Памятка

Популярные статьи

Разбор дорожных ситуаций

Интернет-магазин автомобильной литературы

Это может быть интересно

Главная » Дорога

Едва не соприкоснулись

3 октября 2016Комментариев нет
Едва не соприкоснулись

В предыдущей статье из серии дорожных ситуаций на круговом перекрестке, Перестроение для выезда из круга, была рассмотрена ситуация, в которой попытка выехать из внутренней (крайней левой) полосы чуть не привела к аварии. Такой маневр Правилами запрещен. Но случай, к счастью, обошелся без ДТП.

Рассмотрим еще одну похожую дорожную ситуацию разъезда на круговом перекрестке, в которой едва не произошло столкновение, машины чуть не соприкоснулись между собой. Качество видеоролика оставляет желать лучшего, но траектории движения автомобилей прослеживаются понятно.

Забегая немного вперед, следует вспомнить правила маневрирования через перекресток с круговым движением, и обратить внимание на то, что выезд из круга в общих случаях разрешен только с крайней правой полосы. Когда круг многополосный, то выезд из кругового перекрестка возможен и с других крайних полос, кроме крайней правой. Для этого круг размечается нужным образом, и устанавливаются соответствующие дорожные «указатели» (знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам», 5.15.2 «Направления движения по полосе» либо наносится разметка 1.18).

Впрочем, бывает и так, что из атрибутов на дороге есть что-то одно: либо знаки, определяющие направление движения по полосам, либо разметка. Но сориентироваться, при этом, бывает несложно.

Что касается перестроения на круговом движении, то этот маневр подчиняется общим правилам перестроения, указанным в пункте 8.4 ПДД: дорогу уступает тот, кто перестраивается (меняет полосу движения). Участники, которые едут в пределах своей полосы, не меняя полосу, имеют преимущество перед теми, кто перестраивается.

Посмотрите короткий видеоролик.

Автор видеоролика

На подъезде к круговому перекрестку установлена группа знаков: 4.3 «Круговое движение», 2.4 «Уступите дорогу» и 8.13 «Направление главной дороги», на котором главной дорогой обозначено движение по кругу. Такое сочетание знаков означает, что уступив один раз на въезде на круг, в дальнейшем, двигаясь по кругу в пределах своей полосы, больше никому уступать не нужно, вплоть до необходимого съезда.

Если предстоит сменить полосу движения, то этот маневр выполняется в соответствии с п.8.4 ПДД, как написано выше по тексту.

Перед въездом на круг можно обратить внимание на включенный левый указатель поворота легкового автомобиля. Таким сигналом обычно водители дают понять едущим сзади, что их намерение – занять полосу ближе к центру, и их движение по кругу будет далее первого съезда. Но, с одной стороны, вроде такое намерение понятно, с другой стороны непонятно намерение после того, как автомобиль заехал на круг: то ли он собирается перестроиться влево, то ли забыл выключить «поворотник». Т.е. едущим сзади такой сигнал до конца не ясен.

Поскольку, указатель левого поворота может ввести других водителей в заблуждение, а непосредственно движение по кругу предполагает только одно-единственное направление – против часовой стрелки, то, фактически, въезд на круг выглядит как правый поворот, и ПДД требуют включить именно правый «поворотник» (п.8.1).

Но и такой сигнал (правый «поворотник») для едущих сзади до конца не ясен. И вот, почему.

На круг можно заехать с любой полосы, и когда въезд осуществляется с любых полос, кроме крайней правой, то включение правого указателя поворота в таком случае, также может ввести едущих сзади в заблуждение. Т.е. до конца не понятно, куда автомобиль в конечном итоге поедет: то ли он перестраивается вправо, то ли выполняет требование пункта 8.1 ПДД (въезд на круг = поворот направо).

По этим причинам, с точки зрения безопасности, перед въездом на круг «поворотник» целесообразно не включать вообще (если вы еще не получили водительское удостоверение и вам предстоит экзамен в автошколе или ГИБДД, то включение правого «поворотника» строго обязательно). А вот как только заехали на круг, то при любом перестроении на кругу, а также для выезда из кругового перекрестка, включение указателей поворота обязательно.

Еще один момент. На круговой перекресток разрешается заехать с любой полосы. Когда осуществляется поворот направо, пункт 8.6 ПДД требует держаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Другими словами, дуга поворота направо в соответствии с ПДД должна переходить (по возможности) в крайнюю правую полосу перекрестка, что в отношении круга не всегда удобно. Это требование иногда воспринимается людьми буквально, вследствие чего на крайних правых полосах круга может образоваться столпотворение машин и до конца становится непонятно, кто и кому, все же, должен уступить дорогу.

В месте непосредственного въезда на круговой перекресток, дорожная разметка, разделяющая полосы на кругу, всегда прерывистая, поэтому, когда въезд на сам круг происходит на другие полосы, кроме крайней правой, такой маневр не будет считаться нарушением (потому, что отсутствует состав нарушения). Более того, когда на такой перекресток наносится разметка 1.7 (границы полос на перекрестке), то хорошо видно как полосы с «подъезжающей» дороги «входят» или переходят в соответствующие полосы на кругу.

Крайняя правая «входит» в правую полосу круга и она же идет на выезд из него в первый, по ходу движения, съезд. Вторая полоса дороги «вливается» во вторую полосу круга (круг, при этом может иметь еще одну, внутреннюю, полосу), а на первом съезде с этой (второй) полосы часто возможен и выезд из круга (выезд разрешается либо знаками 5.15.2 «Направления движения по полосе», либо разметкой 1.18).

Если у подъезжающей дороги три полосы, то третья, соответственно, на въезде «входит» в третью полосу круга, (на самом кругу возможна еще четвертая, т.е. самая внутренняя полоса), и так далее. Таким образом, схемы въезда-выезда на круговых перекрестках во многом определяются шириной подходящих и отходящих дорог, и, разумеется, знаками и дорожной разметкой.

Возвращаемся к нашей ситуации. «Регистратор» в ней выполняет роль наблюдателя. Он едет по кругу, позади автомобиля с включенным левым «поворотником». В какой-то момент времени слева в кадре на внутренней полосе круга появляется серый седан, и его движение явно нацелено на съезд из кругового перекрестка, который в этот момент виден в кадре, и который он сам, фактически, уже проехал.

Т.е. он, таким образом, хотел срезать себе путь. Это весьма необдуманный поступок. Но благодаря своевременному торможению его самого и «регистратора», столкновения удалось избежать, а переднему участнику удалось ловко объехать поворачивающего. И серый седан, хоть и с нарушением, но выехал с перекрестка. Обошлось, но такие маневры не только против Правил, но еще весьма опасны.

Ну а что делать, если проехали мимо своего съезда из кругового перекрестка? Такое тоже бывает. Круговое движение – оно и есть круговое. В таком случае придется еще раз проехать по кругу, заранее перестроиться и выехать в нужный съезд. Так будет и целесообразно, и безопаснее.

Будьте внимательны, берегите себя и окружающих.

Навигация по серии статей<< Перестроение для выезда из круга

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.