Знаки направлений движения по полосам


44 комментария

В этой части рассмотрим дорожные знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам», 5.15.2 «Направления движения по полосе», 5.15.7 «Направление движения по полосам», 5.15.8 «Число полос».

Рассмотрим, для чего применяют перечисленные знаки, в чем их отличие между собой, несмотря на сходство в названиях, а также какие предусмотрены штрафы за нарушение условий движения по полосам.

Далее, в статье:
Знак 5.15.1 «Направления движения по полосам»
Знак 5.15.2 «Направления движения по полосе»
Знак 5.15.7 «Направление движения по полосам»
Знак 5.15.8 «Число полос»
Штраф за Направление движения по полосам

Знак 5.15.1 «Направления движения по полосам»

Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.

Спаренные знаки по полосам

Знак 5.15.1 «Направления движения по полосам» обозначает число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.

5.15.1 на дороге

Знак 5.15.2 «Направления движения по полосе»

Разрешенные направления движения по полосе.

Раздельные знаки по полосам

Знак 5.15.2 «Направления движения по полосе» обозначает число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.

Отличие знаков 5.15.1 и 5.15.2 между собой состоит лишь в том, что первые указатели выглядят как совмещенные, а вторые — раздельные, для каждой из полос. Функция у этих знаков одинаковая.

5.15.2 на дороге

Дорожные знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» и 5.15.2 «Направления движения по полосе» применяют для указания разрешенных направлений движения по каждой из полос на перекрестке, когда требуется обеспечить использование полос в соответствии с интенсивностью движения ТС по различным направлениям.

 

Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы. Но прежде чем развернуться, следует убедиться, что разворот не запрещен знаком 3.19.

Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие только разворот, запрещают левый поворот.

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на перекресток, если знаки 5.15.1 или 5.15.2, установленные непосредственно на перекрестке, не дают других предписаний.

Рекомендую ознакомиться с серией статей Проезд перекрестков и статью Перестроение (смена полосы) на перекрестке.

Действие этих знаков не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Водители маршрутных ТС имеют право отступать от требований знаков «Направления движения по полосам». Это право объясняется специфическими направлениями маршрутов.

К тому же места остановок колесного общественного транспорта располагаются с правой стороны дороги. Рекомендую статью Проезд мимо остановки маршрутных ТС.

Знаки направлений движения по полосам устанавливают над проезжей частью на заметном расстоянии от перекрестка, чтобы водители имели возможность своевременно осуществить необходимые перестроения.

Знак 5.15.1 (совмещенный) размещают над серединой проезжей части данного направления. Каждый из знаков 5.15.2 (раздельные) располагают над серединой полосы, для которой он предназначен.

На широких дорогах кроме расположения непосредственно у перекрестков, знаки «Направления движения по полосам» устанавливают еще и предварительно.

Если перед перекрестком для данного направления проезжая часть имеет до трех полос, то предварительно могут быть установлены или знак 5.15.1 (совмещенный), или знаки 5.15.2 (раздельные).

Если перед перекрестком проезжая часть имеет три и более полос для движения в данном направлении, то предварительно установят знаки 5.15.2 над каждой полосой.

На других дорогах, с меньшим числом полос, предварительные знаки устанавливают по необходимости.

Предварительные знаки 5.15.1 и 5.15.2 размещают на расстоянии 50 — 150 метров до места установки основных знаков.

Основные знаки устанавливают в начале разделения полос движения разметкой 1.1 (одинарная сплошная линия).

На дорогах, имеющих не более двух полос для движения в одном направлении знак 5.15.1 (совмещенный) допускается размещать не над проезжей частью, а справа от дороги, при этом устанавливают еще и предварительный знак 5.15.1.

При наличии знаков 5.15.1 и 5.15.2 знаки 4.1.1 — 4.1.6 не применяют.

Знак 5.15.7 «Направление движения по полосам»

Если на знаке 5.15.7 изображен знак, запрещающий движение каким-либо транспортным средствам, то движение этих транспортных средств по соответствующей полосе запрещается.

Знаки 5.15.7 с соответствующим числом стрелок могут применяться на дорогах с четырьмя и более полосами.

Совместно-раздельные

Знак 5.15.7 «Направление движения по полосам» применяют для указания числа полос и направления движения по ним, когда количество полос в данном направлении больше, чем во встречном.

Знак устанавливают ЗА каждым перекрестком на участке дороги с такой организацией движения.

5.15.7 на дороге

Если на знаке 5.15.7 на какой-то из полос изображен другой знак, запрещающий движение каким-либо транспортным средствам, то движение этих ТС по соответствующей полосе запрещается.

Позднее, над этой полосой будет расположен тот же запрещающий знак с табличкой 8.14 «Полоса движения».

Допускается устанавливать знак с двумя стрелками (две стрелки: вперед и две: вперед и навстречу) на участках двухполосных дорог (проезжих частей), когда организация одно- или двустороннего движения может восприниматься водителями неоднозначно.

Знак допускается применять для организации реверсивного движения. В этом случае знак устанавливают за каждым перекрестком на протяжении всего участка дороги.

Знак 5.15.8 «Число полос»

Указывает число полос движения и режимы движения по полосам. Водитель обязан выполнять требования знаков, нанесенных на стрелки.

Число полос и режимы движения

Знак 5.15.8 «Число полос» применяют для указания числа полос в данном направлении и указания режимов движения по полосам.

