ДТП при обгоне на перекрестке


8 комментариев

Дорожная ситуация: двухполосная дорога, впереди нерегулируемый перекресток. Один автомобиль на этом перекрестке поворачивает налево, а другой авто в этот момент совершает обгон. Происходит столкновение.

Можно, конечно, перефразировать ситуацию по-другому – один водитель обгоняет в то время, когда второй поворачивает налево.

Но конкретика в данном случае важна лишь для определении степени вины участников дтп.

Наша задача не выявить виновника аварии, а разобрать дорожную ситуацию для того, чтобы не повторять подобных ошибок в будущем.

Предварительная ситуация следующая. Дорога имеет две полосы. «Осевая» сплошная разметка 1.1 чередуется с прерывистой разметкой 1.5 посередине. Знаки, запрещающие обгон , отсутствуют.

«Регистратор» догоняет несколько машин, едущих друг за дружкой, встречная полоса свободна.

Как только началась прерывистая разметка 1.5, владелец регистратора приступает к обгону, который в последствии закончился столкновением с автомобилем, поворачивающим налево на перекрестке.

Посмотрите короткий видеоролик. Обгон на перекрестке в то время, когда обгоняемый поворачивает налево.

Любое ДТП происходит как следствие того, что кто-либо из участников, а иногда и оба участника ДТП допускают какое-то нарушение установленных норм или правил движения.

Соответственно, виновником ДТП признается нарушитель. Останется только его выявить.

 

Но, еще раз, наша задача не найти виновника в этом ДТП, а рассмотреть дорожную ситуацию объективно, с целью не оказаться в такой же или похожей в будущем.

Начнем с того, что обгон, по определению, всегда связан с выездом на полосу встречного движения.

Поэтому, собираясь приступить к обгону, необходимо убедиться, что этот маневр не противоречит Правилам дорожного движения, и что он будет безопасен для вас и других его участников.

Обгон на нерегулируемом

Обгон через сплошную

Приступив к обгону и двигаясь по встречной полосе, владелец регистратора, скорее всего, не обратил внимания, что впереди, через 300 метров будет перекресток.

А ведь у него было две подсказки: знак 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой» и 6.10.1 «Указатель направлений».

Кроме того, сразу после знака 6.10.1 началась сплошная линия разметки 1.1, которую он не мог не видеть. Пункт 9.1 (1) запрещает движение левее разметки 1.1, если она отделяет встречную полосу.

Подробности о запретах движения по встречной полосе — в статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.

Поэтому завершать обгон нужно было до разметки 1.1, так как дальнейшее движение по встречной полосе является нарушением ПДД. Это первое нарушение «видеорегистратора».

Второе его нарушение на ДТП никак не повлияло, но является следствием первого нарушения — это обгон на пешеходном переходе.

Пункт 11.4 ПДД запрещает данный маневр. Об этом запрете можно почесть в статье Обгон на пешеходном переходе.

За любое из этих нарушений в КоАП РФ предусмотрены санкции в виде лишения прав до полугода или штрафа в 5000 руб.

 

Водитель другого автомобиля, который поворачивал налево на перекрестке, возможно, не ожидал, что его будут обгонять в нарушение ПДД и, скорее всего, не обратил внимание на пространство слева-сзади своего автомобиля.

Впереди со встречной полосы ему никто не мешал для выполнения левого поворота, а обгоняющего он попросту не видел. Поэтому уверенно приступил к повороту.

Выполняющий обгон, в свою очередь, также не предположил, что обгоняемый может повернуть на этом перекрестке.

В результате этих двух не- до- предположений со стороны обоих водителей их машины столкнулись.

Как в будущем не оказаться в похожей ситуации? Есть смысл посмотреть на эти обстоятельства глазами обоих водителей: и того, кто поворачивает налево, и того, который в этот момент его обгоняет.

Согласно правилам проезда нерегулируемых перекрестков при движении по главной дороге, поворачивая налево или разворачиваясь, водитель должен уступить дорогу ТС, движущимся навстречу, также по главной дороге, в направлении прямо и направо.

Это правило помнят все, поэтому чаще всего только вперед и смотрят. Но опасность может находиться и сзади.

Готовясь к повороту налево, как в рассмотренной дорожной ситуации на видеоролике, необходимо также видеть дорожную ситуацию сзади своего автомобиля и слева-сзади от вас.

Вполне возможно, что вас уже кто-то обгоняет, даже нарушая ПДД, и со своим поворотом есть смысл повременить.

Похожие обстоятельства рассмотрены в статьях Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют и Нужно повернуть налево, а сзади поджимают.

Поэтому, возьмите себе за правило: перед тем, как повернуть налево, перед тем, как включить левый «поворотник», всегда смотрите в левое зеркало заднего вида.

Непосредственно перед поворотом есть смысл быстро повернуть голову и посмотреть влево-назад чтобы убедиться в правдивости своих предположений.

Прежде чем приступить к обгону, необходимо убедиться, что этот маневр не запрещен Правилами.

Если впереди по движению маячит перекресток, то от обгона лучше воздержаться. Обгон на нерегулируемом перекрестке всегда непредсказуем.

Согласно пункту 11.4 ПДД, обгонять разрешается только на нерегулируемых перекрестках и только при движении по главной дороге.

Но даже в этом случае постарайтесь завершить обгон до перекрестка, хотя бы из-за того, чтобы избежать ситуации, как на видео.

