Юридическая консультация онлайн

Памятка

Популярные статьи

Видеоуроки. ПДД и вождение

Разбор дорожных ситуаций

Это может быть интересно

Главная » Дорога

Не поняли друг друга

14 января 20154 комментария
Не поняли друг друга

ДТП на регулируемом перекрестке. Обычная ситуация, которая встречается, практически, каждый день, когда один водитель едет через перекресток прямо, а встречный автомобиль поворачивает налево. Разбор дорожной ситуации. Ранее, похожий случай уже был рассмотрен в статье Не пропустил на перекрестке. Но здесь случай несколько иной, чем в той дорожной ситуации.

Разницу этих случаев разберем чуть позднее, в конце статьи, а пока вспомним, как безопасно должен выполняться поворот налево на перекрестках с разделительной полосой.

Исполнение такого маневра с точки зрения безопасности движения кратко изложен в статье Проезд регулируемых перекрестков. Причем, любой поворот налево в пределах перекрестка должен выполняться через центр этого перекрестка. Какими бортами разойтись при обоюдном повороте, это уже другой вопрос, но в любом случае нужно придерживаться центра, если дорожной разметкой не обозначен другой путь. Поворот налево с дороги, имеющей разделительную полосу, осложняется еще тем, что ширина этой полосы вместе с габаритами машин, едущих вдоль нее, очень часто скрывает обзор остального участка дороги на подъезде к перекрестку.

Посмотрите короткий видеоролик. В нем специально задержан кадр, в котором обозначен момент, когда водители встречных машин друг друга не видят. Позднее, для обоих обзор откроется, и они увидят друг друга, но все-таки, столкновение произойдет.

 

Автор видеоролика:

Поворачивая на перекрестке налево, Правила требуют уступить дорогу встречному транспорту (пропустить его), который движется навстречу в направлении прямо и направо (пункт 13.4 ПДД). С этим пунктом все понятно, тем более, когда есть открытый обзор и оба водителя (и тот, кто поворачивает, и тот, что едет прямо) видят друг друга. Но что делать, если водители заметили друг друга поздно, например, как здесь, в ситуации на видео? Попробуем рассмотреть ошибки обоих водителей, чтобы не допускать подобных ситуаций в будущем.

Если посмотреть внимательно, то оба водителя, увидев друг друга, сначала притормозили, и один, и второй, а затем, каждый из них подумав, что ему дают дорогу, оба продолжили движение. Фактически, они друг друга не поняли, и результат – столкновение. Виновным здесь, вне всякого сомнения, является поворачивающий автомобиль, но, ведь, пострадали обе машины.

Если посмотреть на эту дорожную ситуацию глазами того водителя, который ехал прямо, то она выглядит примерно так.

Подъезжая к перекрестку на зеленый сигнал светофора, и понимая, что его зеленый сигнал вот-вот сменится, он торопится, чтобы заехать на перекресток и поэтому не снижает скорость. Но, уже практически заехав на пересечение проезжих частей, он видит встречный автомобиль, поворачивающий налево, и тот автомобиль движется, вместо того, чтобы уступить дорогу согласно пункту 13.4 ПДД. Естественная реакция в этот момент – нажать на тормоз и замедлить движение – что едущий прямо водитель и сделал. Разумеется, он не собирался остановиться и пропустить поворачивающего – он притормозил, чтобы избежать столкновения, ведь, преимущество в движении на его стороне, а секундой позднее, из-за манипуляций поворачивающего, был вынужден вильнуть сначала вправо, затем, влево.

Увидев поворачивающего, он притормозил.

В свою очередь, водитель поворачивающего автомобиля, поздно заметив встречную машину, также сначала притормозил, это заметно в кадре, но, увидев, что встречный замедлил движение, расценил это как возможность «успеть проскочить», и снова прибавил газу. Действия водителей обоих машин были почти синхронны – оба почти одновременно притормозили и оба почти равно нажали на «газ». Чем это закончилось, мы видим в финале, и он совсем не радостный.

Чтобы избегать подобного непонимания на дороге, никогда не нужно суетиться. Ваши намерения должны быть понятны другим водителям. Есть термины «Преимущество (приоритет)» и «Уступить дорогу (не создавать помех)». Если вы обязаны уступить дорогу, значит, нужно недвусмысленно уступить, вплоть до остановки автомобиля. В нашем случае уступить дорогу должен был поворачивающий водитель. Если бы он нажал на тормоз и остановился, то столкновения бы не произошло. Но он продолжил движение, и это было его ошибкой.