Знак «Число полос» устанавливают в населенных пунктах — на расстоянии 50 — 150 метров, а вне населенных пунктов на расстоянии 150 — 300 метров от начала участка дороги, на котором соответствующими знаками с табличками 8.14 «Полоса движения» вводятся режимы движения по полосам.

Знак 5.15.8 устанавливают над проезжей частью.

Вне населенных пунктов на дорогах, имеющих перед перекрестком не более трех полос, а в населенных пунктах — не более двух полос движения в данном направлении, знак «Число полос» могут устанавливать справа от дороги.

Штраф за «Направление движения по полосам»

Штраф за нарушение требований дорожных знаков «Направление движения по полосам».

Знаки «Направление движения по полосам» предписывают двигаться в определенных направлениях, назначенных для каждой из полос и указанных стрелками на знаках.

Игнорирование данных предписаний есть нарушение правил расположения ТС на проезжей части.

За нарушение требований знаков «Направление движения по полосам» предусмотрен штраф по ст.12.15 ч.1 КоАП РФ в размере 1500 рублей на момент публикации.

Чаще всего это нарушение выглядит как проезд в направлении «прямо» по левой или правой полосам, предназначенным для поворотов налево и направо, соответственно.

Другим вариантом нарушения являются повороты из полос, на которых знаками предписано движение в направлении «прямо».

Кроме невыполнения требований ПДД эти нарушения способны привести к ДТП либо к напряженным ситуациям, которые, в свою очередь, могут спровоцировать ДТП.

Наглядный пример можно посмотреть в статьях Поворот направо из третьей полосы, Поворачиваю, как хочу и Опережение по «новой» полосе.

Полный список дорожных знаков особых предписаний с краткими комментариями (пояснениями) на сайте avtonauka.ru размещен в Приложении 1 ПДД.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

В продолжение темы о безопасности движения по дорогам предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Опережение по «новой» полосе;
Поворот направо через выделенную полосу;
Перестроение на дороге. Безопасность маневра;
Опережение по полосе, предназначенной для поворота направо;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Знаки особых предписаний 5.11.1 — 5.14.3Знаки «Начало полосы» и «Конец полосы» >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Читаем дорогу

Самые читаемые разделы сайта

 

44 комментария

  1. Альберт

    23.03.2020 20:09

    Подскажите, пожалуйста, действия водителя в следующей дорожной ситуации в г. Тула (перекресток ул. Октябрьская и ул. Горького).

    В одном направлении, по ул Октябрьская, три полосы движения + вдоль левой полосы трамвайная линия. На перекрестке светофор с дополнительной стрелкой налево.

    Над каждой полосой, кроме трамвайной линии на этом перекрестке знак «направление движения по полосе». Соответственно, над левой полосой движения знак «движение только налево» (под стрелку).

    Разрешено ли поворачивать налево под эту стрелку с трамвайной линии?

  2. Сергей Д.

    23.03.2020 23:45

    Здравствуйте Альберт.

    Если перед перекрестком есть знаки направлений движения по полосам (5.15.1 или 5.15.2), то при повороте налево (развороте) на трамвайные пути заезжать запрещается (пункт 8.5 и пункт 9.6 ПДД).

    Этот вопрос рассмотрен в статье Проезд перекрестков с трамвайными путями.

    В вашем случае поворачивать налево с трамвайных путей запрещается. Поворот налево разрешен при включенной стрелке «налево» в доп.секции светофора, и должен выполняться с левой полосы проезжей части.

    Кстати, на панорамах Гугла и Яндекса знаков 5.15.2 перед этим перекрестком нет. Наверное, их установили не очень давно, и еще не обновили карты.

  3. Михаил

    12.08.2020 18:21

    Здравствуйте. Такой вопрос: если знак 5.15.1 перед перекрестком разрешает поворот налево из правой полосы, имеют ли право совершать его велосипедисты?

  4. Сергей Д.

    12.08.2020 21:31

    Здравствуйте Михаил.

    Ответ дает пункт 24.8 ПДД: Велосипедистам и водителям мопедов запрещается: ... поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах).

  5. Сергей

    28.08.2020 15:09

    Добрый день.

    Вопрос: перекресток пр.Культуры и пр.Просвещения (с разделительной полосой!). Движение по пр.Культуры в крайнем левом ряду.

    Имеете ли вы право поворачивать налево на пр.Просвещения? Панорама: yandex.ru/maps/-/CCQtnIx39B

  6. Сергей Д.

    28.08.2020 19:00

    Здравствуйте Сергей.

    Повернуть налево в вашем случае запрещается. Знак 5.15.2 над левой полосой, а также разметка 1.18 предписывают двигаться через перекресток «прямо».

    Далее, за перекрестком, после АЗС Shell есть место для разворота, обозначенное знаком 6.3.1.

  7. Денис

    30.08.2020 16:53

    Добрый день! Перед перекрёстком есть знак движение по полосам, а именно? с правой полосы мы можем ехать прямо и направо, а с левой полосы только налево.

    Но после знаков есть светофор который указывает, что с правой полосы поворачиваем направо (доп секция), а основной светофор со стрелками, который указывает движение прямо и налево.

    Вопрос: С какой полосы можно проехать прямо?

  8. Сергей Д.

    30.08.2020 20:41

    Здравствуйте Денис.

    Знаки «Направление движения по полосам» указывают в каком направлении разрешается движение по каждой из полос (т.е., отвечают на вопрос «Куда?»).

    Зеленые сигналы светофора (основной и доп.секции) конкретизирует, когда разрешается движение в указанных направлениях (т.е. отвечает на вопрос «Когда?»).

