Выезд на главную дорогу. Поворот налево


20 комментариев

В этой публикации будет рассмотрен поворот на главную дорогу налево, в процессе которого произошло ДТП на примере дорожной ситуации.

Почти каждый автомобилист сталкивается с такой ситуацией, когда нужно повернуть налево на главную дорогу, а осуществить поворот нет возможности.

В этих обстоятельствах можно оказаться на нерегулируемом перекрестке, когда происходит выезд с второстепенной дороги, или же, например, на повороте с прилегающей территории.

Причина невозможности повернуть налево в том, что в это время по главной дороге движется нескончаемый поток машин.

Машины могут ехать настолько плотно друг к дружке, что никак не удается «поймать момент» и, никому не мешая, повернуть налево, на свою половину проезжей части.

Все спешат, и никому нет дела до поворачивающего.

И вот, наконец, в этом движущемся потоке машин находится сочувствующий автомобилист. Он останавливается, иногда даже тормозит собою поток машин, что позади него, и дает возможность выезжающему повернуть налево.

Тот, в свою очередь, благодарно посигналив, трогается с места и — в путь. Дело, собственно, всего нескольких секунд.

Но иногда этот процесс заканчивается не так, как предполагалось. Один из неудачных случаев представлен на видеоролике.

Это поворот налево, на главную дорогу, в описанных выше обстоятельствах. При осуществлении поворота происходит ДТП с автомобилем, появление которого не ожидалось.

Поворот на главную дорогу налево

Есть смысл прокомментировать случай на видео на предмет соблюдения ПДД участниками данного происшествия.

В общих случаях, автомобиль, выезжающий с второстепенной дороги (а также с любой прилегающей территории) на главную дорогу, обязан уступить участникам движения, которые в это время движутся по главной дороге с обоих направлений.

Транспортные средства, которые следуют по главной дороге, имеют преимущественное право на первоочередное движение (пункты 13.9 и 8.3 ПДД).

Поскольку они находятся на главной дороге, то в дополнении к приоритету на нерегулируемом перекрестке им разрешается обгон (пункт 11.4 ПДД).

 

Получается так, что с точки зрения правомерности, водитель, совершавший обгон, ПДД не нарушил. Тем не менее, он стал участником ДТП.

Если перефразировать его действия по-другому, то действуя в соответствии с ПДД, он все равно попал в аварию.

Это еще раз подтверждает высказывание, что формальное соблюдение Правил не гарантирует возможность избежать ДТП. Для того, чтобы не попасть в аварию, необходимо предпринять что-то еще.

Кто из участников более виновен, оставим выяснение на усмотрение судей, а сами попробуем разобраться, почему так происходит.

Причиной подобных столкновений чаще всего оказывается банальная невнимательность по отношению к участникам движения, имеющим приоритет.

Чем вызвана невнимательность – это уже другой вопрос, но к ДТП приводит именно невнимательность и неумение прогнозировать ситуацию в дорожной обстановке.

Реже столкновению сопутствует состояние, когда что-то или кто-то отвлекает от дороги, т.е. рассеянное внимание.

В любом ДТП (дтп есть факт столкновения) есть вина юридическая (т.е. следствие нарушения Правил), и есть другая вина, которая не классифицируется, но является следствием того, что водитель что-то не предусмотрел. Про такое еще говорят «попал».

Автомобилист, который в этих обстоятельствах выезжает с второстепенной дороги, видит, что его пропускают. Но, прежде чем выехать на главную дорогу, необходимо убедиться, что своим появлением он никому не создаст помех.

Выезжающий на главную дорогу с второстепенной, обязан уступить едущим и слева, и справа от себя (пункт 13.9 ПДД).

В реальности его пропускает (дает возможность выехать) другой водитель, который делать этого не обязан! т.е. по своей доброй воле, а выезжающий обязан уступить юридически!

