Подъезжаем к перекрестку и поворачиваем налево


2 комментария

8-я статья из 8 в серии Проезд перекрестков-2

Дорожная ситуация: поворот налево на перекрестке привел к ДТП с встречным автомобилем, едущим через перекресток в прямом направлении.

После просмотра ДТП проведем работу над ошибками участвующих с целью не повторять их в своей водительской практике.

Ситуация, которую рассмотрим в этой статье, не нова. Она встречается повсеместно, где на перекрестках установлены светофоры.

Общий пейзаж, дорожная обстановка, а также участники в каждом случае будут отличаться, но схема проезда на регулируемом перекрестке для поворота налево почти везде одинаковая.

Тем не менее, несмотря на похожесть ситуаций, в подобных обстоятельствах аварии случаются довольно часто. После того, как ДТП произойдет, обычно начинаются выяснения, кто прав в данной ситуации, а кто не прав.

При этом, каждый стремится защитить свою сторону. Признавать ошибки не хочется никому.

Если нарушение какого-то пункта ПДД одним из участников очевидно, то данный факт облегчает последующие разбирательства, т.е. определяется юридический виновник ДТП.

Но, ведь, второй участник, который ехал с соблюдением требований ПДД, тоже пострадал, несмотря на то, что его юридической вины нет. Возникает вопрос: почему он попал в ДТП?

Посмотрите короткий видеоролик. Поворот налево на перекрестке закончился столкновением со встречным автомобилем, едущим в прямом направлении. После, проведем «работу над ошибками».


Автор видеоролика

Когда любая ситуация рассматривается глядя со стороны, ответ на вопрос «почему» находится быстро. Чаще всего это невнимательность и торопливость ее участников.

Ответ в стороннем случае найти легко, тем более, когда есть возможность «прокрутить» ситуацию несколько раз.

В реальной ситуации на дороге такой возможности нет, и действовать приходится исходя из условий конкретной обстановки.

 

Дорожная ситуация, показанная выше, в видеоролике, почти один в один похожа на случай, рассмотренный ранее в статье Не пропустил на перекрестке. В этих двух случаях, несмотря на различающиеся размеры перекрестков, характер столкновения машин одинаковый.

Ошибки водителей, повлекшие исход ситуаций, тоже примерно одинаковые, поэтому рассматривать их повторно в этой статье нет смысла.

Здесь рассмотрим подробнее как не попадать в подобные ситуации в процессе поворота налево на перекрестке, а заодно, на что обратить внимание в случае проезда перекрестка в прямом направлении.

При выполнении поворота налево на перекрестке, Правила требуют уступить дорогу встречным ТС (пропустить их), которые движутся навстречу в направлении прямо и направо (пункт 13.4 ПДД).

В случае, когда проезд осуществляется по регулируемому перекрестку, повернуть допускается в течение времени, пока горит разрешающий сигнал светофора.

Другими словами, интервал времени для поворота налево с учетом пункта 13.4 ограничен «длиной» разрешающего сигнала, плюс возможностью завершить маневр независимо от сигнала светофора на выходе с перекрестка (пункт 13.7 ПДД).

И это логично, поскольку, когда встречные машины едут плотным потоком, то поворачивающий налево, выехав на перекресток, вынужден остановиться и ждать, когда появится «окно» для проезда, или «загорится» красный сигнал, и встречный поток остановится.

Но, что означает «появилось окно для проезда»? Это когда у светофора еще включен зеленый сигнал, а поток встречных машин по разным причинам прерывается, и появляется возможность беспрепятственно (обычно так кажется) завершить левый поворот.

Именно в такие моменты и происходит большинство аварий.

Перед дтп

Впоследствии, причины аварии объясняются тем, что участвующий «не видел», «не заметил», «думал, что успеет», «думал или казалось, что встречный был еще далеко» и прочими словосочетаниями.

Все формы подобных оправданий являются следствием ошибочной оценки дорожной ситуации.

 

Перед любым маневром необходимо убедиться в безопасности проезда. Это значит, что нужно выявить и оценить потенциальную опасность, определить с какой стороны эта опасность, и как она далеко, и только после этого принимать решение как действовать.

Это, так сказать, в общих чертах. Далее – немного конкретнее.