    Когда горит основной зеленый сигнал с нанесенными на него стрелками «прямо и налево» (а доп.секция не горит), то с правой полосы разрешается движение только прямо, а с левой полосы — только налево.

    Соответственно, когда горит основной зеленый + доп.секция, движение разрешается во всех направлениях, но по знакам «Направление движения по полосам»: в направлении «прямо» — только из правой полосы.

    Если зеленым горит только доп.секция (стрелка «направо»), то разрешается только поворот направо из правой полосы.

  9. Александр

    27.09.2020 21:27

    А можно ли перестраиваться на перекрёстке, если на знаке все полосы прямо?

  10. Сергей Д.

    27.09.2020 23:08

    Здравствуйте Александр.

    ПДД не запрещают перестроение на перекрестке. Но при этом нельзя изменять разрешенное знаками или разметкой 1.18 направление своего движения. Пример — ниже.

    Предположим, имеем две полосы: с левой полосы разрешено движение только налево, а с правой полосы — прямо.

    Автомобиль въезжает на перекресток по левой полосе, затем, перестраивается вправо, и проезжает через перекресток прямо — такой маневр запрещен.

    Перестраиваясь в вашем случае, вы не меняете основное направление своего движения.

    Вы по-прежнему продолжаете двигаться через перекресток прямо, но в смежной полосе, в направлении, указанном на знаке.

    См. статью Перестроение (смена полосы) на перекрестке и Перестроение на перекрестке. Приоритет.

  11. Владимир

    25.12.2020 19:28

    Здравствуйте!

    Если нет полосы выделенной для маршрутных ТС, могут ли они (водители маршруток) игнорировать знаки 5.15.1 и 5.15.2 ?

    Например, ехать по крайней правой полосе прямо, когда там и знак, и разметка указывают следование пути только направо?

  12. Сергей Д.

    25.12.2020 21:22

    Здравствуйте Владимир.

    Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства (Приложение 1). Разметка 1.18 дублирует эти знаки.

    Водители маршрутных ТС могут отступать от требований знаков 5.15.1 и 5.15.2, но только в рамках направления своего маршрута.

    Если маршрут пролегает через перекресток «прямо», а указанные знаки предписывают с правой полосы повернуть направо, то на маршрутное ТС это не распространяется, и оно продолжает по правой полосе ехать «прямо», по маршруту.

    Это сделано из целей безопасности избежать лишних перестроений при отъезде от остановок (они располагаются у правого края ПЧ), а также из целей экономии времени на эти «манипуляции» (движение по расписанию).

  13. Марат

    19.03.2021 06:16

    Добрый день, ситуация. Двигался по населенному пункту в темное время суток по крайней правой полосе, которая горизонтальной дорожной разметкой указывалась на перекрестке только повернуть направо, а соседняя слева полоса указывала разрешающее движение прямо и направо.

    Было две полосы движения, перед перекрестком знак 5.15.1 отсутствовал, так-же отсутствовал такой-же и предварительный знак перед перекрестком, был только один знак 2.1 (главная дорога).

    На перекрестке я не повернул направо а проехал прямо, в результате машина, которая двигалась слева от меня, повернула направо и врезалась в меня.

    Могу я на суде ссылаться на отсутствие знака 5.15.1 и то что было темно, я не увидел горизонтальную разметку и не смог заранее перестроиться? (кстати был недавно на том месте, знак 5.15.1 перед перекрестком установили).

  14. Сергей Д.

    19.03.2021 10:02

    Здравствуйте Марат.

    Вы, конечно, можете сослаться на то, что знак 5.15.1 отсутствовал, но это ничего не даст. В соответствии с ГОСТ разметку 1.18 могут применять самостоятельно или в сочетании со знаками 5.15.1, 5.15.2.

    Вы же не станете отрицать, что разметка 1.18 была различима на проезжей части.

    К тому факту, что было темно и вы, якобы, не увидели горизонтальную разметку, необходимо предоставить доказательства, подтверждающие плохую видимость (нечитаемость) разметки 1.18, а заодно отсутствие на тот момент знака 5.15.1 (например, запись видео, фотографии с датой).

    Если доказательства будут найдены, тогда можно попробовать объяснить ваше нарушение как ненамеренное, после чего, возможно, дтп будет пересмотрено.

  15. Сергей

    04.07.2021 11:45

    Добрый день, подскажите как правильно трактовать значение этого знака при движении по полосе?

    Возможно ли произвести поворот налево или разворот? Заранее спасибо.

  16. Сергей Д.

    04.07.2021 21:28

    Здравствуйте Сергей.

    Вы не указали, значение какого именно знака вас интересует и в каких условиях на дороге это происходит.

    Знаки 5.15.1 и 5.15.2 применяют для указания разрешенных направлений движения по каждой из полос на перекрестке, где имеется возможность движения по разным направлениям.

    Если по вашей полосе знак 5.15.1 или 5.15.2 указывает двигаться «прямо», то вам так и следует ехать по своей полосе — только прямо (не направо и не налево).

    Если вам нужно повернуть налево, то необходимо заблаговременно перестроиться на полосу, с которой разрешается повернуть налево.

    Перестроение разрешено через прерывистую разметку и не запрещается когда разметка отсутствует.

    Знаки из этой группы, разрешающие поворот налево, разрешают и разворот.

    Но необходимо помнить, что ПДД разрешают развернуться только с крайней левой полосы (бывает, что знаки 5.15.1 и 5.15.2 разрешают повернуть налево и с других полос, кроме левой).