По этой причине, тот, кто выезжает, должен несколько раз перестраховаться, потому что в случае ДТП юридическая вина будет на нем.

Автомобилисту, который решил обогнать «медленную пробку» нужно было смотреть чуть дальше, как на дорогу, так и на стоящий поток машин. Также необходимо контролировать свою скорость.

Если дистанция между машинами, находящимися в пробке, в каком-то месте увеличивается, особенно в районе боковых проездов, то всегда существует вероятность, что оттуда может появиться другой автомобиль.

Вот, эту самую особенность «медленной пробки» в районе бокового проезда обгоняющий не учел, поэтому появление оттуда другого автомобиля стало для него неожиданным.

 

Теперь, как не попасть в ДТП в подобных ситуациях на дороге в будущем.

Автомобилист, выезжающий на главную дорогу с второстепенной, а также выезжающий с бокового проезда, почти всегда находится в более проигрышной ситуации перед остальными.

Так происходит потому, что преимущество в движении на стороне тех участников движения, которые едут по главной дороге.

Рекомендую ознакомиться с материалом статьи Выезжая на главную, будь осторожен.

Перед поворотом

Водители, которые движутся по главной, твердо уверены, что у них приоритет, и естественным образом предполагают, что другие автомобилисты (те, которые на второстепенной дороге) это знают.

Выезжать на перекресток, тем более, с поворотом на главную дорогу, нужно не спеша, и внимательно смотреть на дорогу и слева, и справа.

Ведь с любой стороны в любой момент могут появиться другие машины и не факт, что их водители своевременно вас заметят, чтобы успеть затормозить.

Обгон на нерегулируемом перекрестке это почти всегда лотерея с выигрышем 50×50.

С одной стороны, обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге разрешен, хотя, это очень нежелательный маневр.

Одна из проигрышных ситуаций была рассмотрена в статье ДТП при обгоне на перекрестке.

С другой стороны, обгоняющий дорожную «пробку» водитель очень часто превышает безопасную скорость. Это объясняется необходимостью быстрее уйти с встречной полосы.

Превышается не допустимая скорость (в населенном пункте разрешено двигаться 60 км/ч), а именно безопасная скорость!

В каждой ситуации ее величина всегда разная, она должна корректироваться исходя из возможности своевременно остановить автомобиль.

Если ситуация впереди по дороге непонятна, то целесообразно ехать медленнее. На сколько медленнее – это зависит от сложности и понятности обстановки.

 

Лучше всего от обгона на нерегулируемых перекрестках отказаться совсем. Дорожная ситуация на видео — это одна из причин для отказа.

В условиях, когда дорога примыкает слева, есть вероятность столкнуться с автомобилем, поворачивающим налево. Рекомендую статью Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют.

С динамикой происшествия, т.е. как все происходит при таких обстоятельствах, можно ознакомиться в серии статей Дорожные ситуации. Обгон и левый поворот.

Если вы едете по главной дороге, особенно в «режиме сплошной пробки», вам следует набраться терпения и проявить соучастие, потому что любой из вас может оказаться в подобной ситуации, когда нужно выехать, а никто не пропускает.

Если вы поворачиваете на главную дорогу с второстепенной или выезжаете из двора, следует внимательно оценить обстановку, независимо от того, в какую сторону совершается поворот: направо или налево.

Если этого не сделать, то вероятность столкнуться с другим автомобилем повышается.

Нередки случаи, когда кто-то идет на обгон стоящего потока с нарушением Правил. Тогда остается только призвать нарушителя к соблюдению ПДД.

В дополнение к вышеизложенному, предлагаю ознакомиться с материалом серии статей Выезд с прилегающей территории.

Заключение. В прошлой статье Поворот направо с третьей полосы было рассмотрено ДТП, произошедшее по вине водителя, выполнявшего перестроение.

С перестроением всегда связан определенный риск, в общем, как и в дорожной ситуации, которую рассмотрим в нашей следующей статье.

