Разворот на трамвайных путях


2 комментария

Дорожная ситуация, в которой разворот автомобилиста на трамвайных путях в процессе его осуществления привел к ДТП с попутчиком.

Если рассуждать о настоящих причинах аварий, так сказать, в целом, то их можно разделить на несколько групп.

Все они приведены и подробно рассмотрены в статье Причины возникновения ДТП.

Одной из них является невнимательность к деталям дорожной ситуации, в которой оказались ее участники движения.

Другой причиной, сопутствующей невнимательности, является неспособность прогнозировать изменение ситуации в ближайшие несколько секунд.

О том, что такое умение/неумение прогнозировать развитие событий в дорожной обстановке, станет понятно далее, по тексту.

Несмотря на то, что правила выполнения разворота на трамвайных путях нарушил водитель «Хонды», «регистратор» попал в ДТП по причине собственной невнимательности.

Попробуем проанализировать действия обоих водителей в этих дорожных обстоятельствах, чтобы понять, что на самом деле произошло, и в будущем не повторять подобных ошибок.

Исходные данные: Дорога с трамвайными путями посередине, рельсы расположены на одном уровне с проезжей частью.

Дорожную разметку не видно, но проезжая часть каждого направления имеет по две полосы.

Знаков, определяющих направление движения по полосам , а также знаков, запрещающих разворот на данном участке дороги, не установлено.

После поворота на перекрестке, «видеорегистратор» занимает для движения попутные трамвайные пути.

Впереди него на дистанции примерно одной секунды по крайней левой полосе проезжей части движется автомобиль Honda CR-V.

Почему дистанция между машинами берется в секундах, можно прочесть в статье Движение в потоке, а также в статье Почему важно соблюдать дистанцию.

 

В момент развития дорожной ситуации ни попутного, ни встречного трамваев на трамвайных путях не наблюдается.

Водитель «Хонды» включает левый «поворотник», начинает разворот через трамвайные пути, и в этот момент его в левый бок таранит владелец регистратора.

Удар оказался не сильным, но достаточным для выяснения отношений. Факт столкновения — это есть ДТП.

Посмотрите короткий видеоролик.


Автор видеоролика

Когда происходит ДТП, то в первую очередь возникает вопрос: кто виноват? И только во вторую очередь следует вопрос: по какой причине ДТП произошло?

По большому счету причины, по которым происходят столкновения, мало кого интересуют. Они больше важны для участников ДТП, чтобы для себя проанализировать произошедшее, и больше так не делать.

В протоколе будет «сухое» изложение фактов: нарушены требования ПДД или не нарушены, и кто из участников нарушил.

Соответственно, если нарушил, и это нарушение стало причиной столкновения, значит виноват. Но истинные причины столкновений, обычно, не имеют ничего общего с тем, что напишут в протоколе.

Почему это так, на примере дорожной ситуации изложено в статье Не уступил дорогу на перекрестке и в упомянутой выше статье Причины возникновения ДТП. Рекомендую.

 

В нашей ситуации оба водителя в процессе движения совершили какие-то действия, или не совершили, в результате чего машины столкнулись.

Попробуем разобрать, какие именно это действия (бездействия), и начнем с водителя «Хонды» (который осуществлял разворот через трамвайные пути).

Разворот на трамвайных путях вне перекрестка на этом участке дороги Правилами не запрещен.

Но согласно пункту 8.5 ПДД, разворот должен выполняться с трамвайных путей попутного направления (отсутствуют знаки направлений движения по полосам).

Другими словами, сначала нужно с соблюдением правил перестроения заехать на трамвайные пути попутного направления, и уже с них выполнить разворот.

Водитель «Хонды» приступил к развороту с левой полосы проезжей части, и тем самым подставил свой левый борт под удар «попутчика», который в это время, не нарушая Правил, ехал по рельсам.

Автор разворота нарушил два требования ПДД: начал разворот «не оттуда», т.е. не перестроился на трамвайные пути, и не уступил дорогу попутчику («регистратору»).

Эти строки напишут в протоколе. Они важны для определения виновника. Только там не напишут истинную причину, по которой он не уступил попутчику (эти причины для суда уже не важны).

На самом деле, водитель «Хонды» не увидел едущего сзади «регистратора» (или потому, что «регистратор» был в слепой зоне, или было лень повернуть голову и посмотреть).

Почему так происходит, см. статью О слепой (мертвой) зоне автомобиля.

По отношению к кроссоверу, «Регистратор» появился с левой стороны очень быстро, и практически сразу пошел на опережение.

Загорелись стопы

Теперь, посмотрим на действия «регистратора». Следует отметить, что его движение целиком укладывались в рамки ПДД. Тем не менее, он попал в аварию.

