Последствия аквапланирования

, Комментариев нет

Чем опасно ускорение на мокрой дороге по правой полосе. Или к чему может привести эффект аквапланирования. Разбор дорожной ситуации.

Мокрая дорога – это всегда скользкая дорога. В статье Когда видимости на дороге почти нет уже рассматривалось движение автомобиля во время дождя и была затронута одна из особенности наших дорог – это их колейность. С колеей вроде бы все понятно – во время дождя она всегда заполняется водой и при попадании колеса в такую водяную колею, особенно на скорости, происходит частичная потеря сцепления колес автомобиля с дорогой. То же самое происходит, когда автомобиль на скорости въезжает в лужу. Колеса как бы всплывают над поверхностью дороги, и такое явление получило название эффект аквапланирования.

Другая особенность наших дорог, кроме колейности, это то, что по краям, у обочин, дорожное полотно просажено сильнее, чем в середине. Это объясняется тем, что по крайним правым полосам проходит больше машин, к тому же, чаще всего по ним движутся грузовики.

 

 

Во время дождя, когда вода не успевает стекать с проезжей части, именно на правых полосах образуются лужи различной величины. А под лужей очень часто могут быть скрыты всякие неровности. Поэтому целесообразно эти самые лужи или объезжать, или, если объехать их нет возможности, значительно снижать скорость.

 

Даже если полотно дороги вам хорошо известно, у вашего автомобиля хорошие шины, и вы уверены, что в луже никакая яма вам не угрожает, все равно, не спешите ехать слишком быстро – разгон в такой ситуации себя не оправдывает, более того — он опасен. Опасен потому, что на мокрой дороге скользко, и из-за разного сцепления колес с дорогой, благодаря эффекту аквапланирования, автомобиль хуже управляется, т.е. хуже слушается руля.

На видео почти не виден момент столкновения, но в подобных дорожных ситуациях обстоятельства складываются примерно следующим образом:

Идет дождь. Автомобиль несется по крайней правой полосе, опережая своих попутчиков на соседних полосах дороги, и правыми колесами заезжает в колею с водой или лужу, пусть даже совсем мелкую. Что происходит в этот момент?

В этот момент происходит перераспределение сил, которые действуют на автомобиль в движении. Переднее правое колесо встречает большое сопротивление воды, и автомобиль начинает уводить вправо. Центр массы автомобиля смещается влево вперед, а правое переднее колесо «всплывает», благодаря эффекту аквапланирования. Естественная реакция водителя, когда автомобиль уходит вправо — повернуть руль влево, но так как сцепление колес на мокром дорожном полотне неравномерное, то на поворот руля автомобиль откликнется слабо, т.е., он почти не повернет. Но, через какое-то мгновение, правое переднее колесо снова обретает сцепление с дорожным покрытием – а руль в этот момент уже немного повернут  – и автомобиль буквально бросает влево. Как правило, это происходит очень быстро.

Примерно тоже самое произошло с серым седаном. Не будь в этот момент белого кроссовера слева, серый седан, возможно, вынесло бы на соседнюю по ходу движения полосу, и если бы его водитель справился с управлением, то, скорее всего, ничего  бы не произошло. Он бы повилял по дороге и продолжил движение.

Но в этой дорожной ситуации произошло столкновение. И хотя оно было не очень сильным, во время торможения на скользкой дороге машины закрутило и разбросало по разные стороны проезжей части.

Какие ошибки допустили участники ДТП и как избежать подобных ситуаций в будущем.

Если дорожная колея заполнена водой, то нужно стараться ехать не по самой колее, а чуть сбоку от нее. При этом необходимо учитывать, что колеса автомобиля все равно будут пересекать эту колею. Соответственно, скорость нужно выбирать исходя из дорожных условий – на мокрой дороге ее следует снижать.

Когда на пути автомобиля встречаются лужи, скорость необходимо сбавлять еще до того, как автомобиль въедет в эту лужу, а преодолевать подобный «водный барьер» лучше всего на небольшой скорости, которая позволит не потерять управление автомобилем.

  • Водитель белого кроссовера, скорее всего не предположил, что его будут опережать справа – по лужам и на большой скорости, и поздно заметил догоняющего. Если бы дорога была сухая и справа, у обочины, не было луж – опережение прошло бы благополучно, но погодные условия всякий раз по-своему корректируют обстоятельства.

В данной дорожной ситуации ему следовало чаще смотреть в зеркало заднего вида и, увидев догоняющий справа автомобиль, сместиться на левую полосу. Своевременное прогнозирование ситуации позволило бы избежать столкновения.

В заключении, следует обратить внимание на то, что для безопасного передвижения по дорогам, соблюдение ПДД необходимо, но этого недостаточно. Еще нужно постоянно следить за обстановкой вокруг автомобиля, за другими участниками дорожного движения и стараться не упускать из вида любые мелочи на дороге.

В предыдущей статье Хотел объехать справа, а там... мы рассмотрели к чему может привести беспорядочное перестроение на дороге. В следующей статье будет затронута та же тема — перестроение в потоке машин и разбор дорожной ситуации.

Навигация по серии статейЕще раз о дистанции >>

Самые читаемые разделы сайта

Возможно, здесь есть то, что вы ищете

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.