Левый поворот на перекрестке


2 комментария

В статье будет рассмотрено ДТП, произошедшее в дорожных обстоятельствах, именуемых «обгон при левом повороте».

В чем суть. Есть нерегулируемый перекресток загородного шоссе. На нем один автомобиль поворачивает налево, а второй автомобиль совершает обгон. И их маневры «встречаются».

Эту ситуацию можно рассматривать либо как обгон при левом повороте, либо как поворот налево в то время, когда вас обгоняют.

Место дорожного события — т-образный перекресток, на котором второстепенная дорога по ходу движения примыкает слева. Перекресток, соответственно, нерегулируемый.

Участники события движутся по главной дороге. Место открытое, перекресток хорошо просматривается со всех сторон. «Регистратор» выступает в роли свидетеля.

Водитель едущего впереди автомобиля «Ока» заблаговременно включает указатель левого поворота, предупреждая едущих сзади него водителей, что он собирается повернуть.

Автомобиль, с которого ведется съемка, также готовится к левому повороту на этом перекрестке, поэтому не спеша продолжает ехать за «Окой».

Как только водитель «Оки» достиг границы перекрестка, не доехав пару метров до прерывистой линии, он сразу приступил к повороту налево, таким образом намереваясь быстро пересечь перекресток.

Но в этот момент в его левый борт внезапно врезается легковой автомобиль, совершающий обгон своих попутчиков, в числе которых были и автомобиль «Ока», и «регистратор».

Посмотрите короткое видео. Обгон при левом повороте, и чем все это закончилось.


Автор видеоролика

В подобных столкновениях чаще всего виновным признают поворачивающего водителя, реже — обгоняющего.

Но это всего лишь статистика, она включает абсолютно разные происшествия. Но каждая ситуация всегда конкретна, поэтому есть смысл разобрать действия водителей именно в этой ситуации.

 

Начнем с водителя «Оки» (поворачивал налево).

Если внимательно посмотреть на момент начала поворота автомобиля «Ока», то напрашиваются два варианта событий, почему так произошло.

Вариант 1. Можно предположить, что водитель «Оки» видел обгоняющий автомобиль, и надеясь успеть повернуть до того момента, как тот доедет до перекрестка...

В противном случае он не стал бы поворачивать слишком рано, а проехал бы, как положено, к середине перекрестка, пропустил бы вперед себя обгоняющего, и после того бы повернул.

Вариант 2. Можно также предположить, что водитель «Оки» НЕ видел обгоняющего, и даже не предполагал, что его кто-то станет обгонять. Т.е. появление оппонента стало очень неожиданным.

Прикосновение

Теперь, попробуем проанализировать действия водителя автомобиля, совершавшего обгон.

С одной стороны, на нерегулируемых перекрестках при движении по главной дороге обгон разрешается (пункт 11.4 ПДД).

С другой стороны, водителю запрещается выполнять обгон, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево (пункт 11.2 ПДД).

У нас нет возможности определить, кто из двух водителей начал свой маневр первым. Мог бы помочь независимый свидетель, но нам этого не нужно.

Наше дело — рассмотреть ошибки водителей, чтобы не повторять оных.

Водитель обгоняющего автомобиля, скорее всего, видел, что «Ока» собирается повернуть налево (ее «поворотник» был включен заблаговременно), и прибавил «газу», чтобы успеть обогнать ее до того момента, когда она начнет поворачивать.

И как финал этой ситуации, взаимные предположения не оправдались, и машины столкнулись. Единственное, что удалось обгоняющему автомобилисту, это сгладить силу удара, чуть повернув влево.

Как не попасть в ДТП, оказавшись в похожих дорожных обстоятельствах?

Если со стороны посмотреть на любое ДТП, то оно случается потому, что его участники либо не видят друг друга, либо не понимают действий друг друга.

Причины непонимания тоже могут быть разными. Например, для ситуации «обгон при левом повороте», эти причины описаны в статье Обгон поворачивающего.

