Поворот налево и обгон на перекрестке


8 комментариев

Здравствуйте уважаемый читатель.

Осуществить поворот налево, когда тебя обгоняют сразу несколько машин, это нужно постараться!

В статье пойдет речь не о правилах выполнения поворота налево или обгона на перекрестке, а о безопасном повороте налево в тот момент, когда поворачивающего обгоняют.

На обсуждение представлена дорожная ситуация, когда обгоняющих машин несколько, и движутся они, нужно отметить, на немалой скорости.

Подобные обстоятельства, когда один поворачивает, а другой его обгоняет в этот момент, нередко приводят к тому, что между участвующими происходит ДТП.

В качестве примера можно обратиться к статьям Левый поворот на перекрестке и ДТП при обгоне на перекрестке.

А ведь почти любой аварии на дороге можно избежать, если быть немного внимательнее, и действовать в соответствии с обстоятельствами.

Случай, который будет рассмотрен ниже, обошелся без ДТП. Кому нужно было – те обогнали, кое-кто пусть даже с нарушениями, а кому нужно было повернуть налево – тот повернул.

Теперь – разбор дорожной ситуации, как все было.

Событие происходит на загородной трассе. А за городом, как известно, разрешенная и желаемая скорость транспортных средств намного выше, чем в населенном пункте.

Это говорит о том, что предупреждать других участников движения о своих намерениях нужно заранее, и решение о выполнении маневров нужно принимать быстрее обычного.

Посмотрите короткое видео. Поворот налево когда тебя обгоняют.


Автор видеоролика

Автомобиль, с которого ведется съемка, движется за грузовиком на дистанции примерно трех секунд. Это вполне безопасная дистанция. См статью Почему важно соблюдать дистанцию.

Почему дистанцию удобнее измерять в секундах можно прочесть в статье Движение в потоке.

 

На видео специально задержан кадр, в котором виден предупреждающий знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги». Этот знак вне населенного пункта устанавливается на расстоянии 150-300 метров до перекрестка.

Проехав этот знак, водитель грузовика заблаговременно включает указатель левого поворота, чтобы предупредить едущих сзади водителей о том, что он намеревается повернуть налево, на примыкающую дорогу.

Заблаговременно, в данном случае, это не менее! чем за 100 метров до перекрестка.

Затем, он сбрасывает скорость до безопасного значения и, приближаясь к перекрестку, терпеливо ждет, пока обгоняющие (а их к этому времени уже было две машины) закончат обгон, после чего, быстро поворачивает.

Перед поворотом

Несмотря на то, что обгон на перекрестке это очень не желательный маневр, Правилами этот маневр не запрещен.

Обгон на перекрестке допускается только в одном случае: когда перекресток нерегулируемый, а обгоняемый и обгоняющий автомобили движутся по главной дороге.

Водитель зеленой «Ваз-2110», увидев включенный левый «поворотник» у грузовика, сразу понял намерение его водителя, поскольку в цепи обгоняющих он был первым, и сразу вернулся на свою полосу движения перед машиной с регистратором.

Двое других обгоняющих предпочли завершить обгон, и благодаря внимательности и терпению водителя грузовика, их обгон прошел благополучно, после чего грузовик спокойно совершил левый поворот.

Едущий сзади «регистратор» также терпеливо ждал, пока грузовик завершит свой маневр. Таким образом, ситуация «поворот налево когда тебя обгоняют», разрешилась благополучно для всех участвующих.

В итоге – все участники движения остались при своих интересах, и никто не пострадал, точнее, ДТП не произошло.

 

Во время движения в потоке машин очень важно, чтобы намерения водителей были понятны друг другу.

Такое возможно в случае, когда каждый автомобилист следит за дорожной обстановкой вокруг своей машины, и своевременно предупреждает других участников о своих маневрах световой сигнализацией.

Если вы стараетесь прогнозировать дорожную ситуацию хотя бы на несколько секунд вперед, то вы будете готовы к предстоящим ее изменениям.

И если кто-нибудь из автомобилистов допустит какую-нибудь ошибку в ситуации, то вы своими действиями сможете своевременно эту ошибку компенсировать, или сгладить ее последствия.

Например, вы сможете сбавить свою скорость, и дать возможность другому водителю закончить свой маневр.

Ошибочные действия могут быть разными, от неверно рассчитанной скорости или короткой дистанции до поздней реакции в работе «рычагами» управления.