    Вот, собственно, и все.

  17. Ирина Ермакова

    23.07.2021 00:05

    Здравствуйте!

    В Петрозаводске на перекресте Красноармейской и ул. Горького стоит знак 4.1.5, можно двигаться по двум полосам в одном направлении (если автомобилист не поворачивает налево).

    Но пересекая перекресток (из-за припаркованных автомобилей полоса становится одна), водители вынуждены съезжаться в одну полосу, ту, что левее.

    Кто должен уступать дорогу: водитель, который движется по правой полосе, или водители с левой полосы?

  18. Сергей Д.

    25.07.2021 15:12

    Здравствуйте Ирина.

    Знак 4.1.5 «Движение прямо или налево» предписывает общее направление движения: через данное пересечение разрешается двигаться либо прямо, либо налево.

    В направлении «прямо» разрешено ехать по двум полосам, а для поворота налево на этом перекрестке необходимо перестроиться в левый ряд, и уже с него выполнить поворот (пункт 8.5 ПДД).

    Повернуть налево одновременно с двух полос разрешается ТОЛЬКО в случае, если такое направление движения по полосам указано знаками 5.15.1 или 5.15.2.

    Если возникает ситуация, описанная в вашем вопросе, то уступить должен водитель, на пути которого возникло «препятствие».

    Чтобы объехать стоящий у края другой автомобиль, водитель вынужден перестроиться левее. Перед тем, как перестроиться на соседнюю полосу, пункт 8.4 ПДД требует уступить дорогу ТС, которые едут по этой полосе.

    Необходимо учитывать обстоятельство, что автомобилист, должный уступить дорогу, может этого по разным причинам НЕ сделать. Поэтому следует придерживаться требований ПДД, и действовать по обстановке.

    При угрозе ДТП нет смысла препятствовать нарушителю. Но для того, чтобы избежать ДТП с ним, его необходимо увидеть (нужно постоянно контролировать ситуацию).

    См. статью Одиночное перестроение. Теория и практика.

  19. Александр

    24.04.2022 17:55

    г.Томск перекресток ул. Шевченко с проспектом Фрунзе. Продолжение ул. Шевченко сдвинуто в право на ширину проезжей части (получается зигзаг).

    Перед перекрестком установлен знак 5.15.1 со стрелками с изгибом под 45 градусов, разрешающий поворот направо с двух имеющихся полос.

    Также установлен знак 4.8.2 разрешающий поворот только направо транспорту с опасными грузами.

    Могу ли я, повернув направо, повернуть налево и продолжить движение по ул Шевченко. Если нет, тогда почему висит знак 4.8.2, ведь движение на ул Шевченко итак запрещено.

  20. Сергей Д.

    24.04.2022 21:12

    Здравствуйте Александр.

    Знак 5.15.1 предписывает с обеих полос по ул.Шевченко повернуть направо, на пр.Фрунзе.

    После поворота направо (на пр.Фрунзе) вы можете повернуть налево, на продолжение ул. Шевченко.

    Но, поворот налево разрешается только из крайнего левого положения на проезжей части (пункт 8.5 ПДД).

    Поэтому, линию заезда на пр.Фрунзе целесообразно строить строить с левой полосы ул. Шевченко, таким образом, чтобы после выезда на перекресток оказаться у середины дороги (занять левое положение для поворота на налево, на ул. Шевченко).

    Требование знака 4.8.2 «Направление движения ТС с опасными грузами» (движение направо) распространяется только на соответствующие ТС.

    Если ваш автомобиль не перевозит опасные грузы (такие авто обозначаются табличкой «Опасный груз»), то действие знака 4.8.2 на ваш авто не распространяется.

  21. Дмитрий

    29.06.2022 07:11

    Добрый день. На перекрёстке разрешён поворот направо с трёх полос, и есть знаки над каждой полосой поворот направо.

    Поворачиваю направо с третьей полосы, но, при выезде из перекрёстка появляется четвёртая полоса.

    Как правильно повернуть, с третьей полосы в третью или в четвёртый ряд?

  22. Сергей Д.

    29.06.2022 11:25

    Здравствуйте Дмитрий.

    Если я правильно понял, проезжая часть, на которую совершается поворот, имеет четыре полосы для движения.

    При повороте направо пункт 8.6 ПДД обязывает двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Но если правый край занят другими ТС, то не запрещается повернуть в соседние полосы.

    См. статью Поворот направо. Опасные ситуации.

    С третьей полосы логично повернуть в третий ряд, затем, если нужно, то перестроиться в четвертый.

    Но если вас, предположим, «выдавливают» из третьего ряда, то не запрещается повернуть и во второй, и в четвертый ряд, в зависимости от обстановки.

    Если же на перекрестке есть разметка полос в повороте (короткая прерывистая линия 1.7), то целесообразно повернуть, ориентируясь по разметке.

    Покидая полосу, нужно помнить о правилах перестроения.

  23. Анатолий

    08.09.2022 12:28

    Здравствуйте, скажите пожалуйста, где применяется знак 5.15.2 с закрученной стрелкой, которая выходит на правую полосу и возвращается обратно?

  24. Сергей Д.

    08.09.2022 13:14

    Здравствуйте Анатолий.

    Знак 5.15.2 с таким «закрученным» направлением применяют на перекрестках со сложной планировкой, где организована соответствующая схема движения.

    Вполне возможно (но не обязательно), что схема движения на перекрестке будет предварительно обозначена информационным знаком 6.9.3 «Схема движения».