По сути, чтобы не столкнуться, требуется для себя выяснить два вопроса: нужно увидеть своего оппонента, и понять его намерения.

Оппонент на дороге может оказаться с любой стороны.

Если вы поворачиваете налево, есть смысл знать ситуацию вокруг своего автомобиля, особенно, слева-сзади себя. Об этом подскажут зеркала заднего вида, но в них нельзя увидеть всю обстановку.

У любого автомобиля есть так называемые мертвые, или слепые зоны, включая те, которые при обычной посадке водителя не просматриваются в зеркалах. Подробнее — в статье О слепой (мертвой) зоне автомобиля.

 

Непосредственно перед поворотом, хоть направо, хоть налево, целесообразно не только смотреть в зеркала, а еще кратковременно повернуть голову в сторону маневра, и «проверить» обстановку взглядом (если есть такая возможность).

При повороте налево есть большой смысл эту «операцию» делать постоянно, даже в тех местах, где обгон запрещен Правилами (пункт 11.4 ПДД).

Если перед тем, как повернуть налево, вы увидели, что вас кто-то обгоняет, тем более что он уже близко – дайте ему дорогу. После этого можно спокойно завершить свой маневр.

Хороший пример как пропустить обгоняющего есть в статье Поворот налево и обгон на перекрестке. И еще вам в помощь статья Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют.

Если вы в роли водителя, который идет на обгон, то постарайтесь понять, что обгон на нерегулируемом перекрестке всегда не предсказуем. Это очень нежелательный маневр.

Один из возможных вариантов развития событий мы только что видели на ролике.

Поэтому, несмотря на то, что обгон по главной дороге перекрестка не противоречит ПДД, от него лучше совсем отказаться.

В таких обстоятельствах важно попытаться спрогнозировать возможное развитие событий. Например, что будет, если я не успею обогнать, или что будет, если, например, поворачивающий меня не видит.

Далее следует быстро «обыграть ситуацию», и после этого также быстро принимать решение.

Примерно таким образом можно действовать и в других ситуациях. Нужно стараться смотреть на несколько машин вперед, и по обстоятельствам корректировать свои действия.

На этом разбор дорожной ситуации можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «обгон при левом повороте» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Подъезжаем к перекрестку и поворачиваем налево;
Нужно повернуть налево, а сзади поджимают;
Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют;
ДТП при обгоне на перекрестке;
Обгон поворачивающего;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем!

Навигация по серии статей<< ДТП при обгоне на перекресткеПоворот налево и обгон на перекрестке >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. Дмитрий

    11.11.2015 15:16

    П.11.4 ПДД «Обгон запрещается:

    — На регулируемых перекрёстках, а также не нерегулируемых перекрёстках при движении по дороге, не являющейся главной»

    Сколько не пересматривал видео, знаков приоритета не обнаружил. Зато обнаружил наличие сплошной линии разметки, запрещающей выезд на полосу встречного движения.

    Поскольку ни одна из дорог не является главной, обгон на данном перекрёстке нельзя было начинать, ни при каких обстоятельствах.

    Ошибка обгоняющего очевидна. Именно она послужила причиной ДТП.

  2. Сергей Д.

    12.11.2015 18:05

    Здравствуйте Дмитрий.

    Действительно, на дороге, по которой движется «регистратор» не виден знак 2.1 «Главная дорога».

    Если посмотреть ролик внимательно, как водитель смотрит на дорогу, когда едет, то с левой стороны по ходу «регистратора» на перекрестке, т.е. на второстепенной дороге установлен знак 2.4 «Уступите дорогу».

    Это и значит, что действие происходит именно на главной дороге.

    Ваше замечание верно в том, что обгоняющий в данной ситуации должен был вернуться на свою полосу до начала сплошной линии разметки.

    Но цель статьи – рассмотреть возможные ошибки водителей, которые неминуемо ведут к ДТП, даже если эти ошибки выполняются с нарушением Правил.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.