Нельзя, при этом, исключать возможность нарушения кем-то из водителей какой-то пункт Правил.

Ситуация на дороге постоянно меняется, поэтому дорожную обстановку вокруг! автомобиля в процессе движения нельзя упускать из вида.

Другими словами, нужно смотреть, анализировать и стараться прогнозировать ее изменение. На этом, разбор ситуации можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «поворот налево когда тебя обгоняют» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Прогнозирование дорожных ситуаций;
Обгон на перекрестке по главной дороге;
Правила обгона и ошибки при его выполнении;
Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют;
Нужно повернуть налево, а сзади поджимают;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Левый поворот на перекресткеХотел обогнать, но не повезло >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

8 комментариев

  1. Семен

    23.06.2015 09:48

    Здравствуйте.

    Помогите разобраться.

    Суть: Я поворачивал налево: остановился, включил поворот, убедился что автомобиль следующий за мной остановился и ждет, когда я завершу маневр. По встречной никого нет ни впереди ни сзади.

    Поворачиваю и где-то на середине встречной полосы в середину моего авто А въезжает другое авто С.

    Инспектор: Авто А не выполнил требования п.8.1., авто С не выполнил требования п.11.1 — за это обоюдка. А за нарушение авто С п. 11.4 (обгон на пешеходном переходе) — ему штраф.

    Мои доводы: По п.13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Т.е. с моей стороны нарушения правил ПДД не усматривается.

    Авто С явно нарушает п. 11.4 — обгон на пешеходном переходе. Участник движения нарушающий Правила не имеет и не может иметь преимущества перед участниками, движение которых осуществляется в рамках ПДД.

    «Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения. В случае нарушения Правил, у обгоняющего нет права на обгон, и нет права на движение, соответственно и не может быть преимущества.

    Обгоняющему штраф за обгон на пешеходном переходе, а поворачивающий налево виноват так как не убедился в безопасности маневра — это, по-моему, заблуждение, так как обгон в запрещенном месте имеет прямую связь с ДТП. Именно обгон в запрещенном месте является грубейшим нарушением и лишает любого права на движение.

    Мой итог:

    Виноват нарушитель;

    При нарушении, имеющем связь с ДТП — нарушитель не имеет преимущества;

    При разборе ДТП ссылаться на общие нормы Правил (п. 8.1 и 11.1) возможно только при отсутствии специальных норм.

    Вопрос в следующем: Верны ли мои доводы? Если верны, то как мне донести это грамотно и доходчиво до инспектора ДПС. Если не верны, то объясните почему?

  2. Сергей Д.

    23.06.2015 13:03

    Здравствуйте Семен.

    Ваши доводы верны отчасти. Они больше опираются на логику, что естественно, но для определения юридической вины, требуются основания, прописанные в документах, коими являются ПДД и КоАП.

    В данном случае (наличие пешеходного перехода) водителю обгоняющего авто было запрещено начинать обгон, поэтому ДТП спровоцировал он (обгоняющий). Его вина есть, и инспектором определена как нарушение п.11.1 ПДД плюс штраф за обгон на переходе.

    Если бы обгон выполнялся через сплошную линию, то сюда бы еще приплюсовали лишение прав. Но вашей вины это никаким образом не снимает.

    Инспектор рассматривает ситуацию примерно так: тот водитель нарушил (обгон на переходе), и он за это ответит, а вот вы, поворачивая, создали ему помеху (п.8.1) – это ваша вина.

    Поэтому в подобных ДТП чаще всего виновным признают поворачивающего, реже определяют как обоюдную вину.

    В пункте 8.1 ПДД значится: «… При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения». С этим трудно поспорить.

    Вы указали, что «поворотник» вашей машины был включен, и в этот момент на встречной полосе не было других машин ни впереди, ни сзади. Т.е. в этот момент обгоняющий еще не начал обгон.

    Пункт 11.2 ПДД прямо запрещает начинать обгон в случае, если «транспортное средство, движущееся по той же полосе, подало сигнал поворота налево» — этот пункт – Ваш козырь.

    Теперь нужно как-то доказать, что в момент начала маневра (поворота) ваш автомобиль еще никто не обгонял.

    Удачи на разборе.

  3. Юрий

    24.10.2015 05:51

    Как же доказать включенный поворотник до появления в поле зрения обгоняющего автомобиля?