Теоретический материал по вопросам техники выполнения перестроения на дороге, в т.ч. на многополосной проезжей части, можно найти в серии статей Перестроение.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «выезд на главную дорогу» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Поворот направо на главную дорогу;
Правила проезда перекрестка налево;
Выезжая на главную, будь осторожен;
Как безопасно выехать на главную дорогу;
Как определить главную дорогу, если нет знаков;
Поворот на главную дорогу направо и ДТП.

Будьте внимательны и за рулем!

Навигация по серии статейУспею проехать? — А не успеешь! >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

20 комментариев

  1. вячеслав

    01.05.2015 07:21

    Добрый день!

    Выезд с прилегающей территории. Поворачивал налево на дорогу с шириной 16 метров, т.е. как минимум по две полосы в обоих направлениях, разметки нет, был затор.

    Две полосы приближающиеся слева остановились и пропустили. Выезжая на полосу где а/м должны приближаться справа получил удар в бампер от а/м движущегося по встречной полосе, т.е обгоняющего весь поток а/м.

    Кто будет виновен в данной ситуации?

  2. Сергей Д.

    01.05.2015 13:20

    Здравствуйте Вячеслав.

    Водитель, обгоняющий по встречке двухполосный поток, уже нарушает пункт 9.2 ПДД, который запрещает выезжать для обгона или объезда на встречную полосу на четырехполосной дороге.

    Т.е. обгоняющий водитель однозначно виновен. См статью Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.

    А кто, все-таки, более не прав в этой ситуации, будет решать группа разбора, в т.ч. суд.

  3. Омар

    29.10.2015 21:21

    Добрый вечер.

    Ситуация похожа на ситуацию Вячеслава. Только в моем случае 12 метровая дорога поделена двумя сплошными линиями, а на Т-образном перекрестке сплошные прерываются т.е. дают право поворачивать налево, выезжая со второстепенной.

    Три ряда автомобилей уступили мне выезд на главную.

    Подъехав ко второй половине главной дороги, и убедившись что помех справа нет, я поехал (при этом возможного нарушителя, пересекшего две сплошные и ехавшего по встречной полосе невозможно было увидеть физически, так как автомобили уступившие мне дорогу закрывали мне обзор), и получил удар в левую сторону бампера.

    Инспектор при определении вины для страховой компании указывает на меня ссылаясь на пункт 13.9, а водитель-нарушитель, выехав на встречную полосу через две сплошные линии, отвечает только лишением прав или штрафом.

     

     

  4. Сергей Д.

    30.10.2015 11:26

    Здравствуйте Омар.

    Решения инспекторов строятся на правилах соблюдения приоритета. Т.е., движущийся по главной дороге изначально имеет приоритет, даже в том случае, если он нарушает какой-то пункт Правил, например, выезд на встречную полосу через двойную сплошную, как в вашем случае.

    Отсюда следует объяснение в статье, что если другие водители вам уступают в том случае, когда у них преимущество в движении, например, выпускают вас с второстепенной дороги, то, выезжая, нужно очень внимательно смотреть по сторонам.

    Выезжать аккуратно нужно потому, что другие водители еще не знают, что вам дали дорогу, и они могут вас даже не заметить. Они уверенно едут, имея свое преимущество в движении.

    А поскольку анализировать дорожную ситуацию могут далеко не все водители, то и случаются подобные аварии с последующими спорами кто прав, а кто не прав.

    Аналогичной теме посвящены статьи Выезд из двора на дорогу. Поворот налево и Если бы сначала посмотрел направо.

  5. Омар

    31.10.2015 14:33

    Добрый день Сергей Д. Вы пишете: Они уверенно едут, имея свое преимущество в движении.

    Я думаю уверено водители должны ехать если не нарушают правила ПДД. «Выезжать аккуратно нужно потому, что другие водители еще не знают, что вам дали дорогу, и они могут вас даже не заметить». Я так и поступал пока подбирался к середине дороги.