Когда при обоюдном левом повороте, на подъезде к перекрестку или уже находясь на его середине, не удается увидеть встречный автомобиль, то причиной чаще всего может быть закрытый обзор дороги.

Например, в нашей ситуации обзор дороги для поворачивающего водителя закрывал «видеорегистратор». Следовательно, прежде чем осуществить маневр, необходимо убедиться в том, что проезд действительно свободен (нет встречных машин).

Когда вы поворачиваете налево, и видите приближающийся встречный автомобиль, вам может показаться, что он еще далеко, и вроде бы есть возможность успеть проехать.

В этом случае необходимо реально оценить скорость его приближения. Часто эта оценка оказывается ошибочной.

Т.е. встречный автомобиль на самом деле приближается быстрее, чем кажется вам. В таком случае есть смысл не торопиться с поворотом, а подождать, пока встречный автомобиль проедет мимо.

Применительно к нашему случаю, водителя, который шел на поворот (попал в аварию), никто не торопил и не подпирал сзади. Он мог бы подождать несколько секунд, и аварии удалось бы избежать.

В конце концов, есть пункт 13.7 ПДД, который дает право завершить маневр после смены сигналов светофора. Проблема, скорее, в том, что ждать никому не хочется.

Эти же «предостережения» также актуальны и в том случае, если вы проезжаете через перекресток «прямо». В таком случае, приоритет перед поворачивающим автомобилем на вашей стороне, но целесообразно следить за действиями того, кто поворачивает.

Как показывает опыт, соблюдение Правил не спасает от аварии, а дает лишь юридическую защищенность в случае ДТП.

В этих обстоятельствах на прямолинейном направлении избежать ДТП можете только вы сами, и только в том случае, если будете контролировать ситуацию.

Оптимальный контроль возможен, когда вся площадь перекрестка хорошо просматривается на всех подъездах к нему.

Если обзор перекрестка частично закрывается, например, в нашем случае регистратор остановился для поворота налево и закрыл собой часть перекрестка, то есть смысл не спешить.

Еще на подъезде к перекрестку желательно снизить скорость, переключиться на низшую передачу, чтобы проехать перекресток, как говорят, с «запасом газа», или быть готовым остановиться.

Тогда появится возможность или быстро ускориться, в случае необходимости, или быстро остановиться.

 

В статье Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации есть несколько графических схем наиболее часто встречающихся ситуаций на перекрестке, которые могут привести к столкновению. Рекомендую.

ДТП нередко случаются по причине поздней реакции на опасность, часто водитель вообще не успевает среагировать, потому что скорость большая.

Как едет, разогнавшись по дороге, так и продолжает движение через перекресток по инерции. Возможно, им руководит уверенность, что преимущество в движении на его стороне, значит, он прав. Но реальность подсказывает, что подобная «правота» не спасает от ДТП.

На этом разбор дорожной ситуации «поворот налево на перекрестке» можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «поворот налево на перекрестке» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Поворот налево на перекрестке. Часть1;
Поворот налево на перекрестке. Часть2;
И вновь левый поворот на перекрестке;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Поворот налево на перекрестке. Часть2

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. Алена

    09.02.2018 09:50

    Добрый день! Регулируемый перекресток. Если я въехала в границы перекрестка, то после пропуска встречных машин, я и все остальные, которые стояли на перекрестке, могут завершить маневр, независимо от сигнала светофора, вплоть до красного?

  2. Сергей Д.

    09.02.2018 10:25

    Здравствуйте Алена.

    Да, пункт 13.7 дает право завершить выезд с перекрестка. Но это только в том случае, если ваш автомобиль в действительности заехал на перекресток на разрешающий сигнал.

    Сколько машин в ожидании поворота может поместиться на перекрестке, я не возьмусь утверждать, но обычно бывает несложно определить визуально его границы.

    Иногда, при столпотворении машин на перекрестке, есть смысл остановиться у стоп-линии, и подождать. См. статью Остановка перед стоп-линией.

    Если увидите, что успеваете выехать на зеленый сигнал, тогда действуете. Если поймете, что не успеваете – ждете следующего «зеленого».

    В таком случае невозможно будет предъявить вам проезд на запрещающий сигнал («желтый» — запрещает движение).

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.