  25. Дмитрий

    12.10.2022 23:13

    На каком минимальном расстоянии от перекрестка должен быть установлен единственный знак 5.15.1, возможна ли его установка на обочине прямо на границе перекрестка (проезжая часть имеет две полосы для движения в одном направлении)?

  26. Сергей Д.

    13.10.2022 13:39

    Здравствуйте Дмитрий.

    В соответствии с ГОСТ, если в населенном пункте у дороги не более двух полос движения в одном направлении, знак 5.15.1 может быть размещен справа от дороги.

    Знак 5.15.1 может быть единственным, т.е. установлен без предварительного знака, который размещают за 50-100 метров до основного знака 5.15.1.

    Основной знак 5.15.1 устанавливают в месте, где попутные полосы движения разделяют разметкой 1.1, т.е. в точке перехода разметки 1.6 (удлиненная прерывистая) в 1.1 (сплошная).

    Но в реальности знак могут поставить и ближе к перекрестку (играет роль организация движения на нем), либо могут позднее нанести разметку длиннее нормы, а знак оставить на месте.

    Разметка 1.1 должна начинаться не менее чем за 20 метров до разметки 1.12 (стоп-линия) или 1.13 (уступите дорогу), а при их отсутствии — от ближайшей границы пересекаемой проезжей части.

    Таким образом, исходя из этих норм, знак 5.15.1 должен быть установлен не менее, чем за 20 метров до перекрестка, чтобы заранее успеть перестроиться через прерывистую линию разметки.

    Если вы напишете, почему вас интересуют нормы установки данного знака, то попробуем разобрать ваш вопрос.

  27. Виктор

    26.06.2023 16:00

    Здравствуйте Сергей. Спасибо за интересные и познавательные статьи. Прошу прояснить следующую ситуацию.

    На трехполосной проезжей части, отделенной от встречной трамвайными путями, над средней полосой висит знак 5.15.2, над первой и третьей полосой — неизвестно какие, они заклеены черной пленкой.

    При этом правая полоса выделена для маршрутного транспорта, соответствующим знаком 5.11.1, еще примерно за 200-300 м до них.

    Примерно через 50м после этих знаков установлен знак 5.15.6 с дублированием на левой стороне и знак 5.12.1 «конец дороги с полосой для маршрутных ТС», и начинается сужение проезжей части до ширины одной полосы из-за ремонта моста.

    Вопрос такой, будет ли нарушением ехать на мост из правой полосы после знака 5.12.1, или нужно ехать только из средней, т.е. запрещают ли заклеенные знаки над первой и третьей полосой двигаться по ним?

    Заранее благодарен. С уважением Ахметзянов Виктор.

  28. Сергей Д.

    26.06.2023 23:17

    Здравствуйте Виктор.

    Знак 5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных ТС» — это когда выделенная полоса «едет» навстречу общему потоку всех остальных ТС.

    Вы написали, что встречная половина проезжей части находится ЗА трамвайными путями. Т.е. три полосы — ваши, три полосы (или меньше) — встречные, и трамвайные пути посередине.

    Тогда, каким образом выделенная полоса может ехать навстречу? Не могу представить картинку. Может быть она попутная?! Тогда это знак 5.14.1 «Полоса для маршрутных ТС».

    Ну ладно, суть не в этом. Закрытые знаки ничего не обозначают и не запрещают до тех пор, пока они закрыты.

    На участке вводят какую-то новую организацию движения, новые ограничения или указания, но они по разным причинам еще не вступили в силу. Для этого заранее устанавливают знак, но его закрывают.

    Похоже на то, что знаки откроют, когда закончат ремонт.

    Если полоса для маршрутных ТС закончилась (знак 5.14.3 «Конец полосы для маршрутных ТС»), то можете продолжить движение по этой полосе.

    Вы пишите, что после сужения проезжей части остается всего одна полоса. Вот, скорее всего по этой причине оставили только один знак 5.15.2 «Направление движения по полосе».

    Тогда, после окончания полосы для маршрутных ТС есть смысл занять наиболее удобную для вас полосу.

  29. Виктор

    27.06.2023 06:40

    Доброе утро Сергей! Конечно же я ошибся , это 5.14.1! Спасибо за развернутый, доходчивый ответ!

    И все таки мне не понятно, если знак 5.15.2 висит над средней полосой, а отменить его действие может только этот же знак с другим направлением, значит эта полоса встретится с крайней правой полосой в самом узком месте и как тогда определить приоритет при отсутствии разметки?

    Ведь на маршрутные ТС действие данного знака не распространяется? А если все ТС из второй полосы после знака 5.14.3 начнут перестраиваться в правую полосу, а до сужения всего 15-20 м?

    А если это будут делать только некоторые (самые крутые) из ТС двигающиеся по второй полосе, и тут же опередив одно или два ТС, воспользовавшись своим преимуществом вклиниваться (не могу подобрать другого слова) в основной поток?

    Сделает ли такое решение проезд этого участка безопасным? Увеличит ли скорость потока? НЕ лучше ли в такой ситуации определить с помощью разметки или соответствующих знаков приоритет средней полосы?

    Еще раз спасибо, и буду очень благодарен за ответ на этот комментарий. С уважением, Виктор.

  30. Сергей Д.

    27.06.2023 13:42

    Здравствуйте Виктор, еще раз.

    При сужении проезжей части, полосы движения неизбежно «сливаются», т.е. соединяются, в том смысле, что какая-то полоса заканчивается, а другая имеет продолжение.