    Есть ПДД, на основании которых водитель прогнозирует ситуацию. В данном моем случае нужно прогнозировать все возможные действия нарушителя. И где предел этих нарушений на главной дороге? Если нарушитель попадает под лишение прав, то получается он беспредельно нарушил правила ПДД. Извините за полемику.

  6. Сергей Д.

    31.10.2015 19:54

    Здравствуйте Омар.

    Понимаете ли, в чем дело. Под фразой «уверенно едут» подразумевается не Ваш частный случай, а ситуация в общем — движение по главной дороге, когда Правила не нарушаются.

    В вашем случае обгоняющий был уверен в своей безнаказанности, а может быть, он и не знал, что обгонять через двойную сплошную — против Правил. Такое бывает.

    В настоящее время обстоятельства на дороге таковы, что каждому водителю нужно учиться прогнозировать ситуацию с учетом возможности нарушений ПДД другими водителями.

    Мне думается, что решение инспектора НЕверно, потому что аварию 100% спровоцировал обгоняющий, выполняющий свой маневр с нарушением Правил.

    Если попробуете оспорить это решение в суде, то Ваша задача – убедить судью, что если бы нарушителя не было, то и ДТП не случилось бы.

  7. Саша

    28.12.2017 20:57

    Здравствуйте, выезд с прилегающей территории. Поворачивая налево на дорогу с 2-х стороннем движением те, кто двигается слева от меня, пропускают.

    Я начинаю трогаться, а в это время в меня врезается ехавший по встречке слева от меня.

    Кто виноват? Спасибо заранее, могу фотографии с места дтп прикрепить.

  8. Сергей Д.

    28.12.2017 23:54

    Здравствуйте Александр.

    Выезжающий с прилегающей территории автомобиль обязан уступить дорогу всем, кто движется по той дороге, на которую он выезжает (пункт 8.3).

    Согласно этому пункту, вина на вашей стороне. Степень вины второго водителя будет зависеть от того, разрешают ли ПДД обгон в этом месте или нет.

    Если обгоняющий не имел права ехать по встречной половине ПЧ (см. статью Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД), то вина в ДТП будет обоюдной.

  9. Ирина

    13.06.2018 16:19

    Здравствуйте, у меня немного другая ситуация. Живу на Кипре и здесь левостороннее движение. То есть все в зеркальном отражении.

    Я хотела выехать из второстепенной дороги на главную, подождала, когда справа машин не было совсем, а слева (на дороге, на которую я выезжала) остановился белый мерседес, и дал поворот на второстепенную дорогу.

    Этот же Мерседес дал мне дорогу и я выехала на главную. Проехав метров 15 начала выправлять машину на середину дороги. И тут слева от меня оказалась другая машина (Форд), которая в этот момент оказалась параллельно моей.

    Произошло небольшое столкновение. Главная дорога с однополосным движением. Вопрос: чья вина?

    Имел ли право Форд в момент моего выезда на главную дорогу, обогнать впереди него ждущий мерседес, и продолжить движение?

  10. Сергей Д.

    14.06.2018 11:36

    Здравствуйте Ирина.

    По вопросам «имел ли Форд право» нужно обратиться к ПДД той страны, где произошел инцидент.

    А в общих случаях автомобиль, выезжающий с второстепенной дороги, обязан уступить транспортным средствам (не препятствовать их движению), едущим по главной дороге.

    Тот факт, что водитель Мерседеса, как бы, уступил вам дорогу, ничего не меняет, т.е. НЕ отменяет для вас требования соблюсти приоритет по отношению к Форду (уступить ему дорогу).

  11. Вадим

    29.11.2018 12:39

    Ехал по временной объездной дороге, стояли знаки временные 3.20 и 1.21. 40 км ограничение впереди. Впереди остановился автомобиль с поворотом направо.

