Юридическая консультация онлайн

Памятка

Популярные статьи

Видеоуроки. ПДД и вождение

Разбор дорожных ситуаций

Это может быть интересно

Главная » Дорога

Обгоняя, смотри на обгоняемого

11 февраля 2016Комментариев нет
Обгоняя, смотри на обгоняемого
7-я статья из 9 в серии Дорожные ситуации. Обгон .

Название подсказывает, что рассматриваемый в этой статье случай, имеет непосредственное отношение к выполнению обгона. Как всегда, разбор случая проводим на примере реальной дорожной ситуации.

Открытый прямой участок дороги вне населенного пункта. Три полосы дороги постепенно переходят в две полосы с прерывистой разметкой 1.5 посередине. Впереди «регистратора» в попутном направлении движется несколько легковых машин. После разъезда со встречным автомобилем, встречная полоса становится свободной и «регистратор» принимает решение пойти на обгон, препятствий для этого маневра нет. По крайней мере, никто из впереди едущих машин никаких сигналов о своих намерениях не подает, все едут прямо.

Выехав на встречную полосу и продолжая увеличивать скорость, «регистратор» видит, что первый по ходу обгоняемый автомобиль включает левый указатель поворота, и тоже приступает к обгону своего «переднего» автомобиля. Складывается ситуация двойного обгона, а это всегда опасно. Кто из водителей первым обнаружит опасную ситуацию, и первым примет меры, чтобы ее избежать или предотвратить?

Посмотрите короткий видеоролик.

Автор видеоролика

Как видно из видеозаписи, ни один из водителей не предпринял никаких мер для того, чтобы предупредить столкновение, и оно неминуемо произошло. Попробуем рассмотреть ошибки обоих водителей в этой сложившейся обстановке.

Юридический виновник этого ДТП – водитель красного автомобиля, потому что он нарушил требование пункта 11.2 ПДД, в частности: обгон запрещен в случае, если следующее за ним транспортное средство начало обгон.

 

Если оставить эту ситуацию за рамками ПДД, т.е. посмотреть на нее не с точки зрения нарушения правил обгона, а с точки зрения безопасного ее исхода, то можно увидеть несколько вариантов безаварийного выхода из сложившегося положения. Но, почему-то, ни один из водителей к ним не прибегнул.

Начнем с ошибок водителя «регистратора». Прежде чем приступить к выполнению какого-либо маневра, в нашем случае обгона, сначала нужно убедиться в том, что ваши действия будут понятны окружающим вас другим участникам дорожного движения. Если сзади транспорта нет, или едущий сзади автомобиль еще не приступил к обгону, то нужно смотреть на тот автомобиль, что впереди, который намереваетесь обогнать.

Обстановка, которую требовалось понять, находилась прямо перед глазами. Если внимательно посмотреть запись, то поведение водителя красной «Калины» было вполне предсказуемо. Т.е. еще до включения левого «поворотника» было видно, что автомобиль потихоньку смещается влево. Как вариант, нужно было предположить, что его водитель как бы «примеряется» к выезду из своей полосы.

И поскольку «регистратор» в этот момент уже фактически начал свой обгон, и начал маневр первым, то нужно было просто подать звуковой сигнал для предупреждения об обгоне. Право на это дает пункт 19.10 ПДД, в нем есть такие строки: «Звуковые сигналы могут применяться только: для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов; …».

В случае если бы водитель «Калины» проигнорировал это предупреждение звуковым сигналом, и продолжил бы выезд из своей полосы, «регистратору» следовало бы просто притормозить, т.е. снизить скорость и дать возможность тому автомобилю выехать вперед, затем, продолжил бы свой маневр. Если бы «регистратор» поступил таким образом, то столкновения удалось бы избежать.

Теперь ошибки водителя красной «Калины». На момент ДТП он выступал в роли обгоняемого.

Всякий раз, когда планируется выезд из занимаемой полосы, чтобы появление сбоку другого автомобиля не стало неожиданным, нужно постоянно следить за ситуацией вокруг своей машины – впереди, сзади нее и с боков, и свои намерения, например, выезд из полосы и начало обгона, обязательно и своевременно обозначать указателями поворотов.

Постоянно следить за ситуацией – это рационально распределять внимание. Что значит рационально, можно прочесть в статье Смотрим на дорогу правильно.

Внимание человека работает только тогда, когда он заставляет его работать. Нужно смотреть и анализировать. Сначала нужно глянуть в зеркала заднего вида, оценить общую картину сзади машины. Затем нужно быстро повернуть голову и посмотреть (бросить взгляд) в сторону выполнения маневра, это контроль мертвой (слепой) зоны, и также быстро принимать решение, что делать дальше. Если путь для маневра свободен – значит, можно осуществить выезд из занимаемой полосы. Если есть помеха – повременить.

Можно сделать вывод, что водитель «Калины» совсем не смотрел ни в зеркала, ни сбоку от своей машины, и свою помеху с левой стороны он даже не увидел, а, скорее всего, почувствовал, когда обе машины «притерлись». Обоим водителям совсем немного не хватило внимания и умения спрогнозировать ситуацию, чтобы избежать ДТП.

В ранее опубликованной статье Двойной обгон был разбор почти аналогичной дорожной ситуации, но в том случае, несмотря на похожие ошибки водителей, все закончилось благополучно, без ДТП. В жизни, как говорится, раз на раз не приходится.

Обгон это серьезный маневр, связан с повышенным риском, и его благополучный исход во многом зависит от того, как участники дорожной ситуации, вовлеченные в этот процесс, понимают происходящее.

В серии статей по основам вождения автомобиля есть статья Маневрирование в дорожном потоке. В ней расписан алгоритм выполнения обгона, т.е. последовательность действий водителя во время осуществления этого маневра. Там же можно прочитать некоторые рекомендации водителям как обгоняющего, так и обгоняемого автомобилей.

И еще в статье О дистанции, скорости и приемах вождения есть видеоролик, на котором известный инструктор по контраварийной подготовке водителей объясняет и показывает, как следует выполнять обгон правильно. В том ролике есть много полезностей, рекомендую.

Будьте внимательны за рулем, берегите себя и окружающих.

Навигация по серии статей<< Встречный чирк по зеркалуОбгон завершился за дорогой >>

Самые читаемые разделы сайта

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.