    Предположим, загруженная дорога в одну сторону, скорость примерно 40... поток не очень плотный (не впритык) но интенсивный. Например как из Москвы по пятницам во второй половине дня... 

    Встречка пустая (где-то перекрыта и организован объезд, или просто пустая. Пользуясь этом многие попутные авто движутся по встречке, тем самым опережая тех кто едет изначально в своём ряду.

    Для поворота налево, я должен включить указатель поворота налево, снизить скорость и не помешав никому повернуть. 

    При интенсивном попутном движении, есть вероятность простоять в таком положении до половины второго ночи. т.к. 3-5 машин будут стоять за мной...а остальные обгонять (ну как бы объезжать препятствие).

    8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель ОБЯЗАН ПОДАВАТЬ СИГНАЛЫ световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой.

    При выполнении маневра НЕ ДОЛЖНЫ СОЗДАВАТЬ ОПАСНОСТЬ для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

    Я это понимаю так: Включил поворот заблаговременно, пропустил, кого обязан пропустить, и повернул. (подскажите где я неправильно?) Кого я обязан пропустить? — 13.12 здесь не подходит, это не равнозначная дорога.

  4. Сергей Д.

    24.10.2015 19:36

    Здравствуйте Юрий.

    Вы рассуждаете правильно. Если по главной дороге встречных машин нет, то поворачивая налево, никому и уступать не нужно, поскольку п.13.12 при повороте налево обязывает уступить только встречным, которые едут прямо и направо.

    А как быть в том случае, если вас в этот момент обгоняют? Как доказать, что вы первый включили левый «поворотник»? Ответ – никак.

    Доказать можно только в одном случае: если у обгоняющего работал видеорегистратор, и в кадре видно, что «регистратор» выехал на встречку, а поворотник у «переднего» авто уже работал. В этом случае обгон по п.11.2 для того запрещен.

    Все рассуждения выше – это если действовать по Правилам. Что же получается в действительности?

    Если обгоняющий едет по встречке уже почти километр, то он с большим упорством будет доказывать, что ваш левый поворотник в момент начала обгона еще не был включен. И ему, скорее всего, поверят.

    За свои нарушения, если такие были, он ответит, но в ДТП обвинят того, кто поворачивал. Отсюда и следует неофициальное правило: поворачивая налево, уступать дорогу обгоняющему.

    В вашем случае (дорога из Москвы), едущие попутно по встречной полосе (обгоняющие), пусть даже без нарушений ПДД, мягко говоря, махнули на остальных рукой – мол, ждали поворота, и еще подождут-постоят. Это уже давно не редкость.

    Ваша задача в этой ситуации, Юрий, выполнить поворот налево так, чтобы не разбить машину. Так что выход – стоять, и ловить момент.

    Для информации — две статьи: Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют и Нужно повернуть налево, а сзади поджимают.

  5. Сергей

    02.08.2016 07:27

    А почему не говорится о том, что начинающий обгон априори не может знать включён поворот или нет? Если перед ним более 1 машины, вторую и последующие он не видит.

  6. Сергей Д.

    02.08.2016 12:22

    Здравствуйте Сергей.

    Априори – не совсем подходящее слово. В отдельных случаях работу «поворотников» второго и даже третьего автомобиля впереди хорошо заметно. Имеется в виду, когда «поворотник» включен, т.е. работает.

    Машины в пределах полосы иногда «гуляют» влево – вправо, дорога может иметь небольшой изгиб.

    В каких-то случаях их можно увидеть с большей долей вероятности, а в каких-то случаях их работа по разным причинам может быть не заметна вообще (поворотник еще не включили, не видно из-за габаритов других машин, далеко едет, солнце в глаза и пр.).

    Но когда обгоняющий выдвигается на встречную полосу, то вероятность увидеть впереди включенный у обгоняемого «поворотник» увеличивается.

    Заметит его водитель или не заметит, распознает ли намерения водителя обгоняемого авто – это уже другой вопрос. Он принял решение идти на обгон.

    И если ответ на вопрос «увидел – не увидел» отрицательный, то наступает напряженный момент, исход которого зависит от свойственных данной ситуации обстоятельств, в том числе от способностей всех участников, участвующих в данном процессе.

    Показательный случай на примере дорожной ситуации есть в статье Опасность затяжного обгона.

  7. Александра

    28.01.2017 21:36

    Здравствуйте.

    Очень полезная и интересная статья! Спасибо Вам за эту информацию.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.