    Я начал тормозить, мой автомобиль не послушался, тогда я увидел, что на встречной некого нет, решил избежать аварии и совершил маневр.

    В это время с левым поворотом с прилегающей территории на меня въехал автомобиль, у него не было знака уступить дорогу. Кто виновен в аварии?

  12. Сергей Д.

    29.11.2018 18:32

    Здравствуйте Вадим.

    Выезжая с прилегающей территории на дорогу, Правила требуют уступить всем ТС, которые уже едут по этой дороге (пункт 8.3). Ваш оппонент (выезжающий с прил.территории налево) был должен уступить вам дорогу.

    Ну, а степень вашей вины (выезд на встречную полосу во время объезда) нужно смотреть на месте происшествия.

  13. Линар

    02.02.2021 19:02

    Здравствуйте! Выезд с прилегающей территории с поворотом налево. У меня знак «Уступи дорогу».

    Колонна автомобилей остановилась перед светофором, порядка 10 — 15 автомашин, мне оставили «окошко» для проезда.

    Дорога двухполосная с прерывистой разметкой. Итак, слева автомобиль меня пропускает, я выезжаю сквозь «пробку» (затор), выезжаю налево.

    Но там ехал автомобиль, объезжающий «пробку» по встречной, я его задеваю.

    На разборе меня признали виновным, но я не согласен, ведь второй участник дтп обгонял пробку по встречке, нарушая п.11.1 и 11.2.

    Мои доводы сотрудник ГИБДД признал не состоятельными, и не признал, что на дороге был затор(пробка).

    Хотя есть видео, где частично видно колонну автомобилей около 7-8 автомашин и дтп. Кто виновен?

  14. Сергей Д.

    02.02.2021 22:40

    Здравствуйте Линар.

    Такие термины как затор (пробка) и «окошко» для проезда в этой ситуации оправдательного веса не имеют.

    У вас был знак 2.4, его требование: при любых условиях уступить дорогу ТС, движущимся по пересекаемой дороге, т.е. на которую вы выезжаете, в том числе и обгоняющему.

    Ваш оппонент, совершающий обгон, двигался по встречной полосе, отделенной, с ваших слов, прерывистой разметкой, которую разрешается пересекать с любой стороны.

    В ПДД нет запрета обгонять затор, если при этом в процессе обгона (в процессе выезда на встречную полосу) не нарушаются ПДД.

    За нарушение пункта 11.2 ПДД санкции в КоАП не предусмотрены, поскольку в перечисленных условиях выезд на встречную полосу НЕ запрещается.

    Вот, по вышеперечисленным причинам вас и признали виновным в ДТП.

    Если бы ваш оппонент нарушил правила обгона, например, обгонял через сплошную линию разметки (либо вы найдете другое доказательство), тогда можно было бы попытаться пересмотреть дело, поскольку в таком случае его на встречной полосе быть не должно.

  15. Сергей

    29.03.2021 06:06

    Я выехал с примыкающей дороги на главную, стоял перед поворотом налево.

    С главной дороги авто поворачивал направо, на примыкающую двухстороннюю, и совершил удар в задний левый бампер. Кто виноват?

  16. Сергей Д.

    29.03.2021 08:28

    Здравствуйте Сергей. Из вашего повествования можно сделать два вывода:

    а) ваш автомобиль стоял на пути того, кто поворачивал, предположим, на середине дороги, следовательно, вина ваша;

    б) тот, кто поворачивал с главной дороги, не справился с управлением: его по инерции снесло с траектории поворота, следовательно, вина его.

    Это как бы две ключевые точки. Более детально необходимо смотреть на месте: ширина дороги, радиус закругления, скорость движения и прочее, что могло повлиять на событие.

    Для понимания приоритетов см. статью Съезд и поворот с главной дороги.

  17. Юля

    09.03.2022 20:44

    Здравствуйте! У моего отца была такая ситуация: он выезжал с прилегающей территории на трассу, у него знак уступи.