    Соответственно, чтобы поехать дальше, необходимо перестроиться. По пункту 8.4 ПДД уступает тот, кто перестраивается, но вы правильно заметили, что люди склонны отступать от правил.

    Причины этого не важны, важен факт. См. статью Кто уступает при сужении дороги.

    Маршрутные ТС имеют право не подчиняться требованиям знаков, указывающих направление движения по полосам.

    Но это право НЕ дает им преимущества в процессе перестроения, кроме как во время отъезда от остановки. См. статью Автобус отъезжает от остановки.

    Для упорядочивания потоков ТС, которые в течении ремонта будут въезжать в это узкое «бутылочное горлышко», обычно наносят временную дорожную разметку и устанавливают ограждения.

    Но этого может не быть, по крайней мере в начале переоборудования. Т.е. в любом случае какое-то время возможен хаотичный порядок движения.

    Скорость транспортного потока естественным образом в местах ремонта снижается. В таких обстоятельствах целесообразно не столько придерживаться ПДД, сколько усилить внимание, чтобы случайно не столкнуться с кем-либо.

    Прежде чем воспользоваться своим приоритетом при перестроении, сначала есть смысл убедиться, что вам уступают дорогу.

    Процесс перестроения хорошо описан в статье Одиночное перестроение. Теория и практика.

    Вот, как-то так.

  31. Виктор

    27.06.2023 14:16

    Еще раз здравствуйте. И еще раз спасибо за такие подробные ответы.

    Позволю себе цитату из своего предыдущего поста: 'А если это будут делать только некоторые (самые крутые) из ТС? двигающиеся по второй полосе, и тут же опередив одно или два ТС, воспользовавшись своим преимуществом вклиниваться (не могу подобрать другого слова) в основной поток?'

    В такой ситуации при максимально загруженных второй и третьей полосах, можно ли расценивать действия этих водителей как нарушение п.2.7 правил или п.9.4? СПАСИБО!

  32. Сергей Д.

    27.06.2023 15:34

    Еще раз здравствуйте, Виктор.

    Такие действия точно не являются нарушением правил расположения ТС на проезжей части.

    В каких-то случаях их можно будет квалифицировать как опасное вождение, но там слишком расплывчатая формулировка.

    К тому же, за опасное вождение до настоящего времени ответственность не предусмотрена.

    Ситуация, которую вы описываете, больше подходит под «не уступил дорогу ТС, имевшему преимущество». Нарушение правил маневрирования, статья 12.14 ч. 3 (предупреждение или штраф 500 руб).

    Но, если при этом не произойдет ДТП, то никто не станет рассматривать чье-то нарушение: материальный ущерб не нанесен, а моральный — не в счет.

    Главная задача, все-таки, это не столкнуться. Немало случаев, кто-нибудь вежливо «просится» в ваш ряд. С каждым бывает. Может он спешит.

    Можно притормозить и впустить. В общем, действуете по-ситуации.

  33. Виктор

    28.06.2023 07:33

    Доброе утро Сергей! Простите меня за назойливость, но мой интерес не праздный, я оказался в аналогичной ситуации.

    Перед знаком 5.15.2 я перестроился из третьей полосы во вторую, воспользовавшись тем, что водитель попутной автомашины, двигавшийся по второй полосе притормозил, и пропустил меня (к счастью для большинства водителей соблюдение неписанного правила «через одного» еще существует).

    На первой полосе маршрутных ТС не было. Какое-то расстояние, 15-20 м, все ТС двигались по второй полосе, третьей уже не было, а вторая сливалась с первой.

    И тут когда ширина проезжей части уже не позволяла проехать двум ТС я почувствовал « касание», и остановился.

    Как оказалось при просмотре видеорегистратора второго водителя, он двигался по второй полосе за ТС пропустившей меня, и после знака 5.14.3 принял вправо, выехал из ряда, успел опередить одно ТС, но из-за сужения не успел опередить меня, и задел передним крылом правую сторону заднего бампера моей машины.

    В дтп обвинили меня, «не уступил дорогу ТС имеющему преимущество».

    Правильно ли это? Спасибо и простите еще раз. ВЫ делаете очень нужную работу. С уважением, Виктор.

  34. Сергей Д.

    28.06.2023 16:17

    Здравствуйте Виктор.

    Вы пишете, что ваш оппонент задел своим передним! крылом задний! бампер вашего авто. Он позиционно находился сзади вас, и вы «зацепились».

    По-сути, он вас догнал, поэтому, его вина в столкновении тоже есть.

    Описание ситуации со слов не дает объективной картины произошедшего. Я думаю, что ваша вина здесь частична, и при разборе на месте события вы стали заложником ситуации неоднозначного толкования приоритета на сужении дороги.

    Суды до сих пор по-разному решают эти спорные вопросы.

    Смысл в следующем. Знак 5.15.6 «Конец полосы» указывает, что проезжая часть сужается слева. Т.е. предполагается, что крайняя правая полоса (теоретически) остается «прямой», а 2-я и 3-я заканчиваются, и переходят в 1-ю полосу.

    Тот факт, что правая полоса визуально тоже имеет сужение, не берется во внимание, потому что отсутствует знак, указывающий на это. Формально, правая полоса остается единственной из трех полос, которая имеет продолжение.

    Видимо, по этой причине сотрудник счел, что ваш автомобиль был обязан уступить дорогу вашему оппоненту, потому что вы перестраивались.