Возникает вопрос: почему? Он, ведь, ничего не нарушил! Но попал.

«Регистратор» видел едущий впереди автомобиль «Хонда», но не придал значения его тормозным сигналам. Возможно, он даже не предположил, что тот намеревается выполнить какой-то маневр.

Линия трамвайных путей была свободна для движения, и «регистратор» действовал в соответствии со своими намерениями.

 

В кадре хорошо видно, когда у кроссовера загорелись стоп-сигналы, и спустя секунду включился левый указатель поворота.

Почти одновременно с включением сигнала поворота, водитель «Хонды» начал разворот через трамвайные пути.

Разворот произошел на очень короткой дистанции от едущего позади-слева «регистратора». И у того не хватило времени, чтобы успеть остановиться.

Единственный вариант, который мог бы спасти, это экстренное торможение. Но к такому повороту событий «регистратор» оказался не готов.

Какой можно сделать вывод из того, что произошло, чтобы в будущем, оказавшись в похожей ситуации, не столкнуться с другим автомобилем?

Во-первых, в процессе движения в дорожном потоке необходимо всегда контролировать обстановку с боков и сзади автомобиля. Особенно контроль важен перед началом маневра.

Подробнее о маневрах можно прочесть в статьях Что такое маневр в ПДД и Что такое безопасный маневр.

Перед любым маневром есть смысл не только смотреть в зеркала заднего вида, но и проверять мертвую (слепую) зону поворотом головы и взглядом в эту самую зону.

Другого способа, как проверить пространство, которое не видно в зеркала, нет. Сферические зеркала заднего вида не могут дать полный обзор.

Во-вторых, вне перекрестка, разворот на трамвайных путях (или через трамвайные пути) ПДД требуют выполнять с рельсов попутного направления (пункт 8.5 ПДД).

Еще необходимо убедиться, что на данном участке дороги разворот не запрещен Правилами.

Пункт 9.6 ПДД разрешает движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления.

Но при этом с автомобилистов никто не снимает ответственность за соблюдение дистанции и интервалов.

Выбор скорости и дистанции взаимосвязаны: чем выше скорость, тем больше должна быть дистанция. И обязательно нужно обращать внимание на световую сигнализацию соседних по потоку машин.

Вот, как бы и все. Разбор дорожной ситуации можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «разворот на трамвайных путях» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Препятствие на второй полосе;
Что такое безопасная скорость;
Выполнение разворота. Часть 1;
Пройдет трамвай? Не прошел

В следующей статье Проезд перекрестка на желтый будет рассмотрено одно из ДТП на регулируемом перекрестке.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статейНеудачный разворот >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. Анастасия

    20.11.2014 14:48

    Здравствуйте! Как нужно совершить разворот на перекрестке, регулируемом светофором:

    на зеленый свет я выезжаю к центру перед сплошной линией, если продолжить ее, и потом, когда нет машин разворачиваюсь, или я выезжаю к краю проезжей части в левом ряду и потом разворачиваюсь?

    И еще вопрос, выполняя разворот через трамвайные пути, где между ними островки, надо из крайнего левого положения? А поворот налево? Заранее спасибо.

  2. Сергей Д.

    20.11.2014 20:37

    Здравствуйте Анастасия.

    Для разворота на обычном перекрестке (без трамвайных путей), прочтите внимательно статью «Выполнение разворота. Часть 2».

    Там есть ответ на Ваш вопрос. На верхних картинках зеленой пунктирной линией схематично показаны разрешенные траектории разворота на перекрестке.

    Разворот на любом перекрестке дорог без разделительной полосы осуществляется в пределах перекрестка (с левой полосы или с крайнего левого положения на проезжей части вашего направления, если полоса одна).

    Т.е. можно выехать на середину перекрестка и потом развернуться, а можно развернуться сразу, как только выедете на пересечение проезжих частей за пешеходный переход, так как на зебре разворот запрещен.

    Короткая будет траектория разворота или длинная, зависит, скорее, от дорожной ситуации и количества машин на перекрестке.

    В отличии от разворота, поворот налево выполняется только через центр перекрестка. Посмотрите на картинках к статье «Проезд перекрестков. Въезд и выезд – общие правила».

    О движении через трамвайные пути, нельзя дать однозначный ответ. И чтобы здесь не повторяться, рекомендую следующие две статьи:

    О том, как правильно повернуть налево через трамвайные пути – статью «Проезд перекрестков с трамвайными путями».

    О выполнении разворота через трамвайные пути можно прочесть в статье «Выполнение разворота. Часть 1».

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.