Памятка

Популярные статьи

Разбор дорожных ситуаций

Интернет-магазин автомобильной литературы

Это может быть интересно

Главная » Дорога

Неожиданный «сюрприз» на второй полосе

9 августа 2016Комментариев нет
Неожиданный «сюрприз» на второй полосе

ДТП на трассе – один участник стоит на левой полосе в ожидании поворота налево, второй (регистратор) его «догоняет» сзади. Разбор дорожной ситуации. Сразу следует отметить что ситуация сложилась таким образом, что автомобиль, который стоял в ожидании, пока у него появится возможность повернуть налево, для «регистратора» явился полной неожиданностью, что и стало причиной ДТП.

Но, обо всем по порядку. Событие происходит на трассе вне населенного пункта. Проезжая часть имеет четыре полосы. Посередине дороги – двойная сплошная разметка 1.3, которая, естественно, прерывается на перекрестках и в местах, где разрешается съехать или повернуть налево с этой дороги. Движение в обоих направлениях не слишком оживленное, но и не редкое. Т.е., например, повернуть сходу налево не удается, сначала нужно остановиться и уступить дорогу встречному транспорту, согласно пункту 8.8 ПДД.

Таким местом для поворота налево в нашем случае являлся поворот на АЗС. Водитель автомобиля «Нива» остановился, и ждет возможности для маневра. Такая ситуация – вполне обычное дело, может, ему и не туда нужно было, а просто развернуться, но факт в том, что он остановился перед маневром в разрешенном месте в соответствии с ПДД. И через какой-то очень небольшой промежуток времени в него сзади врезается «регистратор».

Посмотрите короткий видеоролик.

Автор видеоролика

Водитель «Нивы», разумеется, такого развития не ожидал, и ничего в этой ситуации предпринять не мог. Ну а как же владелец регистратора? ДТП произошло по его вине. Мог ли он предотвратить столкновение? Видел ли он эту обстановку впереди себя?

Ситуация сложилась для «регистратора», можно сказать, почти как классическая подстава.  Но пройдемся, так сказать, по шагам, посмотрим, как эта ситуация развивалась.

«Регистратор» движется во втором ряду, на некоторой дистанции вслед за другой легковой машиной. Навскидку, дистанция до нее составляла примерно менее 2-х секунд. В данных дорожных условиях это почти впритык. Почему дистанцию удобнее измерять в секундах, можно прочесть в статье Движение в потоке. Впереди этой серой легковушки едет еще один легковой авто белого цвета, но он «прячется» от взора за габаритами серой машины, его пока не видно.

Справа, чуть впереди по ходу движения «регистратора» по правой полосе движется грузовик с прицепом. В объектив видеорегистратора еще попадают дорожные знаки, расположенные за обочиной. Знак 1.2.2 «Пешеходный переход» предупреждает о том, что впереди пешеходный переход, а знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги»  указывает, что впереди перекресток, на котором дорога примыкает слева по ходу движения.

Следственно, существует вероятность, что на перекрестке могут оказаться желающие повернуть налево (как вариант для рассуждения), и кроме того, на пешеходном переходе могут оказаться пешеходы. Т.е. нужно быть готовым как-то реагировать на обстоятельства.

Как дальше показывает «картинка», ни пешеходов, ни желающих повернуть налево на перекрестке не оказалось. Вся «компания» продолжает движение вперед. И дальше – ответственный момент.

В какое-то мгновение водитель темного легкового автомобиля (что ехал впереди «регистратора») увеличивает скорость. Регистратор не отстает. Вот, они оба поравнялись с грузовиком, что на правой полосе, и в кадре видно, как с левого ряда, впереди, сначала светлый автомобиль метнулся вправо, как бы кого-то объезжая через сплошную линию, а за ним поспешил вправо и «передний» сосед «регистратора» — даже один раз моргнул правым «поворотником».

Обратил ли внимание на изменение ситуации владелец регистратора? Маневр уже «переднего» от себя соседа он не мог не увидеть, но придал ли этому значение? Это рассуждение подсказывает о том, что нужно обращать внимание на ЛЮБОЕ изменение ситуации и тут же его анализировать, на сколько последствия могут быть значительными.

Идем дальше. Когда для «регистратора» начал открываться обзор дороги впереди, то ему стала видна причина столь поспешного объезда – водители объезжали ту самую «Ниву», водитель которой поворачивал на АЗС. Но было уже поздно. Скорость «регистратора» была не маленькая, объехать «Ниву» безопасно уже не было возможности, поскольку справа подпирал грузовик с прицепом, и происходит столкновение.

Какие выводы можно сделать из этой ситуации? На четырехполосных дорогах (две полосы ваши, две — навстречу) левая полоса предназначена не только для прямолинейного движения, но и для маневров налево, т.е. для поворота налево и разворота. Но перед этими маневрами, в соответствии с пунктами 8.8 и 13.12 ПДД, водитель обязан соблюсти приоритет — уступить дорогу встречному транспорту, который движется в направлении прямо и направо. А для этого, ему, чаще всего, необходимо остановиться (как поступил водитель «Нивы»).

Таким образом, всегда существует вероятность, что на левой полосе естественным образом может оказаться такая «помеха». По этой причине (и не только по этой) на загородных трассах (вне населенного пункта) запрещается занимать крайнюю левую полосу при свободных правых полосах (пункт 9.4 ПДД). Это правило водителями часто игнорируется.

В опубликованной ранее статье Препятствие на второй полосе был рассмотрен почти аналогичный случай, но он происходил в других дорожных условиях, и там водителю также было «некуда деваться» по тем же самым причинам – высокая скорость, короткая дистанция и неясность обстановки впереди по движению автомобиля.

Когда возникает желание ехать быстрее, всегда необходимо учитывать такие вещи, что тормозной путь, соответственно, увеличится, нужно учесть состояние дороги, погодные условия и пр., значит, дистанцию также необходимо увеличить, т.е. «отпустить» передний автомобиль вперед.

Что это даст? Более длинная дистанция обеспечит лучший обзор дороги впереди и даст выигрыш во времени для принятия решения, а может, и спешить не придется – тормозного пути спокойно окажется достаточным, чтобы избежать ДТП.

Но не стоит думать, что в подобной ситуации можно оказаться только на трассе. В населенном пункте левый поворот встречается намного чаще, и тогда у «догоняющего» водителя есть два варианта решения ситуации: остановиться и дождаться, пока «передний» авто повернет налево, или объехать его справа. Один такой случай был рассмотрен ранее в статье Не протиснулся.

Другой немаловажный момент — дорожные знаки обычно располагаются с правой стороны дороги, поэтому, двигаясь по левой полосе, есть вероятность, что какой-то знак может быть не увиден за габаритами других машин. А ведь знак там стоит не случайно, он о чем-то информирует. Это может оказаться важным, особенно в случае, если участок дороги вам не знаком.

Будьте внимательны за рулем, соблюдайте дистанцию, берегите себя и окружающих.

Навигация по серии статей<< Не протиснулся

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.