    Но и ваш оппонент, понимая, что ему не хватит места для проезда был обязан принять меры для того, чтобы избежать ДТП (пункт 10.1 ПДД). Поэтому я считаю, что его вина в столкновении тоже есть.

    Это, всего лишь, мое мнение, которое исходит из вашего словесного описания ситуации. Вполне возможно, что были еще какие-то нюансы, которые видно только на месте события.

    Когда сотрудник прибывает на место ДТП, то он выявляет нарушения ПДД, которые привели к столкновению. Для этого, он руководствуется ПДД. Он НЕ может оперировать «понятиями».

    А уже кто прав, а кто виноват решает суд, ну или по итогам разбора в ГИБДД.

  35. Виктор

    29.06.2023 07:03

    Доброе утро Сергей! Вы пишите «Ну ладно, суть не в этом. Закрытые знаки ничего не обозначают и не запрещают до тех пор, пока они закрыты».

    Но мне кажется они, как минимум, говорят, что эти полосы на дороге существуют, а вот открытый знак 5.15.2 над средней полосой говорит о том, что через 50-150м начнется участок с особым режимом движения по средней полосе — только прямо и только по средней полосе.

    Отменить этот режим может только такой же знак 5.15.2 с другим разрешенным направлением или 5.15.1.

    Вы пишите: «Смысл в следующем. Знак 5.15.6 «Конец полосы» указывает, что проезжая часть сужается слева. Т.е. предполагается, что крайняя правая полоса (теоретически) остается «прямой», а 2-я и 3-я заканчиваются, и переходят в 1-ю полосу.»

    Но ведь знак 5.15.6 говорит о том что заканчивается только одна полоса — третья которая переходит во вторую, а вот статус первой остается под вопросом после знака 5.14.3? Конечно, я могу ошибаться.

    Но, возможно, Ваши пояснения будут интересны Вашим читателям? С огромным уважением Виктор.

  36. Сергей Д.

    29.06.2023 16:43

    Здравствуйте Виктор.

    Я лишь предположил о том, что остается только правая полоса. Еще раз повторюсь, сложно судить о ситуации, имея только словесное описание.

    Если можете, пришлите снимки на адрес info@avtonauka.ru, ну или разместите куда-нибудь в облако, и дайте ссылку на них.

    Рассуждение о том, что «начнется участок с особым режимом движения по средней полосе — только прямо и только по средней полосе», только лишь на основании одного открытого знака 5.15.2, расположенного именно над средней полосой, ошибочно.

    Это ваше собственное понимание организации дорожного движения на этом участке. В этом случае можно предполагать что угодно. Единственное, что можно утверждать, — что по оставшейся полосе нужно двигаться прямо.

    Приоритет на участках с сужением полос, в ПДД регламентирован очень расплывчато, и в зависимости от наличия либо отсутствия дорожных знаков или разметки, любую обстановку можно трактовать по-разному.

    Сейчас вы в этом сами убедитесь.

    В вашем случае проезжая часть сужается. Слева стоит знак «Конец полосы», и логично было бы предположить, что сужение начинается слева. Наверное, визуально это так и есть, но есть один нюанс.

    Если мы с вами откроем приложение ПДД «Дорожные знаки», найдем те из них, которые установлены на вашем участке и посмотрим на их значение:

    5.15.2 «Направления движения по полосе». Разрешенные направления движения по полосе.

    Знак 5.15.6 «Конец полосы». Означает конец участка средней полосы на трехполосной дороге, предназначенного для движения в данном направлении.

    Попытайтесь понять, что знак 5.15.6 означает окончание средней полосы. Закончилась та полоса, по которой двигался ваш! автомобиль. Если полоса закончилась, то вы должны перестроиться.

    Вдумайтесь: вы должны перестроиться, хотя по факту вы продолжаете едете прямо! Вот вам неоднозначность.

    Перестроиться левее или правее — это ваш выбор, при этом вы должны уступить дорогу тем, кто едет по смежным полосам. Это то, что обязывают сделать ПДД. При этом, неважно, в какую сторону идет общее сужение дороги.

    Таким образом, в соответствии с ПДД остаются левая и правая полосы, которые потом сливаются в одну. А, вот, какая из полос останется основной, левая или правая, в этом случае ПДД не оговаривают.

    Если б на дороге был дополнительно установлен предупреждающий знак сужения дороги (любой из 1.21-1.23), то было бы понятно, с какой стороны она сужается. А в вашей ситуации такого нет.

    На тот случай, когда приоритет не оговорен в ПДД, действует пункт 8.9, обязывающий уступить помехе справа. Ваш оппонент хоть и ехал позади, но был справа от вас, поэтому имел преимущество.

    Вот, по этой причине, сотрудник «обвинил» ваш автомобиль. Сотрудник опирается только на ПДД.

    Примерно по этой же причине я в прошлом ответе предположил, что приоритетной останется правая полоса.

    Приоритеты в соответствии с ПДД я вам расписал. Но если у вас остались сомнения, тогда присылайте фотографии, видео, попробуем разбираться.

  37. Виктор

    03.07.2023 06:22

    Доброе утро Сергей. Еще раз спасибо за комментарии и ответы на вопросы.

    С уважением Виктор.

  38. Сергей Д.

    04.07.2023 13:18

    Пожалуйста, Виктор. Если будут вопросы, обращайтесь.

  39. Виктор

    06.07.2023 07:01

    Добрый день Сергей! Воспользуюсь Вашим любезным предложением к продолжению диалога.