    Он выезжал налево, но при выезде на полосу в него въехала машина, которая совершала обгон.

    Обгон был запрещён по всем знакам, отца сделали виновным, т.к. он должен был пропустить, а тому только штраф.

    Как быть в этой ситуации, можно ли обжаловать, если найти видео?

  18. Сергей Д.

    10.03.2022 09:08

    Здравствуйте Юля.

    Если вы уверены в том, что вас обвинили необоснованно, то есть смысл собрать доказательства, подтверждающие вашу невиновность (в т.ч. видео), и обжаловать решение.

    Сотрудник, прибывший на место ДТП, выявляет нарушения ПДД, допущенные участниками происшествия, повлекшие столкновение.

    Например, ваш отец был обязан выполнить требования знака 2.4 (уступить дорогу), но не уступил. Следовательно, доля его вины в столкновении есть.

    Оппонент, который совершал обгон в запрещенном месте, также нарушил данный запрет, и нарушение тоже имеет отношение к столкновению — его вина в ДТП есть.

    А дальше специалисты смотрят на схему происшествия, восстанавливают картину столкновения, выясняют, чья вина серьезнее и выносят какое-то решение.

    Но, понимаете ли, в чем дело. Невыполнение требования «уступить дорогу (не создавать помех)» — это серьезное нарушение, и оно в вашем случае «перевесит» нарушение правил обгона, потому что тот хоть и нарушил, но он ехал по главной дороге.

    Если вы сможете доказать, что ДТП произошло по вине обгоняющего (другими словами, если бы тот не обгонял, то вы ни с кем бы не столкнулись), тогда решение пересмотрят.

  19. Татьяна

    17.03.2022 23:05

    Здравствуйте! Выезжала с второстепенной налево со знаком уступи дорогу.

    Дорога разделена треугольной разметкой для выезжающих слева на гл.дорогу, есть полоса (которая начинается только от поворота) и две полосы главной по всей протяженности дороги.

    Дорога была свободная во всех полосах и вдруг, когда я практически выровняла машину, в меня под углом таранит машина.

    Те она ехала по среднему ряду и водитель решил на разметке треугольной перестроится в мой начинающийся левый ряд. Но там уже как бы была я.

    И та машина на полном ходу дала мне в крыло в районе фары.

    Один гаишник говорит,что я виновата, другой — что будет обоюдка.

    Как вы считаете? Если бы она не перестраивалась, а ехала прямо, то дтп бы не было. Она могла с легкостью избежать дтп.

  20. Сергей Д.

    18.03.2022 18:43

    Здравствуйте Татьяна.

    Когда инспектор приезжает на место ДТП, то его задача выяснить, какие нарушения ПДД были среди участников происшествия.

    Имеется в виду те нарушения, которые привели к столкновению. См. статью Что такое ДТП и как его избежать.

    Далее все просто: если нарушение стало причиной ДТП, значит, нарушитель виновен.

    По требованию знака 2.4 вы были обязаны уступить дорогу вашему оппоненту, поскольку он ехал по главной. Вы утверждаете, что вы его не видели, но фактически он был, и приближался очень быстро.

    Таким образом, ваша вина в ДТП имеется. К тому же, ваше нарушение приоритетное: вы должны были уступить дорогу.

    У вашего оппонента было преимущество в движении перед вашим автомобилем. У него была возможность избежать столкновения, но это не аргумент.

    Есть нюанс, который можно проверить только на месте ДТП: это момент окончания вашего поворота и время начала его перестроения.

    Совершающий перестроение водитель должен уступить дорогу движущемуся попутно автомобилю по полосе, на которую он перестраивается (пункт 8.4 ПДД).

    Если в группе разбора сочтут, что его перестроение также стало причиной ДТП (повлияло на его реализацию), то и его вина зачтется, т.е. она будет обоюдная.

    Более точный анализ можно сделать только на месте происшествия.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.