Памятка

Популярные статьи

Разбор дорожных ситуаций

Интернет-магазин автомобильной литературы

Это может быть интересно

Главная » Дорога

Для чего светофор?!

10 декабря 2015Комментариев нет
Для чего светофор?!

В этот раз рассмотрим дорожную ситуацию, связанную с разъездом на нерегулируемом перекрестке. Сам перекресток обычный, но на главной дороге с одной стороны имеется пешеходный переход, который регулируется светофором. К ДТП между машинами привел проезд одного из участников на красный сигнал светофора. Разбор дорожной ситуации.

Общая обстановка такова: четырехполосная дорога образует с другой, примыкающей справа дорогой,  т-образный нерегулируемый перекресток. На прямой (четырехполосной) дороге с одной стороны этого перекрестка, ближней по ходу движения «регистратора», обустроен регулируемый пешеходный переход. Есть и знаки, и разметка, и светофоры.

«Регистратор» приближается по своей правой полосе к этому пешеходному переходу, (сразу за переходом начинается нерегулируемый перекресток), и к моменту подъезда к стоп-линии, на светофоре по его движению загорается красный сигнал. «Регистратор» останавливается. В этот момент его опережает другой попутный автомобиль, который, несмотря на запрещающий сигнал, продолжает движение.

В это же время во встречном направлении к перекрестку с поворотом налево подъезжает еще один автомобиль. Его водитель, увидев, что с прямого направления загорелся красный сигнал, продолжает свое движение налево, но его сбивает встречный автомобиль, тот самый, который проехал через переход на красный сигнал светофора.

Посмотрите короткий видеоролик.

Автор видеоролика

Невольно возникает вопрос: водитель, который проехал на красный сигнал, он что, не видел светофор? Ведь светофор был прямо перед глазами, причем, это был работающий светофор. Впереди справа, можно сказать рядом с ним на соседней полосе ехал «регистратор», водитель которого уже снижал скорость, т.е., тормозил, и у автомобиля сзади горели «стопы». Можно ли было обратить внимание на этот факт? Ответ – можно, и даже было нужно. Но происшествие состоялось, и ответ на вопрос «почему так произошло» теперь важен лишь для его анализа, чтобы в будущем не допускать подобных ошибок. Чем, собственно, мы и занимаемся.

Причины кроются в неверном восприятии общей дорожной ситуации, и в неумении следить за изменением дорожной обстановки. Например, загорелись «стопы» у соседа по дороге – это уже изменение ситуации. Он, ведь, тормозит не просто так. Значит, за торможением последует еще какое-то действие. Чем оно вызвано? Чтобы понять, нужно посмотреть на дорогу чуть вперед, так, чтобы охватить взглядом пространство с боков дороги. А ведь, уже далеко сзади справа от дороги стоял предупреждающий знак 1.8 «Светофорное регулирование». Что он там регулирует, по сути, не важно, но это предупреждение, что он там есть.

Возможно, водитель отвлекся от наблюдения за дорогой, и это стало его ошибкой. Возможно, сыграла шутку так называемая эйфория скорости на относительно свободной дороге. Может, он просто задумался, решая в голове свою проблему, но что-то ему помешало обратить внимание на смену сигналов светофора и правильно среагировать. Любое из этих «что-то» могло стать причиной аварии.

Ошибка встречного водителя, который на перекрестке поворачивал налево, является неверное представление о скорости приближающегося автомобиля. Он понадеялся, что красный сигнал светофора «перекроет» встречное движение, и таким образом появится возможность продолжить свой маневр — повернуть налево. Т.е., он понадеялся, но не убедился в том, что проезд будет свободен и безопасен.

В реальности вышло так, что встречный автомобиль проехал на красный сигнал светофора, а его водителю было недосуг, что кто-то там, впереди, куда-то поворачивает.

В ранее опубликованной статье Не рассчитал свою скорость был рассмотрен случай столкновения на трассе, причиной которого явилось как раз неверное представление о скорости сближения. Только в том случае встречный автомобиль стоял, а здесь, наоборот, приближался.

Как выработать в себе это самое ощущение скорости? Это качество относится к вопросам умения управлять автомобилем, а если точнее, к основам управления автомобилем. Это ощущение разгона и торможения.

Принято считать, что до полной остановки на скорости 60 км/час, автомобиль проедет 25-28 метров. Это при почти идеальных условиях – сухой асфальт, ровная дорога, вокруг светло и тепло. В реальных дорожных условиях это расстояние будет больше.

А теперь вопрос: какое расстояние пройдет именно ВАШ автомобиль, если начнете тормозить на этой скорости? А если скорость будет 80 км/час. А если 110 км/час? А если на дороге скользко? Подобных вопросов можно сформулировать множество. И на все из них вы должны будете себе ответить.

В реальной дорожной ситуации гораздо важнее не тормозной путь автомобиля, а его остановочный путь. Чтобы вспомнить разницу этих двух понятий, обратимся к теории наблюдения за дорогой.

Для того чтобы с момента обнаружения опасности (неважно какой) остановить свой автомобиль, водителю нужно, проще говоря, «включить мозг» и надавить педаль тормоза. Для того чтобы мозг сработал, нужно эту опасность обнаружить и оценить ее величину. Увидев и оценив опасность, мозг дает команду ноге нажать педаль тормоза – с этого момента начинается тормозной путь автомобиля.

Тормозной путь автомобиля – это расстояние, пройденное от момента нажатия педали тормоза до полной остановки. Регулируя усилие нажатия на педаль, мы, тем самым, увеличиваем или укорачиваем тормозной путь. Главное в процессе торможения – не пустить колеса в юз, или в скольжение (на автомобилях без АБС). Если это произойдет, то потеря управления будет обеспечена.

Все другие действия от момента обнаружения опасности до начала торможения могут растянуться еще на некоторое количество времени – от одной до нескольких секунд, и чем оно больше, тем дольше будет величина остановочного пути.

Остановочный путь автомобиля – это расстояние, пройденное с момента обнаружения опасности до его полной остановки.

Таким образом, выходит, что остановочный путь гораздо длиннее тормозного пути автомобиля. Разговор по телефону, как один из вариантов, значительно увеличивает остановочный путь.

Если подойти к этому вопросу проще, не углубляясь в метры и в секунды, то нужно запомнить: чем выше скорость, тем уже пространство восприятия информации с дороги, т.е. широта взгляда сужается до ширины полосы, по которой вы едете, и тем длиннее путь, необходимый для полной или безопасной остановки автомобиля. На сколько остановочный путь окажется длиннее или короче, сможет дать ответ только личная практика на собственном автомобиле. Но, как говорится, лучше много не доехать, чем переехать, и уткнуться в «препятствие».

Будьте внимательны за рулем, рассчитывайте свою безопасную скорость, берегите себя и окружающих.

Навигация по серии статей<< Справа на красный

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.