Как ни странно, но ошибка водителя, что ехал прямо, в данной ситуации — точно такая же – притормозив, он рано отпустил педаль тормоза, и, не убедившись, что ему действительно уступают дорогу, продолжил движение. Что и объясняет его легкий зигзаг сначала вправо, затем, влево. Ему чуть-чуть не хватило места, чтобы объехать поворачивающего.

Ситуацию, вдобавок, осложнили погодные условия. Если в теплое время года положение мог бы исправить быстрый старт и ускорение с места, равно как и торможение, то на скользкой дороге это сделать почти невозможно. Но гололед в данном случае, лишь подсказка, что так лучше не делать, а решение, все равно, принимает водитель.

Разница этой дорожной ситуации с той, что была рассмотрена в статье Не пропустил на перекрестке в том, что там поворачивающий водитель по разным причинам совсем не видел встречного, которому был обязан уступить дорогу. Но это не снимает с него ответственность.

Так что будьте внимательны, выполняя маневры на перекрестках.


Навигация по серии статей<< Неудачный поворотИ вновь левый поворот на перекрестке >>

Самые читаемые разделы сайта

4 комментария »

  • Андрей пишет:

    Здравствуйте!

    Учусь в автошколе. Сегодня проезжал один из регулируемых перекрёстков. Дорога широкая в 8 полос по 4 в каждом направлении. Машин мало. Задолго до этого перекрёстка впереди шла такая же учебная машина. Пристроился за ней. Скорость была порядка 30 км/ч. Так проехали примерно 500-600 метров. Потом я отстал от передней учебной машины — пропускал пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе. Потом нагнал учебную машину когда та уже выехала на перекресток. Перекрёсток большой. Машин мало. Позади меня никого не было. Машин, которые бы заканчивали свой манёвр на перекрёстке не было. Шли, надо сказать, по второй полосе.

    И уже на самом перекрёстке я решил сделать перестроение на третью полосу с последующим опережением переднего учебного авто. Выполнил. Но инструктор мне сказал, что перестроение на перекрёстке делать нельзя. Я помню, что обгон на регулируемом перекрёстке запрещён, но чтобы перестроение — не помню. Перелистал ПДД — не нашёл.

    Вопрос — на самом деле перестроение на перекрёстке запрещено или просто нежелательно? Преподаватель по теории нам говорит, что обгон (по ПДД) разрешён на нерегулируемых перекрёстках при движении по главной дороге. И в то же время советует нам принять за закон — ни на каких перекрёстках не обгонять. Даже если ПДД разрешают — всё равно не обгонять.

    Может мой инструктор по вождению тоже это же имел в виду — перестроение на перекрёстках ПДД не запрещено, но весьма не желательно? Или всё-таки запрещено? А то я все ПДД перерыл и запрета, как такового не нашёл.

    Прошу прощения, если не в той рубрике задал вопрос.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Андрей.

    Да, ваш инструктор именно это имел в виду — перестроение на перекрёстках ПДД не запрещено, но весьма не желательно.

    Оба ваши перечисленные случаи не запрещены Правилами, но, тем не менее, это очень нежелательные маневры. Инструкторы сознательно и совершенно правильно рекомендуют не поступать таким образом, чтобы ошибочные действия не вошли в привычку еще на стадии обучения. Теперь по порядку.

    Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге разрешен. Но, предположим, если в момент обгона на перекрестке обгоняемый автомобиль станет поворачивать налево, то, как правило, водители этих машин поздно понимают намерения друг друга, и часто происходят столкновения. Или, например, выезд другой машины навстречу с боковой дороги во время обгона – тоже опасная ситуация. Отсюда и рекомендация – отказаться от обгонов на перекрестках в любых случаях.

    Можете прочесть статьи Левый поворот на перекрестке и Дтп при обгоне на перекрестке. Там есть объяснение.

    Перестроение на перекрестке — также не запрещенный Правилами маневр, но не менее опасен, потому что может быть неправильно понят другими водителями. К тому же, смена полосы движения, например, на скользкой дороге, нередко может вызвать снос или занос автомобиля. Все-таки, любой перекресток, это всегда скопление машин, и все стремятся его проехать быстрее.

    Если вы, допустим, по какой-то причине не заметите автомобиль, который спрячется в вашей «мертвой» зоне, и начнете смещаться в его сторону, то реакция того водителя может быть неоднозначна. «Шарахнется» в сторону, вильнет рулем, и кто знает, сколько машин потом пострадает в ДТП?

    Так что слушайте преподавателей и следуйте их советам. Плохому не научат.

    Успехов в обучении!

  • Андрей пишет:

    Спасибо!

  • Сергей Д. пишет:

    Пожалуйста, Андрей, обращайтесь.

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.