Еще на перекрестке может быть расположен нерегулируемый пешеходный переход, а на переходе обгон запрещен (пункт 11.4 ПДД) вне зависимости от наличия на нем пешеходов.

Следствием любого ДТП, даже самого незначительного, является его разбор, т.е. поиск юридического виновника аварии.

В случае ДТП при обгоне на перекрестке, как на видеоролике, чтобы себя оправдать придется доказывать много фактов: кто первый приступил к своему маневру, кто первый подал сигнал к началу своего маневра и т.д.

Чаще всего виновным признают того, кто поворачивает, реже – обоюдную вину, но итоговое решение будет зависеть от конкретной ситуации.

В любой дорожной ситуации приходится принимать решение исходя из того, что вы видите впереди по движению, с учетом того, что происходит с боков и сзади автомобиля

Поэтому в поле зрения водителя должно попасть как можно больше объектов дорожной обстановки.

Обгоняя кого-то, можно, например, не заметить дорожные знаки, расположенные справа от дороги. В результате можно упустить какую-то важную информацию.

Соблюдайте безопасную скорость, держите безопасную дистанцию и учитесь «читать» подсказки на дороге.

Есть смысл ознакомиться с материалом статей из серии Обгон, в которой рассмотрены правила выполнения данного маневра, и серии Дорожные ситуации. Обгон.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «обгон на перекрестке» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Куда смотреть за рулем, чтобы не попасть в ДТП;
Нужно повернуть налево, а сзади поджимают;
Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют;
Поворот налево и обгон на перекрестке;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Обгон поворачивающего.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статейЛевый поворот на перекрестке >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

8 комментариев

  1. Дмитрий

    17.06.2015 17:04

    А ничего что на первом видеоролике перед поворотом был пешеходный переход на котором обгон запрещен? как он мог обгонять там???

  2. Сергей Д.

    17.06.2015 17:35

    Здравствуйте Дмитрий.

    Очень хорошо, что Вы обратили внимание на этот факт. Полный запрет обгона на пешеходном переходе был введен с 29 ноября 2014 года.

    А статья с разбором дорожной ситуации опубликована в начале 2014 года, до введения запрета на обгон, поэтому, пешеходный переход в статье не упоминался.

    Тем не менее, связанные с обгоном ограничения в ПДД, некоторыми водителями не соблюдаются вообще, и последствия этих нарушений могут быть разными.

    После происшествия, как правило, возникают вопросы типа: «Ну как так получилось, он что, не видел?!»

    Для того чтобы не попадать в подобные ситуации, как раз и требуется от водителя предусмотреть эти всевозможные «нюансы» на дороге.

  3. Сергей

    01.08.2016 21:10

    Обгоняющий заведомо никак не мог бы знать, что будет впереди. Поэтому начинать обгон ему было нельзя. Он просто тупо пёр по встречке. Ведь там не одна машина а более 2.

    Обгон заведомо аварийный манёвр. Плюс превышение скорости. Поворот априори законный манёвр. А вот обгон это выезд на встречку, а встречка это незаконно.

    Но они же не хотят как все тошнить в потоке, они прутся то слева, то справа.

  4. Светлана

    06.09.2016 15:32

    Здравствуйте. Вот недавно на днях была такая же ситуация. Мы с мужем выполняли поворот налево на нерегулируемом перекрестке.

    Улицы у нас в городе очень маленькие, чтобы удобно повернуть мы немного сместились вправо, но с полосы не съезжали.

    Мы вообще не прекращали движение (только замедлились), сзади нас ехало 2 транспорта. Мы их видели, потому что только вступили в движение (отъехали несколько метров от дома).

    По встречной полосе ехал автобус, мы замедлились чтобы его пропустить и повернуть. Перед поворотом мы увидели в зеркале заднего вида мигание фар (так водитель подал нам сигнал, чтобы мы его пропустили), но он был уже близко и на большой скорости.

    Деваться было некуда, так как он был не сзади нас, а через машину (он допустил обгон 2 тс на перекрестке), скорость была большая, поэтому он после дтп остановился лишь через метров 100-150.

    В ГАИ развели руками, потому что водитель нес какую то чушь, что нас сначала обогнали, а потом он решил, потому что мы стояли. Но нас кроме него никто не обгонял. Поворотник он видел, сам сказал. Но при этом штраф дали только нам.

  5. Сергей Д.

    08.09.2016 16:43

    Здравствуйте Светлана.

    В подобных ситуациях трудно доказать, кто первым начал свой маневр. Чаще всего виновным признают поворачивающего. Видимо, объяснения вашего оппонента показались инспектору очень убедительными.

    См. статью Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют и Поворот налево и обгон на перекрестке.

  6. Беза

    15.06.2017 02:11

    Здравствуйте, у меня такая ситуация: когда я включил поворотник и поворачивал налево, сзади меня идущая машина обходила меня справа, а другой лихач пошёл на обгон слева и ударил меня в бок.

    ГИБДД назначила меня виновным в этом ДТП.

  7. Сергей Д.

    15.06.2017 21:58

    Здравствуйте Беза.

    Инспектирующим лицам на месте легче разобраться в обстоятельствах, и восстановить картину ДТП.

    К сожалению, в таких ситуациях чаще всего виновными признают того, кто поворачивает, а не того, кто обгоняет. См. статью Левый поворот на перекрестке.

    Действия в обстоятельствах «поворот налево и обгон» разобраны в статье Обгон поворачивающего.

    Если вы несогласны с решением инспекторов, вы имеете полное право его обжаловать.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.