Обгон по обочине


2 комментария

1-я статья из 11 в серии Дорожные ситуации. Обгон

С юридической точки зрения, выражение «обгон по обочине» не верно, поскольку обгон, в соответствии с определением (пункт 1.2 ПДД), связан с выездом на полосу встречного движения.

Так называемый «обгон по обочине» правильнее было бы назвать «опережение попутных ТС по обочине справа». Но, как его ни называй, нарушение ПДД остается нарушением.

Несмотря на то, что за этот маневр «светит» немалый штраф (пункт 9.9 запрещает движение по обочине), его нередко используют для объезда пробок, а также объезда «медленного» потока машин.

Обгон по обочине часто применяют в таких местах, где обгон, сам по себе, или невозможен (например, дорога имеет газон посередине), или запрещен ПДД. Но зато имеется широкая обочина, вполне «пригодная» для движения.

При фиксации нарушения, исполнитель будет оштрафован (ст.12.15. ч.1 – 1500 руб. (на момент опубликования данной статьи).

Но дело не только в штрафе — последствия такого маневра могут оказаться более затратными.

Посмотрите короткое видео. Обгон по обочине и непредвиденный финал.


Автор видеоролика

Событие происходит на участке дороги с затяжным уклоном, на полосе движения идущей на подъем.

Примерно на середине этого подъема имеется перекресток, о чем предупреждает знак приоритета 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой», и непосредственно перед перекрестком установлен знак 6.10.1 «Указатель направлений».

 

Обгон на этом участке дороги запрещен сплошной линией разметки 1.1, но по обе стороны проезжей части у дороги есть широкая обочина, которая, также отделена от проезжей части разметкой.

Приблизившись к перекрестку, водитель белых «Жигулей» включает указатель правого поворота и, ничего не подозревая, начинает маневр.

В этот момент в его правый борт врезается иномарка, водитель которой решил объехать поток машин справа по обочине.

Судя по траектории движения, водитель иномарки предполагал двигаться прямо, и на этом перекрестке поворачивать не собирался.

В результате реализации намерений обоих водителей машины столкнулись.

Перед ударом

После любого ДТП естественным образом возникает вопрос: кто виноват? Для ответа на него сначала необходимо выяснить, кто из участников нарушил ПДД.

Нарушители Правил становятся виновниками аварии автоматически, ну а степень вины роли не играет. Важен факт нарушения. В нашем случае это водитель иномарки.

А как же тогда водитель белого «ВАЗа»? Он, ведь, ПДД не нарушал, но так же стал участником ДТП!

Он, скорее всего, даже не предполагал, что его кто-то станет обгонять по обочине, и не счел нужным проконтролировать ситуацию справа-сзади автомобиля, хотя бы по зеркалам.

Вот, именно потому, что он не убедился в безопасности своего поворота, поэтому и попал в аварию.

Против такого высказывания можно долго возражать, утверждая, что если бы не иномарка, то «ВАЗ» повернул бы без аварии. Типа, водитель белого «ВАЗа» не виновен.

Так, никто и не спорит с тем, что юридической вины водителя «Жигулей» в этом ДТП нет. Ремонт автомобиля ему возместит страховка.

Но он попал в ДТП по своей собственной невнимательности, или по каким-то другим причинам, которые его отвлекли от наблюдения за дорогой.

Есть смысл ознакомиться с материалом статей Что такое ДТП и как его избежать и Причины возникновения ДТП.

 

Ошибочность действий водителя иномарки состоит в том, что пойдя на сознательное нарушение (движение по обочине запрещено), он не учел, что водитель белого «ВАЗа» намеревается повернуть направо.

Водитель иномарки не мог не видеть перекресток, и наверняка видел, как едущий впереди «Жигулей» автомобиль уже свернул направо на том перекрестке. У «ВАЗа» также был включен правый «поворотник».

Возможно, он надеялся опередить своего оппонента до перекрестка. Если это так, то его расчет оказался неверный.

В общем, случилось так, как случилось. Что делать, оказавшись в похожей ситуации, чтобы не попасть в ДТП?

Правила дорожного движения созданы для порядка на дорогах. Т.е. при соблюдении ПДД всеми участниками, вероятность попасть в ДТП практически равна нулю.

Если вы принимаете решение нарушить какие-то требования ПДД (это естественно, незначительные нарушения допускает каждый водитель), то учитывайте, что другие участники в этот момент едут по Правилам.

Вы принимаете решение исходя из того, что вы видите на дороге, и как вы анализируете происходящее.

Если дорожную ситуацию впереди машины видно через лобовое стекло (глаза смотрят вперед), то обстановка по бокам и сзади автомобиля не попадает в этот обзор.

Перед любым маневром необходимо знать, что делается вокруг вашего автомобиля. Не только впереди машины, а еще сбоку и сзади нее.

Есть смысл не только пользоваться зеркалами заднего вида, но еще крутить головой по сторонам. Глаза не обманывают — они видят то, чего не видно в зеркалах.

А перед самим маневром еще целесообразно быстро повернуть голову в сторону маневра, и проверить взглядом мертвую (слепую) зону. См. статью О слепой (мертвой) зоне автомобиля.

На этом разбор дорожной ситуации можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «обгон по обочине» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Завершение обгона через сплошную линию разметки;
Правила обгона и ошибки при его выполнении;
Обгон на перекрестке по главной дороге;
Прав — Не прав. Реальность;
Что такое ДТП и как его избежать;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статейНе уверен — не обгоняй! >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. cooland

    15.05.2018 22:12

    Что-то я не понял, а водитель белой «Жиги» в чем виноват? Он не мог видеть дятла на обочине, все слишком быстро произошло.

  2. Сергей Д.

    18.05.2018 14:11

    На плечах водителя белых «Жигулей» лежит ответственность только перед самим собой, что того самого «дятла» не доглядел.

    А по юридической линии в ДТП он не виновен. Подробности в статье Причины возникновения ДТП.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.