень быстро, поэтому в каждом случае значение безопасной скорости всегда будет разное.

    На учебной машине, когда за рулем находится ученик, водителем считается инструктор, а не обучаемый. В зависимости от подготовки ученика, инструктор может позволить ему ехать с той максимальной скоростью, которая определена на участке дороги, где проходит маршрут.

  3. Влад

    03.11.2016 20:53

    Здравствуйте! Меня интересует вопрос ответственности, сейчас пишут в протоколе, что якобы не придерживался безопасной скорости и не справился с управлением. Я к чему: погодные условия температура +1-2С, видимость хорошая, глубина протектора в допустимых пределах 2-2,5мм, дорога мокрая, но знаков ограничения скорости и предупреждения нет, скорость 80км/ч, и тут машину начинает вести как на гололеде. Именно на определенном участке.

    Естественно пробуешь восстановить положение авто на дороге, начинаешь предпринимать меры для устранения ДТП, но авто не слушается, как следствие ДТП. Что делать в таких случаях, и кто виновен в данном ДТП, как выбрать безопасную скорость, когда уже на выбор безопасной скорости нет времени?

  4. Сергей Д.

    04.11.2016 12:12

    Здравствуйте Влад.

    Водитель должен вести автомобиль с такой скоростью, которая обеспечит ему возможность постоянного контроля за движением. Что значит постоянный контроль движения? Это значит, что автомобиль трогается, едет, поворачивает и тормозит в точности с указания водителя, т.е. машина его «слушается».

    Одними из основных факторов, влияющих на выбор безопасной скорости, являются погодные условия и дорожное покрытие, поскольку они прямо влияют на сцепление колес автомобиля с дорогой. Если автомобиль перестает слушаться руля, значит, превышен предел допустимой безопасной скорости в этих конкретных условиях, т.е. колеса перестают цепляться за дорогу, и уходят в скольжение.

    Как «поймать» этот момент (уход в скольжение)? Нужно понять физику движения автомобиля и научиться его чувствовать, как он едет, как поворачивает, как тормозит в этих конкретных дорожно-погодных условиях. Для начала – нужно ездить медленнее, прогнозировать ситуацию, чтобы не пришлось тормозить и объезжать, когда на это уже нет времени. Ну и подобрать шины по сезону, это важно.

    Скажем так: на одинаковой скорости и одном и том же участке дороги плохие шины (а также не соответствующие сезону) уйдут в скольжение быстрее, чем хорошие (а также соответствующие сезону).

    По большому счету заскользить можно на любой резине. Чем выше скорость — тем больше вероятность. Следствие этого – потеря управления, опять же, по причине превышения безопасной скорости для данного конкретного участка дороги. Потерявший управление водитель, в случае ДТП будет признан виновным, что и пишут в протоколах.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.