    В моем случае два ТС начали перестроение из средней полосы в правую, замечу — не одновременно, а каждый после проезда знака 5.14.3.

    Т.е. первый уже перестраивался, только плавно, а второй начал перестроение позже, но сделал это резко и с ускорением, а следовательно раньше его закончил.

    Хотя, не понятно, что значит закончил, стал двигаться прямо? Стал двигаться вдоль края проезжей части или первым полностью оказался на правой полосе?

    Первый в этот момент занял правую полосу только на половину! Кто в данной ситуации обладает преимуществом?

    Согласно п. 8.1: При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а так же помехи другим участникам дорожного движения.

    Т.е. нельзя препятствовать завершению кем либо начатого маневра (перестроения)? Ведь первый начал перестроение, не имея ни каких помех!

    А вот о том, имеет ли преимущество тот, кто первым начал в такой ситуации, в ПРАВИЛАХ ничего нет.

    СПАСИБО! С уважением, Виктор.

  40. Сергей Д.

    06.07.2023 13:10

    Здравствуйте Виктор.

    Теоретически, первый авто начал перестроение, и должен его закончить. Второй авто, чуть позднее начав свой маневр, обязан НЕ препятствовать первому (пункт 8.1). По этой логике преимущество у первого авто.

    Окончание маневра — понятие «размытое», я попытался как-то его определить в статье Что такое «маневр» в ПДД, но в юридическом поле это ничего не означает.

    Далее, что происходит?! Второй авто чуть с опозданием делает такой же маневр, как и первый, но с опережением, фактически создает помеху первому, т.е. нарушает пункт 8.1. Но в итоге, второй делает первого нарушителем по ПДД просто потому, что раньше его успел оказаться справа.

    Потом, на разборе, появляется юрист, который говорит: Нееееет, второй не нарушил, потому что закончил маневр (перестроился) первым, и к тому же, он уже! был справа от первого, хоть и сзади, поэтому он не виноват.

    Ну а видео и прочие доказательства можно интерпретировать по-разному. Есть много решений по спорам, в которых «лево» и «право» меняют местами, и ничего, это прокатывает.

    Этот случай из тех, про которые говорят, что произошло «на грани» прав/не прав. В КоАП за него штраф не предусмотрен. Чье мнение перевесит, тот и прав.

    Поэтому, соблюдать ПДД нужно, но выгоднее ехать с учетом сложившейся обстановки. Когда хотя бы один из участвующих контролирует ситуацию, то ДТП удается избежать.

  41. Виктор

    07.07.2023 06:14

    Доброе утро Сергей! Огромное спасибо за комментарий.

    Если я Вас правильно понял никакой судебной перспективы оспорить решение о моей виновности нет? С уважением Виктор.

  42. Сергей Д.

    07.07.2023 10:33

    Здравствуйте Виктор.

    Я не знаю ответ на этот вопрос. Невозможно заранее знать решение судьи.

    Иногда срабатывает один шанс из ста. Попробуйте обратиться к профильному юристу в вашем городе.

  43. Uzbek

    12.10.2023 19:23

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста по поводу ситуации, когда знак «Движение по полосам» установлен до перекрёстка (около 50м).

    При этом движение разделяют трамвайные пути. На знаке две полосы, с левой — только прямо, с правой — прямо и направо. Нас интересует левая.

    Могу ли я развернуться (налево) после проезда этого знака, но до перекрёстка, к которому он относится?

    По трамвайным 100% нельзя, получается, нужно разворачиваться прямо с левой полосы, или разворот в таком случае вообще запрещен?

  44. Сергей Д.

    12.10.2023 22:28

    Здравствуйте Uzbek.

    Знак 5.15.1 «Направления движения по полосам» указывает на имеющееся число полос (в вашем случае их две) и разрешенные направления движения по каждой из них.

    Действие знака распространяется на весь перекресток. Т.е. через перекресток по левой полосе — только в прямом направлении. Соответственно, повернуть налево и развернуться НА перекрестке запрещается.

    Полагаю, что трамвайные пути располагаются в одном уровне с проезжей частью дороги.

    Знак 5.15.1 не запрещает развернуться до перекрестка, если на этом конкретном участке дороги нет других условий, запрещающих разворот.

    Т.к. в ваших условиях на перекрестке разворот запрещен, тогда что может запретить разворот до перекрестка?

    Например, при знаке 5.15.1 запрещается заезжать на попутные трамвайные пути. Этот запрет может быть продублирован сплошной линией разметки, которая отделяет трамвайные пути от проезжей части.

    Если разметка чуть стерлась, и ее плохо видно, то создается иллюзия, что ее нет. А она, на самом деле, есть.

    Другой вариант запрета — знак 4.1.1 «Движение прямо», установленный вначале дороги (например, за предыдущим перекрестком).

    Знак 4.1.1 действует до следующего перекрестка, но именно до перекрестка обязывает ехать прямо (при этом разрешает повернуть направо на прилегающую территорию).

    Т.е. приведенных вами условий недостаточно, чтобы однозначно ответить на вопрос, разрешают ли ПДД развернуться там, где вы хотите.

    Если вы сомневаетесь в правильности ваших действий, то наверняка есть другой вариант для разворота, пусть он менее удобный.

    Например, если есть возможность, то можно поискать место, и развернуться ЗА перекрестком.

    И можно на перекрестке повернуть направо, затем развернуться, и на этом же перекрестке повернуть налево, т.е. вернуться на ту же дорогу, с которой вы начали маневрировать.

    Вот, примерно так.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.